"Раскол в Русской Православной Церкви". 7-й класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: • воспитывать любовь к истории и ее историческому прошлому; • развивать умение отслеживать причины обострения отношений между светской и церковной властями; • познакомить учащихся с содержанием и ходом реформы Никона; Основные понятия: старообрядчество, раскол Даты урока: 1654 г., 1668-1676 гг. Личности в истории: Никон, Аввакум Оборудование урока: карта, картина В.И.Сурикова «Боярыня Морозова», мультимедийный проектор, персональный компьютер, презентация Power Point. План урока: (слайд № 2) 1. Реформы Никона и раскол в Русской Православной Церкви. а) предпосылки и причины реформ; б) суть преобразований; 2. Патриарх Никон; 3. Протопоп Аввакум 4. Старообрядчество
Иконка файла материала Раскол в Русской Православной Церкви. 7-й класс.doc
"Раскол в Русской Православной Церкви". 7­й класс Цели урока:    воспитывать любовь к истории и ее историческому прошлому; развивать умение отслеживать причины обострения отношений между светской и церковной властями; познакомить учащихся с содержанием и ходом реформы Никона; Основные понятия: старообрядчество, раскол Даты урока: 1654 г., 1668­1676 гг. Личности в истории: Никон, Аввакум Оборудование урока: карта, картина В.И.Сурикова «Боярыня Морозова», мультимедийный проектор, персональный  компьютер, презентация Power Point. План урока: (слайд № 2) 1. Реформы Никона и раскол в Русской Православной Церкви. а) предпосылки и причины реформ; б) суть преобразований; 2. Патриарх Никон; 3. Протопоп Аввакум 4. Старообрядчество ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС : Почему раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории  России? (слайд № 3) Ход урока : 1. Повторение. a. b. c. опрос по датам в виде игры «Учитель­ученик» опрос по понятиям составить логическую цепочку : дата ­ имя ­ событие ( у доски 1 ученик ) d. фронтальный опрос: 1. Каково было положение украинского народа в составе Речи Посполитой? 2. Что означает понятие «тройной гнет»? (крепостной, религиозный национальный) 3. Кто возглавил борьбу украинцев за выход из – под власти Речи Посполитой? 4. Чем закончилась война Богдана Хмельницкого с Речью Посполитой? 5. На каких условиях Левобережная Украина вошла в состав России? 6. Каковы итоги русско­польской войны (1654­1667 гг.) и русско­шведской войны (1656­1658 гг.)? 2. Изучение новой темы. (слайд № 4, 5, 6) Русская Православная Церковь играла огромную роль в жизни страны. Вспомните : что пообещал самозванец Лжедмитрий  I польским магнатам и католической церкви и почему он не выполнил обещание? Какую позицию занимала православная церковь во время польской интервенция? ( именно она призвала народ к защите  православной веры и восстановлению царства (патриарх Гермоген)В период правления Михаила Федоровича кто был фактическим правителем России? (отец Михаила патриарх Филарет) В 1640­х годах в Москве сложился кружок ревнителей древнего благочестия, возглавляемого Стефаном Вонифатьевым. Ревнители древнего благочестия были за наведение порядка в церковной среде, улучшение нравов духовенства, за  укрепление веры в народе . Включение Белоруссии и Украины в Российское государство вызвало проблему  несовпадение обрядов. Особенно волновали их расхождения, имевшиеся в богослужебных книгах. Побывавший в Москве в 1649 г иерусалимский Патриарх обвинил русских иерархов в отступлении от греческих обрядов. Поскольку православие пришло на Русь из Византии, было решено исправить тексты по греческим первоисточникам.  Однако это и вызвало раскол в церкви и обществе. Причина раскола: резкое изменение устоявшихся многовековых  церковных традиций и обычаев. В 1652 г Патриархом Русской Православной Церкви стал Никон. Он проводит реформы резко и деспотично. Все иконы и  богослужебные книги Никон приказал переписать, а старые – сжечь .Но реформы касались только обрядовой стороны. Задание классу : найдите в учебнике на стр. 70 нововведения Никона. (ученики читают, а учитель записывает на доске: (слайд № 7) До реформы после реформы Двумя перстами Идти по солнцу Земные поклоны   Исус тремя перстами против солнца поясные  поклоны Иисус В 1654 году на церковном Соборе царь поддержал нововведение Никона. Но были и противники Никона, которых  обвинили в расколе и отлучили от церкви. Чтобы лучше понять природу церковного раскола, остановимся на личностях главных участников этих событий. (чтение докладов: Никон , Аввакум ) Многие люди отвергли реформы Никона . Среди старообрядцев были священники, монахи, крестьяне, дворяне. Великий  русский художник Василий Иванович Суриков написал картину «Боярыня Морозова» . ( стр. 73 в учебнике). Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения –  скиты ( Север, Сибирь, Урал) Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т.е.  огненное крещение. Наиболее сильно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668­1676 гг. старообрядцы  отказались принять новые богослужебные книги и «заперлись» в монастыре. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил  царские войска в монастырь. Из 500 защитников крепости в живых осталось 60. Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью. Лишь в 1971 году Русская Православная Церковь отменила решения церковных Соборов, предавших старообрядцев  проклятию. Итак, во второй половине 17 века в Русской Православной Церкви произошел раскол. Часть духовенства и мирян  отвергли церковные реформы Никона. Появилось старообрядчество. 3. Закрепление. Тест (слайд № 8­9), проверка теста (слайд № 10­11) Вернемся к проблемному вопросу: Почему раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в  истории России? (весь народ, применение силы, много жертв)4. Обобщение урока. 5. Итог урока. Выставление оценок . Домашнее задание: п. 11, стр. 76 читать документ , ответить на вопросы к нему. Творческое задание : Каково ваше отношение к участникам раскола? (слад № 12) Литература. 1. Демидова Н.Ф., Морозова Л.Е., Преображенский А.А. Первые Романовы на российском престоле. М., 1996. 2. Карамзин Н.М. История государства Российского : в 3 кн. М., 1988. 3. Ключевский В.О. Русская история. М., 2005. 4. Лернер И.Я. задачник по истории Отечества.И., 1997. 5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. М., 2001 . 6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен  до наших дней. М., 2000. 7. Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XYIII века. М., 2005. . 8. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.