Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Казанская средняя общеобразовательная школа
Таловского муниципального района Воронежской области
Областная краеведческая конференция
«Природное наследие Воронежского края»
Номинация: «Юные экологи»
Изучение главного полезного ископаемого-почвы
Подготовила:
Кудинова Дарья Александровна, учащаяся 10 класса
МКОУ Казанская СОШ,
397150, Воронежская обл., Таловский р-н,
п. Казанка, ул. Новая, д.9, п. Казанка, (адр. школы);
397468, Воронежская обл., Таловский р-н,
п. Казанка, ул. Центральная, 38 ;
Конт. телефон: 8(47352)3-31-80;
E-mail: kazsoh.talov@govvrn.ru
Руководитель:
Дядикова Жанна Владимировна, учитель иностранного языка
МКОУ Казанская СОШ,
397468, Воронежская обл., Таловский р-н,
п. Казанка, ул. Гагарина, д. 51;
Конт. телефон:8(960)1192375;
E-mail: zhanna21011992@mail.ru
п. Казанка – 2021
Содержание
I. Введение………………………………………………………………3
II.Основная часть
1.1 Полезные ископаемые их свойства и виды………………………4
1.2 Полезные ископаемые нашего района района …………………..4
2. Исследование почвы на учебно-опытном участке………………..6
2.1 Описание учебно-опытного участка………………………………6
2.2 Метод определения механического состава почвы………………6
2.3 Исследование почвы на воздухопроницаемость и водопроницаемость.7
2.4 Содержание в почве перегноя и воды…………………………… .8
2.5 Определение морфологических признаков почвы……………….8
III. Заключение………………………………………………………… 10
Введение
Родина, отчий край - самое дорогое для всех нас. Это место, где человек родился, где живет и трудится, место, которое он не забудет, где бы ни жил и что бы с ним ни случилось. Для меня родина – посёлок Казанка. Я живу здесь с рождения. Здесь всё для меня родное – мой дом, где меня любят и заботятся обо мне, мои друзья, школа, где я учусь, улицы, по которым я хожу, пруды, где я купаюсь и ловлю рыбу. Дома, дорога, трава, деревья – всё вокруг близкое и знакомое. Я решила провести исследование и узнать подробности моего посёлка.
Основная цель исследования - изучить полезные ископаемые микрорайона.
Задачи:
Гипотеза: - если люди продолжат, использование полезных ископаемых в быту и хозяйственной деятельности и не будут беречь природу, то запасы полезных ископаемых могут быть исчерпаны.
Объект исследования: полезные ископаемые в окрестностях Таловского района, поселка Казанки.
В соответствии с целью и задачами определили следующие направления исследования:
- краеведческие исследования,
-географические исследования,
-исследования полезных ископаемых,
-химические исследования полезных ископаемых.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников и материалов.
2. Сравнительно-географический.
3. Статистический.
4. Метод полевых наблюдений и исследований.
5. Картографический.
6. Аналитический.
Основная часть.
1.1 Полезные ископаемые, их свойства и виды:
Полезные ископаемые – это образования земной коры, состоящие из минералов, химические и физические свойства которых позволяют применять их в производственно-бытовой сфере. Без многообразия веществ, которыми богата Земля, наш мир бы не был таким разнообразным и развитым. Технический прогресс был бы недостижим и непомерно сложен. Рассмотрим понятие, виды полезных ископаемых и их характеристику.
Прежде чем разбирать виды полезных ископаемых, необходимо знать специфические определения, касающиеся этой темы. Так будет легче и проще со всем разобраться. Итак, полезные ископаемые – это минеральное сырье или образования земной коры, которые могут иметь органическое или неорганическое происхождение и применяться в производстве материально-вещественных предметов. Месторождением полезных ископаемых называют скопление некоторого количества минерального вещества на поверхности или в недрах Земли, которые разделяют на категории в зависимости от области применения в промышленности. Рудой называют минеральное образование, возникшее в природных условиях и состоящее из таких компонентов и в таком соотношении, что ее использование возможно и целесообразно для промышленно-технической сферы. Из уроков физики известно, что вещества способны находиться в одном из четырех агрегатных состояний: жидком, твердом, газообразном и плазматическом. В обычной жизни каждый без труда может пронаблюдать первые три. Полезные ископаемые, как и любые другие химические соединения, могут быть обнаружены на поверхности Земли или в ее недрах в одном из трех состояний. Таким образом, виды полезных ископаемых в первую очередь делятся на:
жидкие (минеральные воды, нефть);
твердые (металлы, угли, руды);
газообразные (природный газ, инертный газ).
Каждая из групп – важная и неотъемлемая часть промышленной жизни. Многообразие ресурсов позволяет странам развиваться в технической и экономической сфере. Количество залежей полезных ископаемых – показатель богатства и благополучия страны
1.2.Полезные ископаемые нашего района:
.
Полезными ископаемыми район не богат. Практическое значение имеет только глина, служащая для производства кирпича. Из общераспространенных полезных ископаемых на территории района представлены песок и глины, подходящие для производства огнеупорных силикатов. Мест лицензированной добычи общераспространенных полезных ископаемых нет. Главным природным ресурсов Таловского района являются плодородные черноземы.
Почвы являются главным богатством нашего района. На всей территории сравнительно однообразный почвенный покров, представляет собой черноземы обыкновенные с разным гумусным содержанием тяжело и среднесуглинистые. Они плодородны и удовлетворяют все жизненные потребности растений. Согласно агроклиматическому районированию Тамбовской области, территория Токаревского района находится в южной зоне. Токаревский район относится к зоне полузасушливого климата. По данным Жердевской метеорологической станции погодные условия района характеризуются следующими показателями: продолжительность безморозного периода 145 дней; количество дней с температурой воздуха свыше нуля — 215 дней; абсолютный годовой максимум температуры воздуха — плюс 39 градусов; сумма осадков за год составляет 450—470 миллиметров. По данным областной гидрометеостанцин, засухи слабой и средней интенсивности бывают в нашей зоне почти каждый год, засухи интенсивные — восемь лет из десяти. А засухи очень интенсивные — через каждые 2 — 3 года. Максимальный снежный покров достигает 10 — 20 см.
По результатам почвенного обследования, проведенного за последние годы, основные почвы распаханных земель в районе представляют собой, мощные, среднемощные, слабо выщелочные и лугово-черноземные почвы, которые составляют около 90 процентов территории. Кроме черноземов имеются солонцы, солодо-лугово-дерновые
почвы. Сочетание различных факторов почвообразования привело к формированию довольно разнообразного почвенного покрова в окрестностях деревни Чичерино.
Особую опасность для почв нашей местности представляют юго-восточные суховеи силой до 12 —15 метров в секунду. Они вызывают интенсивное испарение влаги с поверхности почв, приводят к резкому нарушению водного и температурного режима, сильно снижая урожай сельскохозяйственных культур, В некоторые годы бывают черные бури, уничтожающие посевы культурных растений, особенно посевы сахарной свеклы. Все особенности климата на территории района создают трудности в получении стабильного высокого урожая, и обуславливают необходимость проведения всех агротехнических приемов, направленных на сохранение влаги в почве и предотвращение процессов эрозии. В зависимости от наших потребностей, а скорее от потребностей растений, которые хотим вырастить, можно влиять на качество почвы в приусадебных участках, используя оптимальное количество удобрений. Одной из распространенных ошибок является удобрение «на глазок», что может привести к ненужным последствиям. Для того, чтобы уменьшить риск совершения ошибки, следует установить вид и особенности почвы, на которой будут выращиваться растения, то есть сделать пробу почвы.
Для того, чтобы получить точные результаты, лучше всего взять пробу почвы и отдать ее на исследование в специальную лабораторию. К сожалению, за такой анализ придется заплатить, да и у нас его не делают, поэтому многие решают самостоятельно определить характеристики почвы. У нас в микрорайоне школы есть пришкольный участок, где мы выращиваем картофель, овощи и фрукты для школьной столовой. Но в последние годы урожай картофеля низкий, поэтому я решила исследовать почву пришкольного участка с целью улучшения её плодородия.
2. Исследование почвы на приусадебном участке
2.1 Описание приусадебного участка.
Участок расположен в западной части деревни. После изучения вопросов теории, вместе с учителем географии приступили к проведению запланированных исследований. Первое, с чего начали, определения механического состава почвы.
2.2 Метод определения механического состава почвы на пришкольном участке.
Чтобы быть плодородной, почва должна обладать достаточным количеством перегноя и воды, необходимыми для растений. Для того, чтобы определить плодородие участка, прилегающего к школе, я исследовала следующие показатели: количество перегноя; количество воды; механический состав; воздухопроницаемость; кислотность почв. Механический состав почвы это соотношение различных по размеру минеральных частиц (песка и глины). Он оказывает влияние на содержание в почве влаги и почвенного воздуха. Если в почве много песка, то вода проходит быстро. Такая почва высыхает сразу после дождя. Если в почве много глины, то вода в ней задерживается надолго. Растения в такой почве чувствуют себя плохо, так как отсутствует почвенный воздух. Я решила самостоятельно определить механический состав почвы на участке.
Исследование 1. Из пахотного слоя взяла пригоршню почвы и размочила образец до состояния теста. После этого скатала шарик. Он получился круглый, плотный, без трещин. Затем из шарика скатала «шнур». «Шнур» получился с незначительным количеством трещин. Каждый раз его можно было раскатывать всё тоньше и тоньше. Это говорит о том, что исследуемая почва не является супесчаной. После этого я попытался свернуть шнур в кольцо. Попытка оказалась безуспешной, кольцо не получилось.
Вывод: По механическому составу почва на пришкольном участке суглинистая. Почвы с таким механическим составом наиболее благоприятны для роста и развития растений. Для улучшения структуры этой почвы можно добавлять свежие опилки при осенней перекопке из расчёта полведра на 1 м. Для ускорения перегнивания опилок их можно полить навозной жижей или смешать с любым навозом. Почву для определения механического состава брала в разных местах участка.
2.3. Исследование почвы на воздухопроницаемость и водопроницаемость.
Воздухопроницаемость является важным показателем плодородия почвы. Воздух необходим корням растений, как перегной, минеральные удобрения и вода. То, что в почве содержится воздух, можно легко доказать. Если взять горсть сухой почвы и насыпать ее в стакан с водой, то заметно, что из почвы выходит большое количество пузырьков газа. Это выделяется воздух. Полученные результаты только визуальны, не имеют цифровых повреждений.
Водопроницаемость - это свойство почвы, как пористого тела впитывать и пропускать через себя воду. Водопроницаемость измеряется объемом воды в мм водного столба, проходящей через единицу площади и поверхности почвы в единицу времени. Величину водопроницаемости определила по шкале Н. А. Качинского.
Вывод: Исследование почвы на воздухопроницаемость и водопроницаемость показала, что супесчаная почва достаточно воздухопроницаема и водопроницаема.
2.4. Содержания в почве перегноя и воды.
С глубины 15-20 см взяла образец почвы весом 100 г, рассыпав тонким слоем на листе фанеры, оставила на 5-6 часов на солнце. После пересыхания взвесила, потом в фарфоровой чашке прокалила до тех пор, пока не перестал выходить дым и снова взвесила. Так определила количество перегноя и воды.
Вывод: Количество перегноя в почве равно 6,8. Почва плодородная. Почва нормальная- 40-50% влажности. Проведя полевое исследование почвы на учебно-опытном участке школы, я составила таблицу: «Морфологические признаки почвы»
2.5 Определение морфологических признаков почвы.
Структура почвы.
Гумус и глинистые частицы склеивают почву в мелкие комочки, прочность которых увеличивается, если в почве есть кальций. Способность почвенных частиц соединятся в относительно устойчивые комочки, называется структурой почвы. Структура определяет особенности водного и воздушного режимов почвы, поэтому является одним из признаков её плодородия. Диаметр почвенных комочков структурной почвы в верхнем перегнойном слое достигает 10 мм. Лучшие почвы имеют комковатую или зернистую структуру. Структурные почвы плодородны, так как в порах между комочками содержится достаточное количество воздуха и воды. Часть воды по мельчайшим порам проникает внутрь комочка. Почвенный раствор, обволакивает их, прочно прилипает, не стекая. Воздух, насыщенный кислородом, и вода способствуют росту и развитию растений.
Исследование 2. Структуру почвы определяла при ясной, сухой погоде. Я выкопала яму на глубину пахотного горизонта. С отвесной стенки срезала лопатой пласт почвы на всю глубину ямы толщиной около 5 см. после этого ножом вырезала небольшой образец почвы и подбросила его на лопате два раза. Почва распалась на мелкие комочки. Комочки были разных размеров от просяного зёрнышка до горошины. Приглядевшись внимательно, я увидела, что большинство комочков имеют размер просяного зёрнышка и мельче.
Вывод: Почва на участке имеет комковато-зернистую структуру. Это говорит о высоком плодородии.
Водопрочность почвы.
В условиях лесостепной зоны водопрочность почвы имеет очень большое значение. Для определения водопрочности почвы я проделала следующую работу.
Исследование 3. Взяла стакан с водой и поместил туда несколько образцов почвы с участка. Стала потихоньку взбалтывать воду и увидела, что образцы почвы оседают на дно.
Вывод: Почва обладает очень, водопрочной структурой, за счет содержания глины.
Заключение
Данное исследование имеет для меня огромное воспитательное значение, так как требует заинтересованности, способствует воспитанию любви к земле, к созидательному труду и в конечном счёте, любви к своей Родине. Сейчас трудно сказать какую профессию выберу я, как автор данного исследования. В ходе работы я познакомилась с работой агронома, семеновода и овощевода. Я надеюсь, что в результате исследования почв урожай картофеля и овощей в последующие годы на пришкольном участке будет выше.
Навыки, которые я приобрела, пригодятся мне для выращивания сельскохозяйственной продукции в личном подсобном хозяйстве моих родителей и в дальнейшей самостоятельной жизни.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.