При перенесении основного тона в партию контрабаса звуки аккорда располагаются следующим образом (располагаются при чтении аккорда - снизу вверх):
В х и Х 9 аккордах
а) левая рука -терция, септима, нона,
правая рука - квинта, прима;
б) левая рука - септима, терция, секста;
правая рука - квинта, прима;
в) левая рука -септима, нона, терция, секста;
правая рука - импровизационная линия;
г) левая рука -терция, секста, септима, нона;
правая рука - импровизационная линия.
Расположение тонов в аранжированных аккордах
При перенесении основного тона в партию контрабаса звуки
аккорда располагаются следующим образом (располагаются
при чтении аккорда снизу вверх):
В х и Х 9 аккордах
а) левая рука терция, септима, нона,
правая рука квинта, прима;
б) левая рука септима, терция, секста;
правая рука квинта, прима;
в) левая рука септима, нона, терция, секста;
правая рука импровизационная линия;
г) левая рука терция, секста, септима, нона;
правая рука импровизационная линия.
В аккордах m, m 9
а) левая рука септима, терция, квинта;
правая рука прима, квинта;
б) левая рука терция, септима, нона;
правая рука квинта, прима;в) левая рука терция, квинта, септима, нона;
правая рука импровизационная линия;
г) левая рука септима, нона, терция, квинта;
правая рука импровизационная линия.
Задание
1. Выучить аранжированные m и xаккорды в 12 тональностях.
2. Играть гармоническую сетку блюза (см. предыдущие занятия)
аранжированными аккордами.
Примечание. Диапазон употребления аранжированных аккордов
в левой руке (по нижнему звуку аккорда):
В аккорде
а) левая рука терция, квинта, секста, нона,
правая рука импровизационная линия;
б) левая рука секста, нона, терция, квинта,
правая рука импровизационная линия.В аккорде
а) левая рука терция, квинта, септима, нона,
правая рука импровизационная линия;
б) левая рука септима, нона, терция, квинта,
правая рука импровизационная линия.
В аккорде
а) левая рука терция, квинта, септима, нона,
правая рука импровизационная линия;
б) левая рука септима, нона, терция, квинта,
правая рука импровизационная линия.
Можно заметить, что некоторые из вышеперечисленных форм
аранжированных аккордов являются как бы обращением другой
формы, хотя сам термин "обращение" неточен, так как в
аккорде отсутствует основной тон, что делает всю структуру
неполной. Более подходит слово "перестановка".Подобные аранжированные аккорды используются в левой руке
для поддержания импровизационной линии. Эти же аккорды
используются в правой руке в сочетании с основным тоном в
левой как один из способов аккомпанемента. Кроме того,
приведенные здесь аранжированные аккорды можно встретить в
партитурах для больших оркестров, где эти аккорды
исполняются группами саксофонов либо меди.
Задание
1. Выучить аранжированные М,
тональностях.
2. Играть аранжированные аккорды в обороте II V I в 12
тональностях, в гармонической сетке блюза.
аккорды в 12
,
Изучать аранжированные аккорды следует так: основной тон в
левой руке, аранжированный аккорд в правой. Изучение
аккордов подобным способом дает возможность услышать всю
структуру аккорда: