А.В.Смирнов
План лекции
![]() |
![]() |
||
nБолезни острые и хронические nНозология. Диагноз.
nОсновные цели расспроса
nПонятие о жалобах и симптомах
nМетодические приемы расспроса
nАлгоритм выявления и оценки жалоб больного
nA namnesis morbi и anamnesis vitae
Это совокупность проявлений (симптомов) болезни, отражающая
возникновение, развитие и исход внутреннего патологического процесса
Внезапно начинающаяся (часы, мин, 1-2 дня), быстро нарастающая до
максимальной выраженности всех симптомов (часы, дни) и заканчивающаяся, в
случае отсутствия осложнений и при адекватной терапии, полным выздоровлением
или выздоровлением с дефектом
Характеризуется длительным, латентным (доклиническим,
бессимптомным) периодом развития, после чего остро или постепенно появляются
основные симптомы заболевания, общее течение которого характеризуется
чередованием периодов затухания (ремиссии) и обострения (рецидивов) болезни.
(греч. nosos – болезнь; logos – учение, наука)
Учение о классификации (номенклатуре) болезней на основе установленных этиологии и патогенеза и (или) характерной клинико-морфологической картины.
Нозологическая форма
(син.
нозологическая единица) Обозначение болезни, согласно существующей номенклатуре
и классификации болезней, обновляемых каждые 10 лет (Международная
классификация болезней 10 пересмотра)
Краткое врачебное заключение врача о болезни в соответствии с
современными нозологическими критериями с указанием особенностей течения
заболевания у конкретного пациента и степени нарушения функции больного органа
(системы органов)
WWW
1. Установление психологического контакта с пациентом
2.
Сбор и анализ достоверной информации о болезни и о факторах,
способствующих ее возникновению
3. Психотерапевтическое (лечебное) воздействие на больного (рациональная психотерапия)
WWW Установление
психологического контакта с пациентом
Следует исполнять:
n Внешний вид врача (студента): одежда, обувь, прическа, улыбка, мимика, жесты, голос, глаза и т.д.
n Приветствие (здравствуйте) и представление пациенту с кратким определением цели визита
n Конфиденциальность беседы
n Беседа с больным со стороны врача должна быть живой и заинтересованной (надо научиться не только слушать, но и слышать пациента)
n Предоставлять пациенту возможность свободного высказывания (особенно в начале расспроса)
n Поощрять рассказ больного вопросами типа «да, да, понимаю»
n Внимательно относиться ко всем фактам (жалобам), сообщаемым больным
n Снисходительно-нейтрально относиться к сомнительным моментам биографии, образу жизни и к вредным привычкам пациента
n Использовать юмор, легкую иронию в ходе общения с больным
WWW Установление
психологического контакта с пациентом
Следует избегать:
n Прерывать рассказ больного, «сбивая его с мысли»
n Избегать контакта «глаза в глаза»
n Обращаться к пациенту не по имени и
отчеству («больной», «бабушка», «дедушка», «молодой человек» и т.д.).
n Говорить «научно» и использовать
медицинский жаргон
n Критиковать коллег и предыдущие
обследования и лечение
n Принимать активное участие в разрешении личностных проблем пациента (семейных проблем)
WWW
Сбор и анализ достоверной информации о болезни и о факторах, способствующих ее возникновению
(причина болезни, факторы риска)
n Расспрос больного (сбор анамнеза)
n Опрос родственников и близких больного
n Анализ медицинской документации, беседа с коллегами
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых, И всё, что вижу я вокруг, Всё знаю я от них.
Они по знаку моему Являются в нужде. Зовут их Как и Почему, Кто,
Что, Когда и Где.
Р. Киплинг «The Elephant’s Child”
(Перевод С.Я. Маршака)
Открытые Закрытые
(как, почему, кто?) (что, когда, где).
Вас беспокоят какие- Вас беспокоят боли за либо неприятные грудиной? ощущения в грудной При приеме
клетке? нитроглицерина боли
Какой эффект от исчезают быстро? приема Как быстро исчезают
нитроглицерина вы боли после приема отмечаете? нитроглицерина?
n Самостоятельный рассказ больного о
жалобах или об истории болезни, как правило, не может быть
использован в чистом виде, не только из-за отсутствия у больного медицинских
знаний, но также изза:
• Отсутствия критики к своему состоянию
• Разного понимания диагностической значимости отдельных симптомов со стороны врача и пациента
• Ложных представлениях пациента о причинноследственных связях: «…если после чего-то, значит вследствие этого…»
•
Сознательного или несознательного умалчивания некоторых
симптомов больными (особенно врачами-пациентами)
Методические приемы расспроса
В ходе самостоятельного рассказа больного:
n Необходимо убедиться в правильном понимании больным смыслового
значения тех жалоб, о которых он сообщает, или терминов (особенно медицинских),
которые он употребляет: «Что вы имеете ввиду, когда говорите …?», «Вы сказали,
что ощущали дискомфорт в грудной клетке, в чем он проявлялся?»
n При качественной и количественной оценке выделений больного (моча, мокрота, кал) необходим поиск аналогий: «желтый, как лимон», «красный, как спелый арбуз на разрезе», «моча цвета темного пива», «отделение мокроты полным ртом»
n Врач: «Вы говорили, что моча у вас была бесцветная. Она была
бесцветная, как вода?» - Пациент: «Нет, она была
желтоватая, но прозрачная, как вода»
n
При отсутствии медицинской документации на руках у больного,
данные обследования должны быть уточнены со слов больного в понятных ему
терминах:
• «Подтвердился ли диагноз воспаления легких при рентгенографии?», «Не помните, пневмония была справа или слева?»
• «Что сказал Вам врач, когда снял ЭКГ?»
• «Врач видел ответы анализов мочи, которые Вы сдавали? Что он вам говорил?»
• «Что говорил вам врач в отношении анализов крови, которые Вы ему показывали?»
• «Вам делали УЗИ брюшной полости? Что сказал врач?»
n Каждая жалоба больного должна быть детализирована с помощью дополнительных (уточняющих) вопросов, направленных на выснение ее патогенеза
n Уточняющие вопросы, которые в этом случае могут иметь закрытый характер, лучше задавать в отрицательно-утвердительной форме.
n Заранее зная перечень жалоб (симптомов) при
патологии той или иной системы органов, уточнять их наличие, даже
если больной о них ничего не сказал сам. При их отсутствии, зафиксировать
данный факт в истории болезни, т.к. «отсутствие симптома – это тоже симптом».
n При жалобах больного на боли, необходимо уточнить их локализацию, попросив пациента указать рукой «то место, которое болит».
1. Общие сведения о больном
(паспортные данные)
2. Основные жалобы
• при поступлении
• на момент осмотра
1. Анамнез заболевания (anamnesis morbi)
2. Анамнез жизни (anamnesis vitae)
3. Расспрос по системам и органам
A. На момент обращения к врачу
• Основные. Являются поводом (причиной) на
данный момент для обращения к врачу и характеризуют основное заболевание
• Неосновные. Не являющиеся поводом (причиной) на данный момент для обращения к врачу и характеризуют сопутствующее заболевание
(заболевания)
A. В зависимости от диагностического значения
n Общие (похудание, слабость, недомогание, утомляемость, лихорадка,
снижение физической и умственной работоспособности и др.
n Определенные. Относятся к той или иной системе или органам: сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная и др. системы.
Жалоба – это «симптом болезни» (нездоровья) в интерпретации (в изложении) больного
Симптом (субъективный) болезни – это объективизированная жалоба больного, когда
становится ясным ее происхождение (патогенез)
NB! В чистом виде жалоба не может по определению использоваться в диагностическом процессе
Для диагностической оценки любой жалобы больного (для того чтобы преобразовать жалобу в симптом) необходимо:
1. Иметь предварительные теоретические сведения о симптоме (причины, патогенез)
2.
С помощью дополнительных (уточняющих) вопросов дать полную
характеристику жалобе с целью уточнения патогенеза данного расстройства и
«преобразования жалобы в симптом».
Алгоритм выявления и оценки жалоб больного Вопросы Действия, мыслительные процессы, результаты
1. «На что Вы жалуетесь?»
«Что Вас беспокоит?»
2. Поощряющие рассказ больного вопросы и поведение врача
3. «Что из того, о чем Вы рассказали,беспокоит Вас больше всего?» «Что послужило поводом для обращения к врачу?» «Что послужило поводом для данной госпитализации?»
4. Уточняющие вопросы в отношение как общих, так и определенных жалоб.
5. Выяснение наличия других жалоб, исходя из предполагаемого патогенеза имеющихся
Предоставление больному возможности свободного рассказа
Результат:
1. Установление психологического контакта
2. Получение первичной информации о жалобах больного
1. Мысленное разделение всех жалоб на основные и неосновные
2. Мысленная перегруппировка основных жалоб на общие и определенные
3. Мысленное отнесение определенных жалоб к соответствующей системе органов
1. Мысленное суждение о механизмах данных симптомов
(их патогенезе)
Результат:
1. Формирование основных жалоб
2. Запись основных жалоб в истории болезни: сначала определенных, затем общих
3. Отметка в и/б факта отсутствия каких-либо определенных жалоб. Например: «отеков, ортопноэ нет»
1. Общие сведения о больном
(паспортные данные)
2. Основные жалобы
• при поступлении
• на момент осмотра
1. Анамнез заболевания (anamnesis morbi)
2. Анамнез жизни (anamnesis vitae)
3. Расспрос по системам и органам
1. Что предшествовало заболеванию? (переохлаждение; инфекция;
травма; избыточная физическая нагрузка; переедание; употребление в пищу недоброкачественных продуктов; прием алкоголя; прием лекарственных препаратов; контакт с потенциальными аллергенами; инсоляция; психоэмоциональный стресс
2. С каких первых симптомов началось заболевание? (Подробная характеристика каждого из симптомов) NB! последовательность их появления. Динамика: нарастание степени выраженности, уменьшение, чередование периодов усиления и уменьшения и т.д.
3. Лечился ли самостоятельно или по совету близких? Чем лечился? Если принимал лекарства, то какие и в какой дозе? Был ли эффект? Если да, то в чем он конкретно выражался: уменьшение степени выраженности симптомов или их исчезновение.
4.
Дальнейшая динамика имеющихся симптомов и появление новых.
Обращался ли к врачу (поликлиники или скорой медицинской помощи)? Мнение врача,
диагноз? Лечение? Какое? (Перечислить препараты.) Эффективность лечения:
динамика симптомов (нарастание, уменьшение степени выраженности, появление
новых симптомов)
5. Повторный осмотр врача? Обследование? Диагноз? Причина данной госпитализации?
Анамнез хронического заболевания
1. Начало болезни
a) как началось заболевание: внезапно (остро) или постепенно?
b) Когда впервые появились симптомы заболевания (или заболевание было выявлено случайно)?
c) Обращался или нет к врачу, данные обследования, диагноз, рекомендации врача (выполнял ли их)?
2. Дальнейшее течение болезни в хронологическом порядке
a) Динамика (появление новых симптомов) болезни
b) Периоды обострений и ремиссий
c) Осложнения основного заболевания
d) Наблюдался ли врачом? (a-c)
e) Госпитализировался или нет, даты госпитализаций, данные обследования, диагноз, лечение, его эффективность
3.
Характер последнего ухудшения (обострения, осложнения),
послужившего причиной для настоящей госпитализации (или обращения к
врачу)
Со стороны пациента и его окружения
n Умалчивание отдельных симптомов (сознательное или несознательное)
n Навязывание врачу своего представления о причинноследственных связях, диагнозе («болит желудок»,
«болит сердце»)
n Различное понимание смыслового значения того или иного симптома
n Снижение памяти, низкий культурный уровень
Со стороны врача и его коллег
n Внушаемость врача со стороны больного, родственников, коллег по работе, заключений специалистов, консультантов, данных предыдущих обследований
n Желание врача «угадать» болезнь с первых слов беседы с больным
n Неумение собрать анамнез (непонимание его сути) запись рассказа больного, а не его расспрос с анализом причинно-следственных связей
n Отсутствие у врача логического
мышления
1. Общие сведения о больном
(паспортные данные)
2. Основные жалобы
3.
Анамнез заболевания (anamnesis morbi)
4. Анамнез жизни (anamnesis vitae)
5. Расспрос по системам и органам
«При расспросе
необходимо выяснять не только, какая болезнь имеется у человека, но также и
то,какой человек перед вами, у которого эта болезнь»
Smyth F.S., 1962
1. Биографические данные
2. Перенесенные заболевания
3. Хронические интоксикации. Факторы риска
4. Наследственность (опрос о родственниках)
5. Гинекологический анамнез
6. Аллергологический анамнез
7. Эпидемиологический анамнез
8. Социально-бытовой анамнез
9. Страховой анамнез
Под факторами риска понимают ряд факторов внешней и внутренней среды, которые:
n Ассоциированы с большой частотой
возникновения заболеваний по данным одномоментных популяционных исследований
n Увеличивают риск развития заболевания по данным проспективных
популяционных исследований
n Их устранение и коррекция способствует
снижению риска развития заболевания или предупреждению обострений (Н.А.Мухин,
В.С.Моисеев 2002)
1. Индекс курящего человека
ИКЧ=количество сигарет в сутки * число месяцев в году.
ИКЦ>120 – «злостный курильщик»
2. Показатель пачка/год
количество пачек в день * число лет курения
Социально допустимой «нормой» употребления алкоголя является 1
«дринк».
n 1 дринк = 12 г спирта
n 30 г водки, коньяка, виски
n 120 г вина n 240 г пиво
Расспрос по системам и органам
•
Центральная и периферическая нервная система
• Сердечно-сосудистая система
• Дыхательная система
• Пищеварительная система
• Мочевыделительная система
• Опорно-двигательная система
WWW
n Пациенту надо давать положительную информацию
n Всегда ориентируйте пациента в предстоящих обследованиях,
разъясняя их необходимость для уточнения диагноза, контроля за ходом
заболевания, прогнозом и т.д.
n После проведения обследований обсуждайте с пациентом их результаты
n Пациента следует информировать о перспективах лечения
n В ходе ведения больного необходимо использовать разные стили общения: эмоционально-нейтральный, сопереживающий, директивный.
n У 54% больных жалобы не были полностью выявлены и оценены врачом
n У 45% больных врач не интересовался мнением пациента о его состоянии
(заболевании)
n У 50% никак не обсуждались психологические проблемы
n В 50% случаев первичный рассказ больного прерывался врачом в первые 24 сек. сбора анамнеза
Simpson M. et al. (1991) The Toronto Consensus Statement. British Medical Journal 303:13851387
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.