Работа с одаренными детьми в начальной школе
Оценка 5

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
4 кл
28.03.2018
Работа с одаренными детьми в начальной школе
Работа с одаренным детьми требует огромного напряжения и нагрузки для учителя, поэтому она не всегда выстраивается так, как этого требуется. Предлагаю некоторые виды работ с одаренными детьми, которые неизменно вызывают интерес у этих детей и желание учиться и развивать свой дар.
работа с одаренными детьми.doc
Работа с одаренными детьми в начальной школе. "Одаренность человека ­ это маленький росточек,  едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе  огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,  ухаживать за ним, сделать все необходимое,  чтобы он вырос и дал обильный плод"  В. А. Сухомлинский. Под   одаренностью   ребенка   понимаются   более   высокая,   чем   у   его сверстников   при   прочих   равных   условиях,   восприимчивость   к   учению   и более выраженные творческие проявления. Одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам.          Выделяют три категории одаренных в умственном отношении детей: ­ дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях; ­   дети   с   признаками   специальной   умственной   одаренности   (профильная одаренность); ­   дети  потенциально   одаренные,   обладающие   яркой   познавательной активностью   и   незаурядными   умственными   резервами,   но   не   достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие; Общие особенности одаренных детей: ­  высокие умственные возможности; ­  способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений; ­  потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них; ­ способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения; ­   обеспокоенность,   тревожность   в   связи   со   своей   непохожестью   на сверстников. Развитие личности одаренных детей – это изменение в интеллектуальной, эмоциональной  и  волевой сферах ребенка. Развитие учебной деятельности способствует развитию субъектности ребенка, способности быть автором, активным   созидателем   жизни.   Уметь   ставить   цель.   Искать   способы   ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него.  Относиться   к  своим   способностям  как   к   ресурсам.  Стремиться  их максимально использовать и выйти за их пределы. Развитие личности всегда связано   с   появлением   психических   новообразований.   Этот   процесс происходит   через   адаптацию   и   освоение   социокультурных   норм.   Через развитие умения учиться.   Одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта, приходя в первый класс,   нередко   встречают   в   школе,  где   всех   учат   одинаково,  трудности, непонимание,   и   учение   начинается,   зачастую,   с   того,   что   ему   уже   не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в   классе   после   первых   же   уроков.   Уже   умеющие   читать   и   считать,   им приходится   пребывать   в   безделье,   пока   другие   осваивают   азбуку   и начальные   арифметические   действия.   Конечно,   очень   многое   зависит   от того, как ведется преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам   индивидуально,   имея   дело   с   целым   классом,   он   лишен возможности   ориентироваться   на   сильных   учеников.   Умный   и   активный ученик, стремясь обратить на себя внимание, быстро и легко выполняя все задания, скоро становится в тягость и учителю, и своим сверстникам. Часто таких учеников перестают спрашивать, а если, видя, что его активность не нужна учителю, он переключается на посторонние предметы, то вызывает недовольство   педагога.   Некоторые   психологи   считают,   что   творчески одаренные дети в обычной школе подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.  Таким образом, поначалу активный школьник, любящий учиться, становится лишним в школе, а она становится ему не нужна. Он перестает посещать уроки, и к подростковому возрасту оказывается в конфликте с учителями. Некоторых учителей раздражают проявления их «чрезмерной» умственной активности (каверзные вопросы, реплики, отвлеченные рассуждения и т.п.). В условиях реальной школьной практики, когда осуществление подлинно индивидуального подхода весьма затруднительно, одаренные дети нередко оказываются   наряду   с   отстающими   учениками   на   положении   изгоев, которым со стороны педагога не уделяется достаточно внимания. Причина   конфликта   еще   и   в   том,   что   способные   ученики   нуждаются   в нагрузке, которая  была  бы  под  стать  их  умственным  силам, а  школьная программа ничего не может им предложить. Часть детей с ранним подъемом способностей, в конечном счете, приспосабливается к общим требованиям, но   это   происходит   ценой   потери   своей   самостоятельности, любознательности   и   творческих   порывов,   и   их   реальные   возможности остаются   невостребованными.   Часто   к   одаренным   детям   в   школе предъявляют   гораздо   больше   требований,   чем   к   другим   ученикам. Возникают трудности со сверстниками, которые к концу начальной школы начинают отторгать от себя такого ученика, дают ему обидные прозвища, и он, боясь отверженности от коллектива, стремится быть как все, избегает показывать себя знающим больше других или более старательным.  Очевидно, что ранее проявление одаренности в детском возрасте требует пристального внимания к ребенку со стороны родителей и педагогов.  Желательно,   чтобы   обучение   одаренных   детей   строилось   на   основе специально разработанных программ, которые способствовали бы полной реализации   творческого   и   интеллектуального   потенциала,   позволяя   при этом   избежать   односторонности   психического   развития,   опасностей искажения личностного развития, а также чрезмерной психической нагрузки и переутомления. В   начальной   школе   учителю   важно   выявить   одаренных   детей   на   самых первых порах обучения. Эти дети, как показывает практика, неусидчивы, не любят   заниматься   делом,   которое   им   не   нравится,   например,   письмо; стараются всегда ответить первыми, поразить своими познаниями в какой­ либо   области.   (Ученик   моего   класса,   Ильин   Максим,   интересуется динозаврами. Он знает не только названия всех ископаемых этого вида, но и точную их массу, длину тела, место обитания и т.д.   Этот ребенок сразу обратил   на   себя   мое   внимание,   как   оказалось,   ребенок   действительно одаренный. Традиционная школьная диагностика дает картину внешней успешности, но   не   служит   показателем   внутренних   дарований   ребенка.   Поэтому   она дополняется   психологическими   исследованиями.   Это   дает   возможность учителю осуществлять более тонкий индивидуальный подход, раскрывать и развивать скрытый личностный потенциал учащихся. Учитель   начальных   классов   в   большей   степени   может   самостоятельно определять уровень общей умственной одаренности(УО), так как наблюдает ребенка   в   разнообразных   видах   деятельности.   Учитель­предметник знакомится с учеником односторонне. Это затрудняет ему оценку УО. Чаще всего он выявляет специальную одаренность или неспособность к предмету ученика. Успеваемость ученика зависит не только от умственной одаренности, но и от других факторов (памяти, внимания, прилежания и т. п.). Действие этих факторов   может   поднять   продуктивность   умственной   деятельности   до значительной высоты даже там, где УО невелика. Таким образом, педагогам необходимо ориентироваться на моделирова­ ние такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально само реализоваться. Это может быть применение знаний в нестандартной ситуации, разнообразные творческие задания. Наверное,   у   каждого   учителя   есть   свои   методы   и   приемы   в   работе   с одаренными   детьми.   Оригинальное   построение   урока   (урок­викторина, урок­путешествие урок­игра), новизна приемов (работа в парах, групповая работа)   –   очень   важные   факторы   для   работы   с   одаренными   детьми   и способствуют повышению качества обучения.  Индивидуальные занятия еще одна из форм работы с одаренными детьми. Как   известно,   в   наш   «компьютерный»   век   родителям   просто   не   хватает времени для общения с ребенком. Ребенок одаренный, как сказано выше, требует к себе повышенного внимания. Проводя индивидуальные занятия в своем классе, я даю возможность ребенку не только проявить себя, но и просто пообщаться с учителем, рассказать о находках и проблемах. Факультативные   занятия  немало   способствуют   развитию   творческих способностей и интереса к определенному предмету. Большой   интерес   у   таких   детей   вызывают   и   задания,   связанные   с составлением ребусов, кроссвордов, шарад. Подбирая   задание   для   домашней   работы,   одаренным   детям   предлагаю самим составить задание для соседа по определенной теме. Проекты  неизменно вызывают у таких учащихся заинтересованность, они выполняют их с особым желанием, в большой степени используя интернет ресурсы, энциклопедии, словари и другую литературу. Основной миссией учителя считается развитие личности ребенка, то есть стремление к более полной самореализации личностного потенциала. Учитель   «выращивает»   способности   каждого   конкретного   ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий, через подготовку к участию   в   школьных,   городских   турах   предметных   олимпиад,   проведение предметных недель.  Так складывается индивидуализированная работа с одаренными детьми в моем   классе.   Результаты   такой   работы   (победы   и   призовые   места   в предметных   городских   олимпиадах,   во   Всероссийском   конкурсе   «Первые шаги в науке», в областном конкурсе «Интеллектуальный марафон», первые места   в   конкурсах   «Русский   медвежонок»   и   т.д.)   доказывают   ее   целесо­ образность. Но   что   же   происходит   с   одаренными   детьми   в   дальнейшем?   К сожалению, работа с одаренными детьми в общеобразовательных школах не всегда эффективна, а нередко сводится к обычному уроку, где каждый «как все».   Кроме   того,   нет   или   слабо   налажена   преемственность   в   обучении начальная   школа­средне   звено.   С   болью   в   сердце   мы   видим,   как   наши «звездочки», наши одаренные дети скатываются до банальных «троечников».  Литература:      1.Матюшкин А.М.  «Загадки одаренности», М., 1993 г.      2.Юркевич В.С. «Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность», М., 1996 г.                3. Гудновский В.Э., Юркевич В.С. «Одаренность: дар или испытание». Научно­ популярная серия «Педагогика и психология», №12, 1990 г.       4.Савинков «Одаренный ребенок в массовой школе». Библиотека журнала «ДШ», №1, 2001 г.                 5. “Развитие личности в обучении” Фридман Л.М.                 6.“Возрастная одаренность школьников” Лейтес Н.С. М., 1997 7. Развитие одаренности школьников” Хуторской А.В. М., 2000. 8. “Одаренные дети в массовой школе” Савенков А. “Начальная школа” №30 2003г. 9. Интернет ресурсы

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Работа с одаренными детьми в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2018