«Работа с одарёнными детьми на уроках физической культуры»
Оценка 4.9
Педсоветы +1
docx
физическая культура
Взрослым
02.07.2017
Цель:
-Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
-Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
Задачи:
- совершенствование системы выявления, развития и сопровождения одарённых учащихся;
-выбор оптимальных форм и методов работы;
- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых
учащихся в олимпиадах, соревнованиях и конкурсах.Тема: «Работа с одарёнными детьми на уроках физической культуры»
Выполнила: Глебова Алла Александровна
учитель физической культуры
работа с одаренными детьми.docx
Тема: «Работа с одарёнными детьми на
уроках физической культуры»
Выполнила: Глебова Алла Александровна
учитель физической культуры Цель:
Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную
структуру школьного и дополнительного образования.
Формирование системы социальнопсихологической поддержки одаренных и способных
детей.
Задачи:
совершенствование системы выявления, развития и сопровождения одарённых учащихся;
выбор оптимальных форм и методов работы;
создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
расширение возможностей для участия способных и одарённых
учащихся в олимпиадах, соревнованиях и конкурсах.
Ожидаемые результаты реализации:
созданию условий для выявления, развития, сопровождения одарённых учащихся;
созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации
педагога для работы с одарёнными детьми;
созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
повышению качества образования и воспитания школьников;
формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики
способных и одаренных детей.
Основные мероприятия:
разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для
одарённых детей;
организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов и др. мероприятий;
приобретение инвентаря и оборудования для оптимизации работы
с одарёнными детьми;
приобретение научной и учебнометодической литературы, необходимой
для работы с одарёнными детьми;
организация тесного взаимодействия с ДЮСШ, спортивными клубами, медработниками и
психологической службой.
Анализ ее исходного состояния:
Потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с
ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с
развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением
требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для
талантливой молодежи.
Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в
школе.
На базе школы действуют спортивные группы:
по баскетболу: 15 человек, 1.Знакомство педагога с научными данными
о психологических особенностях и
методических приемах работы с одаренными детьми.
2.Обучение через методическую учебу, педсоветы,
самообразование, курсы повышения квалификации.
3. Накопление методического фонда по
данному вопросу.
4. Знакомство педагога с приемами
целенаправленного
педагогического наблюдения, диагностики.
5. Проведение олимпиад, соревнований, конкурсов и
других мероприятий,
позволяющих учащимся проявить
свои способности.
1.Отбор оптимальных форм, методов, систем и
приемов работы с одарёнными детьми.
2.Предоставление возможностей развивать свои
способности на более высоком уровне.
3.Сопровождение одарённых детей ( в отдельных
случаях и после окончания школы).
волейболу: 20 человек;
лёгкой атлетике: 2 группы по 15 человек;
Цели и задачи работы с одаренными детьми
Цели
1. Выявление одаренных детей
Задачи
2. Создание условий
для оптимального
развития одаренных детей, чья
одаренность на данный
момент может быть
еще не проявившейся,
а также просто одаренных
детей, в отношении которых
есть серьезная надежда
на качественный скачок
в развитии их способностей.
Формы работы с одаренными учащимися:
• индивидуальногрупповые занятия с одаренными учащимися;
• спортивные секции и клубы;
• участие в олимпиадах;
• работа по индивидуальным планам;
• спортивные соревнования.
Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время
Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально
нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную
активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся
способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей
данного учащегося.
В своей работе мы используем следующие признаки одаренности быстрое освоение
деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности, проявление
максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов,
упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в
спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение. При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми мы учитываем, что каждому
возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.
Здесь и немаловажно привлечение родителей. Так как в развитие и формировании
одаренности большое значение имеет и участие родителей . Мы в свою очередь стараемся
привлекать родителей к совместной деятельности: выступаем на родительских собраниях,
привлекаем к судейству соревнований и к их непосредственному участию. Так уже
традиционным стало проведение соревнования «Мама, папа, я дружная семья», где родители
вместе с детьми принимают активное участие. Для подросткового периода (1115 лет)
ведущим видом деятельности выступает социальнокоммуникативная деятельность –
совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и
средство формирования самооценки. Мы
стараемся включать одаренных детей в соревнования с такими же одаренными детьми или
более старшими поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В
общении со сверстниками, одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль
организатора групповых дел и игр, поэтому мы привлекаем таких детей к демонстрации
упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований,
к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья. Для старшего
возраста (1617 лет) ведущим типом деятельности является проектноисследовательская
деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом
проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и
спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной
социализации ребенка в самостоятельной жизни.
В этом возрасте мы стараемся привлекать ребят к участию в соревнованиях и конкурсах,
участвовать в подготовке и разработке работ для научной деятельности учащихся и для
учителей, привлекаем к участию в предметных олимпиадах различного уровня, к
выступлениям с пропагандой ЗОЖ, занятиям спортивной деятельностью перед младшими
школьниками. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление
скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной
воспитательной работы в школе.
Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго
индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный
возрастной период.
Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по
физической культуре подходят следующие формы работы:
секционные занятия по видам спорта;
спортивные соревнования;
конкурсы;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальногрупповым планам;
сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами ДЮСШ;
сотрудничество с другими школами.
Мы в своей работе стараемся делать все, для выявления одаренных и способных детей.
Стараемся, чтобы им в школе было интересно учиться, показывать пример другим учащимся,
приобщать их к спортивной деятельности и саморазвитию.
Как результаты работы с одарёнными детьми, можно отметить регулярное участие наших
детей в городском этапе Всероссийской Олимпиады школьников по физической культуре, успехи в соревнованиях по видам спорта. Неоднократно учащиеся нашей гимназии
приглашались для профильного обучения в ДЮСШ.
Физические упражнения для школьников с отклонением в состоянии здоровья
(специальные медицинские группы)
Очень важно своевременно выявить детей, имеющих отклонения в состоянии
здоровья, которые еще не носят необратимый характер, но снижают физическую
работоспособность, задерживают развитие организма. Этому способствует раннее
обнаружение патологических состояний, систематическое наблюдение за больными детьми
и детьми, подверженными факторам риска.
Для оценки здоровья детей и подростков есть четыре критерия: наличие или
отсутствие хронических заболеваний; уровень функционирования основных систем
организма; степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям; уровень
физического развития и степень его гармоничности.
Очень велико воздействие на детей и подростков социальной среды. Это и здоровье
родителей, и особенности течения беременности матери, родов и раннего развития малыша,
домашние условия, микроклимат в семье, организация занятий физкультурой, отдых,
санитарногигиенические условия в школе.
Сегодня в гимназии большой процент детей имеет отклонения в состоянии здоровья.
Это ОРВИ, ангины, хронический тонзиллит, аллергические заболевания, нарушения зрения,
функций опорнодвигательного аппарата, желудочнокишечные заболевания, невриты,
болезни сердечнососудистой системы и т.п.
Характер патологических отклонений зависит от возраста детей. Хронические
заболевания формируются в более старшем возрасте (главным образом в школьные годы),
но нередко они возникают в возрасте 4—7 лет (заболевания носоглотки, нарушения осанки,
болезни кожи, желудочнокишечного тракта и др.). Первое место занимают заболевания
носоглотки, затем идут близорукость, нарушение осанки, плоскостопие, заболевания
органов пищеварения, дыхания, нервнопсихические расстройства.
Выделяют следующие группы здоровья: группа I — здоровые, не имеющие
хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим развитием. Редко
болеют; группа II — здоровые, с морфофункциональными отклонениями, без хронических
заболеваний, но имеющие отклонения в физическом развитии; группа III — больные
хроническими заболеваниями в стадии компенсации; редко болеют острыми
заболеваниями, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность; группа IV —
больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, часто болеющие, со
сниженной трудоспособностью; группа V — больные хроническими заболеваниями в
стадии декомпенсации. Обычно с такой патологией дети не посещают школу, они
находятся в специальных лечебных учреждениях. Kомплексную оценку состояния здоровья дает врачпедиатр дошкольного
учреждения, школы. Дети и подростки, отнесенные к разным группам, требуют
дифференцированного подхода при занятиях физкультурой или лечебной физкультурой.
Для первой группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность
организуется без какихлибо ограничений в соответствии с программами.
Дети второй группы здоровья нуждаются в повышенном внимании со стороны
врачей как группа риска. С ними необходимо проводить закаливание, занятия
физкультурой, диетотерапию, соблюдать рациональный режим дня.
Дети третьей, четвертой и пятой групп здоровья должны находиться под
постоянным наблюдением врачей. Их двигательный режим ограничен, удлиняется
продолжительность отдыха и ночного сна.
Формы проведения физических занятий с детьми
1. Проведение утренней гимнастики или прогулки.
2. Проведение физкультпаузы между уроками, на большой перемене и пр.
3. Пребывание на воздухе не менее 3,5 часов.
4. Закаливающие процедуры.
Организация физического воспитания школьников с ослабленным здоровьем
Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий
физкультурой является важной частью работы врачапедиатра и учителя физкультуры.
Распределение школьников по медицинским группам производит врачпедиатр на
основании «Положения о врачебном контроле за физическим воспитанием населения
СССР» Приказ № 826 от 9.XI.1966 г.». Это позволяет правильно дозировать физические
нагрузки в соответствии с состоянием здоровья школьников.
Все учащиеся, занимающиеся физкультурой по государственным программам, на
основе данных о состоянии их здоровья, физического развития и физической
подготовленности делятся на три группы: основная, подготовительная, специальная.
K основной группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а
также имеющих незначительные отклонения, при достаточном физическом развитии.
K подготовительной группе относят школьников без отклонений в состоянии
здоровья, а также с незначительными отклонениями, при недостаточном физическом
развитии.
K специальной медицинской группе относят школьников с отклонением в состоянии
здоровья постоянного или временного характера, требующим ограничения физических
нагрузок. Для школьников подготовительной и специальной медицинских групп
предусматривается ограничение объема физической нагрузки. Степень ограничения
нагрузки зависит от состояния здоровья каждого школьника, его заболевания и других
показателей.
Физическое воспитание школьников специальной медицинской группы проводится
по особо разработанной программе.
Общие рекомендации по физическому воспитанию школьников
Основная группа. 1. Занятия по программе физического воспитания в полном
объеме. 2. Сдача какихлибо нормативов. 3. Занятие в одной из спортивных секций, участие
в соревнованиях.
Подготовительная группа. 1. Занятия по программе физического воспитания при
условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний
(нормативов) и норм на срок до одного года. 2. Занятия в секции общей физической
подготовки.
Специальная медицинская группа. 1. Занятия по особой программе или отдельным
видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы снижаются.
2. Занятия лечебной физкультурой.
Следует заметить, что перевод из одной группы в другую производится при
ежегодном медицинском обследовании школьников. Переход из специальной медицинской
группы в подготовительную возможен при условии положительных результатов лечения и
успехов при занятиях физкультурой, закаливании, то есть при наличии положительной
динамики.
Организация систематических занятий физкультурой требует проведения ряда
практических мероприятий. Вопервых, преподавателю физкультуры нужно иметь полное
представление о болезни школьника, знать его функциональные возможности, физическое
развитие и подготовленность для того, чтобы укомплектовать группы, подобрать нужные
упражнения и правильно дозировать нагрузку. Вовторых, проводить с такими детьми
регулярные занятия и постоянно прививать им любовь к физкультуре и спорту. Втретьих,
вести наблюдения за реакцией, сдвигами и изменениями, которые происходят в организме
каждого школьника под влиянием физических упражнений. Вчетвертых, обучать детей
простым приемам самоконтроля и подготовить их к самостоятельным занятиям в
домашних условиях.
Специальные медицинские группы комплектуются из учащихся, для которых
физическая нагрузка, получаемая на уроках физкультуры, противопоказана или требует
значительного ограничения (дети, которые имеют те или иные выраженные отклонения в
состоянии сердечнососудистой системы: первичные или вторичные, на почве того или другого хронического заболевания или остаточных явлений после перенесенного острого
заболевания). В эту группу входят школьники, больные ревматизмом в периоде ремиссии,
если после очередной атаки прошло 6—12 мес при нормальной картине крови и хороших
объективных данных; дети после миокардита в связи с перенесенными острыми
инфекционными заболеваниями; школьники с врожденными и приобретенными пороками
сердца; дети с повышенным АД.
В специальную медицинскую группу включают также школьников, страдающих
другими заболеваниями, изза которых в данное время необходимо значительно ограничить
физическую нагрузку (после перенесенного туберкулеза, при значительном отставании в
физическом развитии и отсутствии физической подготовки; острых желудочнокишечных
заболеваниях с явлениями истощения, через 5—6 мес после гепатохолецистита, а также
вирусного гепатита).
K этой же группе относят школьников, для которых физическая нагрузка не
представляет опасности, но они не могут заниматься по общей программе изза дефектов
ОДА, анкилозов, контрактур, резкой атрофии мышц, после травматических повреждений,
хронического инфекционного полиартрита,
сопровождающегося ограничением
подвижности суставов; имеющие остаточные явления полиомиелита, а также выраженную
деформацию позвоночника II—III степени.
K группе с отклонениями в состоянии здоровья относят учащихся с хроническими
заболеваниями (очаговая инфекция ротовой полости, носоглотки, придаточных пазух носа
и др.). Особенно распространен хронический тонзиллит (20—40% учащихся), кариес зубов
— почти 90% и др. Известно, что хронические очаги воспаления в носоглотке и полости
рта изменяют общую реактивность организма, снижают его защитные функции,
естественную сопротивляемость инфекциям. Дети часто болеют в период подъема острых
респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа, у них нередки обострения
хронического тонзиллита, отита, гайморита.
Очаг инфекции в носоглотке может провоцировать бронхит, воспаление легких,
переход их в хроническую форму.
Хронический тонзиллит сказывается и на работоспособности школьников во время
учебных занятий, так как интоксикация ведет к снижению функциональных возможностей
таких систем организма как сердечнососудистая, симпатоадреналовая, а также крови,
почек, печени и др. Дети с хроническими очагами инфекции создают «контингент риска» в
отношении развития ревматизма, поражения почек, желудочнокишечного тракта и многих
хронических заболеваний.
Учебная нагрузка, и особенно физические нагрузки, вызывают значительно большие
изменения работоспособности у школьников с отклонениями в состоянии здоровья, чем у
здоровых школьников. Например, дети, больные ревматизмом, в 2 раза чаще пропускают
занятия по причине недомогания, головных болей, болей в области сердца, при обострении ревматизма. Поэтому детям с хроническими заболеваниями в общеобразовательной школе
необходимо введение элементов оздоровительного режима: уменьшение учебной нагрузки,
ЛФK по специальной программе. Для данной группы школьников необходимы обязательная
ежедневная утренняя гимнастика, прогулки до и после занятий в школе, закаливающие
процедуры. Между уроками проводятся физкультпаузы по 2—5 мин, прогулки на свежем
воздухе на большой перемене и прогулки, организация подвижных игр.
Kомплектование специальных медицинских групп осуществляется врачом
педиатром. Основанием для включения в специальную медицинскую группу является то
или иное заболевание, как правило, хроническое, уровень физической подготовленности,
очаги хронической инфекции и другие критерии. Специальные медицинские группы
комплектуются по характеру заболевания:
— заболевания сердечнососудистой системы;
— заболевания дыхательной системы;
— заболевания пищеварительной, эндокринной и нарушение обменных процессов;
— заболевания и повреждения позвоночника и опорнодвигательного аппарата;
— заболевания органов зрения и слуха;
— заболевания мочевыделительной системы;
— заболевания ЦНС и периферической нервной системы (ДЦП, полиомиелит и др.).
Занятия со специальной медицинской группой проводится отдельно, чтобы щадить
психику детей и избегать излишнего напряжения.
Специальные медицинские группы для занятий физкультурой комплектуются с
учетом возраста и состояния здоровья, независимо от заболевания.
При определении школьников в специальную медицинскую группу врачпедиатр
ставит в известность преподавателя физкультуры о недостатках в физическом развитии и
состоянии здоровья ученика, а также рекомендует, какие виды физических упражнений и в
какой дозировке будут ему полезны и необходимы. Полное освобождение школьников от
занятий физкультурой может носить только временный характер. Освобожденными могут
быть дети, не посещающие школу изза значительных патологических отклонений в
здоровье, обучающихся дома.
«Работа с одарёнными детьми на уроках физической культуры»
«Работа с одарёнными детьми на уроках физической культуры»
«Работа с одарёнными детьми на уроках физической культуры»
«Работа с одарёнными детьми на уроках физической культуры»
«Работа с одарёнными детьми на уроках физической культуры»
«Работа с одарёнными детьми на уроках физической культуры»
«Работа с одарёнными детьми на уроках физической культуры»
«Работа с одарёнными детьми на уроках физической культуры»
«Работа с одарёнными детьми на уроках физической культуры»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.