Работа с текстом в 8 классе

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Работа с текстом в 8 классе.Представлен текст для работы, вопросы и задания к нему формируют различные коммуникативные умения.Роман Юрия Бондарева «Горячий снег»— о героическом эпизоде в истории советского народа. В кровавом ужасе боя его герои — не пассивные страдальцы, но борцы, объединенные не предчувствием близкой смерти, а единой волей к жизни, гордым сознанием причастности к той правде, которая единственно может и должна торжествовать на земле, правде защитников справедливых идеалов, человечности. После гибели расчета, раздавленного фашистским танком, мучительно вспоминает Кузнецов о том, как страшно погибли младший лейтенант Чубариков, «с наивно-длинной, как стебель подсолнуха, шеей, с его детским жестом, когда он поспешно протирал глаза: «Землей вот запорошило», и деловито точный наводчик Евстигнеев «со спокойно-медлительной спиной, с извилистой струйкой крови, запекшейся возле уха, оглушенный разрывом». Кузнецова охватывает отчаяние оттого, что он не успел всех их хорошо узнать, полюбить: «Жутким знаком одиночества наискось торчала лопата из рыхлого бугра земли в нише — из могилы подносчика снарядов чубариковского орудия».
Иконка файла материала конспект.docx
Роман   Юрия Бондарева «Горячий снег»— о героическом эпизоде в истории советского народа.   В   кровавом   ужасе   боя   его   герои   —   не   пассивные   страдальцы,   но   борцы, объединенные   не   предчувствием   близкой   смерти,   а   единой   волей   к   жизни,   гордым сознанием причастности к той правде, которая единственно может и должна торжествовать на земле, правде защитников справедливых идеалов, человечности.          После гибели расчета, раздавленного фашистским танком, мучительно вспоминает Кузнецов о том, как страшно погибли младший лейтенант Чубариков, «с наивно­длинной, как стебель подсолнуха, шеей, с его детским жестом, когда он поспешно протирал глаза: «Землей   вот   запорошило»,   и   деловито   точный   наводчик   Евстигнеев   «со   спокойно­ медлительной спиной, с извилистой струйкой крови, запекшейся возле уха, оглушенный разрывом». Кузнецова охватывает отчаяние оттого, что он не успел всех их хорошо узнать, полюбить: «Жутким знаком одиночества наискось торчала лопата из рыхлого бугра земли в нише — из могилы подносчика снарядов чубариковского орудия».         Самое страшное, что осознавал Кузнецов после боя, в котором погибли его товарищи, «было не в прожитом за весь сегодняшний бой, а в этой подошедшей пустоте одиночества, чудовищной тишине на батарее, будто он ходил по раскопанному кладбищу, а в мире не осталось никого».         В 1946 году появляется повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». В ней Некрасов не описывает блестящих победных боев, не представляет немецких захватчиков неопытными,   ненаученными   мальчиками.   Он   описывает   все   как   было:   в   начале   войны советские   войска   отступали,   проигрывали   многие   сражения,   а   немцы   были   хитрыми, умными, хорошо вооруженными.         События повести происходят в 1942 году, оборона Сталинграда: жестокие бои, немцы прорываются   к   Волге,   и   отступать   уже   некуда.   Война   стала   национальным   горем, несчастьем. Но в тоже время, «она – как лакмусовая бумажка, как проявитель какой­то особенный», дала возможность по­настоящему узнать людей, познать их сущность. «На войне узнаешь людей по­настоящему», ­ писал В. Некрасов. Весь ужас войны заключается в том, что она заставляет человека смотреть в глаза смерти, ставит   его   постоянно   в   экстремальные   ситуации   и   что   самое   ужасное   –   дает   ему возможность   выбора:   жизнь   или   смерть.   Война   вынуждает   делать   самый   решающий   в человеческой   жизни   выбор   –   умереть   достойно   или   остаться   жить   подло.   И   каждый выбирает свое.         Кровавая   безжалостная   война   расставляет   все   по   своим   местам,   разоблачает пущенные в оборот ложные ценности, возвращает   подлинные; выдвигает   новых людей, умело и толково делающих свое дело. Именно в испытаниях войны родился дух свободы. Возможно,   прочитав   произведения   военной   прозы,   многие   задумаются   над   вопросом человечности и нравственности, поймут, что остаться человеком ­ самая достойная цель в жизни.         Уходят из жизни победители самой страшной и жестокой войны XX века. Чем дальше уходит время, тем мы реже вспоминаем о тех страшных сражениях и битвах. Остаются документальные   и   художественные   произведения   о   тех   событиях,   о   людях,   о   стране, одержавшей победу над Германией, остается память … «Это нужно не мертвым – это нужно живым!»         Как сказал Р.Рождественский: «Если мы забудем войну – вновь придет она!» 9 класс 1.Определите тему, идею текста. Найдите ключевые слова. 2.Объясните значение данных словосочетаний: в чудовищной тишине; блестящих боев. 3. Ответьте на вопросы по содержанию текста: ­ Чем отличается повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» от других  1произведений о войне? ­ В чем заключается ужас войны? 4.В каком словосочетании связь иная, чем согласование? А) младший лейтенант; Б) умереть достойно; В) достойная цель: Г) в человеческой жизни. 5.Выпишите по два предложения с обособленными обстоятельствами и определениями. 6. Сколько грамматических основ в предложении: «Возможно, прочитав произведения военной   прозы,   многие   задумаются   над   вопросом   человечности   и   нравственности, поймут, что остаться человеком ­ самая достойная цель в жизни» 7. Напишите сочинение­рассуждение, объясняя смысл слов Р.Рождественского: «Если мы  забудем войну – вновь придет она!» 2