Этот вид работы с учебником может быть применён при изучении новых вопросов, знакомстве со структурой и логикой материала, применении заданий по тексту.
В 9 классе на уроке «Сера, ее физические и химические свойства» учащиеся при самостоятельной работе составляют схему аллотропных модификаций серы.
Приёмы работы с текстом на
уроках химии
Ткачук Т.М, учитель химии
Работа с текстом учебника
Этот вид работы с учебником может быть
применён при изучении новых вопросов,
знакомстве со структурой и логикой
материала, применении заданий по тексту.
В 9 классе на уроке «Сера, ее физические и
химические свойства» учащиеся при
самостоятельной работе составляют схему
аллотропных модификаций серы.
На уроке «Азотная кислота» в 9 классе,
учащиеся знакомятся с применением
азотной кислоты. Ребятам дается задание
выписать из учебника перечень продуктов,
для изготовления которых используется
кислота. Читая учебник, ученики
составляют схему применения кислоты.
С помощью учебника ученики должны
уметь заполнять схемы примерами. Это
можно проследить по темам «Оксиды»,
«Смеси».
С помощью учебника учащиеся так же
должны уметь составлять не только схемы ,
но и таблицы и диаграммы (например
диаграмма по теме «Состав воздуха» ) С
помощью учебника учащиеся учатся
составлять сравнительные характеристики
элементов, веществ.
Составление плана
Составление плана прочитанного является сложным
видом самостоятельной работы с учебником,
требующим от учащихся не только знания
материала, но и умения выделять основные мысли,
улавливать логическую последовательность
изложения, находить четкие ясные формулировки
для заголовков к каждой части учебного материала.
Работа по составлению планов можно рассмотреть
на примере круговорота азота в природе (простой
план) и по теме «Сплавы» (сложный план).
Применяется такая форма
самостоятельной работы учащихся, как
индивидуальное изучение некоторых
параграфов учебника с последующим
письменным выполнением заданий. Это
темы «История использования металлов»,
«Сплавы» в 9 классе.
На уроках можно применять следующее:
1. Объясняю материал, а затем говорю: «По
учебнику найдите то, о чем не шла речь».
2. При изучении нового материала ученики
делают вывод. Я прошу сверить вывод,
сделанный учениками, с выводом в учебнике.
3. Зная, что ученики забыли формулу или
определение, говорю, на какой странице можно
найти ответ.
Работа с иллюстративным
материалом учебника
На уроках химии наиболее простая и
эффективная форма работы с иллюстрациями.
Они могут быть самыми разнообразными.
Например, большое значение в практической
работе имеет умение пользоваться таблицами,
помещенными в учебнике. Например,
руководствуясь таблицей растворимости,
учащиеся определяют, осуществима ли
практически данная химическая реакция.
Работа с рисунками учебника может
заключаться в сравнении рисунков.
Например, рисунок «Влияние условий
окружающей среды на коррозию металлов».
Здесь показано влияние сухого воздуха,
воды, раствора хлорида натрия на железо.
Рис. «Структуры белков» показаны
отличия в строении первичной,
вторичной, третичной структур.
По рис. «Круговорот азота в природе»,
«Круговорот фосфора в природе»,
«Применение углерода», по схеме
«Образование современной атмосферы», по
диаграмме «Распространение химических
элементов в земной коре» учащиеся могут
составить рассказ, даже не изучив текст
учебника.
Использование учебника для справок
Для того, чтобы хорошо усвоить материал, ученику
необходимо неоднократно обращаться к изложенным
в учебнике фактам, законам и т.д. Прежде всего
такая необходимость возникает при решении задач и
повторении. Справку по основным понятиям и
законам легко найти, используя предметноименной
указатель; поможет здесь и оглавление. В учебнике
10 класса даны приложения, где в виде таблиц и схем
даны основные классы углеводородов, химические
свойства органических соединений, изученных за год.
В 9 классе в приложении даны даты открытия
химических элементов.
Применение игровых приемов работы с
учебным текстом
• Применение игровых приемов работы с учебным текстом
способствует развитию познавательных умений учащихся.
Использование игровых форм занятий ведет к повышению
творческого потенциала обучаемых и таким образом, к
более глубокому, осмысленному и быстрому освоению
изучаемой темы. Я использую на уроках:
Вопросответ.
• Быстро, внимательно прочитать текст.
I вариант задает вопросы, а II вариант находит и
зачитывает ответ.
Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ
стимулирует учащихся к чтению текста параграфа.
Например, в 10 классе на уроке по теме
«Витамины. Лекарства» учащиеся ставят
вопросы:
-Сколько известно в настоящее время
витаминов?
Чем опасен бодибилдинг?
Что такое алкалоиды, их происхождение?
Чем отличается яд от лекарства, по
утверждению Парацельса?