"РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ" (обобщение опыта работы)
Оценка 4.7

"РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ" (обобщение опыта работы)

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
русский язык
1 кл—4 кл
23.04.2017
"РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ" (обобщение опыта работы)
Предложенный материал поможет учителю начальных классов последовательно организовать работу по формированию у детей навыка работы с орфографическим словарем. Непроверяемая орфограмма является одной из главных ошибок не только детей начальных классов, но, наверное, даже многих взрослых. Поэтому важно с самого первого знакомства ребенка со словами с непроверяемым написанием организовать работу так , чтобы у него появилось желание обращаться за справкой в орфографический словарь.
Методика работы с орфографическим словарем (2).doc
РАБОТА СО РАБОТА РАБОТА СО СО РАБОТА СО2012 СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 2012 2012 2012 Обобщение опыта работы учителя начальных классов Ращупкиной Марины Алексеевны (высшей категории) по проблеме орфографии написания слов с непроверяемым написанием Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Чикская средняя общеобразовательная школа № 6 Введение              В последнее время мы все чаще слышим, что дети в школе не умеют грамотно писать.   На уроках в начальной школе мы очень много уделяем внимания работе по орфографии, а дети все равно пишут с ошибками.  Как организовать работу на уроке, чтобы данная проблема не стояла так остро?               Среди всех орфограмм, изучаемых младшими школьниками, особого внимания требуют  непроверяемые  орфограммы, то есть слова с «трудным» написанием, словарные слова.   Естественно, при изучении таких орфограмм на помощь приходят словари или «словарики» (так их часто называют дети). За время своей работы знакомила детей со многими словарями и пришла к выводу: конечно, словари отличаются по содержанию, по оформлению,  но в любом случае важно организовать работу со словарем так,  чтобы  дети  умели работать     со   словарем,   чтобы   он   действительно   стал   первым   другом   и помощником на уроках русского языка; чтобы  у учащихся появилось желание запоминать   написание   слов   и   использовать   их,   как   в   устной,   так   и   в письменной речи.       Основная трудность в школе заключается в том, что на работу со словами непроверяемого   написания   отдельных   часов   не   предусмотрено,   хотя знакомятся с такими словами дети уже в первом классе, когда в учебнике появляются «трудные» слова. Первая трудность в работе со словарем – дети не могут быстро отыскать нужное слово. Время на уроке ограничено, поэтому учитель зачастую просит назвать найденную страницу того ученика, который первым нашел слово. Надо понимать, что каждый ребенок в этом возрасте хочет самостоятельно выполнить задание, и ему интересен процесс поиска. Поэтому,   чтобы   реже   возникала   такая   ситуация,   работу     со   словарем организую в 2 этапа.                                             I этап. «Подготовительный» Цель:   ознакомление   со   структурой   словаря;   формирование   умения ориентироваться в словаре , то есть выработать элементарные навыки работы со словарем. Подготовительный этап состоит из двух ступеней: 1 ступень: нахождение слова по первой букве Главным содержанием 1 ступени становится освоение и усвоение алфавита, знакомство младших школьников с первым в их учебной жизни словарем. На этой   ступени   учителю   необходимо   попутно   в   период   обучения   грамоте 2 проводить   работу   не   только   по   ленте   букв,   но   и   в   словаре   по   освоению русского алфавита, без которого невозможно пользование любым словарем.    Большинство   детей   к   приходу   в   школу   уже   знает   буквы,   но   допускает ошибки   в   названии   букв   (согласных).   Поэтому   ознакомление   с   алфавитом ввожу уже в период обучения грамоте. Хоровое проговаривание алфавита по настенной   таблице   играет   роль   комплексной   речевой   разминки.   Помимо освоения порядка букв, их «имен», дети тренируют свой артикуляционный аппарат,   совершенствуют   слуховое   восприятие,   оттачивают   дикцию,   что является необходимым именно в начальных классах. Проводимая в начале урока речевая зарядка, настраивает детей на отчетливое, грамотное чтение и произношение в течение всего урока. Роль   «тренажера»   может   выполнять   и   тот   алфавит,   который   помещен   в словаре. Если алфавита нет в словаре, то организую работу по оформлению алфавита в словаре детьми на уроке или дома под руководством родителей. Задание   дифференцированное:     1   ­   написать   весь   алфавит   из   заглавных   и строчных букв с указанием страниц словаря, на которых расположены статьи на данную букву; 2­ написать только алфавит из строчных и заглавных букв; 3 – заполнять таблицу постепенно, по мере изучения буквы.  Для закрепления знаний о порядке расположения букв   на уроке чтения и письма использую упражнения:  «Буква заблудилась»:  а,б,в, г, д, ё, е и т.п.;  «Кто быстрее» : расставить предметные картинки  по алфавиту;   «Цепочка»: 1 ребенок расставляет буквы по алфавиту, 2 картинку на данную букву, а третий слово с точкой на первой букве Упражнения на усвоение алфавита провожу не только на уроках чтения. Математика:  назовите букву, которая следует в алфавите за буквой «п»;  стоит перед буковой «л»;  находится между буквами «г» и «е»;  какая буква в алфавите четвертая по счету;  какая по счету буква «д»;  назовите первые 10 букв алфавита и т.д Письмо:  напишите (напечатайте) по алфавиту 5 букв, начиная с буквы «е»; 3  напишите (напечатайте)   4 слова на первую букву алфавита или на 4 букву алфавита;  спишите слова с доски, установите закономерность и допишите еще 2 слова: вата, гора, дуб, ель…; Физкультура:  рассчитайтесь по алфавиту, начиная с буквы «ж»;  игра «Вызов букв алфавита»;  перестроение в две шеренги на счет  а­б (ж­з) Музыка:  дети придумывают мелодию или используют мелодию известной песни для исполнения алфавита;  исполнение гаммы­алфавита Внеурочное время:  расставить книги в классной библиотеке по алфавиту ( по автору, по названию, если нет автора);  дежурным   разложить   тетради   учеников   по   фамилиям,   согласно алфавиту;  рисунки разместить по фамилиям согласно алфавиту;  для посещения столовой ученикам построиться по алфавиту На   первой   ступени   подготовительного   этапа   происходит   первоначальное знакомство   с   орфографическим   словарем.   Целесообразно   для   знакомства определить целый урок или внеклассное занятие.             Продолжая знакомиться с содержанием и структурой словаря, дети открывают все новые и новые «секреты». 2 ступень: нахождение слова по 2, 3, 4 и т.д. буквам слова     Если на первой ступени дети осознают лишь общее правило расположения слов в словаре, то на второй ступени – это правило уточняется и расширяется. Главным ориентиром для отыскивания слова, конечно, продолжает оставаться первая   его   буква.   Вместе   с   тем   вырабатывается   умение   находить   слово   с учетом     второй,   третьей   и   последующих   букв.   Этот   процесс   протекает быстрее,   если   учитель   чаще   проводит   соответствующие   тренировочные упражнения. Навык,   которым   должны   овладеть   дети   к   концу   подготовительного этапа – быстрый поиск заданного слова или слова, нужного детям для проверки. 4 Именно на первом этапе необходимо акцентировать внимание на объяснение последовательности   поиска   необходимого   для   проверки   слова   («Алгоритм поиска слова»)                                                II этап. «Основной» Цель:   ознакомление   со   словарными   словами,   диктуемыми   «Программой»; развитие   умения   пользоваться   словарём   во   всех   случаях   «сомнительного» написания; отработка навыка орфографически­правильного написания слов с непроверяемыми орфограммами. Задача на данном этапе – научить детей орфографически правильно писать слова с непроверяемым написанием.  С термином «словарное слово»  можно познакомить детей еще на первом этапе, но введение данного термина будет уместно и непосредственно при знакомстве с первым таким словом. Работа со словарным  словом предполагает 4 ступени: 1 ступень: ознакомление со словом 2 ступень: закрепление написания слова 3 ступень: проверка качества усвоения написания словарного слова 4 ступень: работа над ошибками                                                   1 ступень основного этапа  Обучение   орфографии   словарных   слов   должно   носить   осмысленный   характер, графическая форма слова (его написание) должна увязываться с его смысловым значением. Это осуществляется или показом рисунка, или чтением текста в 3­4 предложения, или загадыванием загадок, заучиванием пословиц и поговорок.   При  первичной  записи  словарного  слова  орфограмма  обязательно  должна быть выдела графически, что способствует лучшему ее запоминанию. Этому же   способствует   и   слоговое   проговаривание,   этимологические   справки (лопата – от слова древне­русского слова«лоп – широкий;  лопух,  лопасть». Помогает также такой прием, как «Найди слово­подсказку». Например, слово «тревога». Дети понимают, что надо найти слово, в котором под ударением будет безударная гласная в слове тревога. Дети  соотнесли слово «тревога» со словом   «рев»,   которое   можно   заметить   в   слове.   «Тревога­   это   состояние человека, когда происходит что­то пугающее, и он поднимает «рев», чтобы предупредить других». Такие «подсказочки» порой абсурдны, но детям очень нравится придумывать объяснение не совсем обычным способом. Например, чтобы остановить машину мы машем рукой и т.п.                                       2 ступень основного этапа 5 Упражнения на закрепление орфографии словарных слов целесообразно давать на материале предложений и связных текстов. Нельзя ограничиваться проведением   словарных   диктантов.   Словарные   слова   следует   включать   в упражнения на любую грамматико­орфографическую тему.               Для лучшего запоминания написания слов полезно записывать их в тетрадь порядке, избранном учителем, а именно:  по алфавиту;  по темам (овощи, мебель…);  по   однородным   орфограммам   (   о­   огурец,   огород,   помидор,   овощи, горох,  а­ машина, малина, картина…) и т.п.     Или просто выписать из учебника предложения со словарными словами.  В первом классе были заведены тетради «В гостях у слова». В эту тетрадь дети записывали слова, составляли ребусы, составляли предложения, рисовали или наклеивали соответствующие картинки. Можно       предложить и творческое задание: оформление страниц для книжки­малышки.                                                                                      3 ступень основного этапа Необходим строгий индивидуальный контроль за усвоением словарных слов. С   целью   проверки   качества   усвоения   написания   таких   слов   проводятся словарные   диктанты,   картинные   диктанты,   дописывание   предложений, узнавание слово по определению. Также можно предложит написать мини­ сочинение с использование, например, десяти  последних изученных слов.                                          4 ступень основного этапа  Необходимо систематически следить за теми учащимися, которые допускают ошибки   в   изученных   словах.   На   таких   детей   заводится   тетрадь   учета,   в которую   вносятся   ошибки,   допускаемые   каждым   учеником,   фиксируются продвижения   ученика   или   его   отставания,   причины   отставания   и   меры, принимаемые с целью устранения орфографических ошибок.              С  целью  формирования  навыка  самоконтроля  предлагаю     каждому ученику записать слово, в котором допущена ошибка и положить  в «конверт –кармашек»  в словаре. Если слово усваивается, ребенок убирает это слово. На   уроке   следует   систематически   давать   индивидуальные   задания   тем учащимся, которые допускают ошибки в написании словарных слов.                                     Заключение 6 И   так,   причины,   влияющие   на   качественное   усвоение   написания словарных слов, могут быть следующими:  Работа   со   словарными   словами   сводиться   к   контрольно­ повторительным упражнениям.  Работа   над   ошибками   в   словах   с   непроверяемыми   орфограммами нередко   сводится   к   многократному   выписыванию   ошибочно написанных слов. Ошибки повторяются, т.к. в работе нет активной мыслительной деятельности детей.  У   ребенка   плохо   сформированы     навык   самоконтроля   и   умение работать со словарем.  По   мнению   некоторых   педагогов,   успех   словарно­орфографической работы зависит от соблюдения ряда условий:  Чёткое планирование слов, подлежащих изучению.  Сочетание   словарно­орфографической   работы    с   изучением основных программных тем.  Тренировочные   упражнения,   опирающиеся   на   зрительные, рукодвигательные, слухо­артикуляционные восприятия.  Систематичность   и   разносторонний   характер  работы   с орфографическим словарём.  Постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов. По моему мнению: четкое планирование слов, подлежащих изучению не всегда возможно, так как с   такими   словами   дети   постоянно   встречаются   в   письменных   работах. Ограничение   списка   таких   слов  может  сформировать   у  детей   мнение,  что только над правописанием этих слов надо задумываться.              И в завершение могу сказать, что нет совершенно человека, который бы с уверенностью сказал: ­ « Я знаю, как пишутся  все слова русского языка»; ­ « Я знаю лексическое значение всех  слов»; ­ « Я знаю, как появилось любое слово» .      Ребенок, тем более, не может всего знать, поэтому имеет право испытывать затруднения в запоминании написания словарных слов. Совершенно согласна с пословицей   :   «Не   стыдно   не   знать,   стыдно   не   учиться».   И   наша   задача   – 7 пробудить у ребенка желание обращаться за справкой к словарям, которые должны быть не только в домашней библиотеке, но и на каждом уроке.   8

"РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ" (обобщение опыта работы)

"РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ" (обобщение опыта работы)

"РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ" (обобщение опыта работы)

"РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ" (обобщение опыта работы)

"РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ" (обобщение опыта работы)

"РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ" (обобщение опыта работы)

"РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ" (обобщение опыта работы)

"РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ" (обобщение опыта работы)

"РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ" (обобщение опыта работы)

"РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ" (обобщение опыта работы)

"РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ" (обобщение опыта работы)

"РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ" (обобщение опыта работы)

"РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ" (обобщение опыта работы)

"РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ" (обобщение опыта работы)

"РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ" (обобщение опыта работы)

"РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ" (обобщение опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017