Растения осенью. Деревья, кустарники, травы.

  • docx
  • 03.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ход занятия!!!!.docx

Растения осенью. Деревья, кустарники, травы.

Цель занятия:

·        закрепить знания о осенних природных явлениях и состоянии природы осенью, полученные на предыдущих уроках.

·        сформировать знания об осеннем периоде в жизнирастений.

Задачи:

·        познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в осенний период;

·        развивать устную речь обучающихся;

·        формировать положительную мотивацию учения;

·        воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе;

·        развивать логическое мышление, познавательный интерес;

·        закрепить знания об осенних изменениях в природе;

·        уточнить признаки осени.

Методы обучения:

·        репродуктивный;

·        проблемный;

Формы организации познавательной деятельности:

·        фронтальная;

·        индивидуальная;

 

Ход занятия 

1.     Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Руки? – На месте.

Ноги? – На месте.

Локти? – У края.

Спина? – Прямая.

- Ребята, сейчас у нас урок развития речи.

- Как вы должны отвечать на уроке?

( Поднимаем руку. Отвечаем полными предложениями).

-Да, вы должны давать полные ответы. Говорить правильно и красиво. Это и будет нашим главным правилом на уроке.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, прочитаю стихотворение, вы внимательно послушайте и подумайте, о чём мы будем говорить на уроке. Догадайтесь.

  Ветки голые стучат, галки чёрные кричат,

  В ветках редко просинь.

  Льдинка хрустнет не звонко, крикнет птица тонко,

  Будто есть попросит.

- О чём говорится в стихотворении?

( В стихотворении говорится об осени.) (слайд)

- Правильно. А что такое осень?

( Осень – это время года. Осень длится 3 месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь…)

- Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите.

- Сколько осенних месяцев?

- Посмотрите на таблицу и составьте рассказ об осени.

 

 -Осенью солнце греет не так сильно, часто прячется за тучи.

  - Осенью часто идут дожди.

  - Осенью деревья сбрасывают листья.

Как называется это явление?

   - Листопад.

- Какого цвета листья на деревьях осенью?

   - Осенью листья становятся красными, жёлтыми и оранжевыми.

   - Осенью птицы улетают в тёплые края. Насекомые прячутся в кору деревьев, старые пни. Готовятся к зиме.

   - Осенью становится холодно, люди надевают тёплую одежду. Берут зонт, т. к. идут дожди.

   - Осенью люди собирают овощи и фрукты.

- Молодцы, ребята. Сколько много признаков осени вы знаете.

 

Давайте  разомнем наш язычок ,что бы хорошо отвечать на вопросы.

Ла-ла-ла — осень к нам пришла!
Ре-ре-ре — осень на дворе!
Ца-ца-ца — осень у крыльца!
Ном-ном-ном — осень за окном!

 

Сообщение темы .

Подул ветер и разбросал все листочки. Сколько много листьев, сосчитайте. Под листочками зашифрованы слова. На каждом листочке есть цифра, каждой цифре соответствует своя буква

8

5

1

2

3

7

4

9

р

а

с

т

е

н

и

я

 

6

1

3

7

10

0

о

с

е

н

ь

ю

- Замените цифру на букву, и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока.

  Скажем хором.  (Растения осенью)

- Верно, тема нашего урока «Растения осенью»

И сегодня мы оправимся в путешествие в лес!

Но прежде, чем начать наше путешествие необходимо получить пропуск в лес. Отгадайте загадки о тех деревьях, которые нам встретятся на пути. Чем быстрее вы это сделаете, тем быстрее мы начнём путешествовать.

(За правильный ответ – листочек )

Русская красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане.

                                          Ответ: Берёза.

Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.

                                         Ответ: Лиственница.

Зимой и летом - одним цветом.

                                        Ответ: Сосна, ель.

Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!

                                                 Ответ: Дуб.

Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила,
        А о чём грустит, никому не говорит.

                                     Ответ: Ива.

В том лесу, не в огороде,
Только осень на подходе,
Новый у нее наряд,
Бусы красные висят.

Дрозд, снегирь, другая птица,
Могут ею угоститься,
Как усилится мороз,
Возрастёт на пищу спрос.
                                       Ответ: Рябина

Во дворе белым-бело,

Весь июнь мело, мело…

Нет, не снег вокруг, а пух,

Лезет в нос он хлеще мух!

Расчихались мы не зря –

Распушились ... (Тополя).

 

Листик на ладонь похож,

осенью красив, пригож...

Каждый в дерево влюблён, 

потому что это ... (Клён)

                                 I  Путешествие по лесу.

                      Остановка  № 1  «В мастерской художницы Осени».

 

(Музыкальное сопровождение)

- Учитель:  Первая наша остановка называется «В мастерской художницы Осени».  Давайте полюбуемся яркими красками расписного осеннего шатра.

Лес, точно терем расписной,

                    Лиловый, золотой, багряный,

          Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

И. Бунин

- Осень: Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников?

          - Осень: Обратите внимание, что листья разных деревьев отличатся по цвету. Посмотрите, какого цвета листья на берёзе?

- Осень: На клёне?

- Осень: На рябине?

- Осень: На осине?

- Осень: На сирени?

- Осень: Правильно, на берёзе и липе листья – жёлтые, на клёне, рябине, осине – красные, даже с фиолетовыми оттенками. А зелёными листья часто остаются на кустах сирени до самых морозов.

-Учитель:  А знаете, отчего листья желтеют?

-Учитель:  Летом листья зелёные потому, что в них содержится много зелёного красящего вещества — хлорофилла. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество очень важное для растения и очень интересное. В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. А осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается, и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, они желтеют, а где больше красного цвета, краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и раскрашиваются множеством разнообразных оттенков.

- Учитель:  А  теперь посмотрите на листья сирени , какого они цвета?

- Учитель:  Почему они осенью не меняют свою окраску?

- Учитель:  Правильно, потому что в листьях этих деревьев, кроме зелёного  других красящих веществ нет.

- Осень: А вы знаете, что лесной воздух богат кислородом и очень полезен и для зверей, и для человека. Он отличается чистотой и содержит полезные вещества, которые, губительно действуют на болезнетворные микробы. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья.

          - Учитель:  Вспомните, какое дыхание – через нос или через рот –  полезнее и почему?

- Учитель:  Привыкайте дышать через нос, особенно если погода прохладная: холодному воздуху необходимо согреться в ваших тёплых носиках, прежде чем он попадёт в лёгкие.  Давайте сделаем дыхательную гимнастику, тем самым укрепим здоровье.  (Дети становятся в круг).

Дыхательная гимнастика

Остановка  № 2 «Листопадная».

- Осень: Почему осенью с растений облетают листья?

- Осень: Нет, не ветер является главной причиной листопада. Весной и летом много ветреных дней, а листья с деревьев не опадают.

- Давайте представим, что мы в осеннем лесу. Что вы видите в лесу? (слайд)    (Деревья, кустарники, травы)

- Что происходит с деревьями осенью?   (Листья на деревьях становятся жёлтыми, красными, оранжевыми, затем они опадают. – Как называется это явление в природе? Листопад. Деревья стоят голые.)

- А вы знаете, почему листья падают с деревьев? Это происходит из-за того, что осенью начинает холодать, почва постепенно замерзает, и корням деревьев становится всё труднее  добывать из неё воду. К зиме дерево совсем перестанет получать воду и питание из почвы, если бы листья продолжали оставаться на дереве, то вся вода испарилась бы через их поверхность и дерево погибло. Поэтому дерево и сбрасывает листья.- В нашем лесу много деревьев. Какие деревья вы знаете? (Осина, ель, сосна, пихта, дуб, берёза, рябина)

- Учитель:  Листопад – это защита деревьев от зимней стужи и засухи. За теплые месяцы только одна большая берёза испаряет около 7 тонн воды, а это очень много. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, берёза погибла бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь. К тому же листья зимой только бы повредили де­ревьям. Снег, падающий на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему осенью идет листопад у лиственных деревьев и ку­старников.

- Учитель:  Оказывается, раньше всех теряет листья липа, берёза и вяз, позже – сирень, вишня, осина.

- А чем же отличается береза, осина от сосны и ели?                                             (Береза, осина – лиственные деревья, а сосна и ель – хвойные деревья)  (слайд)

- А что же происходит с хвойными деревьями осенью?                                        (Хвойные деревья не сбрасывают хвоинки осенью)          

- А что же происходит с кустарниками?                       

 ( Кустарники желтеют и засыхают)

- Что происходит с цветами и травами?                                                                     (Цветы и травы желтеют, увядают и засыхают)

- Молодцы, правильно ответили на вопросы.

                        Остановка № 3  «Хвойная».

          - Осень: Но все ли деревья и кустарники сбрасывают листву?

- Осень: Как вы­глядят в эту пору ель и сосна?

(Вместе с учениками учитель и Осень рассматривает листья-хвоинки).

- Учитель: Из-за особых свойств листьев эти деревья называют хвойными. Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?

- Учитель: Правильно,  листья-иголки маленькие, узкие, смолистые. Воды они ис­паряют меньше, чем лиственные деревья. Зимняя засуха елям и соснам не страшна. Ветки ели растут наклонно и зимой от малейшего толчка, дуновения ветра снег легко соскальзывает с их ветвей. Потому ветки ели под тяжестью снега не об­ламываются. Эти деревья не сбрасывают всю хвою на зиму, и все же листопад у них идет. Но их листья-хвоинки опадают по­немногу. Это происходит неза­метно для нашего глаза, и нам кажется, что на ели всегда од­ни и те же листья-иголки.

- Осень: Посмотрите, кто знает, как называется это дерево?

(Ребята рассматривают лиственницу).

- Осень: Конечно это – лиственница. А почему это хвойное дерево получило такое на­звание?

- Осень: Правильно, потому что осенью, как и лиственные деревья, она сбрасывает свои листья-хвоинки.

- Учитель: Ребята, давайте поиграем в игру «Деревья» и покажем Осени, что вы умеете различать хвойные и лиственные деревья. Если я назову название хвойного дерева, то вы хлопаете, а если лиственного – то топаете.

(Учитель в разнобой называет названия лиственных и хвойных деревьев.)

Ребята, вы устали? Давайте немного отдохнем и сделаем физминутку:

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали .

Все присмирело.

Съежилось,

Лишь елочка пригожая

К зиме похорошела.

                                Остановка № 4  «Загадочная».

          - Осень: Ветвепад — еще одна загадка жизни растений осенью. Это явление ярко выражено у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, ива, тополь. Ребята, под ногами, вы можете увидеть на улице много веточек разной длины.

- Учитель: Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опа­ли листья. На конце каждой веточки — почки. Если их разло­мить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказа­лись на земле? Чтобы ответить на вопрос, посмотрите на тот конец веточки, где она отделилась от дерева.

(Дети рассматривают веточки.)

 - Учитель: Поверхность его ровная, округлая. Никакой поломки не было. Веточка от­делилась от дерева сама и в совершенно определенном мес­те. Точно так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево наме­ренно осенью избавляется от «лишних» ветвей. Вот и раскрыта ещё одна загадка жизни растений осенью - ветвепад.

 

Давайте, что бы наши глазки отдохнули,  посмотрим гимнастику для глаз.

 

Остановка № 5 «Практическая»

 

Ребята, я вам раздам карточки, а вам надо написать строение деревьев.

 

                                     Остановка № 6 «Игровая».

. Игра "Осень"

Учитель: Ребята, давайте поиграем. Если я говорю неправильно, вы хлопаете в ладоши, если правильно-сидите тихо-тихо. Будьте внимательны.

Осенью становится теплее, чем летом.   (Хлопаем)

 Осенью становится холоднее, чем летом.

 Осенью появляются новые зелёные листья.   (Хлопаем)

 Осенью листья становятся жёлтыми и красными, потом опадают.

 Осенью некоторые птицы прилетают к нам с юга.   (Хлопаем)

 Осенью некоторые птицы улетают на юг.

 Осенью медведь и ёжик просыпаются. (Хлопаем)

 Осенью медведь и ёжик засыпают.

Молодцы!  

Игра "Ягоды".

Дети, будьте внимательны.

Слушаем стихи и загибаем пальчики - считаем ягоды

Сколько ягод в мире есть?

 Всех, конечно, и не счесть!

Земляника, и клубника,

 И крыжовник, и брусника,

 А ещё смородина

 Чёрная и красная.

 Ох, варенье вкусное!

 Ягода прекрасная!

Есть малина и черника,

 Клюква есть и голубика,

 А ещё есть виноград.

 Винограду каждый рад! Сколько насчитали ягод?

Правильно-11.

Закрепление изученного материала.

- Ребята, сейчас мы проверим, как внимательно вы меня слушали.                                                                                   У вас на партах лежат листочки с текстом, но в некоторых предложениях допущены ошибки. Ваша задача прочитать текс и исправить ошибки.  Будьте внимательны.

                                                       Осень.

Пролетела весёлая зима, наступила осень. На деревьях позеленели листочки. На поляне зацвели цветы.                         

Резерв:

Дидактическая игра  «Скажи ласково» (совершенствование грамматического строя речи: образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами).

    Дуб – дубок – дубочек

    Береза – березка – березонька

    Осина – осинка – осиночка

    Клен – кленок – кленочек

    Рябина – рябинка – рябинушка   

 

Дидактическая игра «Назови правильно»  (совершенствование грамматического строя речи: согласование прилагательных с  существительными в роде).

Осень + дождь – осенний дождь

Осень + солнце – осеннее солнце

Осень + туча – осенняя туча

Осень + грибы – осенние грибы

Осень + лес – осенний лес

Домашнее задание

Дидактическая игра «Лабиринт: С какого дерева листочек» (Развитие зрительного внимания, мышления, тонкой моторики)

На столах у каждого ребёнка альбомный лист. Нужно определить: с которого дерева сорвался лист.

Рефлексия.

- Давайте отобразим свое настроение с помощь листочков!

Итог занятия. Оценивание.                                                                                                                - Вы сегодня хорошо поработали на уроке, внимательно слушали, отвечали полными предложениями, показали свои знания.