Лекция "Психологические особенности детей ЗПР" Задержка психического развития ( ЗПР)- одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР -это особый тип психического развития ребенка,характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики.Причины которые могут обусловить ЗПР. Особенности развития познавательных процессов у детей.работа с родителями
Психологические особенности детей с ЗПР
В последние десятилетия ХХ века особенно остро обозначилась проблема
существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом
развитии. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20%
рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему
психофизиологическому состоянию либо занимают краевое положение между
здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития, либо
больны.
Задержка психического развития (ЗПР) одна из наиболее распространенных
форм психических нарушений. ЗПР это особый тип психического развития
ребенка,
и
психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием
наследственных, социальносредовых и психологических факторов.
характеризующийся незрелостью отдельных психических
Наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР:
1.
причины биологического характера, препятствующие нормальному и
своевременному созреванию мозга (родовые травмы, тяжёлая беременность);
2.
общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в
усвоении ребенком общественного опыта;
3.
отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности,
дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта,
своевременного формирования внутренних психических действий;
Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР
1.
Недостаток внимания. Дети на уроках рассеяны, не могут работать
более 1015 мин. Это вызывает реакцию раздражения, нежелания работать. У
детей с ЗПР ослабленное внимание к словесной информации, даже если
повествование будет интересным, захватывающим. Дети теряют нить
повествования или вопроса при малейшем раздражителе (стук в дверь). Выделяют
особенности внимания у детей с ЗПР: неустойчивость, снижен объем,
концентрация, избирательность, распределение.
2.
Восприятие. Затруднено узнавание предмета в непривычном ракурсе, не
всегда узнают и смешивают сходные по начертанию буквы и элементы букв.
Страдает целостность восприятия. У детей нарушены не только отдельные
свойства восприятия, но и восприятие как деятельность. Для них свойственна
пассивность восприятия (подмена более сложной задачи простой), наблюдаются
затруднения в ориентировке в пространстве – вправо и влевоориентации.
3.
Память. Снижена продуктивность (на 2 года ниже, чем у сверстников)
запоминания и неустойчивость, большая сохранность непроизвольной памяти по
сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над
словесной,
низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и
воспроизведения, неумение организовать свою работу по заучиванию,
недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании,
не6 умение использовать приемы запоминания, нарушение кратковременной
1 памяти, повышенная тормозимость под воздействием помех, быстрое забывание
материала и низкая скорость запоминания.
4.
Мышление. У большинства детей с ЗПР уровень развития наглядно
действенного мышления у этих детей в норме. Они правильно выполняют задание,
но некоторым требуется стимулирующее задание. Нагляднообразное мышление:
большинству требуется многократное повторение задания и оказание некоторых
видов помощи, но есть такие, которые и с помощью с заданием не справляются.
Словеснологическое мышление у большинства не развито.
5.
Речевое развитие. Ограниченность словарного запаса, замедление
овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности
овладения письменной речью;
6.
Эмоциональноволевая сфера. Незрелость эмоциональноволевой
деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;
7.
Мотивационная сфера. Преобладание игровых мотивов, стремление к
получению удовольствия, дезадаптивность в побуждении и интересов.
Наука выделяет несколько возможных вариантов развития этой категории
детей:
Положительная динамика возможна при совместной работе школы и семьи.
постепенное улучшение развития;
та же динамика, прерываемая возрастными кризисами;
развитие стойкого негрубого дефекта;
регресс формирования состояния.
2
Работа с родителями.
Работа с родителями.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.