Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики
Оценка 4.8

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Оценка 4.8
Документация
docx
математика
Взрослым
17.02.2019
Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики
Математика является основой всех точных наук. Знание математических действий, умение применять их в практической деятельности, навыки использования математических методов решения, анализа ситуаций являются гарантом успешного усвоения таких наук как физика, химия, география, информатика. Поэтому вопросы ликвидации математической неграмотности одновременно является профилактикой неуспеваемости по данным предметам. Одна из главных проблем, которую приходится решать педагогам, - это работа со слабоуспевающими учащимися. В данной статье описан мой опыт работы со слабоуспевающими учениками.
работа со слабоуспевающими учениками.docx
Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики Учащиеся любят то, что понимают,  в чем добиваются успеха, что умеют делать. Математика является основой всех точных наук. Знание математических действий,   умение   применять   их   в   практической   деятельности,   навыки использования математических методов решения, анализа ситуаций являются гарантом   успешного   усвоения   таких   наук   как   физика,   химия,   география, информатика. Поэтому вопросы ликвидации математической неграмотности одновременно   является   профилактикой   неуспеваемости   по   данным предметам.        Одна из главных проблем, которую приходится решать педагогам, ­ это работа со слабоуспевающими учащимися.  В глазах учителей все неуспевающие школьники на одно лицо. Нет четкого представления   о   причинах,   вызывающих   неуспеваемость,   о   характере мыслительной   деятельности   учащихся,   об   отношении   к   школе   и   мотивах учения.   Работая   над   данной   проблемой,   детей   с   проблемами   школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп.  1 группа – Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие  познавательных процессов – внимания, памяти, мышления,  несформированность  познавательных  умений и навыков и т.д.) сочетается с  положительным отношением к учению. Слабое   развитие   процесса   мышления   (анализа,   синтеза,   сравнения, обобщения   и   конкретизации)   вызывает   серьезные   трудности   в   усвоении учебного материала. Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, что способствует сохранению позиции школьника и формированию положительной моральной направленности. Школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей. 2   группа  –   Высокое   качество   мыслительной   деятельности   в   паре   с отрицательным отношением к учению.          Учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. Однако они привыкли заниматься только   тем,   что   им   нравится.   Избегают   активной   умственной   работы   по предметам,   усвоение   которых   требует   систематического   и   напряженного труда   (языки,   математика),   задания   по   устным   предметам   усваивают поверхностно.   В   процессе   такой   работы   у   них   не   формируются   навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими 1 интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. 3   группа  –   Низкое   качество   мыслительной   деятельности     сочетается   с отрицательным отношением к учению.     Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении   учебного   материала.   При   выполнении   учебных   задач   у   этих школьников     отсутствует   критичность;   манипулируя   цифрами,   они   легко приходят   к   абсурду.   Причем   полученные   результаты   они   не   пытаются сравнивать   с   результатами   других   школьников.   Слабое   развитие мотивационной   стороны   познавательной   деятельности   проявляется   в отсутствии   познавательных   интересов,   в   характере   общей   направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Их больше всего привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда.    Такая типология, на мой взгляд, имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, мы сможем оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.  Основная   проблема   нашей   школы   –   «не   потерять»,   «не   упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.  Кому какая помощь нужна? СЛАБЫЕ.  Основная помощь учащимся, для которых характерны низкая обучаемость,   слабое   развитие   мыслительной   деятельности   и   у   которых преобладает репродуктивный (воспроизводящий) подход к решению учебных задач,   должна   заключаться   главным   образом   в   формировании   приемов познавательной деятельности. Взывать к совести, чувству долга, упрекать в том, что они работают недостаточно, ленятся, приглашать родителей в школу бесполезно. Ощутимых результатов все это не даст. Эти учащиеся занимаются много, очень старательны, добросовестны, но для успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главное в работе с ними – учить учиться. Остановимся на некоторых приемах работы. К ним относятся:  • Алгоритмизация деятельности.  • Отработка вычислительных навыков.  • Многократное проговаривание и закрепление материала урока.  • Использование средств невербального общения (опорные сигналы, рисунки,  таблицы, схемы, план).  • Рациональное распределение учебного материала (трудное – сначала!).         Обучение алгоритмам дает возможность достичь обязательного уровня обучения   наиболее   слабым   учащимся   и   не   приводит   к   стандартизации мышления и подавлению творческих сил детей.  2 Знакомство учащихся с алгоритмами решения задач осуществляется на уроке­ лекции и включает в себя три этапа. Первый этап: Схема к задаче, которая содержит условие и вопрос. Второй этап: Составление плана решения. Третий этап: Заключительный анализ решенной задачи (ученик еще раз рассказывает, как он решал задачу и почему выбрал то или иное математическое действие).  Дальнейшая отработка алгоритма выполняется на практических занятиях при различных   формах   работы   (фронтальной,   групповой,   индивидуальной).   В целях оперативного контроля за усвоением материала очень часто (каждый урок   или   через   урок)   провожу   небольшие   самостоятельные   работы,   цель которых – не выставление оценок, а выявление тех учащихся, которые что­то не  поняли. Этим  ребятам  оказывается   оперативная  помощь. Ребята  имеют памятки, в которых записаны предписания и образцы выполнения заданий. По основным темам выделяем несколько основных задач. Теперь, имея алгоритм, учащиеся могут перейти к математической модели задачи без большого труда. Другое   дело,   что   здесь   нужны   вычислительные   навыки.   В   этом   могут помочь   систематические   задания   устного   характера.   Для   решения   этой проблемы я использую папки для устного счёта (комплект таблиц). В начале урока при проведении устного счёта идёт не фронтальная работа с классом, а индивидуальная,   с   последующей   проверкой   каждого   учащегося.   В   начале урока   дежурные   раздают   папки,   учитель   объявляет   номер   таблицы   и распределяет   варианты   между   учащимися.   Выполняя   задание,   ученики выписывают   на   отдельном   листочке   ответы.   Время   выполнения   работы   и количество   заданий   определяет   учитель,   в   зависимости   от   уровня подготовленности  класса. Система работы с комплектом таблиц позволяет использовать разнообразные варианты учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах, работа в парах сменного состава и т. д.    Следующая применяемая форма устного счета «Молчанка».  На доске изображаются фигуры. Вне каждой из них располагаются четыре числа, а внутри записано действие, которое надо выполнить над каждым из «внешних»   чисел.   Ответы   можно   давать   молча,   написав   рядом   с   данным числом   верный   результат   указанного   действия.   Задания   легко   поменять, достаточно только заменить знаки арифметических действий, стоящие рядом с «внутренними» числами.  Учащимся   нравится   ставить   оценки   учителю!   Для   этого   необходимо выполнить задания «Графического диктанта», в котором допущены ошибки. Если ученик согласен с утверждением, то он ставит «+», если нет «­». Самое интригующее   впереди   –   учитель,   за   выполненную   работу,   может   получить любую оценку, даже двойку!  Ребята с увлечением выполняют устный счет, когда наградой служит право определенным   образом   дополнить   рисунок.   Например,   изобразим   печку, составив   две   лесенки.   Тот,   кто   выполнит   все   необходимые   действия   «у 3 печки», может разжечь ее, т. е. нарисовать дым из трубы. Какое нехитрое поощрение и как дети хотят его заслужить!  4 Для достижения учащимися того или иного уровня усвоения я применяю при изучении некоторых тем карточки­тренажеры. Карточка предназначена для работы   в   паре.   Каждая   пара   получает   карточку,   где   проделаны   сквозные отверстия   и   около   них   записаны   формулы   или   задания,   а   на   обороте   – раскрытие этих формул или ответы. Первый ученик вставляет в отверстие карандаш.   Второй   ученик   вслух   раскрывает   формулу   или   называет   ответ. Когда все задания первым учеником проверены, ребята меняются ролями, и уже первый ученик отвечает на вопросы товарища.  У многих слабоуспевающих учеников существуют проблемы с запоминанием. Работа   с  «разрезными»   теоремами  способствует   развитию   зрительной памяти ребенка, она может быть организована и в классе и дома. Ученики получают таблицу с теоретическим материалом (название признака, чертеж, словесная   формулировка),   распечатывают   ее   и   разрезают.   Перемешав полученные прямоугольники, собирают таблицу так, чтобы в одной ее строке оказалась вся информация для первого признака, в другой – для второго и т. д. После того, как вся  таблица будет собрана, проверяют себя, используя справочный материал, или просят, чтобы проверили родители.  Неприятие   математики   многими   учащимися   связано   с   необходимостью заучивать наизусть массу  формул и не до конца понятных формулировок. Понимая   трудности   учащихся   «нематематического   уровня»,   применяю разнообразные  «методические   уловки»,   мнемонические   правила.   Приведу пример:   избегать   ошибок   при   раскрытии   скобок   (6   кл)   помогает   опорный сигнал, основанный на том, что слова «плюс» и «перепиши» начинаются с одной и той же буквы «п», а слова «минус» и «меняй» ­ с буквы «м».  Следующий   прием   позволяет   не   только   повысить   интерес   учащихся   к обучению,   но   и   развить   познавательные   способности   школьников,   их общенаучные умения и навыки.  ЗАПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, РЯД ЧИСЕЛ!  А ТЕПЕРЬ ВЫПОЛНИМ ЗАДАНИЕ.  1. Сколько было четных чисел?  2. Сколько чисел делятся на 5 без остатка?  3. На каком месте стоит число, равное двум квартетам?  4. Каким по счету было число, соответствующее порядковому номеру  месяца августа в году?  5. Результат деления первого числа на четвертое?  6. Порядковый номер какого дня недели получится при умножении  второго числа на третье? Причиной   плохой   успеваемости   учащихся   второго   типа   является   их внутренняя   личностная   позиция   –   нежелание   учиться.   Как   увлечь   ребят познанием нового? Задача педагога в этом случае:   Помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний.  5  Развивать ответственность.   Поддерживать уверенность учащихся в  собственных силах вырабатывая позитивную самооценку.      Преодоление   неуспеваемости   учащихся   этого   типа   начинается   с воспитательной   работы   на   уроке.   Этих   ребят   я   привлекаю   к   участию   во внеурочной деятельности, прошу чем­либо помочь: смастерить своими руками наглядный   материал   (стереометрические   фигуры   для   уроков   геометрии), напечатать карточку­консультант. Эти наглядные пособия используются на их же   уроках,   что   повышает   самооценку   отдельных   обучающихся   и   ведёт   к изменению отношения к предмету.      Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:  • Создание проблемных ситуаций.  • Использование исследовательского подхода.  • Связь учебной информации с жизненным опытом ученика.  •   Организация   сотрудничества,   использование   командных   форм   работы, построенных на соревновании с  периодической сменой состава групп.  • Позитивное эмоциональное подкрепление.  • Индивидуальная и групповая работа над проектами.  Остановимся на основных методических приемах создания проблемной ситуации:  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ   ЖИЗНЕННЫХ   ЯВЛЕНИЙ,   ФАКТОВ,   ИХ АНАЛИЗ С ЦЕЛЬЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБЪЯСНЕНИЯ.     Наибольший общий делитель. 6 класс. Какое наибольшее число подарков можно сделать из 48 конфет «Ласточка» и 36 конфет «Буревестник», если надо использовать все конфеты.   ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАЧ МЕЖПРЕДМЕТНОГО,  ПРИКЛАДНОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТИПА.  Курящие   дети   сокращают   жизнь   на   15%.   Определите,   какова продолжительность   жизни   нынешних   курящих   детей,   если   средняя продолжительность жизни в России 56 лет.  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ИЛИ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО  МАТЕРИАЛА.  Индийский математик Брамагупта, живший в 7 веке, пользовался  отрицательными числами. Положительные числа представлял как  «имущества», отрицательные числа – как «долги».  Правила: «сумма двух имуществ – имущество»: (+х)+(+х)=(+х).  «сумма двух долгов – есть долг»: (­х)+(­х)=(­х). 6  ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ  ИССЛЕДОВАНИЯ.  Области возрастания и убывания функции.  Изображаем самолет. Ученикам задаем вопрос: «Где самолет поднимается?»,  «Где самолет опускается?», «Где самолет пересекает ось ОХ?» Ребята с  удовольствием записывают интервалы.  Систему   работы   по   формированию   положительного   отношения   к учению у слабоуспевающих школьников можно распределить на этапы (таблица). 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап Этапы работы Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого Существенный, важный, привлекательный материал   но   не Ведущим   остается   ученик учитель, участвует     в отдельных   звеньях процесса Поощрение успехов в   учебе,   работе, требующей некоторых усилий Доброжелательност ь, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие Ведущим становится   ученик, учитель участвует в отдельных   звеньях процесса Поощрение успехов в   учебе,   работе, требующей некоторых значительных усилий Использование осуждения наряду с доброжелательност ью, помощью и др. Ученик децствует самостоятел ьно Формируемы е отношения Отношение к содержанию учебного процесса Отношение к процессу учения (усвоение знаний) Отношение к себе к своим силам Наиболее легкий занимательный материал независимо   от его   важности   и значимости Действует учитель – ученик   только воспринимает   Поощрение успехов в учебе, работе, не   требующей усилий Отношение к учителю (коллективу) Подчеркнутая объективность, нейтралитет А как быть с теми, кто по субъективным или объективным причинам всё­ таки   не   может   или   не   хочет   учиться   лучше?   Как   ни   грустно,   но   таких учащихся с каждым годом становится все больше. Современный английский психолог и педагог Р. Берне считает, что: «Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой­то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку. Было   бы   неверно   поддерживать   у   школьников,   которые   не   проявляют больших способностей к учебе, представления о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость.   У   каждого   ребенка   есть   свои   сильные   стороны,   свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему 7 выстроить прочный фундамент позитивной самооценки». Следующим шагом является оказание своевременной помощи ученику на определенном этапе урока.  В процессе контроля за подготовленностью учащихся  Создать атмосферу доброжелательности при опросе, снизить темп  опроса.  Предложить примерный план ответа.  Разрешить пользоваться наглядными пособиями.  Стимулировать оценкой, похвалой.   При изложении нового материала  Поддерживать интерес при усвоении темы.  Чаще обращаться с вопросами, выясняя степень понимания им  учебного материала.  Привлекать к высказыванию предложений при проблемном обучении.  Использовать различные формы выделения наиболее важного  материала  Привлекать в качестве помощников при подготовке опытов, приборов   В ходе самостоятельной работы на уроке  Разбивка заданий на дозы, этапы.  Ссылка на аналогичные задания.  Напоминание приёма и способа выполнения задания.  Ссылка на правила и свойства.  Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий.  Более тщательный контроль за из деятельностью, указание на  ошибки, проверка, исправления.    При сообщении домашнего задания  Ознакомиться с текстом заданий.  Предложить задать вопросы.  Наметить план выполнения работы.  Учитывать дозировку домашнего задания  / уровень репродуктивности/. Особенности неуспевающих учащихся    низкий уровень знаний и низкий уровень интеллектуального развития  отсутствие познавательного интереса  отсутствие элементарных организационных навыков   необходимость   индивидуального   подхода   (с   психологической   и 8 педагогической точки зрения)    отсутствие помощи родителей как союзников учителя  дети, в основном, из асоциальных семей  отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся   частые пропуски уроков без уважительной причины Отставание   ученика   в   усвоении   конкретного   учебного   предмета   можно обнаружить по следующим признакам: 1. Низкий уровень умственного развития. 2. Несформированность учебных навыков. 3. Дефицит внимания с гиперактивностью. 4. Отсутствие познавательного интереса. 5. Несформированность произвольной сферы. 6. Конфликтные отношения  7. Низкий познавательный интерес 8. Низкий уровень развития словесно­логического мышления 9. Низкая работоспособность  Из этого можно сделать следующие выводы:  Чтобы   предотвратить   неуспеваемость,   надо   своевременно   выявлять образовавшиеся   пробелы   в   знаниях,   умениях   и   навыках   учащихся   и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.  Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, учащихся с последующей их коррекцией.   Формирование   у   учащихся   внутренней   мотивацим   учебной деятельности, стойкого познавательного интереса к учению.  Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.  Учитель   для   себя   и   для   ученика   должен   сформулировать   минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик. Правила повышения работоспособности:   Разнообразить виды деятельности.   Использовать здоровьесберегающих технологий.  Соблюдение принципа необходимости и достаточности.  Виды работ со слабоуспевающими учениками   Карточки для индивидуальной работы.  Карточка №1. Найдите значение выражения 425+154 9 Карточка   №2.  Стоимость   проезда   в   электропоезде   составляет   163 рубля. Школьникам предоставляется скидка 50%. Сколько рублей будет стоить проезд для 8 взрослых и 4 школьников? Карточка №3. Найдите значение выражения (11116−378) ⋅ 4 Карточка №4.  Мощность постоянного тока (в ваттах) вычисляется по формуле,   Р=I2R,   где  I — сила   тока   (в   амперах),  R — сопротивление   (в омах).   Пользуясь   этой   формулой,   найдите   сопротивление  R,   если мощность составляет 98 Вт, а сила тока равна 7 А. Ответ дайте в омах. Карточка №5. Поступивший в продажу в апреле мобильный телефон  стоил 2800 рублей. В мае он стал стоить 1820 рублей. На сколько  процентов снизилась цена на мобильный телефон в период с апреля по  май? Карточка №6. Найдите значение выражения (234+215)⋅16  Задания с выбором ответа.  Карточка №1. Между какими числами заключено число √72?  1) 24 и 26;   2) 8 и 9;   3)71 и 73;   4) 4 и 5. Карточка №2. Найдите значение выражения (156+35)⋅24 Карточка №3. Одно из чисел √40, √46, √53, √58 отмечено на прямой точкой A Какое это число?                           1) √40,   2) √46,   3) √53,    4) √58.    Карточка №4. Какое из данных ниже чисел является значением  выражения  ?                       1)3125;   2)125;   3) 625; 4) 0,008. Карточка №5. На координатной прямой отмечены числа a и b. Какое из приведённых утверждений для этих чисел неверно? ˃ 1) ab‹0;   2) ab2 0;   3) a+b 0;   4) a­b‹0. ˃ Карточка №6. В таблице приведены размеры штрафов, установленные на  территории России с 1 сентября 2013 года, за превышение максимальной  разрешённой скорости, зафиксированное с помощью средств  автоматической фиксации. Превышение скорости (в  км/ч) 21­40 41­60 61­80 81 и более 10 Размер штрафа (в руб.) 500 1000 2000 5000 Какой штраф должен заплатить владелец автомобиля, зафиксированная скорость которого составила 183 км/ч на участке дороги с максимальной  разрешённой скоростью 110 км/ч? 1) 500 руб.;   2) 1000руб.;   3) 2000руб.; 4) 5000руб.  Деформированные задания.  Карточка №1.Найди ошибку:       1)32*(3­2)2=1/27;                                                                 2) 32*(3­2)2=1/9;                                                               3) (25*2­3)­1=0,25;                                                       4) (25*2­3)­1=1/4.  2  .Найди ошибку:       1)√25­√81=4; Карточка №                                                       2)√25­√81= ­4;                                                     3)√144+(­8)2=76;                                                     4)23*0,125=1.  “Разрезные” теоремы.  Карточка №1. А) Теорема Пифагора Б) Теорема косинусов B) Теорема синусов Карточка №    2  . 1) sin  α /а= sin  β /b= sin  γ /c 2) а2+b2=с2 3) а2=b2+с2­2аb*cos  α А) биссектриса угла треугольника Б) треугольника высота     медиана B) треугольника  Перфокарты.      с 1)   отрезок,   соединяющий   вершину треугольника серединой противоположной стороны 2)   луч,   проведённый   из   вершины треугольника   и   делящий   угол пополам 3)   перпендикуляр   из   вершины треугольника   к   противоположной стороне 11 Карточка №1. Вставь пропущенный знак: 1) 3­22     3­2­2       2) 0,104      0,014;    3) 1/2      1/3. Карточка №2. Вставь пропущенный знак: 1) ­5+(­7)      5­7     2)23          32  ;    3) √36      ­√144.  Карточки ­ тренажеры.   Творческие задания.    “Карточки­информаторы” Карточка №1.    площадь Найти прямоугольника с длинами   сторон:   3см и 7см.    Карточка №2.    Найти площадь треугольника,   если   к его   стороне   длиной 3см проведена высота, равная 7см.   Решение: S=ab Решение: S=ab S=1/2a h  “Карточки­с образцами решения” Карточка №1.    Образец решения задачи: площадь Найти прямоугольника   с   длинами сторон: 3см и 7см.  Решение:  S=ab Пусть а=3см, b=7см, тогда  S=3* 7=21 (см2). Ответ: S=21 см2.    Решить задачу по образцу: площадь Найти прямоугольника   с   длинами сторон: 13см и 17см.  Решение:  Карточка №2 .  Найти   площадь   треугольника, Решить задачу по образцу: 12 если к его стороне длиной  3см проведена высота, равная 7см. Образец решения задачи: S=1/2ah S=1/2*3*7=10,5 (см2). Ответ: S=10,5 см2.   Найти площадь треугольника   с   длинами стороны   и проведенной к ней высоты, равной 17см.  Решение:  13см     “Карточки­конспекты”. «Психотерапия» неуспеваемости 1. «Не бить лежачего» 2. Не более одного недостатка в минуту. 3. 4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение. 5. Сравнивайте   сегодняшние   успехи   учащегося   с   его   собственными  «За двумя зайцами погонишься...» вчерашними неудачами. 6. Не скупитесь на похвалу. 7. Техника оценочной безопасности 8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели 9. Учащийся не объект, а соучастник оценки. 10. Сравнивайте достижения. Правила 1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку. 2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. 3. Нельзя   давать   для   усвоения   в   ограниченный   промежуток   времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на   отдельные   информационные   куски   и   давать   их   постепенно,   по   мере усвоения. 4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома. 5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и   замечаниями   типа   «отлично»,   «молодец»,   «умница»   и   т.   д.)   нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности   учиться.   Эта   уверенность   поможет   ученику   в   экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д. 6. Следует   осторожнее   оценивать   неудачи   ученика,   ведь   он   сам   очень болезненно к ним относится. 7. Во   время   подготовки   учеником   ответа   нужно   дать   ему   время   для 13 проверки и исправления написанного. 8. Следует   в   минимальной   степени   отвлекать   ученика,   стараться   не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.   Дифференцированный подход Для   предотвращения   неуспеваемости   рекомендуется   использовать дифференцированный   подход.   Он   может   быть   осуществлен   на   любом   из этапов урока:  Дифференцированный   подход   к   обучению   позволяет   использовать соответствующие дидактические материалы:     таблицы, плакаты и схемы для самоконтроля;  карточки – задания, определяющие условие предлагаемого задания,  карточки   с   текстами   получаемой   информации,   сопровождаемые необходимыми разъяснениями, чертежами;    карточки, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; карточки­инструкции,   в   которых   даются   указания   к   выполнению заданий. Рекомендации   по   рациональному   применению   дифференциального подхода: 1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный.  2. Общее   для   всей   группы   задание   с   предложением   системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.  3. Индивидуальные дифференцированные задания.  4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся.  5. Равноценные   двухвариантные   задания   по   рядам   с   предложением   к каждому   варианту   системы   дополнительных   заданий   все   возрастающей сложности.  6. Общие   практические   задания   с   указанием   минимального   количества задач и примеров для обязательного выполнения.  7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.  8. Индивидуально­групповые   задания,   предлагаемые   в   виде запрограммированных карточек.       Обучение в сотрудничестве Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе.  Слабые учащиеся по сравнению с сильными не умеют учиться и задания в малых группах  им непонятны и часто непосильны. Впрочем, когда они сидят 14 в общей группе и не смеют пошевелиться под взглядом строгого учителя, результаты в действительности не лучше – учения не происходит. Если класс состоит   из   учащихся   с   разными   возможностями   и   способностями,   то   там нужно   учиться   работать   и   учителю   и   учащимся.   Учителю   важно   уметь организовывать   работу   в   малых   группах   и   не   обязательно   для   этого бесконечно   готовить   карточки.   Можно   работать   и   по   учебнику,   только облегчать   или   усложнять   задания.   Сильные   учащиеся   всегда   лучше адаптированы, и они могут почти весь урок работать самостоятельно. Слабым учащимся нужно больше внимания и учитель проводит с этой малой группой намного больше времени. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 3–4 команды разного уровня. Выбирается капитан, который ведет подсчет баллов, заработанных каждым учеником и всей команды в целом. “Награды” команды получают одну на всех в виде оценки в соответствии с набранным количеством баллов. “Индивидуальная” ответственность   каждого   ученика   означает,   что   успех   или   неуспех   всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду   следить   за   успехами   друг   друга   и   приходить   на   помощь   своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что   каждая   команда   получает   задания   разного   уровня.  Это   дает   сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей   команды.   Позволяет   отстающим   ученикам   чувствовать   себя полноправными   членами   команды   и   стимулирует   желание   учиться.  Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы. Они используют знания, полученные и обработанные всей группой.    В конце урока – подведение итогов и «демонстрация себя» несколькими учащимися. Результат такого урока – умение учиться. Очень   часто   более   подготовленные   и   знающие   ученики   (ученики­ консультанты) готовы помогать слабоуспевающим товарищам. Поэтому надо организовать работу так, чтобы в нужный момент консультант мог прийти на помощь   одноклассникам.   Этому   способствует   групповая   форма   работы. Класс   разбивается   на   несколько   групп   по   4   человека.   Дети   в   группы организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий–средний. В группе назначается консультант, который помогает учителю в организации работы, оценивает работу каждого ученика в группе. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг   друга,   решение   задачи   различными   способами   с   последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу.  15 Роль   учителя   сводится   в   направлении   работы,   возможной   частичной помощи, её коррекции. Всё это создаёт благоприятные условия для: – понимания ученика и уважения к ученику; – помощи со стороны учащихся и при необходимости учителя; – для получения удовлетворительной оценки за свой труд. При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на каком­то этапе урока, критерий самооценки предлагает учитель. Оценка   группы   выставляется   после   обсуждения   членами   группы   вклада каждого ученика при изучении какого­нибудь вопроса. Хотелось бы коснуться ещё одной современной технологии ­ технологии “полного усвоения”.                             На   протяжении   трехсот   лет   идеалом   для   всех   ступеней образовательной   лестницы   являются   слова   Я.А.   Коменского   “Всех   учить всему!”.  Но   реально   ли   решить   эту   задачу?  Как   не   потерять   слабых   и   не навредить сильным?           Суть технологии “полного усвоения” выражается в следующем. По наблюдению   ученых,   в   зависимости   от   интеллектуальных   способностей разным   ученикам   требуется   разное   время   для   овладения   одним   и   тем   же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует   эту   реальность   и   требует,   чтобы   все   ученики   выучили   весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной “хромающих” знаний. В результате нужно так   индивидуализировать   занятия,   чтобы   каждый   ученик   получил   столько времени, сколько надо для полного усвоения материала. Цель   такого   обучения   состоит   в   создании   системы   психолого­ педагогических   условий,   позволяющих   в   едином   классном   коллективе работать   с   ориентацией   не   на   “усредненного”   ученика,   а   с   каждым   в отдельности   с   учетом   индивидуальных   познавательных   возможностей, потребностей и интересов.  Если считать, что блок уроков – это фрагмент процесса обучения, в течение которого   учащиеся   усваивают   некоторую   отдельную   порцию   учебного материала,  то   этапы   освоения  изучаемого  материала   можно   представить   в виде следующей таблицы. Этапы освоения изучаемого  материала 1. Изучение нового материала. Организационно­ педагогическая направленность Индивидуализация учебного процесса. 16 2. Диагностическое тестирование. Проверка   базового 3. Уроки коррекции и развития.  Коррекция:   повторение   (на   качественно новом уровне) —> закрепление —> повторная диагностическая работа. Развитие:   повторный   уровень   —> углубленный уровень. 4. Итоговый контроль.  Обязательный   уровень   —>   продвинутый уровень —> углубленный уровень. уровня. Дифференциация учебного процесса. Проверка   результатов обучения.   Технология   позволяет   ученику   при   возможности   и   возникшем   интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения. Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время. В ЗАКЛЮЧЕНИИ ОСТАНОВИМСЯ НА СИСТЕМЕ МЕР ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ СЛАБОУСПЕВАЮЩЕМУ ШКОЛЬНИКУ.     Помощь   в   планировании   учебной   деятельности   (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация   учебной   деятельности   по   анализу   и   устранению   типичных ошибок).    Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.    Стимулирование учебной деятельности.       Контроль   за   учебной   деятельностью  (   более   частый   опрос   ученика, проверка   всех   домашних   заданий,   активизация   самоконтроля   в   учебной деятельности и др.).    Различные формы взаимопомощи.    Дополнительные занятия с учениками по предмету. 17 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 46». 18 Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики. Учитель математики, первой квалификационной категории – Кочерга Галина Николаевна. г. Хабаровск 2019г. 19

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019