РАБОТАЕМ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.
НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ВГОС ЛНР
Подготовила:
учитель математики и информатики, специалист
ГОУ ЛНР «Селезнёвская школа № 18»
Клыженко Т.С.
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда»
Древняя мудрость
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
• в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
• в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
• в систему контроля и оценки уровня образования;
• в систему финансирования;
• в учебно-методическое обеспечение;
• в систему воспитательной работы;
• в учебный план и учебные программы;
• в деятельность учащегося и преподавателя.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаёт условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяет реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
Часто технологию и педагогическую технологию определяют как:
Технология - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Тренд (произносится "трэнд", от англ. trend - тенденция) - основная тенденция изменения временного ряда.
Тренды в образовании - тенденции в его изменении. Говоря о современных образовательных трендах, стоит обозначать основные точки, моменты, факты, влияющие на изменения, и рассматривать направления данных изменений.
Нам известно, что существуют тренды в моде, или же, в экономике.
Можно ли обойтись без трендов? Можно ли спокойно жить без изучения и использования трендов - в моде ли, в образовании, в экономике? На первый взгляд, можно. Наверное, так и делает большинство людей.
НО:
- не обращая внимания на тренды моды, мы становимся не просто НЕмодными, а СТАРОмодными; это делает нас серыми и унылыми, это влияет на наше настроение и самооценку;
- не замечая трендов в экономике, мы не можем с умом распоряжаться своими финансами, делаем вложения наугад и проигрываем, после чего становимся бедными и больными;
- не вникая в образовательные тренды... Страшно продолжить.
Обратим внимание на веяния ВГОС ЛНР, чтобы соотнести их с возможностями появления новых трендов образования.
1. В основе ВГОС лежит системно-деятельностный подход. Необходимо осуществить индивидуализацию каждого ребёнка, независимо от его особенностей.
2. Основная цель ВГОС - развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, освоения и познания мира.
3. Инновационный характер стандартов - это требования к условиям осуществления образования.
4. В учебных планах появляются образовательные области, а также внеурочная деятельность.
5. Треования к результатам включают личностные, предметные и метапредметные УУД.
6. ВГОС ставит во главу угла образовательные технологии. Компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебном процессе. Отдельно выделяются информационные компетенции, формированию которых способствует применение интерактивных комплексов.
7. Ценностные ориентиры во ВГОС смещены: от общности и коллективизма - к индивидуализации, от школы информационно-трансляционной - к школе деятельностной.
Среди главных трендов в образовании можно назвать такие:
- В последнее время на слуху феномен «муков» (MOOC) – массовых открытых онлайн-курсов. Кроме того, популярность и удобство онлайн-курсов уже влияют и на методику преподавания. Принцип данной технологии заключается в том, что учащиеся просматривают теоретический курс дома, а в школу приходят уже подготовленными к практическому занятию. Преимущества: учащегося дома никто не отвлекает от лекции, он может планировать свое время сам, а на уроке учитель может лично проверить качество усвоения материала, ответить на вопросы, дать интересный дополнительный материал и помочь выработать нужные практические навыки по предмету.
- Геймификация образования – обучение как игра, использование онлайн-инструментов и игры для создания обучающих курсов, борьба за бонусы вместо оценок. Использование разработанного инструментария компьютерных игр позволяет повышать мотивацию в обучении, создавать дух соревнования, ненавязчиво вести ученика от одного задания к другому и побуждать повышать свой уровень.
- Перевернутое обучение (перевёрнутый класс) – так называют метод обучения, при котором вся теоретическая и лекционная программа изучается дома, а в классе с учителем подробно разбираются задания и упражнения по теме. То есть всё в этом классе наоборот: лекции — дома, а домашка — в классе.
- BYOD (Bring your own devices) — это принцип, при котором для занятий активно используются смартфоны, ноутбуки, планшеты и всё что угодно. Но устройства эти не предоставлены государством или бизнесом. Речь идёт о самых разных телефонах и компьютерах, которые уже есть у самих учеников. Так почему же их не использовать?
- Метаучёба — это процесс получения знаний, при котором само обучение подвергается рефлексии. То есть ученики всё чаще задумываются о том, как они учатся, как следует учиться лучше и что для этого надо делать.
- Сторителлинг в обучении. Чтобы правильно понять новую тему, она должна быть, как минимум, хорошо и логично структурированна, а, как максимум, эффектно подана. И первым, и вторым занимается сторителлинг. Появляется всё больше приложений и сервисов, позволяющих преподнести новую тему не только в виде лекции и презентации, но и в виде комикса или смсок. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации.
- Один из основных трендов в мировом образовании – STEAM – это новая образовательная технология, сочетающая в себе несколько предметных областей, как инструмент развития критического мышления, исследовательских компетенций и навыков работы в группе. В этой технологии сочетаются естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика – дисциплины, которые становятся самыми востребованными в современном мире. STEAM-учебный план основан на идее обучения учеников с применением межпредметного и прикладного подхода. Вместо того чтобы изучать отдельно каждую из пяти дисциплин, STEAM интегрирует их в единую схему обучения.
- Академия Хана – это международная образовательная сеть. Ее основатель и «гуру» Салман Хан начал с того, что когда-то объяснял материал школьной программы своим двоюродным братьям и сестрам и так загорелся этой идеей, что со временем решил делать образовательные видео и размещать результаты своего труда на канале YouTube. Уроки Салмана Хана (а их уже больше двух тысяч) небольшие, длительностью от 5 до 15 минут. Они посвящены различным предметам, темам и дисциплинам. Все строится от простого к сложному, буквально от примера «дважды два – четыре» до университетского курса высшей математики. Обучение проходит в форме компьютерной игры – там есть подсказки, баллы, уровни… Все задания разбиты на модули. Материалы можно использовать на уроке.
Например, из выше перечисленных технологий, я на уроках информатики использовала геймификацию (игра) и STEAM – «Морской бой» при изучении темы «Метод координат» в 5 классе, так же при изучении этой же темы прослеживается межпредметная связь (математика, география).
Сторителлинг был использован на уроке информатики в 7 классе при изучении темы «Основные компоненты компьютера и их функции», когда часть материала подавалась в виде комикса, где главные герои – это компоненты компьютера. Перед учащимися ставилась задача продолжить сказку (комикс), что способствует умственному восприятию и переработке информации.
На уроках математики (алгебры и геометрии) часто учащиеся используют свои гаджеты как источник информации при подготовке сообщений о великих математиках, о значимости их открытий в области науки.
А рефлексия, как один из этапов урока по ВГОС присутствует практически на всех уроках, что позволяет учащимся задумываться о том, как они учатся, как следует учиться лучше и что для этого надо делать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.