Работа с текстом в 8 классе.Представлен текст для работы, вопросы и задания к нему формируют различные коммуникативные умения.Роман Юрия Бондарева «Горячий снег»— о героическом эпизоде в истории советского народа. В кровавом ужасе боя его герои — не пассивные страдальцы, но борцы, объединенные не предчувствием близкой смерти, а единой волей к жизни, гордым сознанием причастности к той правде, которая единственно может и должна торжествовать на земле, правде защитников справедливых идеалов, человечности.
После гибели расчета, раздавленного фашистским танком, мучительно вспоминает Кузнецов о том, как страшно погибли младший лейтенант Чубариков, «с наивно-длинной, как стебель подсолнуха, шеей, с его детским жестом, когда он поспешно протирал глаза: «Землей вот запорошило», и деловито точный наводчик Евстигнеев «со спокойно-медлительной спиной, с извилистой струйкой крови, запекшейся возле уха, оглушенный разрывом». Кузнецова охватывает отчаяние оттого, что он не успел всех их хорошо узнать, полюбить: «Жутким знаком одиночества наискось торчала лопата из рыхлого бугра земли в нише — из могилы подносчика снарядов чубариковского орудия».
Роман Юрия Бондарева «Горячий снег»— о героическом эпизоде в истории советского
народа. В кровавом ужасе боя его герои — не пассивные страдальцы, но борцы,
объединенные не предчувствием близкой смерти, а единой волей к жизни, гордым
сознанием причастности к той правде, которая единственно может и должна торжествовать
на земле, правде защитников справедливых идеалов, человечности.
После гибели расчета, раздавленного фашистским танком, мучительно вспоминает
Кузнецов о том, как страшно погибли младший лейтенант Чубариков, «с наивнодлинной,
как стебель подсолнуха, шеей, с его детским жестом, когда он поспешно протирал глаза:
«Землей вот запорошило», и деловито точный наводчик Евстигнеев «со спокойно
медлительной спиной, с извилистой струйкой крови, запекшейся возле уха, оглушенный
разрывом». Кузнецова охватывает отчаяние оттого, что он не успел всех их хорошо узнать,
полюбить: «Жутким знаком одиночества наискось торчала лопата из рыхлого бугра земли в
нише — из могилы подносчика снарядов чубариковского орудия».
Самое страшное, что осознавал Кузнецов после боя, в котором погибли его товарищи,
«было не в прожитом за весь сегодняшний бой, а в этой подошедшей пустоте одиночества,
чудовищной тишине на батарее, будто он ходил по раскопанному кладбищу, а в мире не
осталось никого».
В 1946 году появляется повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». В ней
Некрасов не описывает блестящих победных боев, не представляет немецких захватчиков
неопытными, ненаученными мальчиками. Он описывает все как было: в начале войны
советские войска отступали, проигрывали многие сражения, а немцы были хитрыми,
умными, хорошо вооруженными.
События повести происходят в 1942 году, оборона Сталинграда: жестокие бои, немцы
прорываются к Волге, и отступать уже некуда. Война стала национальным горем,
несчастьем. Но в тоже время, «она – как лакмусовая бумажка, как проявитель какойто
особенный», дала возможность понастоящему узнать людей, познать их сущность. «На
войне узнаешь людей понастоящему», писал В. Некрасов.
Весь ужас войны заключается в том, что она заставляет человека смотреть в глаза смерти,
ставит его постоянно в экстремальные ситуации и что самое ужасное – дает ему
возможность выбора: жизнь или смерть. Война вынуждает делать самый решающий в
человеческой жизни выбор – умереть достойно или остаться жить подло. И каждый
выбирает свое.
Кровавая безжалостная война расставляет все по своим местам, разоблачает
пущенные в оборот ложные ценности, возвращает подлинные; выдвигает новых людей,
умело и толково делающих свое дело. Именно в испытаниях войны родился дух свободы.
Возможно, прочитав произведения военной прозы, многие задумаются над вопросом
человечности и нравственности, поймут, что остаться человеком самая достойная цель в
жизни.
Уходят из жизни победители самой страшной и жестокой войны XX века. Чем дальше
уходит время, тем мы реже вспоминаем о тех страшных сражениях и битвах. Остаются
документальные и художественные произведения о тех событиях, о людях, о стране,
одержавшей победу над Германией, остается память …
«Это нужно не мертвым – это нужно живым!»
Как сказал Р.Рождественский: «Если мы забудем войну – вновь придет она!»
9 класс
1.Определите тему, идею текста. Найдите ключевые слова.
2.Объясните значение данных словосочетаний: в чудовищной тишине; блестящих боев.
3. Ответьте на вопросы по содержанию текста:
Чем отличается повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» от других
1произведений о войне?
В чем заключается ужас войны?
4.В каком словосочетании связь иная, чем согласование?
А) младший лейтенант;
Б) умереть достойно;
В) достойная цель:
Г) в человеческой жизни.
5.Выпишите по два предложения с обособленными обстоятельствами и определениями.
6. Сколько грамматических основ в предложении: «Возможно, прочитав произведения
военной прозы, многие задумаются над вопросом человечности и нравственности,
поймут, что остаться человеком самая достойная цель в жизни»
7. Напишите сочинениерассуждение, объясняя смысл слов Р.Рождественского: «Если мы
забудем войну – вновь придет она!»
2