10-й класс с углубленным изучением биологии
Цели урока: - изучить механизм воздействия радиации на организм человека и последствия этого воздействия на примере увеличения частоты заболеваемости и различных врожденных аномалий, научиться применять на практике экологические законы.
Оборудование: таблица "Радиочувствительность различных биологических объектов", схема "Типы биологического действия ионизирующего излучения на живые клетки"; видеомагнитофон или мультимедиа проектор.
Ход урока
I. Организационный этап Сообщение темы, цели и задач урока.
II. Проверка домашнего задания
Проводится ролевая игра, в которой учитель в роли члена областной организации здравоохранения набирает сотрудников из учащихся класса, проводя тестовый контроль и индивидуальное собеседование. Затем выбирается помощник, задача которого - фиксировать количество набранных каждым учеником баллов. Часть ребят работают по тестам, а 8-10 человек устно отвечают на вопросы, сидя полукругом лицом к классу. За правильный ответ ученик получает один балл, за неправильный - ноль баллов. Если ответ неполный, то присуждается полбалла. По количеству баллов,набранных каждым из участников, учитель в итоге объявляет результаты зачисления в указанную организацию.
III. Объяснение нового материала.
Радиация ‒ экология и право.doc
‒
Радиация
экология и право
10й класс с углубленным изучением биологии
Цели урока: изучить механизм воздействия радиации на организм человека и последствия этого воздействия на примере
увеличения частоты заболеваемости и различных врожденных аномалий, научиться применять на практике экологические
законы.
Оборудование: таблица "Радиочувствительность различных биологических объектов", схема "Типы биологического
действия ионизирующего излучения на живые клетки"; видеомагнитофон или мультимедиа проектор.
I. Организационный этап Сообщение темы, цели и задач урока.
II. Проверка домашнего задания
Ход урока
Проводится ролевая игра, в которой учитель в роли члена областной организации здравоохранения набирает сотрудников
из учащихся класса, проводя тестовый контроль и индивидуальное собеседование. Затем выбирается помощник, задача
которого фиксировать количество набранных каждым учеником баллов. Часть ребят работают по тестам, а 810 человек
устно отвечают на вопросы, сидя полукругом лицом к классу. За правильный ответ ученик получает один балл, за
неправильный ноль баллов. Если ответ неполный, то присуждается полбалла. По количеству баллов,набранных каждым
из участников, учитель в итоге объявляет результаты зачисления в указанную организацию.
III. Объяснение нового материала.
1. Понятие радиоактивности. Единицы измерения радиоактивности.
"Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию... такой источник силы, который даст ему
возможность строить свою жизнь, как он захочет... Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро,
а не на самоуничтожение?" В.И. ВЕРНАДСКИЙ (1922 г.)
С этих слов великого ученого мы и начнем. Получение атомной энергии непосредственно связано с радиоактивностью.
Что же такое радиоактивность?
Радиоактивность это процесс самопроизвольного превращения неустойчивого изотопа одного химического элемента в
изотоп другого элемента, сопровождающийся испусканием элементарных частиц или ядер.
2. Источники и природа радиации.
После доклада учащимся предлагается просмотр документального видеофильма, рассказывающего о событиях,
произошедших в японских городах Хиросима и Нагасаки в 1945 г. и об общевойсковых учениях с применением ядерного
оружия в сентябре 1954 г. на полигоне в Тоцком.
Для усиления эмоционального воздействия фильм сопровождался "Лунной" сонатой Бетховена . В конце фильма
учащийся озвучивает воспоминания одного из офицеров, принимавших участие в учениях на Тоцком полигоне: "На
сегодняшний день из пяти офицеров 1й роты я один оставшийся в живых. Один из нас умер через три года, другого я
встречал в 1972 г. в Новосибирске, он так и не выходил из больницы. У него были сильные головные и сердечные боли,
которые он не смог выдержать и в конце концов застрелился. Осталось нас двое: я и мой товарищ старший лейтенант,
Герой Советского Союза. Я стал его разыскивать. Узнал, что он жил в Читинской области, сделал запрос в марте месяце
1999 г. Мне ответили, что Сурков Петр Яковлевич покончил жизнь самоубийством в 1989 г. Вот наша судьба..."
3. Влияние радиации на здоровье человека.
Радиоактивное излучение может воздействовать на организм прямо и косвенно. Прямое воздействие это
непосредственное взаимодействие излучения с биологически важными молекулами, например разрыв молекулы ДНК под
действием гаммаизлучения.
Косвенное воздействие обусловлено химическими реакциями биологически важных молекул с соединениями,
образовавшимися в клетке под действием радиоактивного излучения. Можно выделить три этапа воздействия
радиоактивного излучения на организм: физический, химический, биологический.
За этим следуют ранние биологические эффекты гибель клеток и организмов (часы, недели) и отдаленные биологические
эффекты заболевания, генетические дефекты (годы, десятилетия). Генетические нарушения приводят к наследственным
заболеваниям. (Можно показать слайды с примерами врожденных уродств, вызванных радиацией.)
4. Применение на практике закона об экологии окружающей среды. Можно ли с помощью Конституции РФ и закона "Об охране окружающей природной среды" улучшить экологическую
ситуацию? Для этого обратимся к 42й статье Конституции РФ: " Каждый имеет право на благоприятную окружающую
среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу
экологическим правонарушением".
Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей
международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и
принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую
экологическую информацию, а также право на возмещение ущерба. Право граждан на благоприятную среду обитания
обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически
вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий,
катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и
общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным
контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально
уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации, санитарноэпидемиологического надзора и
совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс,
сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по
предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации,
Федеральной лесной службы, иных специально уполномоченных государственных органов.
Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций,
граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для
предотвращения и ликвидации их последствий.
Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Федеральный экологический фонд,
республиканские, краевые, областные и местные фонды и образуется из средств, поступающих от юридических и
физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за
экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства.
Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность
создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в члены таких объединений и фондов,
вносить свои трудовые сбережения; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по
охране окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с заявлениями, жалобами, петициями, требовать их
рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании,
строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов; требовать ограничения, приостановления,
прекращения их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан.
Положение Конституции нашли свою конкретизацию в законе "Об охране окружающей природной среды". Право граждан
на здоровую и благоприятную окружающую среду обеспечивается, в частности, социальным и государственным
страхованием граждан, образованием резервных фондов помощи, государственным контролем за состоянием природной
среды.
IV. Закрепление материала
Учащимся предлагается самостоятельно проанализировать последствия, к которым привела катастрофа на
Чернобыльской АЭС. Класс делится на группы, каждая получает текст со сведениями об увеличении числа определенных
заболеваний на загрязненных после чернобыльского взрыва территориях. Задание: прочитать текст и по статистическим
данным построить график роста определенного заболевания или аномалии. После выполнения задания представитель от
каждой группы докладывает о результатах исследования. Ребята наглядно убеждаются в том, какую опасность
представляет радиоактивное облучение.
Текст для группы 1
Увеличение частоты случаев нарушения умственного развития после чернобыльской катастрофыОдним из самых
трагичных и непредвиденных последствий влияния чернобыльского выброса на здоровье оказалось нарушение
умственного развития у детей, родившихся у облученных матерей.По статистическим данным, в Гомельской области в
1986 г. было отмечено 100 случаев впервые установленного нарушения умственного развития, в 1990 г. эта цифра возросла
до 680, а в 1993 г. было зарегистрировано 910 случаев умственной отсталости у детей. В 1994 г. наблюдался резкий скачок
по этому показателю: было обнаружено 1200 детей, отстающих в умственном, развитии. В 1995 г. эта цифра уменьшилась
до 900 случаев.Всемирная организация здравоохранения в 1995 г. подвела итоги обследования 2189 ребенка, родившихся
на загрязненных территориях Белоруссии, Украины и России, и 2021 детей, родившихся на незагрязненных территориях.
Дети, родившиеся у облученных матерей, отставали в умственном развитии, имели разного рода нарушения поведения и
больше эмоциональных проблем, чем их сверстники, родившиеся на радиационной чистой территории. Таким образом,
радиация нарушает нормальное формирование центральной нервной системы в ходе развития плода в утробе матери.
Текст для группы 2 Увеличение числа ослабленных и больных новорожденных после чернобыльской катастрофы. Одним из последствий
чернобыльского облучения стало повышение числа ослабленныхи больных новорожденных. Например, в Венгрии и
Швеции в маеиюне 1986 г. доля новорожденных с пониженным (менее 2500 г) весом была больше, чем обычно. Резкое
возрастание числа новорожденных с ненормально низким весом, (менее 1500 г) отмечено в одном из наиболее пораженных
чернобыльским выбросом регионе Великобритании Уэльсе (табл. 2). Отсутствие подобных данных по "чернобыльским"
территориям России, Украины и Белоруссии свидетельствует о плохо налаженной медицинской статистике, а не об
отсутствии таких эффектов.
Текст для группы 3
Рост числа детей с врожденными пороками развития после чернобыльской катастрофы Рост числа детей с врожденными
пороками развития (ВПР), такими, например, как раздвоение губы и нёба, удвоение почек, мочеточников, появление
дополнительных пальцев, аномалии развития нервной и кровеносной систем и т.п., является одним из грозных симптомов,
повсеместно сопровождающих радиоактивное чернобыльское загрязнение.
По данным отдела здравоохранения г. Гомеля, в 1986 г. среди детей Гомельской области отмечено 90 случаев ВПР. К 1991
г. этот показатель возрос до 105 и продолжал расти вплоть до 1994 г, когда было зарегистрировано 200 случаев ВПР. В
следующем 1995 г. этот показатель уменьшился до 150. По всей Белоруссии за 9 лет после чернобыльской катастрофы
возросла доля новорожденных, умерших от пороков развития нервной системы, увеличилась доля абортовпо показаниям
ВПР. Аналогичные данные получены для Турции. В Минске зафиксировано резкое увеличение случаев врожденного
диабета, чего ранее вообще не отмечалось.
V. Подведение итогов урока.
В настоящее время во многих странах стали задумываться о последствиях использования ядерной энергетики. В Швеции,
Англии, Италии и других государствах правительствами приняты решения о запрещении строительства АЭС. В нашей
стране такое решение покане принято.
Домашнее задание
Продумать ответы на вопросы:
АЭС это благо или зло для человека?
Какие новые виды энергии вы предложили бы использовать в качестве альтернативы ядерной энергии?
Радиация ‒ экология и право
Радиация ‒ экология и право
Радиация ‒ экология и право
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.