Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: Рассуждение
Цель:
Изучить тип текста «рассуждение»
Задачи:
1) научиться отличать тип текста «рассуждение» по его признакам, выделять структурные составляющие рассуждения;
2) научиться составлять текст-рассуждение на заданную тему; использовать при построении текста специальные слова; развивать монологическую речь;
3) воспитывать культуру речи.
Планируемые результаты: учащиеся узнают признаки типа текста рассуждение, научатся отличать рассуждение от других типов речи; научатся строить устное рассуждение, строить текст-рассуждение письменно.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Технологии: игровые, личностно-ориентированное обучение, технология критического мышления
I. Оргмомент.
II. Мотивация. Целеполагание.
- Сегодня мы начнём урок с ответа на вопрос: почему мы изучаем русский язык? (Потому что нужно правильно писать, правильно говорить, получить хорошее образование, быть грамотными, в будущем иметь хорошую профессию – и т.д.) (1 человек обобщает и даёт связный ответ)
- Когда вы отвечали на вопрос, вы учились строить особый тип текста - рассуждение. Что такое рассуждение, из чего состоит и как правильно его построить – это и есть тема сегодняшнего урока. Запись темы в контрольном листе. В течение урока мы будем выполнять практические задания и заполнять контрольный лист (Приложение 1)
III. Актуализация знаний
· РАССУЖДЕНИЕ – определить значение слова. Если нам нужно узнать значение слова, мы обращаемся к словарю (индивидуальное задание, словарь С. И. Ожегова)
· Подбор однокоренных слов, определение общего значения (общее значение однокоренных слов– размышлять, рассуждать)
Давайте сначала вспомним известные вам типы речи и составим таблицу (Контрольный лист, задание 2)
Тип речи |
Основной вопрос |
Задачи |
Части речи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица заполняется на примерах текстов:
1. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
2. Хорошо в лесу в ясное январское утро!
Зимнее солнце разбрасывает свои недлинные лучи по тяжёлым от
снега веткам деревьев. На белоснежном ковре выделяются цепочки лосиных
и лисьих следов, а от кустов и сосен протянулись
синие тени. Молчат серебряные от инея деревья, плавно
кружатся в воздухе редкие снежинки.
- В каких творческих заданиях в этом учебном году мы встречались с повествованием и описанием? (Описание по картине «Февральская лазурь», описание игрушки или любимого предмета, рассказ о памятном дне летних каникул)
IV. Организация познавательной деятельности
Учебник, с 14, прочитать материал для наблюдений (строение слова)
- О каком тексте идет речь?
По итогам работы заполняется таблица
Тип речи |
Основной вопрос |
Задачи |
Части речи |
Повествование |
Что произошло? |
Рассказать о событиях
|
Глаголы |
Описание |
Какой? |
Раскрыть признаки предмета |
Прилагательные наречия |
Рассуждение |
Почему? Зачем? |
Раскрыть причины, доказать |
Все части речи |
Итак, какова основная задача этого типа текста? (Объяснить, доказать, установить какую-либо истину)
Рассуждение имеет свои особенности, свою структуру 1. Тезис (Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать).
2. Доказательства (Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса).
3. Вывод (Вывод – это то, что следует из сказанного выше).
(дети заполняют задание 3 контрольного листа)
Анализ текстов, нахождение структурных элементов текста рассуждения.
1) Возвращаемся к тексту «Изучать строение слова…» с 14 учебника. Нахождение структурных частей рассуждения.
2) Нахождение структурных частей рассуждения по тексту «Бег» (приложение 2)
Помните, что в рассуждении не всегда соблюдается структура «тезис-доказательство-вывод», иногда вывод опускается. Такие рассуждения называются неполными.
Рассмотрим пример (контрольный лист, задание 4)
Человек, любящий и умеющий читать - счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых друзей. Друзья эти – книги. (К.Паустовский)
- Найдите в этом тексте части рассуждения (тезис, доказательство)
- Дополните доказательство (на месте галочек)
- Сделайте вывод
V. Первичное закрепление.
Существуют в языке слова-конструкторы, которые помогут нам создавать текст рассуждение. Давайте посмотрим на них (Контрольный лист, задание 5)
Прочитайте предложения и слова, при помощи которых обычно связываются части рассуждения. Какие из них используются для связи:
1.тезиса и доказательства:
2.доказательства и вывода:
Обозначьте в листе номера используемых слов и предложений
1). Докажем это.
2). Это можно доказать так.
3). Обобщим всё сказанное.
4). Почему? И вот почему.
5). Таким образом,…
6). Это объясняется следующим.
7). Следовательно,….
-Подведём итоги:
Схема построения рассуждения
Слова-конструкторы
(Контрольный лист, задание 6)
1. Тезис |
я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает…
|
2. Доказательства (аргументы) |
во-первых, одна из причин, во-вторых, другая причина, другим доказательством является, в-третьих, кроме того, наконец, самое главное, к примеру, чтобы убедиться…
|
3. Вывод |
таким образом, вот почему, итак, я пришел к выводу, мы убедились в том, следовательно… |
VI. Закрепление нового знания. Практическая работа (Контрольный лист, задание 7)
1) Прочитайте. Закончите последнее предложение. Сформулируйте и запишите тезис и вывод.
__________________________________________________________________________.
В оперении синицы синевы почти нет. Некоторые считают, что зовут её синицей от звонкого щебета: «синь-синь». А вот кукушка получила своё название потому, что______________________________________________________________________.
2) По данному вопросу составить письменное рассуждение, сохраняя все структурные элементы рассуждения и используя слова-помощники.
Нужно ли человеку читать книги?
(Устно вместе формулируем тезис, доказательства, дети записывают текст, используя таблицу)
Как нужно относиться к учебникам?
Чем вы занимаетесь в свободное время и почему?
VII. Подведение итогов. Рефлексия
· В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение?
(Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга интересная; что какой-то учебный предмет вам нравится; товарищ поступил неправильно; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, приводить доказательства (математика, литература).
· Составление кластера «Рассуждение» (Рассуждение, почему? размышление, тезис, доказательство, примеры, вывод)
· Рефлексия
- Что узнали на уроке?
- Что было интересно?
- Что вызвало затруднение?
Как оцените свою деятельность на уроке?
Оцените свою работу на уроке сами:
1)На уроке я работал активно/пассивно
2)Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3)Материал урока мне был понятен/не понятен
4)Какую оценку я бы себе поставил
VIII. Домашнее задание
Контрольный лист, задание 8, написать рассуждение (на выбор)
Приложение 1
Контрольный лист
Ф.И. _________________________________
Тема _________________________________
1. Рассуждение __________________________________________________________________________
2. Типы речи
Тип речи |
Основной вопрос |
Задачи |
Части речи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Структура рассуждения:
1)
2)
3)
4. Человек, любящий и умеющий читать - счастливый человек.˅ Он окружён множеством умных, добрых друзей.˅ Друзья эти – книги. (К. Паустовский)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
5. Слова-конструкторы для связи частей рассуждения:
1). Докажем это.
2). Это можно доказать так.
3). Обобщим всё сказанное.
4). Почему? И вот почему.
5). Таким образом,…
6). Это объясняется следующим.
7). Следовательно,….
6. Схема построения рассуждения
Слова-конструкторы
1. Тезис |
я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает… |
2. Доказательства (аргументы) |
во-первых, одна из причин, во-вторых, другая причина, другим доказательством является, в-третьих, кроме того, наконец, самое главное, к примеру, чтобы убедиться…
|
3. Вывод |
таким образом, вот почему, итак, я пришел к выводу, мы убедились в том, следовательно… |
7. Закончите последнее предложение. Сформулируйте и запишите тезис и вывод.
______________________________________________________________________________________
В оперении синицы синевы почти нет. Некоторые считают, что зовут её синицей от звонкого щебета: «синь-синь». А вот кукушка получила своё название потому, что________________________
________________________________________________________________________________________
8. По данному вопросу напишите рассуждение (на выбор)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Составьте кластер «Рассуждение»
10. Д/З Напишите рассуждение по теме 2,3 (на выбор) задания 8.
11. Оцените свою работу на уроке
1)На уроке я работал активно/пассивно
2)Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3)Материал урока мне был понятен/не понятен
4)Какую оценку я бы себе поставил
Приложение 2
Текст для анализа
Бег – имя существительное
Слово бег – имя существительное. Попытаемся доказать это.
Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?
Во-вторых, слово бег относится к одному из трех родов, а именно – к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый бег…
В-третьих, слово бег склоняется, то есть изменяется по падежам: бег, бега, бегу…
В-четвертых, в предложении слово бег чаще всего является подлежащим и дополнением. Красив бег этого спортсмена! Здесь бег-подлежащее.
Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.