Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС.
Оценка 4.9

Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС.

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа
1 кл—5 кл
05.05.2017
Работа с родителями  как одно из направлений деятельности классного руководителя  в условиях ФГОС.
В каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослых в тупик. И родители время от времени совершают ошибки. Поэтому необходимо научить родителей такие ситуации предотвращать. Обучение родителей осуществляют различные институты: школа, средства массовой информации, специальные службы. Школа, работая с семьей, ставит следующие задачи: просвещать, помогать родителям в воспитании детей, привлекать их к совместной воспитательной деятельности. Педагогическое просвещение родителей, то есть информирование их в области воспитания, — это одна из функций учителя, классного руководителя. Учитель должен вести педагогическое просвещение родителей.Помощь учителей родителям состоит в индивидуальном консультировании, рекомендациях, советах, совместных действиях. Школа привлекает родителей к проведению внеурочной работы с учащимися: проведению походов, занятий, кружков. Родительские собрания и родительские комитеты служат реализации этих задач.
сотруд.с род.в усл. фгос.docx
как одно из направлений деятельности классного Работа с родителями руководителя в условиях ФГОС. В каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослых в тупик. И родители время от времени совершают ошибки. Поэтому необходимо научить родителей такие ситуации предотвращать. Обучение родителей осуществляют различные институты: школа, средства массовой информации, специальные службы. Школа, работая с семьей, ставит следующие задачи: просвещать, помогать родителям в воспитании детей, привлекать их к совместной воспитательной деятельности. Педагогическое просвещение родителей, то есть информирование их в области воспитания, — это одна из функций учителя, классного руководителя. Учитель должен вести педагогическое просвещение родителей. Помощь учителей родителям состоит в индивидуальном консультировании, рекомендациях, советах, совместных действиях. Школа привлекает родителей к проведению внеурочной работы с учащимися: проведению походов, занятий, кружков. Родительские собрания и родительские комитеты служат реализации этих задач. При работе с родителями мы, учителя, встречаемся с проблемами, которые выдвигает сама жизнь. Это малочисленность семей, воспитание в семье только одного ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с занятостью на работе или по причине получения молодыми родителями образования в высших и средних специальных учебных заведениях; отстранение ребят от трудовых обязанностей, неумение родителей правильно организовать их трудовое воспитание; это и влияние факта неполной семьи (сегодня почти в каждом классе есть дети, которых воспитывает одна мать). В классе я веду работу с родителями в двух направлениях: с коллективом родителей класса в целом и индивидуально с каждым из родителей. Наиболее эффективные формы работы — классные родительские собрания, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, привлечение членов семей к созданию различных выставок работ учащихся. Воспитание учащихся в школе и семье — это единый неразрывный процесс. При организации работы с семьями учащихся школа исходит из общей для всех задачи: достижения всестороннего гармонического развития личности ребенка. Поднять уровень ответственности старших перед подрастающим поколением и помочь семье в деле воспитания детей можно, только проводя систематическую, последовательную работу с родителями по формированию у них педагогических умений и навыков. Роль учителя в организации этого процесса очень ответственна и имеет свои педагогические тонкости. Очень важно уже с первых дней обучения и воспитания детей в школе подключить родителей к учебно-воспитательной работе, сделать их полноправными соучастниками педагогического процесса. Там, где учителя и родители действуют согласованно, лучше осуществляется как учебно-воспитательная работа в школе, так и воспитание детей в семье. Единые согласованные требования семьи и школы — одно из условий правильного воспитания детей. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Педагогика должна стать наукой для всех — и для учителей, и для родителей». Классный руководитель должен обладать большой психологической гибкостью, интуицией. Во время общения с классным руководителем родители должны иметь возможность высказать свои пожелания, знания о своих детях. Умение выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребенка, — это обязательное условие укрепления связей, условие понимания самих родителей. Установление контактов с родителями учащихся — начало всех начал. «Вхождение» в семью позволяет родителям увидеть в наставнике своего ребёнка прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое. Опираясь на опыт признанных педагогов В. И. Сухомлинского и А. С. Макаренко, Н. Е. Щурковой, на методические рекомендации В. М. Коротовой «О работе классного руководителя», я выделяю следующие задачи: Установление и поддержание постоянной связи с родителями. Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка. Привлечение родителей к организации работы с классом. Педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры. 1. 2. 3. 4. Над проблемой сотрудничества с родителями учащихся я работаю с начала своей педагогической деятельности. В работе с родителями использую различные формы и методы. Выделила из них наиболее эффективные для моего детского коллектива. Использую: индивидуальные консультации, беседы, родительские чтения, встречи, вечера, походы в природу. Особое внимание уделяю неблагополучным семьям, выявляю в них источник отрицательного влияния на детей. Дальнейшую работу по воспитанию провожу в тесном контакте с социальным педагогом и педагогом-психологом. Цели: создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания школы и семьи, их взаимного стремления развивать личность ребенка, создавать мотивы учения, давать ценностные ориентации, раскрывать его индивидуальность, творческий потенциал и т. д., укрепление престижа семьи в обществе. Задачи: Оказание помощи семье в воспитании детей. Психолого-педагогическое просвещение семей. Коррекция семейного воспитания. Организация досуга семьи. Знакомство с нормативно-правовой документацией по защите прав ребенка. Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями строится в соответствии со следующими целями: а) просветительская — научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми; б) консультативная — совместный психолого- педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков; в) коммуникативная — обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей. Основные направления в работе педагогического коллектива с семьями учащихся: изучение семей и условий семейного воспитания; пропаганда психолого-педагогических знаний; активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям; обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания; 1. 2. 3. 4. 5.                 семьи; дети); знакомство с правами и обязанностями родителей и детей. В работе с семьей я руководствуюсь принципами: объективный характер изучения семьи; комплексный подход в изучении всех характеристик выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления ее воспитательного потенциала; анализ реальной ситуации; двусторонний характер изучения семьи (родители, одновременное изучение воспитательной деятельности семьи и личности ребенка, его воспитанности; оптимистический подход к семье; не только изучение, но и практическая реализация родителей — это воспитательных возможностей семьи и общества. Формы взаимодействия педагогов и способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями. Наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей. Родительское собрание — основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, может вести он сам, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять родителям. Родительский комитет, очередная группа родителей (совет дела) обсуждают ход собрания, выбирают ведущего, формулируют варианты решения вопросов, выносимых на собрание. Собрание не сводится к монологу учителя, а принимает характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Один из эффективных способов повышения творческой активности участников собрания — включение их в совместную исследовательскую деятельность. Так, например, родителям предлагается     провести целевое наблюдение за поведением детей, а полученными результатами поделиться на собрании. На основе этого педагог и родители определяют, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного опыта. Рекомендации по проведению родительских собраний: родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе; тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей; собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и так далее; собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей по вопросам воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Родителям читаются не только лекции. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий. В определении тематики лектория участвуют родители. Если им трудно сформулировать темы занятий, наметить проблемы для изучения, педагог сможет предложить наборы возможных тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе. Целесообразно подготовку занятий осуществлять поочередно группой родителей (советом дела). В зависимости от сложности темы, подготовленности к ней родителей педагог, совет дела привлекают специалистов либо подбирают материалы и проводят занятие своими силами. Если приглашается специалист, то организаторы предварительно обговаривают с ним круг волнующих родителей проблем, продумывают способы привлечения и активизации участников занятий. Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Ее проведение целесообразно, если действительно есть опыт продолжительного семейного воспитания по данной проблеме. Такая форма вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, воспринимается с большим доверием. Для обмена опытом можно взять несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. В этом случае могут выступить многие родители. Вечер вопросов и ответов проводится после опросов родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними; на одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания). Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен для обсуждения родителей и стать основой для специально подготовленного диспута. Диспут — размышление по проблемам воспитания, одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута сами, разбившись по группам, могут сформировать наиболее интересные вопросы, а затем отобрать и предварительно обговорить те из них, которые можно вынести на коллективные обсуждения. Такой способ позволяет включить всех в поиск наиболее правильного решения вопроса, помогает родителям занять определенную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться для подведения итогов. Педагогу или кому-то из родителей нужно подготовить заключительное сообщение. Предметом подобных обсуждений, дискуссий могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семьи, просмотренные вместе спектакли и кинофильмы. Встречи с администрацией, учителями класса целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей. Возможны вопросы друг к другу, составление программы действий по выявленным проблемам в процессе совместного коллективного поиска. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспитании, обучении отдельных групп детей. Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей обусловлены разной степенью подготовленности родителей к воспитанию детей в семье, спецификой их профессиональной деятельности, характером участия родителей в организации воспитательной работы в классе, ролями, выполняемыми ими в семье, индивидуальными особенностями учащихся, трудностями семейного общения. Особо важная форма — взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может быть выбран родительским собранием на весь учебный год. В некоторых классах, где родители активны и заинтересованы, функции членов родительского комитета по очереди выполняют все, распределившись в группы по желанию. Родительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии он становится проводником их идей. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации решений, принятых родительским собранием. Члены комитета могут распределить обязанности, роли, функции, определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем коллектива. Учителя и родительский комитет формируют советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. В этом случае педагоги взаимодействуют с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, консультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятельность. Классные руководители проводят групповые консультации, практические занятия для родителей, например, по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения. Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Так, учителя и классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с учетом проблем этих учащихся. После посещения ряда уроков учителя и родители вместе пытаются выявить причины неуспеваемости детей, найти способы оказания им помощи. Взаимодействие педагогов и родителей может быть направлено на организацию деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни. Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребенка? Классные руководители организуют специальные встречи с отцами детей, проводят конференции, консультации-размышления. Результативность   Воспитанность — это интегрированный показатель сформированного отношения ученика к учебе, природе, обществу, людям, к себе. Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет, культуру общения. Творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих качеств, именно в школьные годы интенсивно идет и практически завершается формирование индивидуальности личности. Изучение и анализ уровня воспитанности дает возможность: определить цели воспитательной работы через формирование и развитие тех или иных качеств; дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности для формирования устойчивой гражданской позиции. С целью изучения уровня сформированности качеств личности и гражданской зрелости проводятся различные мониторинги. Мы используем в своей работе методику изучения определения уровня воспитанности Ю. В. Васильева. Для этого предлагается индивидуальный оценочный лист, в котором субъекты оценивания (сам школьник, семья, одноклассники и классный руководитель) оценивают его по каждому качеству личности: свобода личности, гуманность, духовность личности, творчество, практичность. По тому или иному качеству личности и показателю воспитанности выводятся средние баллы. Такая работа проводится два раза в год (сентябрь и май). Работая классным руководителем 3-го «Д» класса, знаю, что переход от дошкольного образования к школьному сопровождается достаточно резкими переменами в жизни детей. К ним относятся: повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, новые отношения с классным руководителем и учителями- предметниками (иностранный язык, музыка, физическая культура). Считаю, что в данном случае благодаря организации целостной системы работы с родителями адаптационный период прошел успешно, дети адаптировались. Для определения познавательных потребностей учащихся, мотивации их поступков, уровня самооценки проводится анкетирование «Что вам интересно?», «Моя семья», «Какой у нас коллектив» (методика А. Н. Лутошкина), «Наши отношения» (Л. М. Фридман). Для выявления взаимоотношений в семье, степени влияния родителей на развитие личности ребенка, получения содержательной информации о степени соответствия реальных условий жизнедеятельности представлениям о жизни и жизненных ценностей проводится анкетирование родителей учащихся «Изучение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения», «Голос родителей» (методика А. А. Андреева), «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения» (методика Е. Н. Степанова). «Школа глазами родителей». Через родителей собираются и уточняются более подробные сведения об учащихся: их отношение к школе, приоритетность тех или иных учебных дисциплин, взаимоотношения со сверстниками; выявляются факты, касающиеся влияния родителей на своих детей. Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность родителям осознать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают стать настоящими родителями. Таким образом, чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем при работе с семьями встретит педагог в своей профессиональной деятельности. Это незыблемое правило работы с семьей, которого должен придерживаться творческий классный руководитель.

Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС.

Работа с родителями  как одно из направлений деятельности классного руководителя  в условиях ФГОС.

Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС.

Работа с родителями  как одно из направлений деятельности классного руководителя  в условиях ФГОС.

Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС.

Работа с родителями  как одно из направлений деятельности классного руководителя  в условиях ФГОС.

Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС.

Работа с родителями  как одно из направлений деятельности классного руководителя  в условиях ФГОС.

Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС.

Работа с родителями  как одно из направлений деятельности классного руководителя  в условиях ФГОС.

Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС.

Работа с родителями  как одно из направлений деятельности классного руководителя  в условиях ФГОС.

Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС.

Работа с родителями  как одно из направлений деятельности классного руководителя  в условиях ФГОС.

Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС.

Работа с родителями  как одно из направлений деятельности классного руководителя  в условиях ФГОС.

Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС.

Работа с родителями  как одно из направлений деятельности классного руководителя  в условиях ФГОС.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017