"Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ"
Оценка 5

"Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
11 кл
18.03.2018
"Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ"
Одним из важных пунктов ЕГЭ по русскому языку является создание сочинения-рассуждения по тексту. Чтобы его написать, необходимо уметь осмысливать текст, выделять в нем проблему. Данный материал демонстрирует несколько способов выявления проблемы текста, в котором она не выражена открыто. Один из них -это дифференциальный алгоритм чтения.
работа с текстом при подготовке к егэ.docx
Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ. (сл 1)  Создание  сочинения­рассуждения на основе данного текста наиболее трудная часть ЕГЭ  по русскому языку.     Многие слабые учащиеся считают его слишком сложным. И совершают ошибку. Поэтому прежде всего будущих выпускников необходимо нацеливать на создание сочинения,  повышая мотивацию с помощью приема «прогнозирование перспективы».        Возможна беседа с учениками, в которой поясняется, почему в экзаменационную  работу по русскому языку включен этот вид работы – сочинение­рассуждение по  прочитанному тексту. В ней нужно отметить, что в наш век молодым людям, желающим  достичь успеха, присущ некий рационализм: нежелание тратить время и силы на то, что не  пригодится в будущей профессии. Некоторые рассуждают так: «Я не собираюсь быть ни  писателем, ни журналистом. Зачем мне мучиться над сочинением?»      По утверждению ученых, объем научных знаний усваивается каждые 8 – 10 лет, а это  значит, что полученное образование быстро стареет. Наиболее доступный способ решения  этой проблемы – образование и самообразование. И здесь необходимы совершенно  конкретные умения: работать с текстами различных стилей, извлекать необходимую  информацию, излагать собственные мысли четко и последовательно.    А ведь умение писать сочинение – это не что иное, как умение доказательно,  логично и образно излагать свои мысли.(сл 2)          Основа создания сочинения  ЕГЭ – уроки развития речи, (сл 3) которые проводятся  с 5 класса. Все они должны быть подчинены задаче – подготовить учащихся к созданию текста  на основе данного.        Для успешных уроков развития речи необходимо учитывать принципы(сл 4)  1. принцип креативности, который требует, чтобы активность учащихся была продуктивной, то есть творческой.  2. принцип  от простого к сложному.  В этой связи стоит обратить внимание на нарастание трудностей при составление текстов разных типов в зависимости от возраста.   Важное место занимает рациональный отбор приемов работы:  (сл 5) ­ чтение (слушание) текста с определенной установкой; ­ анализ текста – образца (содержательный, композиционный, языковый); ­ сбор рабочих материалов, их анализ, стилистический эксперимент; ­ редактирование текста, расширение и сжатие текста; ­ репродукция текста, составление плана; ­ выявление моментов(позиция автора, высказывание собственной позиции).         Таким   образом,   уроки   развития   речи   являются   основой   для   успешного   создания экзаменационного текста сочинения­рассуждения.   IV. Технология создания текста на основе данного (часть С);     Сочинение ­ самая трудная часть экзамена. Но приступать к нему должны все. Но это не так просто. На выполнение этого вида работы у ученика осталось 1,5 часа. За это время надо создать черновик  сочинения­рассуждения  по отрывку, в содержании которого порой очень трудно разобраться даже взрослому опытному человеку. Но ученику необходимо создать  свой собственный текст строго по плану: (сл 6) ­ тема; ­ проблема; ­ позиция автора по этой проблеме; ­ собственная позиция; ­ аргументация позиции с включением  доказательств 2 видов на читательской и жизненной  основе.       Но, чтобы создать такой текст, необходимо уметь: (сл 7) ­читать текст ­ верно, без искажений понимать основное содержание исходного текста и позицию  автора ­ выражать свое мнение о прочитанном тексте (согласившись или не согласившись с  автором) и убедительно аргументировать его.     Начнем с умения читать       Одним из приемов чтения является использование алгоритмов чтения  (последовательность правил, организующих процесс чтения, делая его более  эффективным).  Я предлагаю интегральный алгоритм чтения (выделение основной информации): (сл 8) 1. Наименование читаемого источника 2. Автор (Ф.И.О.) 3. Выходные данные 4. Основное содержание: тема, главная идея автора, проблемы текста 5. Конкретные факты, имена, даты 6. Новизна материала, его критическая оценка 7. Возможность использования на практике.      Рациональное чтение предполагает не только отбор полезной информации, но и ее  анализ, что требует различных умственных приемов, которые выполняются в ходе  дифференциального алгоритма чтения. (выделение основного смысла текста или  отрезка).  Блоки дифференциального алгоритма: (сл 9) 1. Выделение ключевых слов в каждом смысловом абзаце текста. Эти слова несут  основную смысловую нагрузку. 2. Составление смысловых рядов. Это словосочетания или предложения, которые  состоят из ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их  вспомогательных слов. 3. Выявление доминанты. Это основное значение текста, которое возникает в  результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова  и смысловые ряды. Это этап качественного преобразования текста. Выявление  доминанты – главная задача чтения. Осваивая технику дифференциального  алгоритма, следует читать текст с карандашом в руках три раза. При первом  прочтении надо подчеркнуть только ключевые слова. Второе чтение – построение  смысловых рядов, которые удобно записывать на отдельном листе. В третий раз  читаются смысловые ряды, на основе которых выявляется основное значение текста – доминанта.      К сожалению, очень часто учащиеся показывают неумение понять текст. Для того,  чтобы развить способность понимать содержание текста, можно использовать такие виды  деятельности как: (сл 10) ­ ответы на вопросы; ­ ­ ­ ­ ­ составление вопросов по тексту; составление плана текста; выделение основной темы; выделение микротемы; анализ связи между микротемами.     Опыт практики показывает, что не меньшую проблему для старшеклассников  представляют критерии, по которым  необходимо правильно выделять тему, проблему,  позицию автора.    Работу над этими понятиями необходимо проводить уже с 5 класса, беря за основу  микротекст художественного произведения (урок литературы) или упражнение учебника  русского языка, выполняемое в форме комплексного анализа текста.     В старших классах, где необходимо все знания свести в систему, удобно и эффективно  использование крупных блоков, таблиц, шаблонов, схем, клише, которые содержат  информацию о: ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ плане сочинения­рассуждения по отрывку  критериях оценивания; видах вступлений и заключений к сочинению; видах определения темы, проблемы текста; способах выражения позиции автора; способах выражения собственной позиции; видах доказательной базы.     (сл 11)          Каждый учащийся в процессе подготовки собирает «папку­накопитель», где  помещаются все таблицы, шаблоны, схемы. Целесообразно такие папки вводить уже в  младших классах, с условием, что к 10 ­ 11 классу они будут наполнены. Итак: для подготовки к написанию сочинения целесообразно использовать следующие формы  работы, порой совпадающие с формами репетиторской деятельности: (сл 12) 1. Применение шаблонов и клише: 2. Строжайший контроль за соблюдением всех критериев плана, которые могут дать  максимум баллов. 3. Индивидуальный подход к каждой работе, повышения мотивации: ученик  пишет и  переписывает  работу столько раз и до тех пор, пока она не будет соответствовать  нормам оценивания всех критериев, и эта оценка будет удовлетворять самого  ученика 4. Применение папок (тетрадей) – накопителей, где собирается материал к   предполагаемым темам, доказательная база к злободневным проблемам. 5. Введение зачетной системы особенно среди слабых учащихся, при которой они  должны показать. 1) знание плана  сочинения, его критериев. 2) умение использовать шаблоны для написания сочинения по текстам разных  6. стилей научного, художественного, публицистического.   систему ориентации по плану сочинения и соблюдение его во всех письменных  работах. 7. Формирование у учащихся младших классов работы с микротекстами различных  стилей. С включением вопросов по содержанию, авторской позиции, языковых  средств, стиля, типа речи. 8. При подборе микротекстов внимание уделять глубине содержания, актуальности  проблематики при минимальном объеме, ограничивая учащихся во времени,  создавая при этом атмосферу экзамена.      Данный опыт получил практическое применение при сдаче ЕГЭ по русскому языку . Ну а теперь предлагаю вам немного практики. Хочу остановиться на таком приеме как  дифференциальный алгоритм чтения. (сл 13) Он особенно эффективен при работе с такими текстами, в которых трудно сразу определить проблему и позиция автора не высказана  прямо. Для работы я взяла, честно скажу, первый попавшийся на глаза текст. Прочитав его,  поняла, что затрудняюсь сразу выявить проблему. (раздаю тексты для прочтения) Давайте договоримся, что даже если вам кажется, что вы готовы сформулировать  проблему и позицию автора, работайте вместе с нами, и в конце работы мы сверим ваши  предположения с результатом совместного анализа. 1. Прошу вас несколькими существительными передать содержание текста. (сл 14) Паводок ­ Каждый день  дожди ­земля напиталась  влагой ­из прорехи  хлынула обильная  вода ­мирная река начала пухнуть и  вздуваться ­мчались ручьи,  чтобы участвовать в разгуле ­никогда не было  такого разлива,  водополья ­дождь усиливался,  больно сек ­черная ненастная  ночь ­течение сносило  ­ край земли и  Детеныши  выхухоли, дети ­ слабенький писк ­не мог допищаться ­сбившись в  клубочек,  барахтались  крохотные существа ­беспомощные  детеныши ­топча наиболее  слабеньких ­бедная семья ­ гибли от холода,  голода, от борьбы за существование ­кричали, звали ­слепые, озябшие,  лежащие на краю Выхухоль­мать,  рассказчик­отец Судорожно,  непрерывно  загребая лапками ­быстро, испуганно  поплыла ­невидимая связь ­­как на нитке ­без устали гребя на одном месте ­крайне  осторожный,  пугливый зверек ­героизм,  самопожертвование  матери ­извечное дело­ спасать своих детей ­у меня тоже есть  дети ­пришлось бы точно так же тащить своих детей Война ­огромный  резиновый  сапог(крохотная  ямочка от  коровьего копытца) ­бедствие по  масштабу и  неожиданности,  разгулу и ужасу  было как паводок ­самое страшное  человеческое  бедствие – война ­птицы из огня и  металла стихии ­я не имел бы  возможности к ним  приблизиться ­я показался мельче, микроскопичнее 2. Выделите в тексте ключевые слова, относящиеся к каждому существительному.(сл  15) 3. Составляем смысловые ряды и вписываем их в таблицу.(сл 16­20) 4. В каждом смысловом ряду выделяем доминанту и записываем обобшающее  словосочетание (сл 21­22) паводок Невиданный разгул  стихии дети Беззащитность  детей родители Бессилие родителей Ужас войны война Понятия «стихия» и «война» можно объединить, так как автор в тексте сравнивает эти  явления. Понятия «дети» и «родители» можно объединить: «живые существа». Можно заменить  словом «человек», «люди», ведь мы будем определять проблему, касающуюся человека. Получается: «Проблема беззащитности (бессилия) человека перед ужасом войны». (сл 23) Чтобы сформулировать позицию автора, выразим эту проблему в виде вопроса: «Почему  человек беззащитен перед войной?» Ответ: «Человек беззащитен перед войной, так как в любой миг может потерять близких  людей» ­ это и будет позиция автора. Можно выделить и другие проблемы, основываясь на смысловых рядах.(сл 24) паводок Невиданный разгул  стихии дети Беззащитность  детей родители Материнская  любовь война Ужас войны Проблема жертвенности материнской любви. (сл 25) Вопрос: На что готова мать ради своих детей? Позиция автора: Несмотря ни на что мать всем пожертвует ради своих детей. (сл26) паводок Невиданный разгул  стихии Детеныши ­дети Беззащитность  детенышей Выхухоль ­ автор Любовь, забота,  самопожертвование Проблема отношения к животным.(сл 27) Вопрос: Как нужно относиться к животным? Позиция автора: К животным нужно относиться как к себе подобным. Следующий этап работы – это комментарий к сформулированной проблеме исходного  текста. Здесь нам тоже поможет наша таблица. На основе смыслового ряда составляем  микротекст (5­6 предложений), не забывая о том, что нужно избегать обильного  цитирования и пересказа авторского текста. Здесь не лишним будет показать знание  изобразительно­выразительных средств, обозначая  их роль в тексте. Например,  проблему беззащитности человека перед войной можно прокомментировать  следующим образом. Автор в тексте говорит о войне, сравнивая ее со стихийным бедствием – паводком. Эта  аналогия с водопольем, во время которого на краю гибели оказываются беззащитные  детеныши выхухоли, позволяет почувствовать, насколько ужасно «самое страшное  человеческое бедствие» ­ война. Это тоже стихия, не щадящая никого, вершащая свое дело, не обращая внимание на микроскопическое живое существо – человека. Человек, по  сравнению с бездушным «огромным резиновым сапогом» войны, словно «крохотная  ямочка» от коровьего копытца, словно испуганная выхухоль, судорожно гребущая  лапками, отчаянно пытающаяся спасти своих детей. Очень часто в ситуации жестокой,  кровопролитной битвы люди оказываются бессильны перед созданиями из «огня и  металла». Бессильны в попытках приблизиться к своим близким, помочь им. (сл 28) В заключение хочу сказать, что, применяя самые разные методики, мы не должны  забывать о «святом правиле, правиле повествования» ­ любой учебный материал  должен излагаться доброжелательно, спокойно и естественно. Если оно нарушено, то  ребенок начинает бояться,  испытывает беспокойство, начинает внутренне «сжиматься  в комок», появляются боли в желудке, в сердце. И о каком осмыслении, внутреннем  понимании текста тогда можно говорить. Никакие методики не оправдывают  психологические, нервно­эмоциональные сдвиги, которые порой получают наши дети.  Поэтому: (сл 29) ­ ­ не забывайте похвалить ученика за выполнение заданий; никогда нельзя говорить ученику, что он хуже других, вольно или невольно  демонстрировать его недостатки. Следует по возможности терпеливо помогать ему в  том, что он сам сделать не может. ­ ­ ­ необходимо давать школьнику посильные творческие задания. никогда нельзя иронизировать над ребенком. Учителю  полезно чаще ставить себя на место своего воспитанника. По возможности чаще создавать на уроке ситуации творческого поиска, побуждая детей к проблемному и творческому фантазированию   даже   порой   по   скучным   и   трудным   текстам   наших учебников. Работа с текстом по подготовке к ЕГЭ должна носить системный характер, касаться   всех   основных   предметов,   начинаться   уже   в   начальной   школе, продолжаться в среднем звене и углубляться в старшем.

"Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ"

"Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ"

"Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ"

"Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ"

"Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ"

"Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ"

"Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ"

"Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ"

"Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ"

"Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ"

"Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ"

"Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018