НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Презентация подготовлена педагогомпсихологом высшей категории
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада «Золотой ключик» г.Волгодонска
Бондарь Еленой Михайловной
Цели:
• убедить родителей во вреде насилия над детьми дошкольного возраста;
• показать преимущества ненасильственных методов воспитания детей;
• определить средства и приемы построения гуманных взаимоотношений
в семье.
ЗАДАЧИ:
• Познакомить родителей с различными видами насилия в семье.
• Формировать у родителей адекватность понимания проблемы
существования насилия.
«Мой дом – моя крепость»
Проблема насилия и жестокого обращения с детьми
в современной России одна из самых острых и
актуальных.
Насилие над детьми со стороны
родителей, к сожалению, в последнее время стало
неотъемлемой чертой современной семьи.
он
Домашнее насилие осознанное
поведение человека, с помощью
добивается
которого
абсолютного
и
контроля над детьми.
В будущем модель поведения
родителей, станет стандартом
поведения ребенка.
повиновения
Насилие со стороны близкого человека, в котором ребенок всегда
пытается найти опору и поддержку, наносит большой психологический и
физический ущерб.
Жестокое обращение с ребенком это действия (или бездействие)
родителей и других членов семьи, наносящее ущерб физическому или
психическому здоровью ребенка.
Насилие любая форма взаимоотношений, направленная на установление
или удержание контроля над ребенком силой.
ВЫДЕЛЯЮТ НЕСКОЛЬКО
ВИДОВ ДОМАШНЕГО
НАСИЛИЯ:
физическое,
психическое,
сексуальное,
отсутствие заботы.
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ
Выражается в побоях, шлепках, пощечинах и т.д.
Побои могут наноситься как рукой, так и с
использованием предметов. Этот вид насилия легче
всего определить, так как после него у пострадавшего
могут быть синяки, кровоподтеки, ожоги, переломы
или растяжения, участки без волос на голове. Иногда
может случиться так, что после физического насилия
не остается следов: след от пощечины, шлепка и
легкого удушения быстро проходит, а некоторые
удары могут не оставить синяков, но при этом могут
пострадать внутренние органы.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ, СЛОВЕСНОЕ НАСИЛИЕ
Это вид насилия чаще всего распространен в реальной жизни. Многие даже не воспринимают
его как насилие. Такое насилие выражается в бранных словах, крике, угрозах, повышений
голоса. Это происходит, когда человек использует слова, унижающие личность и достоинство
другого человека. Эти слова вызывают страх в человеке, заставляют его молчать, а значит
человек, осуществляющий насилие, может чувствовать себя спокойно и безопасно.
СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ
К нему относятся нежелательные поцелуи, нежелательные прикосновения к определенным
частям тела, насильственный половой акт, а также вовлечение детей в занятия порнографией
и проституцией.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ
достоинства,
Этот вид насилия проявляется в оскорблении и унижении
человеческого
изоляции,
например, при запирании когото в маленьком и темном помещении,
когда не дают еды и питья, связывают или оставляют ребенка одного,
несмотря на то, что он боится оставаться один или в силу своего
маленького возраста не может быть один и нуждается во взрослых.
запугивании,
угрозах,
это поведение взрослых, вызывающее у детей страх;
это
психологическое
давление
в
унизительных формах
это обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его
(оскорбление);
успехов;
это эмоциональное отвержение ребенка;
это совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к
близким для него людям.
ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ОСНОВНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ РЕБЕНКА ИЛИ
ОТСУТСТВИЕ НЕОБХОДИМОЙ ЗАБОТЫ
Это невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании.
Дети, обделенные родительской заботой, имеют задержку физического и психического
развития, испытывают серьезные трудности в обучении, неразборчивы в установлении
дружеских отношений, импульсивны, безответственны, склонны к правонарушениям. В силу
дефицита родительской заботы они стремятся привлечь к себе внимание окружающих любым
способом и попадают в конфликтные ситуации.
ПРИЗНАКИ ВЫЯВЛЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ребёнок плохо развивается: его психическое и физическое
развитие не соответствует возрасту.
Ребёнок неухожен, неопрятен, плохо пахнет. Он апатичен,
часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе себя
ведёт.
Ребёнок демонстрирует изменчивое поведение: то спокоен, то
внезапно возбуждается, и наоборот. Такое поведение часто
является причиной плохих контактов ребёнка с другими
детьми, приводит к его изоляции, отверженности в группе.
У ребёнка могут быть проблемы с обучением изза плохой
концентрации внимания, несобранности, усталости, недосыпания.
Ребёнок проявляет отрицательное отношение к собственному
телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений.
Он отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки и
раны.
Для него характерны повторяющиеся жалобы на
недомогание: головную боль, боли в животе, внешние
воспаления в области мочеполовых органов.
Ребёнок явно испытывает враждебность или чувство
страха по отношению к знакомому взрослому.
проявляет
Он
реакцию испуга или
отвращения на физический контакт с определённым
взрослым.
сильную
Судорожно реагирует на поднятую руку (как бы
сжимается, боясь удара).
Ребёнок чрезмерно стремится к одобрению, ласке
любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с
другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу
обо всём и обо всех.
Он демонстрирует не соответствующее возрасту
"взрослое" поведение, рационален, интересуется
вопросами секса.
Рассказывает о случаях насилия или сексуальных
домогательствах, которые якобы произошли с другими
детьми.
К вышеперечисленным признакам могут также
добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Важно подчеркнуть, что домашнее насилие создает условия для
процветания насилия в обществе.
Взрослея, бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.
Причины семейного насилия лежат далеко за пределами данной
семьи, в семье, которой рос и воспитывался насильник.
Насилие, направленное против ребенка, порождает агрессию,
воспитывает жестокость, а значит,
воспроизводит новых насильников..
Не менее опасной ученые считают ситуацию, когда родители
излишне «запедагогизированы». Такие семьи «пропитаны духом
тоталитаризма, который искажает детскородительские
отношения, а значит, в немалой степени провоцирует разные
виды насилия над ребенком».
Невозможность получать помощь от собственных родителей
лишает ребенка способности к поиску помощи
и взаимоотношениям с людьми.
Насилие в семье неизменно ведет к отчуждению ребенка, а за отчуждением
следуют педагогические проблемы непослушание и трудновоспитуемость.
В результате семейного насилия в детях вырабатывается и развивается такое
негативное качество, как жестокость, дети приходят к выводу, что насилие
способ, которым можно разрешить конфликты.
Для успешной социализации ребенка важна положительная самооценка детей,
положительное представление о себе, но чаще жертвам насилия, особенно
психологического, свойственна низкая самооценка, ощущение собственной
незначительности.
ПОСЛЕДСТВИЯ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ ДЛЯ РЕБЁНКА
Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд. Невинные удары, как
шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?
Они преподают ребенку урок насилия.
Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый
ребенок, что он любим.
Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.
В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи,
родители таким образом срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка
только потому, что его самого били в детстве.
Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным
и проявляется много позже.
Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для
твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию.
Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание
к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и
мир.
Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и
битья?
РЕБЕНОК УЗНАЕТ:
•что он не заслуживает уважения;
•что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это
неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);
•что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;
•что насилие это проявление любви;
•что отрицание чувств нормальное здоровое явление;
•что от взрослых нет защиты.
•Тело человека хорошо запоминает и хранит в себе калечащие следы этого
"воспитания".
Люди должны уважительно относиться
Таким образом, можно сделать вывод,
что насилие в любой форме
неприемлемо.
друг к другу.
КАК ВЫЙТИ ИЗ СИТУАЦИИ, КОГДА ВДРУГ ПОКАЖЕТСЯ, ЧТО НУЖНО
ПРИМЕНИТЬ НАКАЗАНИЕ, ИЛИ ПРЕДУПРЕДИТЬ ЭТУ СИТУАЦИЮ
ПОМОГУТ СЛЕДУЮЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему
ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому
вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.
2. Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать
самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал
сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители.
Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать
из нескольких возможностей.
3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы
4. Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности
вести себя неправильно.
на другой.
5. Требуя чтото от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если
ребенок, может быть, чтото не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения,
терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
6. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших
требований: он просто не может делать все сразу.
7. Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того,
что он не в силах сделать.
8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не
9. Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь
иначе, о чем свидетельствует его поступок.
ребенку в этой ситуации? Как поддержать его?
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ.
1.Относитесь к ребенку как к самому дорогому гостю
2.Боритесь с раздражением.
3.Мой дом моя крепость это должны чувствовать дети.
4.Чаще произносите слова "Это семейное правило" чтобы
предотвратить споры и ссоры. Семейные правила могут
поддержать авторитет родителей и поведенческие нормы.
5.В правовом деле есть пятая поправка, которая гласит " Вы не обязаны
свидетельствовать против себя". Не забывайте это право пятой поправки в
домашнем кодексе, когда в чемто подозреваете детей. Ребенок оказывается в
ситуации, когда признание несет за собой суровое наказание. Это создает
чудовищный соблазн солгать. Помните, что порой достаточным наказанием для
ребенка будет сказать вам правду и признать свою вину.
Желаем успехов в трудном деле
воспитания детей!
Пусть основным методом
воспитания будет не насилие!
Если у Вас есть все основания полагать, что ребенок Ваших знакомых
страдает от домашнего насилия, постарайтесь построить доверительный
диалог с его родителями. Не упрекайте их за допущенные ошибки, а проявите
симпатию к ребенку и сочувствие к родителям, которые наверняка
испытывают какието трудности в его воспитании. Не исключено, что мать
ребенка, сама подвергается домашнему насилию. А это означает, что она не
может помочь своему ребенку, потому что сама нуждается в помощи. В такой
ситуации помочь может только психолог.
Без детей нельзя было бы так любить человечество.
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ
Главный смысл и цель
семейной жизни-
воспитание
детей. Главная школа
воспитания детей - это
взаимоотношения мужа
и жены, отца и матери.
В. Сухомлинский
ее нить, не вызвав при этом вибрации всех остальных.
Невозможно понять частицу без понимания целого…
Семья – это узорчатая паутина. Невозможно тронуть одну
Диана Сеттерфилд
Видео ролик –Не бейте детей!.avi
«Не бейте детей!»