Статья о категориях неблагополучных семей и о работе социального педагога с ними. Под неблагополучной семьей мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».
Работа социального педагога с неблагополучной семьей
Социальный педагог
Л.С. Лебедева
За последнее десятилетие политическая, экономическая и социальная ситуация
кардинально изменилась. Переход экономики страны на рыночные отношения обусловил
появление таких экономических и социальных проблем, как экономическая
нестабильность, рост числа безработных, увеличение числа беженцев. Игнорирование роли
социальных факторов в экономическом развитии привело к резкому имущественному
расслоению общества и вызвало значительное падение уровня жизни основной массы
населения. Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в
сфере семейно бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам
из – за неблагополучного психологического климата в семье. На формирование личности
огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и
родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки,
деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим
состоянием. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном
состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных
семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные
психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их
дальнейшей судьбе.
Под неблагополучной семьей мы склонны понимать такую семью, в которой
нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются
основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания,
вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».
За годы работы могу выделить две большие группы неблагополучных семей:
семья с открытой формой неблагополучия – так называемые конфликтные,
проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные и семьи с недостатком
воспитательных ресурсов
внешне благополучные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и
нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение
родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может
не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей.
Цель моей работы, как социального педагога создание благоприятных условий
для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовнонравственного,
интеллектуального), оказание ему комплексной социальнопсихологической помощи, а
также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступаетпосредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли
наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
В начале работы с семьей провожу социальную диагностику семьи, составляю
программу помощи семье, просвещаю родителей в вопросах воспитания детей. Стараюсь
по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины,
порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений
(социального, физического). работа не только с ребёнком, но и со взрослыми членами
семьи. Работу с семьей начинаю:
с изучения семьи и осознание существующих в ней проблем,
обследование жилищных условий неблагополучной семьи
знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий
жизни
изучение личностных особенностей членов семьи
составление карты семьи
координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями
(образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и
подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам
несовершеннолетних, комиссия и т.д.)
текущие и контрольные посещения семьи
выводы о результатах работы с неблагополучной семьей[29, 101]
Социальная помощь включает три основных составляющих
Образовательная
Социально – педагогическая помощь
Психологическая
Обучение
Поддержка
Воспитание
Посредническая
Организация
Координация
Коррекция
Информирование
В работе с детьми и их родителями использую следующие формы работы:
индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами этих работ могут быть
консультирование, дискуссионный диалог)
консультирование – это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры
семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического
развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейного
благополучия.
Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом,
консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цельконсультационной работы – с помощью специальноорганизованного процесса общения
актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и
активность, откорректировать отношение к ребенку. Наряду с индивидуальными
консультативными беседами применяю групповые методы работы с семьей.
Динамика изменений, происходящих в семье в результате проведения моей работы
периодически отслеживаю и в дальнейшем корректирую работу, по каждому отдельному
случаю ведется документация.
К сожалению имеются семье, которые тяжело идут на контакт не только с
социальным педагогом, классным руководителем или представителем полиции, поэтому
не видя улучшения положения в семье, поведении ребёнка, семью ставят на учёт. Для
контроля ситуации организую повторные контрольные посещения на дому, повторное
проведение диагностических методик, консультации с детьми и родителями для
определения уровня и степени ликвидации признаков неблагополучия. Можно
использовать другую форму работы выступление на классных родительских собраниях с
лекциями " Типы семей" и " Семейные взаимоотношения"
Если при подведении итогов своей продолжительной работы заметна ликвидация
факторов неблагополучия в семье, то это дает основание для снятия с учета семью. Чаще
всего эффективность моей работы наблюдается по следующим параметрам: у детей
улучшилась успеваемость, сократились прогулы, эмоциональное настроение поднялось и
общее психологическое состояние приблизилось к норме.