"Рассуждение". Конспект урока русского языка по УМК Ладыженской Т.А., Баранова М.Т.
Оценка 4.9

"Рассуждение". Конспект урока русского языка по УМК Ладыженской Т.А., Баранова М.Т.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
31.08.2023
"Рассуждение". Конспект урока русского языка по УМК Ладыженской Т.А., Баранова М.Т.
Урок построен и с учётом требований ФГОС, и учётом возможностей учащихся: создание опорного материала, проговаривание способов действия по образцу, корректировка и поэтапное введение новых структурных элементов рассуждения. Разработан для работы с детьми с ОВЗ, поэтому проводится поэтапная подготовка опорного материала для конструирования текста-рассуждения. Использованы технологии личностно-ориентированного и дифференцированного обучения.
Рассуждение Урок в 5 кл.doc

                                          Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема: Рассуждение

 

Цель:

 Изучить тип текста «рассуждение»

Задачи:

1) научиться отличать тип текста «рассуждение» по его признакам, выделять структурные составляющие рассуждения;

2) научиться составлять текст-рассуждение на заданную тему; использовать при построении текста специальные слова; развивать монологическую речь;

3) воспитывать культуру речи.

 

Планируемые результаты: учащиеся узнают признаки типа текста рассуждение, научатся отличать рассуждение от других типов речи; научатся строить устное рассуждение, строить текст-рассуждение письменно.

 

Тип урока: усвоение новых знаний.

 

Технологии: игровые, личностно-ориентированное обучение, технология критического мышления

 

I. Оргмомент.

II. Мотивация. Целеполагание.

- Сегодня мы начнём урок с ответа на вопрос: почему мы изучаем русский язык? (Потому что нужно правильно писать, правильно говорить, получить хорошее образование, быть грамотными, в будущем иметь хорошую профессию – и т.д.)   (1 человек обобщает и даёт связный ответ)                             

- Когда вы отвечали на вопрос, вы учились строить особый тип текста - рассуждение. Что такое рассуждение, из чего состоит и как правильно его построить – это и есть тема сегодняшнего урока.  Запись темы в контрольном листе. В течение урока мы будем выполнять практические задания и заполнять контрольный лист (Приложение 1)

 

III. Актуализация знаний

·        РАССУЖДЕНИЕ – определить значение слова. Если нам нужно узнать значение слова, мы обращаемся к словарю (индивидуальное задание, словарь С. И. Ожегова)

·        Подбор однокоренных слов, определение общего значения (общее значение однокоренных слов– размышлять, рассуждать)      

 

Давайте сначала вспомним известные вам типы речи и составим таблицу (Контрольный лист, задание 2)                                              

            Тип речи

Основной вопрос

Задачи

Части речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица заполняется на примерах текстов:

1. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

2. Хорошо в лесу в ясное январское утро!
Зимнее солнце разбрасывает свои недлинные лучи по тяжёлым от снега веткам деревьев. На белоснежном ковре выделяются цепочки лосиных и лисьих следов, а от кустов и сосен протянулись синие тени. Молчат серебряные от инея деревья, плавно кружатся в воздухе редкие снежинки.

 

- В каких творческих заданиях в этом учебном году мы встречались с повествованием и описанием? (Описание по картине «Февральская лазурь», описание игрушки или любимого предмета, рассказ о памятном дне летних каникул)

 

IV. Организация познавательной деятельности

Учебник, с 14, прочитать материал для наблюдений (строение слова)

- О каком тексте идет речь?

По итогам работы заполняется таблица

            Тип речи

Основной вопрос

Задачи

Части речи

Повествование

Что произошло?

Рассказать о событиях

 

Глаголы

Описание

Какой?

Раскрыть признаки предмета

Прилагательные наречия

Рассуждение

Почему? Зачем?

Раскрыть причины,

доказать

Все части речи

Итак, какова основная задача этого типа текста? (Объяснить, доказать, установить какую-либо истину)

Рассуждение имеет свои особенности, свою структуру                                                                                                                     1. Тезис (Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать).

2. Доказательства (Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса).

3. Вывод (Вывод – это то, что следует из сказанного выше).

(дети заполняют задание 3 контрольного листа)

Анализ текстов, нахождение структурных элементов текста рассуждения.                                          

1) Возвращаемся к тексту «Изучать строение слова…» с 14 учебника. Нахождение структурных частей рассуждения.

2) Нахождение структурных частей рассуждения по тексту «Бег» (приложение 2)

Помните, что в рассуждении не всегда соблюдается структура «тезис-доказательство-вывод», иногда вывод опускается. Такие рассуждения называются неполными.

Рассмотрим пример (контрольный лист, задание 4)                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Человек, любящий и умеющий читать - счастливый человек.  Он окружён множеством умных, добрых друзей. Друзья эти  – книги. (К.Паустовский)

- Найдите в этом тексте части рассуждения (тезис, доказательство)

- Дополните доказательство (на месте галочек)

- Сделайте вывод

 

V. Первичное закрепление.

Существуют в языке слова-конструкторы, которые помогут нам создавать текст рассуждение. Давайте посмотрим на них (Контрольный лист, задание 5)                                                                                                                                        

 

Прочитайте предложения и слова, при помощи которых обычно связываются части рассуждения. Какие из них используются для связи:

 1.тезиса и доказательства:

 2.доказательства и вывода:            

Обозначьте в листе номера используемых слов и предложений

1). Докажем это.

2). Это можно доказать так.

3). Обобщим всё сказанное.

4). Почему? И вот почему.

5). Таким образом,…

6). Это объясняется следующим.

7). Следовательно,….

-Подведём итоги:

                                               Схема построения рассуждения                                          

                                                     Слова-конструкторы

                                              (Контрольный лист, задание 6)                                                                       

1. Тезис

я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает…

 

2. Доказательства (аргументы)

во-первых, одна из причин, во-вторых, другая причина, другим доказательством является, в-третьих, кроме того, наконец, самое главное, к примеру, чтобы убедиться…

 

3. Вывод

таким образом, вот почему, итак, я пришел к выводу, мы убедились в том, следовательно…

 

VI. Закрепление нового знания. Практическая работа (Контрольный лист, задание 7)  

   1) Прочитайте. Закончите последнее предложение. Сформулируйте и запишите тезис и вывод.

__________________________________________________________________________.

В оперении синицы синевы почти нет. Некоторые считают, что зовут её синицей от звонкого щебета: «синь-синь». А вот кукушка получила своё название потому, что______________________________________________________________________.

 

2) По данному вопросу составить письменное рассуждение, сохраняя все структурные элементы рассуждения и используя слова-помощники.

             Нужно ли человеку читать книги?

(Устно вместе формулируем тезис, доказательства, дети записывают текст, используя таблицу)

        Как нужно относиться к учебникам?

       Чем вы занимаетесь в свободное время и почему?

 

VII. Подведение итогов. Рефлексия

 

·       В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение?

(Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга интересная; что какой-то учебный предмет вам нравится; товарищ поступил неправильно; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, приводить доказательства (математика, литература).

·        Составление кластера «Рассуждение» (Рассуждение, почему? размышление, тезис, доказательство, примеры, вывод)

 

·        Рефлексия

- Что узнали на уроке?

- Что было интересно?

- Что вызвало затруднение?

   Как оцените свою деятельность на уроке?

Оцените свою работу на уроке сами:

1)На уроке я работал активно/пассивно

2)Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3)Материал урока мне был понятен/не понятен

4)Какую оценку я бы себе поставил

 

VIII. Домашнее задание 

Контрольный лист, задание 8, написать рассуждение (на выбор)                                                          

 

 

Приложение 1                                         

                                                        Контрольный лист

Ф.И.  _________________________________

Тема  _________________________________

 

1. Рассуждение __________________________________________________________________________

 

2. Типы речи

 

            Тип речи

Основной вопрос

Задачи

Части речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Структура рассуждения:

    1)

    2)

    3)

 

4.  Человек, любящий и умеющий читать - счастливый человек.˅ Он окружён множеством умных, добрых друзей.˅ Друзья эти  – книги. (К. Паустовский)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

5. Слова-конструкторы для связи частей рассуждения:

1). Докажем это.

2). Это можно доказать так.

3). Обобщим всё сказанное.

4). Почему? И вот почему.

5). Таким образом,…

6). Это объясняется следующим.

7). Следовательно,….

 

6. Схема построения рассуждения

                                                          Слова-конструкторы

1. Тезис

я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает…

2. Доказательства (аргументы)

во-первых, одна из причин, во-вторых, другая причина, другим доказательством является, в-третьих, кроме того, наконец, самое главное, к примеру, чтобы убедиться…

 

3. Вывод

таким образом, вот почему, итак, я пришел к выводу, мы убедились в том, следовательно…

 

 

7. Закончите последнее предложение. Сформулируйте и запишите тезис и вывод.

______________________________________________________________________________________

В оперении синицы синевы почти нет. Некоторые считают, что зовут её синицей от звонкого щебета: «синь-синь». А вот кукушка получила своё название потому, что________________________

________________________________________________________________________________________

 

8. По данному вопросу напишите рассуждение (на выбор)

  • Нужно ли человеку читать книги,
  • Как нужно относиться к учебникам?
  • Чем вы занимаетесь в свободное время и почему?

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9.  Составьте кластер «Рассуждение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Д/З Напишите рассуждение по теме 2,3 (на выбор) задания 8.

11.  Оцените свою работу на уроке

          1)На уроке я работал активно/пассивно

          2)Своей работой на уроке я доволен/не доволен

          3)Материал урока мне был понятен/не понятен

          4)Какую оценку я бы себе поставил

 

Приложение 2                                     

                                                     Текст для анализа

Бег – имя существительное

 Слово бег – имя существительное. Попытаемся доказать это.

    Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?

     Во-вторых, слово бег относится к одному из трех родов, а именно – к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый бег…

    В-третьих, слово бег склоняется, то есть изменяется по падежам: бег, бега, бегу…

    В-четвертых, в предложении слово бег чаще всего является подлежащим и дополнением. Красив бег этого спортсмена! Здесь бег-подлежащее.

    Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

 

 

                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               

 

 

 

 

 

 


Конспект урока русского языка в 5 классе

Конспект урока русского языка в 5 классе

Хорошо в лесу в ясное январское утро!

Хорошо в лесу в ясное январское утро!

Прочитайте предложения и слова, при помощи которых обычно связываются части рассуждения

Прочитайте предложения и слова, при помощи которых обычно связываются части рассуждения

Составление кластера «Рассуждение» (Рассуждение, почему? размышление, тезис, доказательство, примеры, вывод) ·

Составление кластера «Рассуждение» (Рассуждение, почему? размышление, тезис, доказательство, примеры, вывод) ·

Следовательно,…. 6. Схема построения рассуждения

Следовательно,…. 6. Схема построения рассуждения

Приложение 2

Приложение 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2023