Все мы знаем, какую роль несёт семья в развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, стиль поведения, представления о трудолюбии и многое другое.Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы
работа с родителями по внедрению ФГОС.docx
Работа с родителями по внедрению ФГОС
Подготовили:
учителя начальных классов
МОУ СШ № 2 р.п. Новоспасское
Ануфриева Наталья Николаевна
р.п. Новоспасское 2017 г. «Чтобы узнать ребенка,
надо хорошо знать его семью»
В.А.Сухомлинский
«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация.
Школа – это возвышенный дух, мечта, идея,
которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя –
и тут же реализуются.
Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия,
где приходят и уходят по звонку,
зарабатывают – кто деньги, кто оценки
и считают дни до отпуска
и минуты до очередного звонка…
Учитель призван реализовывать мечты детей…»
А.А. Захаренко
Все мы знаем, какую роль несёт семья в развитии личности ребёнка, ведь
именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их
характер, стиль поведения, представления о трудолюбии и многое другое.
Как часто мы сталкиваемся с тем, что у ребенка, который отказывается
навести порядок на собственной парте – нет перед глазами примера
родителей, наводящих порядок в доме; что плохое настроение ребёнка и
снижение успеваемости связано с раздорами в семье.
Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного
руководителя.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью
деятельности школы. (3 слайд)
Введение федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению
работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового
стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом
и государством.(4 слайд) В связи с этим особое внимание необходимо уделить нормативному
закреплению роли родительской общественности в жизни школы:
Вопервых, это заключение трехстороннего договора о предоставлении
общего образования между самим общеобразовательным учреждением,
его учредителем и родителями (законными представителями)
обучающихся;
Вовторых, это локальные акты образовательного учреждения,
обеспечивающие государственнообщественный характер управления
школой;
И, втретьих, иные договоры, соглашения и т.д., необходимые для
жизнедеятельности учреждения, например, соглашение с родителями
(законными представителями) обучающихся о персональных данных для
ведения электронных дневников и журналов. (5 слайд)
Трехуровневая модель взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся.
1й уровень – информационноаналитический.
Данный уровень характеризуется не только информированием родительской
общественности о жизнедеятельности образовательного учреждения, но и
диагностической работой в отношении состава семей, обработкой и анализом
имеющейся информации. Результат – информационная открытость внутри
общего школьносемейного пространства.
2й уровень – организационный
Данный уровень предполагает участие родителей (законных представителей)
обучающихся в организации и проведении различных мероприятий в рамках
образовательного процесса (включая урочную и внеурочную деятельность), а
также, с другой стороны, участие образовательного учреждения, его
отдельных педагогических работников (педагогапсихолога, социального
педагога, учителей, выполняющих функции классного руководителя и др.) в
решении проблем семейного воспитания. Результат – объединение возможностей и ресурсов школы и родительской общественности для решения
обоюдно значимых задач.
3й уровень – управленческий.
Важным аспектом работы с родительской общественностью в рамках
введения ФГОС НОО в нашем образовательном учреждении является
информационное сопровождение и просвещение. Действительно, среди
родителей еще остается очень высокий процент тех, кто затрудняется
ответить на вопрос о ключевых особенностях нового стандарта и об их роли в
его реализации. При этом основным источником информации о ФГОС НОО
для родителей являются педагоги и администрация школы. (6 слайд)
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем
экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная
тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов
воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в
достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей
развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все
это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет
прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие,
“авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что
приводит к “выходу” ребенка изпод влияния семьи. Школа была, есть и
останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих
воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и
социума. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать
обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы
их решения. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая
подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. Работа в
классе не принесет больших результатов без активного участия родителей.
Достижение взаимопонимания между мной и родителями – процесс сложный.
Общение это выгодно обеим сторонам.
Но... Мы живём в XX веке. Жизнь меняется. В связи с переходом школы на
ФГОС, существенно меняется и приоритет родителей в образовании своих
детей. Существенно меняется взаимодействие «учитель дети – родители»
Ι Мы видим, что согласно требованиям ФГОС родители становятся активными
участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и
помогать в организации внеучебной деятельности класса, принимать в ней
участие, при необходимости присутствовать на уроках. Ибо роль семьи в
воспитании и развитии школьных успехов огромна и незаменима. И поэтому
одной из главных и наиболее распространенных форм работы с родителями
является родительское собрание. (7 слайд)
Соответственно и изменилась методика проведения родительских собраний:
из пассивных слушателей родители превращаются в активных участников
дискуссий и т. п.
Провожу родительские собрания в форме обмена мнениями, где предлагаем
педагогические ситуации для анализа реальных жизненных ситуаций,
собраниеконсультация, вечер вопросов и ответов, час общения.
Тематика собраний разнообразна. Мы говорим об особенностях развития
младшего школьника, об укреплении памяти, развитии речи, воспитании
любви к чтению, о детской дружбе и агрессии, трудовом и эстетическом
воспитании, о помощи своему ребенку в выполнении домашнего задания .
Сейчас проводить собрания с родителями мне помогают ИКТ технологии:
презентации –это хороший «помощник» учителю на собрании.
Следовательно, собрание родителей ставит перед собой целью не только
повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива
родителей, и различные организационные вопросы. На собрании решается
целый ряд задач, возникающих в процессе учебновоспитательной работы,
вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности
учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения
педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут
родительские собрания. Отличительной особенностью нового ФГОСа является включение в учебный
план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная
деятельность». В мае месяце прошло классное собрание родителей
будущих первоклассников, на котором родители познакомились с понятием,
целями, структурой и содержанием ФГОС начального общего образования. (8
слайд)
Родители были информированы о направлениях внеурочной деятельности.
Вместе со своими детьми они осуществляли выбор направлений внеурочной
деятельности:
духовнонравственное;
спортивнооздоровительное;
социальное;
художественноэстетическое;
общекультурное.
Школа – это не только учеба, а мир общения, игры, творчества. Организация
внеурочной деятельности помогает создать условия для социального творчества,
позволяет ребенку осознать себя как личность, развить способности и интересы.
При активном участии родителей ведутся портфолио обучающихся.
(910 слайд). Родителям мною были предложены образцы портфолио. Вместе
с детьми родители выбрали понравившийся образец. Родительский комитет
распечатали образцы в цветном варианте для всего класса, закупили папки. Родители вместе с детьми осуществляют работу над проектами,
участвуют в научноисследовательской деятельности . (1112 слайд)
В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих
навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического
мышления. Таким образом, исследование это в большей степени научная
деятельность, а проект это в большей степени творческая деятельность.
Самые первые проекты, которые выполняли учащиеся.
1.«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА ».
2. «МОЯ СЕМЬЯ ». 3. «МОЙ КЛАСС И МОЯ ШКОЛА ».
4. «МОИ ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ ».
В ФГОС определён «портрет» выпускника начальной школы:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации
собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьёй и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать
свою позицию, высказывать своё мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и для окружающих
образа жизни.
Начальная школа – это самоценный, принципиально новый этап в жизни
ребёнка. Начинается систематическое обучение в школе, расширяется сфера
его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и
увеличивается потребность в самовыражении. Все отношения учащихся с
внешним миром теперь определяются его новой социальной позицией – ролью
ученика. Родители и педагоги обязаны помочь ребёнку чувствовать себя
комфортно в новой социальной роли – роли школьника.
Мы делаем первые шаги по введению ФГОС НОО, но уже первый опыт
показывает заинтересованность многих родителей и детей в тех изменениях,
которые приходят в школе в связи с внедрением новых образовательных
стандартов.
Необходимо отметить, что заинтересованность родителей во внедрении
ФГОС напрямую зависит от понимания актуальности и их значимости для
организации образовательного процесса ребёнка, что, в свою очередь, связано
с доступным уровнем подачи материала, оптимальным соотношением времени
и видов деятельности, комфортным психологическим климатом, наличием
обратной связи.Перед нами, учителями, стоит задача при переходе на новые
стандарты добиться более тесного сотрудничества с родителями.
Профессионализм педагога и доверие к нему родителей МОСТ в создание
долгосрочного сотрудничества семьи и школы в условиях реализации
стандартов нового поколения.(13 слайд)
Приложение
ФГОС ФГОСы, ФГОСы, ФГОСы… второго поколения…
Обещали нам ввести для качества учения.
Вот ввели и получили мы стандарты эти.
В результате стонут все, и страдают дети.
В первом классе шесть часов дети в школе пашут,
Вот домой они приходят: наспех едят кашу:
Ведь осваивать стандарты требуют родители.
Как вершится сей процесс, вы сейчас увидите:
Быстро пропись сделай, сын, а потом показы.
Поиграть бы???
Что ты, милый, кончились проказы.
Математику бери, 3 на 5 умножька. Как не знаешь?
Стыдно, сын. Давай, дерзай, Сережа!
А еще составь слов схемы, разукрась в тетрадочке,
Сувенирчик смастери и будет все в порядочке.
Как устал? Что за безделье, это не порядок!
Папа, быстро в Интернет, раздобудь докладик!
Дедушка, бегом, бегом, нам нужна фанерка,
Бабушка, за урожаем! Нужна внуку поделка.
Быстро встали все рядком: конкурс фотографий.
Кто то против??? Все потом, у нас стандарты, график.
График жёсткий, непосильный особо первокласснику,
Воскресенья ждёт семья, как большого праздника.
Про стандарты забываем только мы по праздникам,
ФГОС! Друг друга обзываем, так обидно дразнимся!
Список литературы. 1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2010.
223. (Стандарты второго поколения).
2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания/ И.З.Гликман. –
М.:ВЛАДОСПРЕСС, 2002. – 176 с.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской
Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070).
5. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России. Уч.издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М.,
Тишков В. А.. М 2010. С.23.
6. Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б.М. БимБад., Э.Д.
Днепров., Г.Б. Корнетов. М.: Педагогика, 1987. 288 с. (Библиотека для
родителей).
7. Настольная книга классный руководитель/Авт.сост. Е.И.Лунина,
Н.С.Шепурева и др. – Ростов н/Д, 2001: Издво: Феникс. – 383 с.
8. Организация внешкольного досуга/Сост. В.П.Шашина. – Ростов н/Д,
2002. – 351 с.
9. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.
Начальное общее образование. М2009. С.50.
10. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе/
М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. – М.: Издво центр ВЛАДОС, 2000. – 255 с.
11. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности/
Д.И.Фельдштейн. – Избр. тр. в 2 т. – М.; Воронеж: МПСИ НПО 2005. – 566 с.
Работа с родителями по внедрению ФГОС
Работа с родителями по внедрению ФГОС
Работа с родителями по внедрению ФГОС
Работа с родителями по внедрению ФГОС
Работа с родителями по внедрению ФГОС
Работа с родителями по внедрению ФГОС
Работа с родителями по внедрению ФГОС
Работа с родителями по внедрению ФГОС
Работа с родителями по внедрению ФГОС
Работа с родителями по внедрению ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.