Рабовладение в США в XIX веке и крепостное право в России
Оценка 4.8

Рабовладение в США в XIX веке и крепостное право в России

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
7 кл—10 кл
08.03.2018
Рабовладение в США в XIX веке и крепостное право в России
Цель изучения истории состоит не только в усвоении большего или меньшего набора фактов, но и в осмыслении хода событий, их внутренней взаимосвязи, закономерностей исторического процесса. Курс истории должен обладать своей внутренней логикой, строиться на основе определённых стержневых идей. Цели урока: 1. Сформировать знания о предпосылках отмены рабства и крепостного права, путем анализа положения реформ выявить ее прогрессивные черты. 2. Уметь на анимированной исторической карте отметить государства США и России. 3. Вовлечь учащихся в творческую деятельность, основанную на любви и уважении к истории. 4. Оказать помощь учащимся в проявлении способностей, интеллектуального и творческого потенциала, повысить уверенность к себе, в свои знания. 5. Воспитывать умение отстаивать свою точку зрения, обосновывать ее в дискуссиях и спорах. 6. Развивать информационную культуру учащихся. 7. Воспитывать уважение к истории России и других стран.
Рабовладение в США в XIX веке.doc
Рабовладение в США в XIX веке и крепостное право в России Цель изучения истории состоит не только в усвоении большего или меньшего набора фактов, но и в осмыслении хода  событий, их внутренней взаимосвязи, закономерностей исторического процесса. Курс истории должен обладать своей  внутренней логикой, строиться на основе определённых стержневых идей. Цели урока: 1. Сформировать знания о предпосылках отмены рабства и крепостного права, путем анализа положения реформ  выявить ее прогрессивные черты. 2. Уметь на анимированной исторической карте отметить государства США и России. 3. Вовлечь учащихся в творческую деятельность, основанную на любви и уважении к истории. 4. Оказать помощь учащимся в проявлении способностей, интеллектуального и творческого потенциала, повысить  уверенность к себе, в свои знания. 5. Воспитывать умение отстаивать свою точку зрения, обосновывать ее в дискуссиях и спорах. 6. Развивать информационную культуру учащихся. 7. Воспитывать уважение к истории России и других стран. Историю России необходимо рассматривать в контексте всемирной, в первую очередь европейской, истории. Следует  уделить внимание сопоставлению форм организации общества и властных институтов, роли тех или иных социальных  слоёв в Европе и в России, их культурным контактам. Изучение истории России постоянно соотносить с тем, что известно  учащимся по истории зарубежных стран. Подготовка и проведение игры: для проведения игры образуются три команды.  Две команды моряков, команда хранителей исторических событий и в роли помощницы выступает Клио. Игра состоится в форме презентации. В ходе игры на экран выводятся вопросы, основные элементы и составляющие игры, задания и  правильные ответы, иллюстрации, исторические документы, карты. Дополнительно учащимся был заранее предложен  текст статьи Ирины Супоницкой «Раб и крепостной». Если в школе отсутствует данное оборудование, можно  использовать печатные материалы, раздаточный материал. Ход работы Ведущий (учитель). Дорогие ребята! В мире всегда происходит что­то впервые,вот и наше путешествие в поисках  исторической истины, будет проходит впервые.Ее Величество Клио будет нашей помощницей и вместе с некоторыми из  вас хранительницей новых ваших открытий. Еще а Экклезиасте сказано: «Что было, то будет, и что творилось, то и  творится., и нет ничего нового под солнцем. Бывает, скажут о чем­то: смотри новость! А уже было оно в веках. Что  прошло до нас». История любит повторения, и тем интереснее для нас к ним возвращаться вновь и вновь. Вот и сегодня мы попытаемся вспомнить то. что произошло более 150 лет назад. Правда, иногда трудно установить ту грань,за которой  заканчивается одно и начинается другое событие. Итак, наши экипажи в путь. И девять баллов по килем! Капитан корабля. Матрос, посмотри что там за бортом корабля? Матрос. Бутылка капитан. Капитан. Поднять на палубу. (Слайд1. Используется текст с ограничениями для одной команды и для второй команды.) Ответ. США. А. Линкольн. Ответ. Крепостной. Помещик, крепостной, помещик, власть. Ведущий. Прекрасно справившись с первым заданием первая команда оправляется в США, а вторая в Российскую  империю 19 века. А для того, чтобы правильно добраться вам понадобятся карты. Выберите путь, по которому вам  предстоит совершить дальнейшее плавание. (Слайд 2) По анимационным картам, команды выбирают путь путешествия и  отвечают на следующие вопросы: Первая команда. Покажите на карте и словами опишите месторасположение рабовладельческой территории США (юг  США). Вторая команда. Покажите на карте и словами опишите месторасположение той территории, которую вы собираетесь  посетить. Работа с анимационной картой США Российская империя Ведущий. Мы очень рады, что вы добрались к месторасположению и бросили якоря. Но для того, чтобы разобраться в  посланиях предков, вам надо подойти к нашим хранителям истории и взять следующие задания. Команда американцев  получает иллюстрацию и работает над следующими вопросами по иллюстрации: ­ Что изображено на иллюстрации? К какому событию политической жизни или историческому событию, или  повседневной жизни можно отнести иллюстрацию? ­ Какие предметы, место действия описаны в картине? ­ Можно ли указать время создания данной иллюстрации? Кто изображен на картине? Можно ли легко узнать лица  изображенных, их социальное положение? ­ Как расположены герои, группой или поодиночке? ­Какие художественные средства изобразил автор: цвет, ...? ­ Какая значимость этого изображения, как символа эпохи? ­ Какая общественная позиция автора картины, одобряет ли он изображенное событие или нет? ­ В чем ценность информации, которую он несет в себе? Такое же задание получает вторая команда. Крестьяне Спасского­Лутовинова. Фото В.Каррика. 1883 г. Улица села Спасского. Фото В.Каррика. 1883 г. Результаты работы учащиеся отдают хранителям истории, который складывается в специальные архивные папки. Клио. Уважаемые путешественники, перед вами представлены различные точки зрения на рабов в США и крепостное  право в России, прочитайте их и попытайтесь отстоять свою точку зрения на проблему. США Россия Линкольн осуждал. Он говорил: «Если рабство не  зло, то зла в мире вообще нет!» Южане заявили, что будут руководствоваться  убеждением: «Рабство – это нормальное состояние для негров». Позицию правительства северян  определил Линкольн: «Моя высшая цель в этой  борьбе – это спасение союза, а не спасение или  уничтожение рабства». Один раб передал слова своего хозяина: «Хорошо  накормленный здоровый ниггер после мула –  лучшее вложение капитала». Враждебность рабов  порой переходила в ненависть, поэтому с отменой  рабства многие из них ушли от своих хозяев, что те расценили как неблагодарность и даже  предательство. Речь Александра II, произнесенная им 30 марта  1856 г. перед московскими губернскими и  уездными предводителями дворянства: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу  крестьянам; это не справедливо, и вы можете  сказать это всем направо и налево; но чувства,  враждебные между крестьянами и их  помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к  помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы  должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного  мнения со мною, следовательно, гораздо лучше,  чтобы это произошло свыше, нежели снизу.» Кошелев А.И.: «Взглянем на барщинную работу.  Придет крестьянин сколь возможно позже,  осматривается, и оглядывается сколь возможно  чаще и дольше, а работает сколь возможно  меньше, – ему не дело делать, а день убить». Федоров В.А.: «Крепостной крестьянин  фактически оказался полной собственностью  помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояние, а его самого с семьей или даже  отдельно от семьи продать, подарить, отдать в  залог; жену или детей крепостного крестьянина  можно было обменять на борзых щенков,  проиграть в карты. В своем имении помещик  пользовался широкой административной и  полицейской властью...». Работая с документами, ученики выделяют следующие причины отмены крепостного права:  Низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств, основанных на подневольном труде,  как следствие, крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства.  Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности.  Предпринимателям неоткуда было взять наемных рабочих.  Крепостное право – угроза общественному спокойствию.  Крепостное право ничем не отличалось от рабства  У американского раба и крепостного действительно можно обнаружить немало сходства: личная  зависимость‚ отсутствие собственности‚ бесправие. Они одинаково не распоряжались своей жизнью‚ их  продавали‚ разъединяли с семьями; контролировалась личная жизнь Выводы отдаются хранителям истории и пополняют архивную папку. Ведущий. А теперь внимание на экран! Перед вами зашифрованный пазл. Ваша задача собрать его и расшифровать. ­ Кому принадлежали данные слова? ­ Какую общественную позицию высказывает автор? «Хорошо накормленный здоровый ниггер после мула – лучшее вложение капитала». Возможные ответы. Принадлежат рабу. Невольники прекрасно понимали, что о них заботятся только потому, что они –  дорогая собственность. Отношения между рабовладельцами и рабами чаще всего не были дружескими. Бывшие рабы  признавались, что вовсе не считали своих хозяев «отцами», а видели в них эгоистичных людей, преследующих личную  выгоду. «Чтобы они работали честно не только тебе‚ но и себе самим, ибо знаешь, да и они знают, что, заленившись‚ мужик на всё  способен – сделается и вор и пьяница‚ погубит свою душу. ... Будь патриархом... Мужика не бей... Воспитай его как  сына...» (Гоголь.) Возможный ответ. «Барин обязан кормить»‚ – заявляли крестьяне. Крестьянин по натуре не способен заниматься  хозяйством‚ поэтому необходим постоянный контроль над его деятельностью. Крестьяне были уверены‚ что помещик  должен им помогать и выручать в трудную минуту. Хранители истории. Итак, путешественники. Что мы можем вложить в нашу папку, какой еще аргумент? 1 команда. Рабовладелец Юга не зависел от государства, поскольку раб был его частной собственностью Капитализм на  Юге развивался, но «духа» капитализма там не было. 2 команда. В неурожайные годы государство заставляло помогать крестьянам. В 1840 г. правительство потребовало от  помещиков подписки­обязательства кормить крестьян до следующего урожая. Крепостничество препятствовало  индустриализации. Клио. Уважаемые хранители истории, наши путешественники скоро приплывут к своим исходным точкам отправки, где  поделятся своими знаниями об услышанном и увиденном. И пока вы будете готовить архивные папки, я предложу  путешественникам следующее занятие. ­ Ребята, используя данные слова, составьте небольшой рассказ о жизни раба в США (негр, раб, плантатор, Р.Лоундес:  «Без негров этот штат переродится в один из наиболее презираемых в Союзе.) Негры – наше богатство, наши единственные естественные ресурсы». «Мой дорогой старый хозяин, — писала служанка, которую Дэбни устроил на работу в городе, –  хотя цветной расе была дана свобода, я часто тоскую по старым временам рабства, когда мы все были так счастливы и  довольны...» ­ Для второй команды (помещик, крепостной, земля, выкуп). Юсупов «Они полагали‚ что барский хлеб‚ как ими  собранный‚ есть и их собственность‚ и даже украсть у барина не грех», условия натурального хозяйства не стимулировали  роста производительности труда. Крестьянин в лучшем случае мог прокормить себя). Свои рассказы ребята зачитывают и отдают хранителям истории. Клио. Уважаемые путешественники, хранители истории собрали все аргументы и ваши исследования. Обменяйтесь,  пожалуйста, папками для ознакомления и дальнейшего сохранения в библиотеке хранителей истории. А капитаны команд  могут подвести итоги путешествия. Итак‚ рабство и крепостное право‚ бесспорно‚ различны как и общества‚ в которых они существовали. Но принудительный труд‚ личная зависимость‚ бесправие‚ сближают раба и крепостного‚ воспитывая сходные черты в психологии и  поведении, Подавляющее большинство рабов в США – 95% – жили и работали в южной части страны (до 1861 года, когда  рабство было отменено на всей территории США), на Севере рабства не было. Результатом этого было большое  расслоение между богатыми и бедными на Юге – на Севере разрыв в доходах был намного меньше. В 1860 году две трети  американцев, обладавших состоянием $100 тыс. и более, жили в южных штатах. При этом, по уровню жизни, Юг  (естественно, оценивался уровень жизни белого населения) занимал четвертое место в мире, Север – 9­е место. Можно выделить два ключевых слова проблемы, вокруг которой шли горячие споры: земля и выкуп. В зависимости от  этого, были разработаны проекты освобождения крестьян. В России крепостное помещичье хозяйство также не  переживало упадка‚ и не его внутреннее развитие стало причиной отмены крепостного права. В первой половине ХIХ в.  оно начало переходить к товарному производству‚ помещики больше использовали сельскохозяйственную  технику‚ агрономию‚ увеличивая барщину. Домашнее задание. Ознакомится с архивными папками противоположной команды.

Рабовладение в США в XIX веке и крепостное право в России

Рабовладение в США в XIX веке и крепостное право в России

Рабовладение в США в XIX веке и крепостное право в России

Рабовладение в США в XIX веке и крепостное право в России

Рабовладение в США в XIX веке и крепостное право в России

Рабовладение в США в XIX веке и крепостное право в России

Рабовладение в США в XIX веке и крепостное право в России

Рабовладение в США в XIX веке и крепостное право в России

Рабовладение в США в XIX веке и крепостное право в России

Рабовладение в США в XIX веке и крепостное право в России

Рабовладение в США в XIX веке и крепостное право в России

Рабовладение в США в XIX веке и крепостное право в России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018