Радиация ‒ экология и право
Оценка 4.8

Радиация ‒ экология и право

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
биология +2
10 кл—11 кл +1
08.03.2018
Радиация ‒ экология и право
10-й класс с углубленным изучением биологии Цели урока: - изучить механизм воздействия радиации на организм человека и последствия этого воздействия на примере увеличения частоты заболеваемости и различных врожденных аномалий, научиться применять на практике экологические законы. Оборудование: таблица "Радиочувствительность различных биологических объектов", схема "Типы биологического действия ионизирующего излучения на живые клетки"; видеомагнитофон или мультимедиа проектор. Ход урока I. Организационный этап Сообщение темы, цели и задач урока. II. Проверка домашнего задания Проводится ролевая игра, в которой учитель в роли члена областной организации здравоохранения набирает сотрудников из учащихся класса, проводя тестовый контроль и индивидуальное собеседование. Затем выбирается помощник, задача которого - фиксировать количество набранных каждым учеником баллов. Часть ребят работают по тестам, а 8-10 человек устно отвечают на вопросы, сидя полукругом лицом к классу. За правильный ответ ученик получает один балл, за неправильный - ноль баллов. Если ответ неполный, то присуждается полбалла. По количеству баллов,набранных каждым из участников, учитель в итоге объявляет результаты зачисления в указанную организацию. III. Объяснение нового материала.
Радиация ‒ экология и право.doc
‒ Радиация   экология и право   10­й класс с углубленным изучением биологии Цели урока: ­ изучить механизм воздействия радиации на организм человека и последствия этого воздействия на примере  увеличения частоты заболеваемости и различных врожденных аномалий, научиться применять на практике экологические  законы. Оборудование: таблица "Радиочувствительность различных биологических объектов", схема "Типы биологического  действия ионизирующего излучения на живые клетки"; видеомагнитофон или мультимедиа проектор. I. Организационный этап Сообщение темы, цели и задач урока. II. Проверка домашнего задания Ход урока Проводится ролевая игра, в которой учитель в роли члена областной организации здравоохранения набирает сотрудников  из учащихся класса, проводя тестовый контроль и индивидуальное собеседование. Затем выбирается помощник, задача  которого ­ фиксировать количество набранных каждым учеником баллов. Часть ребят работают по тестам, а 8­10 человек  устно отвечают на вопросы, сидя полукругом лицом к классу. За правильный ответ ученик получает один балл, за  неправильный ­ ноль баллов. Если ответ неполный, то присуждается полбалла. По количеству баллов,набранных каждым  из участников, учитель в итоге объявляет результаты зачисления в указанную организацию. III. Объяснение нового материала. 1. Понятие радиоактивности. Единицы измерения радиоактивности. "Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию... такой источник силы, который даст ему  возможность строить свою жизнь, как он захочет... Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро,  а не на самоуничтожение?" В.И. ВЕРНАДСКИЙ (1922 г.) С этих слов великого ученого мы и начнем. Получение атомной энергии непосредственно связано с радиоактивностью.  Что же такое радиоактивность? Радиоактивность ­ это процесс самопроизвольного превращения неустойчивого изотопа одного химического элемента в  изотоп другого элемента, сопровождающийся испусканием элементарных частиц или ядер. 2. Источники и природа радиации. После доклада учащимся предлагается просмотр документального видеофильма, рассказывающего о событиях,  произошедших в японских городах Хиросима и Нагасаки в 1945 г. и об общевойсковых учениях с применением ядерного  оружия в сентябре 1954 г. на полигоне в Тоцком. Для усиления эмоционального воздействия фильм сопровождался "Лунной" сонатой Бетховена . В конце фильма  учащийся озвучивает воспоминания одного из офицеров, принимавших участие в учениях на Тоцком полигоне: "На  сегодняшний день из пяти офицеров 1­й роты я один оставшийся в живых. Один из нас умер через три года, другого я  встречал в 1972 г. в Новосибирске, он так и не выходил из больницы. У него были сильные головные и сердечные боли,  которые он не смог выдержать и в конце концов застрелился. Осталось нас двое: я и мой товарищ ­ старший лейтенант,  Герой Советского Союза. Я стал его разыскивать. Узнал, что он жил в Читинской области, сделал запрос в марте месяце  1999 г. Мне ответили, что Сурков Петр Яковлевич покончил жизнь самоубийством в 1989 г. Вот наша судьба..." 3. Влияние радиации на здоровье человека. Радиоактивное излучение может воздействовать на организм прямо и косвенно. Прямое воздействие ­ это  непосредственное взаимодействие излучения с биологически важными молекулами, например разрыв молекулы ДНК под  действием гамма­излучения. Косвенное воздействие обусловлено химическими реакциями биологически важных молекул с соединениями,  образовавшимися в клетке под действием радиоактивного излучения. Можно выделить три этапа воздействия  радиоактивного излучения на организм: физический, химический, биологический. За этим следуют ранние биологические эффекты ­ гибель клеток и организмов (часы, недели) и отдаленные биологические эффекты ­ заболевания, генетические дефекты (годы, десятилетия). Генетические нарушения приводят к наследственным  заболеваниям. (Можно показать слайды с примерами врожденных уродств, вызванных радиацией.) 4. Применение на практике закона об экологии окружающей среды. Можно ли с помощью Конституции РФ и закона "Об охране окружающей природной среды" улучшить экологическую  ситуацию? Для этого обратимся к 42­й статье Конституции РФ: " Каждый имеет право на благоприятную окружающую  среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу  экологическим правонарушением". Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей  международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и  принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую  экологическую информацию, а также право на возмещение ущерба. Право граждан на благоприятную среду обитания  обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически  вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий,  катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и  общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным  контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально  уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации, санитарно­эпидемиологического надзора и  совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс,  сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по  предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации,  Федеральной лесной службы, иных специально уполномоченных государственных органов. Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций,  граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для  предотвращения и ликвидации их последствий. Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Федеральный экологический фонд,  республиканские, краевые, областные и местные фонды и образуется из средств, поступающих от юридических и  физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за  экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства. Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность  создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в члены таких объединений и фондов,  вносить свои трудовые сбережения; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по  охране окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с заявлениями, жалобами, петициями, требовать их  рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании,  строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов; требовать ограничения, приостановления,  прекращения их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан. Положение Конституции нашли свою конкретизацию в законе "Об охране окружающей природной среды". Право граждан  на здоровую и благоприятную окружающую среду обеспечивается, в частности, социальным и государственным  страхованием граждан, образованием резервных фондов помощи, государственным контролем за состоянием природной  среды. IV. Закрепление материала Учащимся предлагается самостоятельно проанализировать последствия, к которым привела катастрофа на  Чернобыльской АЭС. Класс делится на группы, каждая получает текст со сведениями об увеличении числа определенных  заболеваний на загрязненных после чернобыльского взрыва территориях. Задание: прочитать текст и по статистическим  данным построить график роста определенного заболевания или аномалии. После выполнения задания представитель от  каждой группы докладывает о результатах исследования. Ребята наглядно убеждаются в том, какую опасность  представляет радиоактивное облучение. Текст для группы 1 Увеличение частоты случаев нарушения умственного развития после чернобыльской катастрофыОдним из самых  трагичных и непредвиденных последствий влияния чернобыльского выброса на здоровье оказалось нарушение  умственного развития у детей, родившихся у облученных матерей.По статистическим данным, в Гомельской области в  1986 г. было отмечено 100 случаев впервые установленного нарушения умственного развития, в 1990 г. эта цифра возросла до 680, а в 1993 г. было зарегистрировано 910 случаев умственной отсталости у детей. В 1994 г. наблюдался резкий скачок по этому показателю: было обнаружено 1200 детей, отстающих в умственном, развитии. В 1995 г. эта цифра уменьшилась  до 900 случаев.Всемирная организация здравоохранения в 1995 г. подвела итоги обследования 2189 ребенка, родившихся  на загрязненных территориях Белоруссии, Украины и России, и 2021 детей, родившихся на незагрязненных территориях.  Дети, родившиеся у облученных матерей, отставали в умственном развитии, имели разного рода нарушения поведения и  больше эмоциональных проблем, чем их сверстники, родившиеся на радиационной чистой территории. Таким образом,  радиация нарушает нормальное формирование центральной нервной системы в ходе развития плода в утробе матери. Текст для группы 2 Увеличение числа ослабленных и больных новорожденных после чернобыльской катастрофы. Одним из последствий  чернобыльского облучения стало повышение числа ослабленныхи больных новорожденных. Например, в Венгрии и  Швеции в мае­июне 1986 г. доля новорожденных с пониженным (менее 2500 г) весом была больше, чем обычно. Резкое  возрастание числа новорожденных с ненормально низким весом, (менее 1500 г) отмечено в одном из наиболее пораженных  чернобыльским выбросом регионе Великобритании ­ Уэльсе (табл. 2). Отсутствие подобных данных по "чернобыльским"  территориям России, Украины и Белоруссии свидетельствует о плохо налаженной медицинской статистике, а не об  отсутствии таких эффектов. Текст для группы 3 Рост числа детей с врожденными пороками развития после чернобыльской катастрофы Рост числа детей с врожденными  пороками развития (ВПР), такими, например, как раздвоение губы и нёба, удвоение почек, мочеточников, появление  дополнительных пальцев, аномалии развития нервной и кровеносной систем и т.п., является одним из грозных симптомов,  повсеместно сопровождающих радиоактивное чернобыльское загрязнение. По данным отдела здравоохранения г. Гомеля, в 1986 г. среди детей Гомельской области отмечено 90 случаев ВПР. К 1991 г. этот показатель возрос до 105 и продолжал расти вплоть до 1994 г, когда было зарегистрировано 200 случаев ВПР. В  следующем 1995 г. этот показатель уменьшился до 150. По всей Белоруссии за 9 лет после чернобыльской катастрофы  возросла доля новорожденных, умерших от пороков развития нервной системы, увеличилась доля абортовпо показаниям  ВПР. Аналогичные данные получены для Турции. В Минске зафиксировано резкое увеличение случаев врожденного  диабета, чего ранее вообще не отмечалось. V. Подведение итогов урока. В настоящее время во многих странах стали задумываться о последствиях использования ядерной энергетики. В Швеции,  Англии, Италии и других государствах правительствами приняты решения о запрещении строительства АЭС. В нашей  стране такое решение покане принято. Домашнее задание Продумать ответы на вопросы:  АЭС ­ это благо или зло для человека?  Какие новые виды энергии вы предложили бы использовать в качестве альтернативы ядерной энергии?

Радиация ‒ экология и право

Радиация ‒ экология и право

Радиация ‒ экология и право

Радиация ‒ экология и право

Радиация ‒ экология и право

Радиация ‒ экология и право
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018