Рабовладение в США в XIX веке и крепостное право в России
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
7 кл—10 кл
08.03.2018
Цель изучения истории состоит не только в усвоении большего или меньшего набора фактов, но и в осмыслении хода событий, их внутренней взаимосвязи, закономерностей исторического процесса. Курс истории должен обладать своей внутренней логикой, строиться на основе определённых стержневых идей.
Цели урока:
1. Сформировать знания о предпосылках отмены рабства и крепостного права, путем анализа положения реформ выявить ее прогрессивные черты.
2. Уметь на анимированной исторической карте отметить государства США и России.
3. Вовлечь учащихся в творческую деятельность, основанную на любви и уважении к истории.
4. Оказать помощь учащимся в проявлении способностей, интеллектуального и творческого потенциала, повысить уверенность к себе, в свои знания.
5. Воспитывать умение отстаивать свою точку зрения, обосновывать ее в дискуссиях и спорах.
6. Развивать информационную культуру учащихся.
7. Воспитывать уважение к истории России и других стран.
Рабовладение в США в XIX веке.doc
Рабовладение в США в XIX веке и крепостное право в России
Цель изучения истории состоит не только в усвоении большего или меньшего набора фактов, но и в осмыслении хода
событий, их внутренней взаимосвязи, закономерностей исторического процесса. Курс истории должен обладать своей
внутренней логикой, строиться на основе определённых стержневых идей.
Цели урока:
1. Сформировать знания о предпосылках отмены рабства и крепостного права, путем анализа положения реформ
выявить ее прогрессивные черты.
2. Уметь на анимированной исторической карте отметить государства США и России.
3. Вовлечь учащихся в творческую деятельность, основанную на любви и уважении к истории.
4. Оказать помощь учащимся в проявлении способностей, интеллектуального и творческого потенциала, повысить
уверенность к себе, в свои знания.
5. Воспитывать умение отстаивать свою точку зрения, обосновывать ее в дискуссиях и спорах.
6. Развивать информационную культуру учащихся.
7. Воспитывать уважение к истории России и других стран.
Историю России необходимо рассматривать в контексте всемирной, в первую очередь европейской, истории. Следует
уделить внимание сопоставлению форм организации общества и властных институтов, роли тех или иных социальных
слоёв в Европе и в России, их культурным контактам. Изучение истории России постоянно соотносить с тем, что известно
учащимся по истории зарубежных стран. Подготовка и проведение игры: для проведения игры образуются три команды.
Две команды моряков, команда хранителей исторических событий и в роли помощницы выступает Клио. Игра состоится в
форме презентации. В ходе игры на экран выводятся вопросы, основные элементы и составляющие игры, задания и
правильные ответы, иллюстрации, исторические документы, карты. Дополнительно учащимся был заранее предложен
текст статьи Ирины Супоницкой «Раб и крепостной». Если в школе отсутствует данное оборудование, можно
использовать печатные материалы, раздаточный материал.
Ход работы
Ведущий (учитель). Дорогие ребята! В мире всегда происходит чтото впервые,вот и наше путешествие в поисках
исторической истины, будет проходит впервые.Ее Величество Клио будет нашей помощницей и вместе с некоторыми из
вас хранительницей новых ваших открытий. Еще а Экклезиасте сказано: «Что было, то будет, и что творилось, то и
творится., и нет ничего нового под солнцем. Бывает, скажут о чемто: смотри новость! А уже было оно в веках. Что
прошло до нас». История любит повторения, и тем интереснее для нас к ним возвращаться вновь и вновь. Вот и сегодня мы
попытаемся вспомнить то. что произошло более 150 лет назад. Правда, иногда трудно установить ту грань,за которой
заканчивается одно и начинается другое событие. Итак, наши экипажи в путь. И девять баллов по килем!
Капитан корабля. Матрос, посмотри что там за бортом корабля?
Матрос. Бутылка капитан.
Капитан. Поднять на палубу.
(Слайд1. Используется текст с ограничениями для одной команды и для второй команды.) Ответ. США. А. Линкольн.
Ответ. Крепостной. Помещик, крепостной, помещик, власть.
Ведущий. Прекрасно справившись с первым заданием первая команда оправляется в США, а вторая в Российскую
империю 19 века. А для того, чтобы правильно добраться вам понадобятся карты. Выберите путь, по которому вам
предстоит совершить дальнейшее плавание. (Слайд 2) По анимационным картам, команды выбирают путь путешествия и
отвечают на следующие вопросы:
Первая команда. Покажите на карте и словами опишите месторасположение рабовладельческой территории США (юг
США).
Вторая команда. Покажите на карте и словами опишите месторасположение той территории, которую вы собираетесь
посетить.
Работа с анимационной картой США
Российская империя Ведущий. Мы очень рады, что вы добрались к месторасположению и бросили якоря. Но для того, чтобы разобраться в
посланиях предков, вам надо подойти к нашим хранителям истории и взять следующие задания. Команда американцев
получает иллюстрацию и работает над следующими вопросами по иллюстрации:
Что изображено на иллюстрации? К какому событию политической жизни или историческому событию, или
повседневной жизни можно отнести иллюстрацию?
Какие предметы, место действия описаны в картине?
Можно ли указать время создания данной иллюстрации? Кто изображен на картине? Можно ли легко узнать лица
изображенных, их социальное положение?
Как расположены герои, группой или поодиночке?
Какие художественные средства изобразил автор: цвет, ...?
Какая значимость этого изображения, как символа эпохи?
Какая общественная позиция автора картины, одобряет ли он изображенное событие или нет?
В чем ценность информации, которую он несет в себе?
Такое же задание получает вторая команда.
Крестьяне СпасскогоЛутовинова.
Фото В.Каррика. 1883 г.
Улица села Спасского.
Фото В.Каррика. 1883 г.
Результаты работы учащиеся отдают хранителям истории, который складывается в специальные архивные папки.
Клио. Уважаемые путешественники, перед вами представлены различные точки зрения на рабов в США и крепостное
право в России, прочитайте их и попытайтесь отстоять свою точку зрения на проблему. США
Россия
Линкольн осуждал. Он говорил: «Если рабство не
зло, то зла в мире вообще нет!»
Южане заявили, что будут руководствоваться
убеждением: «Рабство – это нормальное состояние
для негров». Позицию правительства северян
определил Линкольн: «Моя высшая цель в этой
борьбе – это спасение союза, а не спасение или
уничтожение рабства».
Один раб передал слова своего хозяина: «Хорошо
накормленный здоровый ниггер после мула –
лучшее вложение капитала». Враждебность рабов
порой переходила в ненависть, поэтому с отменой
рабства многие из них ушли от своих хозяев, что те
расценили как неблагодарность и даже
предательство.
Речь Александра II, произнесенная им 30 марта
1856 г. перед московскими губернскими и
уездными предводителями дворянства:
«Слухи носятся, что я хочу дать свободу
крестьянам; это не справедливо, и вы можете
сказать это всем направо и налево; но чувства,
враждебные между крестьянами и их
помещиками, к несчастью, существует, и от этого
было уже несколько случаев неповиновения к
помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы
должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного
мнения со мною, следовательно, гораздо лучше,
чтобы это произошло свыше, нежели снизу.»
Кошелев А.И.: «Взглянем на барщинную работу.
Придет крестьянин сколь возможно позже,
осматривается, и оглядывается сколь возможно
чаще и дольше, а работает сколь возможно
меньше, – ему не дело делать, а день убить».
Федоров В.А.: «Крепостной крестьянин
фактически оказался полной собственностью
помещика, который мог отнять у крестьянина все
его достояние, а его самого с семьей или даже
отдельно от семьи продать, подарить, отдать в
залог; жену или детей крепостного крестьянина
можно было обменять на борзых щенков,
проиграть в карты. В своем имении помещик
пользовался широкой административной и
полицейской властью...».
Работая с документами, ученики выделяют следующие причины отмены крепостного права:
Низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств, основанных на подневольном труде,
как следствие, крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства.
Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности.
Предпринимателям неоткуда было взять наемных рабочих.
Крепостное право – угроза общественному спокойствию.
Крепостное право ничем не отличалось от рабства
У американского раба и крепостного действительно можно обнаружить немало сходства: личная
зависимость‚ отсутствие собственности‚ бесправие. Они одинаково не распоряжались своей жизнью‚ их
продавали‚ разъединяли с семьями; контролировалась личная жизнь
Выводы отдаются хранителям истории и пополняют архивную папку.
Ведущий. А теперь внимание на экран! Перед вами зашифрованный пазл. Ваша задача собрать его и расшифровать.
Кому принадлежали данные слова?
Какую общественную позицию высказывает автор? «Хорошо накормленный здоровый ниггер после мула – лучшее вложение капитала».
Возможные ответы. Принадлежат рабу. Невольники прекрасно понимали, что о них заботятся только потому, что они –
дорогая собственность. Отношения между рабовладельцами и рабами чаще всего не были дружескими. Бывшие рабы
признавались, что вовсе не считали своих хозяев «отцами», а видели в них эгоистичных людей, преследующих личную
выгоду.
«Чтобы они работали честно не только тебе‚ но и себе самим, ибо знаешь, да и они знают, что, заленившись‚ мужик на всё
способен – сделается и вор и пьяница‚ погубит свою душу. ... Будь патриархом... Мужика не бей... Воспитай его как
сына...» (Гоголь.)
Возможный ответ. «Барин обязан кормить»‚ – заявляли крестьяне. Крестьянин по натуре не способен заниматься
хозяйством‚ поэтому необходим постоянный контроль над его деятельностью. Крестьяне были уверены‚ что помещик
должен им помогать и выручать в трудную минуту.
Хранители истории. Итак, путешественники. Что мы можем вложить в нашу папку, какой еще аргумент?
1 команда. Рабовладелец Юга не зависел от государства, поскольку раб был его частной собственностью Капитализм на
Юге развивался, но «духа» капитализма там не было.
2 команда. В неурожайные годы государство заставляло помогать крестьянам. В 1840 г. правительство потребовало от
помещиков подпискиобязательства кормить крестьян до следующего урожая. Крепостничество препятствовало
индустриализации.
Клио. Уважаемые хранители истории, наши путешественники скоро приплывут к своим исходным точкам отправки, где
поделятся своими знаниями об услышанном и увиденном. И пока вы будете готовить архивные папки, я предложу
путешественникам следующее занятие.
Ребята, используя данные слова, составьте небольшой рассказ о жизни раба в США (негр, раб, плантатор, Р.Лоундес:
«Без негров этот штат переродится в один из наиболее презираемых в Союзе.) Негры – наше богатство, наши единственные
естественные ресурсы». «Мой дорогой старый хозяин, — писала служанка, которую Дэбни устроил на работу в городе, –
хотя цветной расе была дана свобода, я часто тоскую по старым временам рабства, когда мы все были так счастливы и
довольны...»
Для второй команды (помещик, крепостной, земля, выкуп). Юсупов «Они полагали‚ что барский хлеб‚ как ими
собранный‚ есть и их собственность‚ и даже украсть у барина не грех», условия натурального хозяйства не стимулировали
роста производительности труда. Крестьянин в лучшем случае мог прокормить себя).
Свои рассказы ребята зачитывают и отдают хранителям истории. Клио. Уважаемые путешественники, хранители истории собрали все аргументы и ваши исследования. Обменяйтесь,
пожалуйста, папками для ознакомления и дальнейшего сохранения в библиотеке хранителей истории. А капитаны команд
могут подвести итоги путешествия.
Итак‚ рабство и крепостное право‚ бесспорно‚ различны как и общества‚ в которых они существовали. Но принудительный
труд‚ личная зависимость‚ бесправие‚ сближают раба и крепостного‚ воспитывая сходные черты в психологии и
поведении, Подавляющее большинство рабов в США – 95% – жили и работали в южной части страны (до 1861 года, когда
рабство было отменено на всей территории США), на Севере рабства не было. Результатом этого было большое
расслоение между богатыми и бедными на Юге – на Севере разрыв в доходах был намного меньше. В 1860 году две трети
американцев, обладавших состоянием $100 тыс. и более, жили в южных штатах. При этом, по уровню жизни, Юг
(естественно, оценивался уровень жизни белого населения) занимал четвертое место в мире, Север – 9е место.
Можно выделить два ключевых слова проблемы, вокруг которой шли горячие споры: земля и выкуп. В зависимости от
этого, были разработаны проекты освобождения крестьян. В России крепостное помещичье хозяйство также не
переживало упадка‚ и не его внутреннее развитие стало причиной отмены крепостного права. В первой половине ХIХ в.
оно начало переходить к товарному производству‚ помещики больше использовали сельскохозяйственную
технику‚ агрономию‚ увеличивая барщину.
Домашнее задание. Ознакомится с архивными папками противоположной команды.
Рабовладение в США в XIX веке и крепостное право в России
Рабовладение в США в XIX веке и крепостное право в России
Рабовладение в США в XIX веке и крепостное право в России
Рабовладение в США в XIX веке и крепостное право в России
Рабовладение в США в XIX веке и крепостное право в России
Рабовладение в США в XIX веке и крепостное право в России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.