Работа с текстом по химим

  • Семинары
  • pptx
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Этот вид работы с учебником может быть применён при изучении новых вопросов, знакомстве со структурой и логикой материала, применении заданий по тексту. В 9 классе на уроке «Сера, ее физические и химические свойства» учащиеся при самостоятельной работе составляют схему аллотропных модификаций серы.
Иконка файла материала Работа с текстом Ткачук Т.М.pptx
Приёмы работы с текстом на  уроках химии Ткачук Т.М, учитель химии
Работа с текстом учебника Этот вид работы с учебником может быть  применён при изучении новых вопросов,  знакомстве со структурой и логикой  материала, применении заданий по тексту.    В 9  классе на уроке  «Сера, ее физические и  химические свойства» учащиеся при  самостоятельной работе составляют схему  аллотропных модификаций серы.
На   уроке  «Азотная кислота» в 9 классе,  учащиеся знакомятся с применением  азотной кислоты. Ребятам дается задание  выписать из  учебника  перечень продуктов,  для изготовления которых используется  кислота. Читая  учебник, ученики  составляют схему применения кислоты.
С помощью  учебника  ученики должны  уметь заполнять схемы примерами. Это  можно проследить  по темам «Оксиды»,  «Смеси».
С помощью  учебника  учащиеся  так же  должны уметь составлять не только схемы ,  но и таблицы и диаграммы (например  диаграмма по теме  «Состав воздуха» ) С  помощью учебника учащиеся учатся  составлять  сравнительные характеристики   элементов, веществ.
Состав воздуха
Составление плана    Составление плана прочитанного является сложным  видом самостоятельной  работы   с   учебником,  требующим от учащихся не только знания  материала, но и умения выделять основные мысли,  улавливать логическую последовательность  изложения, находить четкие ясные формулировки  для заголовков к каждой части учебного материала.  Работа по составлению планов  можно рассмотреть  на примере круговорота азота в природе (простой  план) и по теме «Сплавы» (сложный план).
Применяется такая форма  самостоятельной работы учащихся, как  индивидуальное изучение некоторых  параграфов учебника с последующим  письменным выполнением заданий. Это  темы ­ «История использования металлов»,  «Сплавы» в 9 классе.
На уроках можно применять  следующее:    1. Объясняю  материал, а затем говорю: «По  учебнику  найдите то, о чем не шла речь».     2. При изучении нового материала ученики  делают  вывод. Я  прошу сверить вывод,  сделанный учениками, с выводом в учебнике.    3. Зная, что ученики забыли формулу или  определение, говорю, на какой странице можно  найти ответ.
Работа с иллюстративным  материалом учебника    На уроках химии  наиболее простая и  эффективная форма работы с иллюстрациями.  Они могут быть самыми разнообразными.  Например, большое значение в практической   работе  имеет умение пользоваться таблицами,  помещенными в  учебнике. Например,  руководствуясь таблицей растворимости,  учащиеся определяют, осуществима ли  практически данная химическая реакция.
Работа с рисунками  учебника  может  заключаться в сравнении рисунков.  Например, рисунок «Влияние условий  окружающей среды на коррозию металлов».  Здесь показано влияние  сухого  воздуха,  воды, раствора  хлорида натрия на железо.      Рис. «Структуры белков» ­ показаны  отличия в строении первичной,  вторичной, третичной структур.
По рис. «Круговорот азота в природе»,  «Круговорот фосфора в природе»,  «Применение углерода», по  схеме  «Образование современной атмосферы», по  диаграмме «Распространение химических  элементов в земной коре» учащиеся могут   составить рассказ, даже не изучив текст  учебника.
Использование учебника для справок     Для того, чтобы хорошо усвоить материал, ученику  необходимо неоднократно обращаться к изложенным  в учебнике фактам, законам и т.д. Прежде всего  такая необходимость возникает при решении задач и  повторении. Справку по основным понятиям и  законам легко найти, используя предметно­именной  указатель; поможет здесь и оглавление. В учебнике  10 класса даны приложения, где в виде таблиц и схем  даны основные классы углеводородов, химические  свойства органических соединений, изученных за год.  В 9 классе в приложении  даны даты открытия  химических элементов.
Применение игровых приемов работы с  учебным текстом • Применение игровых приемов работы с учебным текстом  способствует развитию познавательных умений учащихся.  Использование  игровых форм занятий ведет к повышению  творческого потенциала обучаемых и таким образом, к  более глубокому, осмысленному и быстрому освоению  изучаемой темы. Я использую на уроках: Вопрос­ответ. • Быстро, внимательно прочитать текст.   I вариант ­задает вопросы, а II вариант находит и  зачитывает ответ.  Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ  стимулирует  учащихся к чтению текста параграфа.
Например,  в 10 классе на уроке по теме   «Витамины. Лекарства» учащиеся ставят  вопросы:  -Сколько известно в настоящее время  витаминов? ­Чем опасен бодибилдинг? ­Что такое алкалоиды, их происхождение? ­Чем отличается яд от лекарства, по  утверждению Парацельса?
Спасибо за внимание!

Посмотрите также