Работа социального педагога с неблагополучной семьей

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 23.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья о категориях неблагополучных семей и о работе социального педагога с ними. Под неблагополучной семьей мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».
Иконка файла материала работа соц.педагога с неблогополучными семьями.docx
Работа социального педагога с неблагополучной семьей Социальный педагог Л.С. Лебедева За   последнее   десятилетие   политическая,   экономическая   и   социальная   ситуация кардинально изменилась. Переход экономики страны на рыночные отношения обусловил появление   таких   экономических   и   социальных   проблем,   как   экономическая нестабильность, рост числа безработных, увеличение числа беженцев. Игнорирование роли социальных   факторов   в   экономическом   развитии   привело   к   резкому   имущественному расслоению   общества   и   вызвало   значительное   падение   уровня   жизни   основной   массы населения.  Увеличение   числа   разводов   и  снижение   рождаемости,   рост   преступности   в сфере семейно­ бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из – за неблагополучного психологического климата в семье. На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм   способствуют   срывам   в   нервной   деятельности   ребенка   и   невротическим состоянием. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных   союзов.   Именно   в   таких   семьях   люди   чаще   всего   получают   серьезные психологические   травмы,   которые   далеко   не   лучшим   образом   сказываются   на   их дальнейшей судьбе.  Под  неблагополучной  семьей   мы   склонны   понимать   такую   семью,   в   которой нарушена   структура,   размыты   внутренние   границы,   обесцениваются   или   игнорируются основные   семейные   функции,   имеются   явные   или   скрытые   дефекты   воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети». За годы работы могу выделить  две большие группы неблагополучных семей: ­   семья   с  открытой   формой   неблагополучия  –   так   называемые   конфликтные, проблемные   семьи,   асоциальные,   аморально   –   криминальные   и   семьи   с   недостатком воспитательных ресурсов ­ внешне благополучные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий   со   стороны   общественности.   Однако   ценностные   установки   и   поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей.  Цель моей работы, как  социального педагога ­ создание благоприятных условий для   личностного   развития   ребёнка   (физического,   социального,   духовно­нравственного, интеллектуального),   оказание   ему   комплексной   социально­психологической   помощи,   а также   защита   ребёнка   в   его   жизненном   пространстве.   Социальный   педагог   выступаетпосредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. В начале работы с семьей провожу   социальную диагностику семьи, составляю программу помощи семье, просвещаю родителей в вопросах воспитания детей. Стараюсь по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие   ее,   обеспечить     профилактику     различного   рода   негативных   явлений (социального, физического). работа не только с ребёнком, но и со взрослыми членами семьи. Работу с семьей начинаю: ­ с изучения семьи и осознание существующих в ней проблем,      ­  обследование жилищных условий неблагополучной семьи     ­ знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни    ­ изучение личностных особенностей членов семьи    ­ составление карты семьи       ­   координационная   деятельность   со   всеми   заинтересованными   организациями (образовательные,   дошкольные   учреждения,   Центр   социальной   реабилитации   детей   и подростков,   Центр   защиты   семьи,   приюты,   детские   дома,   инспекция   по   делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.) ­ текущие и контрольные посещения семьи ­выводы о результатах работы с неблагополучной семьей[29, 101]  Социальная  помощь  включает три основных составляющих       Образовательная Социально – педагогическая помощь Психологическая Обучение Поддержка Воспитание Посредническая Организация Координация Коррекция Информирование В работе с детьми и их родителями использую следующие формы  работы: ­ индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами этих работ могут быть консультирование, дискуссионный диалог) ­ консультирование – это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных   отношений,   по   возрастным   и   индивидуальным   особенностям   психического развития с  целью  психокоррекции  и профилактики  отклонений  от нормы в  семейного благополучия. Если семья не является инициатором взаимодействия   с социальным педагогом, консультирование   может   проводиться   в   завуалированной   форме.   Конечная   цельконсультационной   работы  –   с  помощью  специально­организованного   процесса  общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность,   откорректировать   отношение   к   ребенку.   Наряду   с   индивидуальными консультативными  беседами применяю   групповые методы работы с семьей. Динамика изменений, происходящих в семье в результате проведения моей работы периодически отслеживаю и в дальнейшем корректирую работу, по каждому отдельному случаю ведется документация.   К   сожалению   имеются   семье,   которые   тяжело   идут   на   контакт   не   только   с социальным педагогом, классным руководителем или представителем полиции, поэтому не видя улучшения положения в семье, поведении ребёнка, семью ставят на учёт. Для контроля   ситуации   организую   повторные   контрольные   посещения   на   дому,   повторное проведение   диагностических   методик,   консультации   с   детьми   и   родителями   для определения   уровня   и   степени   ликвидации   признаков   неблагополучия.   Можно использовать другую форму работы ­ выступление на классных родительских собраниях с лекциями " Типы семей" и " Семейные взаимоотношения" Если при подведении итогов  своей продолжительной работы  заметна ликвидация факторов неблагополучия в семье, то это дает основание для снятия с учета семью. Чаще всего   эффективность   моей   работы     наблюдается   по   следующим   параметрам:   у   детей улучшилась успеваемость, сократились прогулы, эмоциональное настроение поднялось и общее психологическое состояние приблизилось к норме.