Урок № 25
Тема |
АПК области. Растениеводство |
||
Цель |
Сформировать представление об особенностях развития АПК и растениеводства. |
||
Задачи |
1. Познакомить с звеньями АПК, отраслевым составом растениеводства, проблемами и перспективами развития. 2.Развивать общегеографические умения, творческие способности, умения работать самостоятельно 3. Воспитывать любовь к Родине, воспитание ответственности за будущее нашего края. 4.Изучить этапы формирования и особенности организации АПК области. 5. Изучить структуру и географию АПК области 6. Выявить состав и факторы размещения растениеводства. : 7. Формирование умения работать с картой отраслей и контурной картой 8. Развивать умения анализировать и делать вывод, используя схемы, таблицы и текст учебника. воспитательные 9. Определить значение АПК и растениеводства для области и себя лично |
||
Тип урока |
комбинированный с э/проблемного обучения. |
||
Краткое содержание урока |
1.Отраслевой состав АПК. 2. Отраслевой состав растениеводства. 3. Особенности развития растениеводства, проблемы и перспективы. |
||
Опорные знания |
1. Отраслевой состав, факторы размещения производства. 2.Влияние природных условий на характер деятельности человека.. |
||
Понятия и термины |
АПК, сельскохозяйственные угодья, сельское хозяйство, растениеводство. |
||
Географическая номенклатура |
Административные районы области и их центры. |
||
Персоналии |
.П.И. Рычков, Ф.Н. Мильков», А.А. Чибилев, С.А. Дедеев, М.В. Галушко, С.В. Панков, Ю.А. Берг. |
||
Средства обучения |
Электронная презентация «АПК, растениеводство», учебники 2 часть, раздаточный материал (тексты, тесты, задания), видеофрагмент |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные умения |
УУД |
||
Метапредметные |
Личностные |
||
1) Находить на картах территорию области и наиболее крупные физико-географические объекты. 2) Характеризовать вклад ученых в изучение территории области. 3) Анализировать экономические и литературные источники, находить в них сведения о развитии растениеводства в области. 4) Называть культуры, выращиваемые на территории нашей области. |
1) Работать с различными источниками информации. 2) Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. 3) Составлять развернутый план, трансформировать текстовую информацию в табличную. 4) Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя. 5) Вести диалог, вырабатывая общее решение. |
1) Сформированность учебно-познавательного интереса к изучению экономики своего края. 2) Понимание особенностей освоения территории родного края. |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 ЭТАП. Организационный |
|
Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Проверяет готовность к уроку. |
Приветствуют учителя. Слушают, настраиваются на восприятие материала урока и продуктивную работу. |
2 ЭТАП. Актуализация знаний |
|
Предлагает ответить на вопросы: 1. Определите, о ком идет речь. А) Этот бухгалтер, краевед и путешественник родом из города Вологда. Он много путешествовал, занимался хозяйственной деятельностью в крае, торговал хлебом. Б) Расшифруйте ОГАУ
В) Кто сейчас руководит нашей областью?
2. Назовите сельскохозяйственные культуры, выращиваемые на территории области. |
Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы: -П.И. Рычков
-Оренбургский государственный аграрный университет
-
-рожь, пшеница, ячмень…
|
3 ЭТАП. Создание проблемной ситуации |
|
Подводит к формулированию темы урока: - Какое отношение к Оренбургской области имеют перечисленные исторические личности (Рычков, Берг)? Обобщает ответы учеников -занятие хозяйством области: - Для чего мы вспомнили сельскохозяйственных культурах? (чтобы узнать условия развития растениеводства области) - Сформулируйте тему урока.
Формулирует главный проблемный вопрос урока: - Почему территорию области называют зоной рискованного земледелия? |
Высказывают предположения.
Высказывают предположения.
Формулируют тему урока. Записывают тему в тетрадь.
Высказывают свои предположения. |
4 ЭТАП. Целеполагание |
|
Предлагает сформулировать цели урока. |
Самостоятельно формулируют цели урока. |
5 ЭТАП. «Открытие» нового знания. Учебные действия по формированию умений |
|
1. Объясняет учебный материал (Приложение А). Предлагает в процессе объяснения заполнить схему «Звенья АПК» |
По ходу объяснения заполняют таблицу.
|
|
|
2. Организует работу по заполнению карты растительности. |
Заполняют под руководством учителя карту, используя атлас (с. 17) |
|
|
3. Организует работу с текстом. |
Знакомятся с текстом. Выполняют задания к нему. |
1 В настоящее время зерновые культуры занимают 71% общей посевной площади. В Оренбуржье возделываются главным образом яровые зерновые культуры. Важнейшая продовольственная культура Оренбургской области - пшеница. Пшеница требовательна к теплу и плодородию почв. В посевах зерновых культур она занимает первое место. Наибольшее распространение получила яровая пшеница. Различают яровую пшеницу мягких сортов (с содержанием белка 10-15%) и твёрдых сортов (до 20% и более). Оренбуржье издавна славится производством наиболее ценной твёрдой и сильной пшеницы. Содержанием белка оренбургские твёрдые пшеницы превосходят зарубежные сорта. Например, в канадских сортах - 12% белка, аргентинских и французских - 14%, а в оренбургских- 18-22%. Твёрдые пшеницы имеют и высокое содержание клейковины в зерне. Из твёрдых пшениц вырабатывают самую высококачественную муку - крупчатку, манную крупу и высшие сорта макаронных изделий. Оренбургские твёрдые пшеницы высоко ценятся на мировом рынке. Наибольшее распространение получили сорта «Оренбургская-2», «Харьковская-46» и «Оренбургская-10». Пшеницы твёрдых сортов занимают почти 30% посевов яровой пшеницы. Они сосредоточены в северо-западных, западных и центральных районах области, характеризующихся наиболее благоприятными условиями увлажнения.
Вопросы 1Какие культуры возделываются в Оренбургской области? 2. К каким условиям требовательна пшеница? 3. Какие сорта называют твердыми? 4.Какие сорта получили наибольшее распространение? |
|
Предлагает поработать с картами: 1. Экономика с.21 2. Современная экономика с.25 |
Воспринимают картографическую информацию. Отвечают на вопросы. |
6 ЭТАП. Закрепление |
|
Вопросы: 1. Назовите ученых изучавших наш край 2. Опишите природные условия характерные для нашей области 3Назовите звенья АПК 4.Какие культуры выращивают на территории нашей области? 5. Какие отрасли хозяйства отвечают за обеспечивание области зерном? 6.Как регулируются цены на хлеб? |
Отвечают на вопросы. Осуществляют взаимоконтроль. |
7 ЭТАП. Итог урока |
|
– Сможем ли мы ответить на главный вопрос нашего урока? - Почему территорию области называют зоной рискованного земледелия? Обобщает ответы учащихся: климат оренбургских степных равнин непостоянен: от умеренно-континентального на западе до резко- континентального на востоке. |
Учащиеся формулируют ответ на вопрос.
|
8 ЭТАП. Рефлексия |
|
- Назовите ключевые слова, отражающие содержание сегодняшнего урока. Выставляет оценки и комментирует их. |
Называют ключевые слова
Самооценка, взаимооценка. |
9 ЭТАП. Информация о домашнем задании |
|
§ 25, записи в тетради; сообщения об исследователях Оренбуржья: П.И. Рычков, Ф.Н. Мильков, А.А.Чибилев, С.А. Дедеев, М.В. Галушко, С.В. Панков, Ю.А. Берг. |
Приложение А
Материалы для учителя
В настоящее время зерновые культуры занимают 71% общей посевной площади. В Оренбуржье возделываются главным образом яровые зерновые культуры.
Важнейшая продовольственная культура Оренбургской области - пшеница. Пшеница требовательна к теплу и плодородию почв. В посевах зерновых культур она занимает первое место. Наибольшее распространение получила яровая пшеница. Различают яровую пшеницу мягких сортов (с содержанием белка 10-15%) и твёрдых сортов (до 20% и более). Оренбуржье издавна славится производством наиболее ценной твёрдой и сильной пшеницы.
Содержанием белка оренбургские твёрдые пшеницы превосходят зарубежные сорта. Например, в канадских сортах - 12% белка, аргентинских и французских - 14%, а в оренбургских- 18-22%.
Твёрдые пшеницы имеют и высокое содержание клейковины в зерне. Из твёрдых пшениц вырабатывают самую высококачественную муку - крупчатку, манную крупу и высшие сорта макаронных изделий. Оренбургские твёрдые пшеницы высоко ценятся на мировом рынке. Наибольшее распространение получили сорта «Оренбургская-2», «Харьковская-46» и «Оренбургская-10». Пшеницы твёрдых сортов занимают почти 30% посевов яровой пшеницы. Они сосредоточены в северо-западных, западных и центральных районах области, характеризующихся наиболее благоприятными условиями увлажнения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.