Расспрос как один из методов клинического исследования больного.

  • Образовательные программы
  • Повышение квалификации
  • Подготовка к тестированию
  • Презентации учебные
  • Работа в классе
  • Рабочие тетради
  • Раздаточные материалы
  • Разработки курсов
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • pdf
  • 23.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В клинической медицине методом субъективного исследования больного является расспрос (interrogatio). Не смотря на появление большого количества лабораторных и инструментальных дополнительных методов исследования, расспрос не утратил своего значения как один из важнейших методов диагностики. Расспрос должен быть полным и систематическим. Он проводится по определенной схеме и складывается из жалоб, анамнеза болезни (anamnesis morbi) и анамнеза жизни больного (anamnesis vitae). Разговор с пациентом, по возможности, следует проводить в удобном месте с хорошим освещением, в спокойной неофициальной обстановке. Важно называть больного по имени и отчеству. Большое значение имеют опрятный внешний вид врача и его манера держаться. С первых минут общения врач должен стараться завоевать доверие больного. Это важнейшее условие, без которого между врачом и пациентом не возникает надлежащего контакта, что ставит под угрозу успех лечебного процесса. Завоевать доверие больного – не легкая задача. Решающее значение в ее решении имеют тактичное отношение, внимание и сочувствие со стороны врача к физическим страданиям и душевным переживаниям пациента. Нужно стремиться установить, как больной воспринимает свое заболевание, как к нему относится, какие эмоции испытывает. При разговоре с пациентом не следует проявлять раздражения, нетерпения, скуки и иронии. Все это сильно препятствует беседе и затрудняет дальнейший контакт.
Иконка файла материала Rasspros_kak_odin_iz_metodov_klinicheskogo_issledovania_bolnogo.pdf

Расспрос как один из методов клинического исследования больного

А.В.Смирнов

План лекции


nПонятие о клинической картине болезни с точки зрения семиотики

nБолезни острые и хронические nНозология. Диагноз.

nОсновные цели расспроса

nПонятие о жалобах и симптомах

nМетодические приемы расспроса

nАлгоритм выявления и оценки жалоб больного

nA namnesis morbi и anamnesis vitae




Клиническая картина болезни

Это совокупность проявлений (симптомов) болезни, отражающая возникновение, развитие и исход внутреннего патологического процесса



Острая болезнь

Внезапно начинающаяся (часы, мин, 1-2 дня), быстро нарастающая до максимальной выраженности всех симптомов (часы, дни) и заканчивающаяся, в случае отсутствия осложнений и при адекватной терапии, полным выздоровлением или выздоровлением с дефектом


Хроническая болезнь

Характеризуется длительным, латентным (доклиническим, бессимптомным) периодом развития, после чего остро или постепенно появляются основные симптомы заболевания, общее течение которого характеризуется чередованием периодов затухания (ремиссии) и обострения (рецидивов) болезни.

Нозология

(греч. nosos – болезнь; logos – учение, наука)

Учение о классификации (номенклатуре) болезней на основе установленных этиологии и патогенеза и (или) характерной клинико-морфологической картины.

Нозологическая форма

(син. нозологическая единица) Обозначение болезни, согласно существующей номенклатуре и классификации болезней, обновляемых каждые 10 лет (Международная классификация болезней 10 пересмотра)

Диагноз

Краткое врачебное заключение врача о болезни в соответствии с современными нозологическими критериями с указанием особенностей течения заболевания у конкретного пациента и степени нарушения функции больного органа (системы органов)




WWW

Цели расспроса

1.             Установление психологического контакта с пациентом

2.             Сбор и анализ достоверной информации о болезни и о факторах, способствующих ее возникновению

3.             Психотерапевтическое (лечебное) воздействие на больного (рациональная психотерапия)

WWW Установление психологического контакта с пациентом

Следует исполнять:

n   Внешний вид врача (студента): одежда, обувь, прическа, улыбка, мимика, жесты, голос, глаза и т.д.

n   Приветствие (здравствуйте) и представление пациенту с кратким определением цели визита

n   Конфиденциальность беседы

n   Беседа с больным со стороны врача должна быть живой и заинтересованной (надо научиться не только слушать, но и слышать пациента)

n   Предоставлять пациенту возможность свободного высказывания (особенно в начале расспроса)

n   Поощрять рассказ больного вопросами типа «да, да, понимаю»

n   Внимательно относиться ко всем фактам (жалобам), сообщаемым больным

n   Снисходительно-нейтрально относиться к сомнительным моментам биографии, образу жизни  и к вредным привычкам пациента

n   Использовать юмор, легкую иронию в ходе общения с больным

WWW Установление психологического контакта с пациентом

Следует избегать:

n   Прерывать рассказ больного, «сбивая его с мысли»

n   Избегать контакта «глаза в глаза»

n   Обращаться к пациенту не по имени и

отчеству («больной», «бабушка», «дедушка», «молодой человек» и т.д.).

n   Говорить «научно» и использовать

медицинский жаргон

n   Критиковать коллег и предыдущие

обследования и лечение

n   Принимать активное участие в разрешении личностных проблем пациента (семейных проблем)


WWW

Сбор и анализ достоверной информации о болезни и о факторах, способствующих ее возникновению

(причина болезни, факторы риска)

n   Расспрос больного (сбор анамнеза)

n   Опрос родственников и близких больного

n   Анализ медицинской документации, беседа с коллегами



Методические приемы расспроса

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых, И всё, что вижу я вокруг, Всё знаю я от них.

Они по знаку моему Являются в нужде. Зовут их Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.

Р. Киплинг «The Elephant’s Child”

(Перевод С.Я. Маршака)

Методические приемы расспроса Форма вопросов больному

                                                       Открытые                   Закрытые

                             (как, почему, кто?) (что, когда, где).

Вас беспокоят какие- Вас беспокоят боли за либо неприятные грудиной? ощущения в грудной При приеме

                           клетке?            нитроглицерина боли

Какой эффект от    исчезают быстро? приема   Как быстро исчезают

нитроглицерина вы боли после приема отмечаете? нитроглицерина?


Методические приемы расспроса

n   Самостоятельный рассказ больного о

жалобах или об истории болезни, как правило, не может быть использован в чистом виде, не только из-за отсутствия у больного медицинских знаний, но также изза:

     Отсутствия критики к своему состоянию

     Разного понимания диагностической значимости отдельных симптомов со стороны врача и пациента

     Ложных представлениях пациента о причинноследственных связях: «…если после чего-то, значит вследствие этого…»

     Сознательного или несознательного умалчивания некоторых симптомов больными (особенно врачами-пациентами)

Методические приемы расспроса

В ходе самостоятельного рассказа больного:

n   Необходимо убедиться в правильном понимании больным смыслового значения тех жалоб, о которых он сообщает, или терминов (особенно медицинских), которые он употребляет: «Что вы имеете ввиду, когда говорите …?», «Вы сказали, что ощущали дискомфорт в грудной клетке, в чем он проявлялся?»

n   При качественной и количественной оценке выделений больного (моча, мокрота, кал) необходим поиск аналогий: «желтый, как лимон», «красный, как спелый арбуз на разрезе», «моча цвета темного пива», «отделение мокроты полным ртом»

n   Врач: «Вы говорили, что моча у вас была бесцветная. Она была бесцветная, как вода?» - Пациент: «Нет, она была желтоватая, но прозрачная, как вода»

Методические приемы расспроса

n При отсутствии медицинской документации на руках у больного, данные обследования должны быть уточнены со слов больного в понятных ему терминах:

     «Подтвердился ли диагноз воспаления легких при рентгенографии?», «Не помните, пневмония была справа или слева?»

     «Что сказал Вам врач, когда снял ЭКГ?»

     «Врач видел ответы анализов мочи, которые Вы сдавали? Что он вам говорил?»

     «Что говорил вам врач в отношении анализов крови, которые Вы ему показывали?»

     «Вам делали УЗИ брюшной полости? Что сказал врач?»


Методические приемы расспроса

n   Каждая жалоба больного должна быть детализирована с помощью дополнительных (уточняющих) вопросов, направленных на выснение ее патогенеза

n   Уточняющие вопросы, которые в этом случае могут иметь закрытый характер, лучше задавать в отрицательно-утвердительной форме.

n   Заранее зная перечень жалоб (симптомов) при

патологии той или иной системы органов, уточнять их наличие, даже если больной о них ничего не сказал сам. При их отсутствии, зафиксировать данный факт в истории болезни, т.к. «отсутствие симптома – это тоже симптом».

n   При жалобах больного на боли, необходимо уточнить их локализацию, попросив пациента указать рукой «то место, которое болит».



Порядок расспроса (схема анамнеза)

1.                  Общие сведения о больном

(паспортные данные)

2.                  Основные жалобы

                 при поступлении

                 на момент осмотра

1.                  Анамнез заболевания (anamnesis morbi)

2.                  Анамнез жизни (anamnesis vitae)

3.                  Расспрос по системам и органам


Классификация жалоб

A.      На момент обращения к врачу

              Основные. Являются поводом (причиной) на

данный момент для обращения к врачу и характеризуют основное заболевание

              Неосновные. Не являющиеся поводом (причиной) на данный момент для обращения к врачу и характеризуют сопутствующее заболевание

(заболевания)

A.              В зависимости от диагностического значения

n    Общие (похудание, слабость, недомогание, утомляемость, лихорадка, снижение физической и умственной работоспособности и др.

n    Определенные. Относятся к той или иной системе или органам: сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная и др. системы.

Жалобы и симптомы

Жалоба – это «симптом болезни» (нездоровья) в интерпретации (в изложении) больного

Симптом (субъективный) болезни – это объективизированная жалоба больного, когда становится ясным ее происхождение (патогенез)

NB! В чистом виде жалоба не может по определению использоваться в диагностическом процессе

Для диагностической оценки любой жалобы больного (для того чтобы преобразовать жалобу в симптом) необходимо:

1.              Иметь предварительные теоретические сведения о симптоме (причины, патогенез)

2.              С помощью дополнительных (уточняющих) вопросов дать полную характеристику жалобе с целью уточнения патогенеза данного расстройства и «преобразования жалобы в симптом».


Алгоритм выявления и оценки жалоб больного Вопросы Действия, мыслительные процессы, результаты


1.  «На что Вы жалуетесь?»

    «Что Вас беспокоит?»

2.  Поощряющие рассказ больного вопросы и поведение врача

3.  «Что из того, о чем Вы рассказали,беспокоит Вас  больше всего?» «Что послужило поводом для обращения к врачу?» «Что послужило поводом для данной госпитализации?»

4.  Уточняющие вопросы в отношение как общих, так и определенных жалоб.

5.  Выяснение наличия других жалоб, исходя из предполагаемого патогенеза имеющихся

Предоставление больному возможности свободного рассказа

Результат:

1.       Установление психологического контакта

2.       Получение первичной информации о жалобах больного

1.       Мысленное разделение всех жалоб на основные и неосновные

2.       Мысленная перегруппировка основных жалоб на общие и определенные

3.       Мысленное отнесение определенных жалоб к соответствующей системе органов

1. Мысленное суждение о механизмах данных симптомов

(их патогенезе)

Результат:

1.       Формирование основных жалоб

2.       Запись основных жалоб в истории болезни: сначала определенных, затем общих

3.       Отметка в и/б факта отсутствия каких-либо определенных жалоб. Например: «отеков, ортопноэ нет»


Порядок расспроса (схема анамнеза)

1.                  Общие сведения о больном

(паспортные данные)

2.                  Основные жалобы

                 при поступлении

                 на момент осмотра

1.                  Анамнез заболевания (anamnesis morbi)

2.                  Анамнез жизни (anamnesis vitae)

3.                  Расспрос по системам и органам



Анамнез острого заболевания

1.                 Что предшествовало заболеванию? (переохлаждение; инфекция;

травма; избыточная физическая нагрузка; переедание; употребление в пищу недоброкачественных продуктов; прием алкоголя; прием лекарственных препаратов; контакт с потенциальными аллергенами; инсоляция; психоэмоциональный стресс

2.                 С каких первых симптомов началось заболевание? (Подробная характеристика каждого из симптомов) NB! последовательность их появления. Динамика: нарастание степени выраженности, уменьшение, чередование периодов усиления и уменьшения и т.д.

3.                 Лечился ли самостоятельно или по совету близких? Чем лечился? Если принимал лекарства, то какие и  в какой дозе? Был ли эффект? Если да, то в чем он конкретно выражался: уменьшение степени выраженности симптомов или их исчезновение.

4.                 Дальнейшая динамика имеющихся симптомов и появление новых. Обращался ли к врачу (поликлиники или скорой медицинской помощи)? Мнение врача, диагноз? Лечение? Какое? (Перечислить препараты.) Эффективность лечения: динамика симптомов (нарастание, уменьшение степени выраженности, появление новых симптомов)

5.                 Повторный осмотр врача? Обследование? Диагноз? Причина данной госпитализации?

Анамнез хронического заболевания

1.                   Начало болезни

a)             как началось заболевание: внезапно (остро) или постепенно?

b)             Когда впервые появились симптомы заболевания (или заболевание было выявлено случайно)?

c)              Обращался или нет к врачу, данные обследования, диагноз, рекомендации врача (выполнял ли их)?

2.                   Дальнейшее течение болезни в хронологическом порядке

a)             Динамика (появление новых симптомов) болезни

b)             Периоды обострений и ремиссий

c)              Осложнения основного заболевания

d)             Наблюдался ли врачом? (a-c)

e)             Госпитализировался или нет, даты госпитализаций, данные обследования, диагноз, лечение, его эффективность

3.                   Характер последнего ухудшения (обострения, осложнения), послужившего причиной для настоящей госпитализации (или обращения к врачу)

Причины диагностических ошибок при сборе анамнеза


Со стороны пациента и его окружения

n   Умалчивание отдельных симптомов (сознательное или несознательное)

n   Навязывание врачу своего представления о причинноследственных связях, диагнозе («болит желудок»,

«болит сердце»)

n   Различное понимание смыслового значения того или иного симптома

n   Снижение памяти, низкий культурный уровень

Со стороны врача и его коллег

n   Внушаемость врача со стороны больного, родственников, коллег по работе, заключений специалистов, консультантов, данных предыдущих обследований

n   Желание врача «угадать» болезнь с первых слов беседы с больным

n   Неумение собрать анамнез (непонимание его сути) запись рассказа больного, а не его расспрос с анализом причинно-следственных связей

n   Отсутствие у врача логического мышления


Порядок расспроса (схема анамнеза)

1.                 Общие сведения о больном

(паспортные данные)

2.                 Основные жалобы

3.                 Анамнез заболевания (anamnesis morbi)

4.                 Анамнез жизни (anamnesis vitae)

5.                 Расспрос по системам и органам

Anamnesis vitae

«При расспросе необходимо выяснять не только, какая болезнь имеется у человека, но также и то,какой человек перед вами, у которого эта болезнь»

Smyth F.S., 1962

1.                    Биографические данные

2.                    Перенесенные заболевания

3.                    Хронические интоксикации. Факторы риска

4.                    Наследственность (опрос о родственниках)

5.                    Гинекологический анамнез

6.                    Аллергологический анамнез

7.                    Эпидемиологический анамнез

8.                    Социально-бытовой анамнез

9.                    Страховой анамнез

Факторы риска

Под факторами риска понимают ряд факторов внешней и внутренней среды, которые:

n   Ассоциированы с большой частотой

возникновения заболеваний по данным одномоментных популяционных исследований

n   Увеличивают риск развития заболевания по данным проспективных популяционных исследований

n   Их устранение и коррекция способствует

снижению риска развития заболевания или предупреждению обострений (Н.А.Мухин,

В.С.Моисеев 2002)

Курение

1.             Индекс курящего человека

ИКЧ=количество сигарет в сутки * число месяцев в году.

ИКЦ>120 – «злостный курильщик»

2.             Показатель пачка/год

количество пачек в день * число лет курения


Алкоголь

Социально допустимой «нормой» употребления алкоголя является 1 «дринк».

n  1 дринк = 12 г спирта

n  30 г водки, коньяка, виски

n  120 г вина n 240 г пиво

Расспрос по системам и органам

        Центральная и периферическая нервная система

        Сердечно-сосудистая система

        Дыхательная система

        Пищеварительная система

        Мочевыделительная система

        Опорно-двигательная система

WWW

Психотерапевтическое воздействие на больного

n   Пациенту надо давать положительную информацию

n   Всегда ориентируйте пациента в предстоящих обследованиях, разъясняя их необходимость для уточнения диагноза, контроля за ходом заболевания, прогнозом и т.д.

n   После проведения обследований обсуждайте с пациентом их результаты

n   Пациента следует информировать о перспективах лечения

n   В ходе ведения больного необходимо использовать разные стили общения: эмоционально-нейтральный, сопереживающий, директивный.


Проблемы коммуникации врача и больного

n   У 54% больных жалобы не были полностью выявлены и оценены врачом

n   У 45% больных врач не интересовался мнением пациента о его состоянии

(заболевании)

n   У 50% никак не обсуждались психологические проблемы

n   В 50% случаев первичный рассказ больного прерывался врачом в первые 24 сек. сбора анамнеза

Simpson M. et al. (1991) The Toronto Consensus Statement. British Medical Journal 303:13851387