"Растительный мир степей"
Оценка 4.6

"Растительный мир степей"

Оценка 4.6
doc
11.05.2020
"Растительный мир степей"
Урок окружающего мира по теме.doc

Тема: «Растительный мир степей» раздать детям в группы чистые листы для  записей на уроке

Учебник: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 2013; Рабочая тетрадь Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков.

Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока «Растительный мир степей».

Тип: урок открытия новых знаний.

Задачи урока:

-показать специфику зоны степей, познакомиться с растительным миром степной зоны;

-формировать и развивать умение четко формулировать ответы и находить верное решение;

-формировать исследовательский подход при изучении окружающего мира;

-развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой;

-учить выделять главное, развивать практические умения и навыки, потребность в получении новых знаний;

-формировать умение работать  в группах;

-воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, взаимовыручки и любви к родной природе.

Метод обучения: проблемный (исследование)

Технология: ассоциативно-коммуникативная, исследовательская, развивающая.
Форма проведения: работа в группах с элементами исследования, анализа и обобщения.

Оборудование:

 Учебники, энциклопедии,  карта «Природные зоны России»,

карточки с текстами для 3-х групп, карточки с заданиями и алгоритмом работы для 3-х групп, слова ЕВРОПА, ПРИРОДНАЯ ЗОНА, ЮГО-ВОСТОК

1.Оргмомент.

Встало солнце кислое, смотрит - небо скисло,

В кислом небе кислое облако повисло…

И спешат несчастные кислые прохожие

И едят ужасно кислое мороженое.

Даже сахар кислый! Скисло все варенье,

Потому, что кислое было настроение!

 

-Ребята, с каким настроением вы начинаете урок? Поднимите карточку-сигнал. Надеюсь, ваше хорошее настроение вас не покинет весь день. Отличных вам отметок и успешной работы.

 

-Продолжите фразы:

1). Я хочу узнать …

2). Я буду на уроке…

3). Я желаю ребятам…

-Отгадайте, о чем идет речь.

«Без него не растет все живое,

Без него жуткий холод и мрак,

Оно очень, очень большое

Существует оно для нас!»

Дети: -Солнце.

Учитель: -А как вы догадались? Что такое солнце?

Дети: -Горячая звезда нашей галактики, планета (обсуждение различных вариантов)

Учитель: -А почему оно существует для нас?

Дети:- Если бы не было солнца, не было бы и жизни на земле. Оно дает тепло и свет.

Учитель:- Но ведь солнце светит для многих планет нашей галактики, почему же жизнь возникла именно на земле?

Дети: -Это зависит от того, насколько земля удалена от солнца -не слишком близко и не слишком далеко в отличие от других планет.

 

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель: -Раз уж мы заговорили о том, что на земле возникла жизнь, скажите, где появились первые люди

Дети:- На территории  современной Африки.

  Учитель:- А как же они оказались на материке Евразия?

Дети: -Они стали заселять землю и продвигаться с юга на север.

Учитель: -Давайте мы представим себя в роли людей тех времен, представим, что продвигаемся на север, на новые неизведанные земли, и вот мы перешли Кавказские горы и оказались …где же мы оказались? (Дети пытаются догадаться)

 

3.Самоопределение к деятельности.

-А для этого я предлагаю выполнить задания по группам.

1 группа:

СЛАЙД  . Какое слово лишнее и почему? Африка, Северная Америка, Европа, Антарктида, Южная Америка, Австралия.

 

СЛАЙД  . Дети: Лишнее слово «Европа». Даны названия материков. А Европа – часть материка Евразия.

 

2 группа:

СЛАЙД  .Распредели слова на две группы и дополни недостающие данные.

Север, северо-запад, северо-восток, юг, юго-запад,  .……, восток, запад.

СЛАЙД   Дети: 1группа  - это основные части света. Их четыре – север, юг, восток, запад.  2 группа – это промежуточные части света. Их тоже четыре – северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад.

 

3 группа:

СЛАЙД   Выполни команды: ПРИМЕР-МЕР+РОДИНА-ИНА+НАЯ  ЗОЛА-ЛА+НА

Дети: Природная зона.

 

Учитель: -Свяжите ваши ответы, определите главное понятие на уроке.

Дети: - Природная зона на юго-востоке Европы.

Учитель: -Как вы думаете, как называется эта зона? Я помогу:

       Какая ширь здесь и приволье!

       Куда ни глянь – полей раздолье.

       Южнее полосы лесов    

       Лежит ковёр из трав, цветов.

       Здесь простор ветрам и птицам,

       Грызунам, волкам, лисицам.

       Здесь суховеи любят петь

       А зовётся это …(степь)

Учитель: -А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?( Дети: степь – это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью)

(все ассоциации записываются на обратной стороне доски)

Учитель: -Хорошо, мы к ним вернемся в конце урока.

Учитель:- Итак, мы с  вами очутились на совершенно новых местах,  где поселились восточные славяне, откуда началась история Древней Руси. Чтобы нам здесь обосноваться, надо изучить эту местность.

Учитель:- Кто поможет восстановить модель изучения любой природной зоны?  НА ДОСКЕ СЛОВА

(На доске в нужном порядке получится запись)

-географический адрес

-климат

-почвы

-растительность

-животный мир

-занятия населения

-экологические проблемы.

Учитель: -Какие части модели нами уже изучены?(геогр. адрес, климат, почвы)

Учитель: -  Мы их просто повторим. Но, еще не все тайны степи и ее обитателей нам открылись.

Учитель.- Действительно ли между неживой природой  и растениями в зоне степей существует тесная связь? 

 

4. Открытие нового знания.

Учитель: -Откройте конверты и распределите карточки по группам.

Работа в группах.

1 группа – деревья: береза, осина, клен, вяз, липа.
2 группа – травянистые растения: типчак, лапчатка, шалфей, полынь.
Учитель: -Проверим работу. У кого другой вариант?
-Какие условия необходимы для растений каждой группы?
Вывод. Тепло, влага, ветер, почва влияют на растительный мир. 

Учитель: - Как вы думаете, о чем конкретно  пойдет речь сегодня на уроке?

Тема урока: Степь. Растительность степи.

Учитель: - А какова цель урока, Что предстоит узнать? ЦЕЛЬ: -Правильно, ребята. Сегодня вам предстоит еще узнать, как растениям  в степях удается переносить сильную засуху, как они приспособились к этому.

 

5. Первичное закрепление.

Учитель: -А познакомят нас с природной зоной степей группы учёных, которые побывают там в экспедиции. Они расскажут нам о том, что узнали о степной зоне сегодня. Для этого вы сидите  группами.

- Первая группа будет географами

  Вторая - ботаниками

  Третья - экологами.

Учитель: -Ребята, в каждой группе на столе лежат  карточки – «помощницы»- алгоритм работы над материалом, которые помогут вам найти ответы на поставленные вопросы.

-Для этого вы можете использовать учебник, энциклопедию, географическую карту, картинки с изображением растений, карточки с текстом – дополнительный материал.

-В каждой группе вы выбираете консультанта, который является ведущим в организации работы, обсуждаете вопросы и готовите  ответы.

 

Учитель: - Как вы думаете, какими качествами должен обладать исследователь, чтобы добиться хороших результатов? (целеустремлённым, внимательным, спокойным).

 

Учитель: -Итак, в путь!

№1  ГЕОГРАФЫ:  Что такое степь? Где расположена степная полоса? Какой климат в степи? Почвы?

Алгоритм работы над материалом: на карточке

1.Собрать из кусочков карту природных зон

2.Описать расположение этой зоны и показать на большой карте природных зон (На юге умеренного пояса.)

3.Рассмотреть рельеф (Степь – это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью)

4.Найти в учебнике описание климата природной зоны степей; дать его характеристику (климат жаркий, сухой, мало влаги, дуют суховеи)

5.Определить, какое время года наиболее благоприятно для этой природной зоны  (самое благоприятное время года –весна.)

6.Определить, какие почвы преобладают в этой зоне (глинозём, чернозём)

-Задание классу от группы: найти на карте и показать природную зону степи.

(Проверят ребята из группы географов, если что - показывают сами).

 

№2  БОТАНИКИ  «Растительный мир»

1.Найти описание в учебнике растительного мира степей

2.Отгадать зашифрованные названия растений и соотнести их с рисунками

3.Заполнить таблицу.

Растения

 
 

 


      

Кустарники

 

терескен)

 

   

Деревья

 

 

Травы и цветы

 

 

Цветы:

 

 

 

 

 


4.Определить особенности растений данной зоны и дать их характеристику

Задание классу от группы: у некоторых детей на столе есть картинки растений. Попробуйте определить название растения. Расскажите, как оно приспособилось к условиям степи.

 

Группа № 3 Экологи.

1. Как люди наносят вред степной зоне?

2.Какие  растения занесены в Красную Книгу? Почему?

3.Какую опасность для путешественника таит в себе степь? 4.Дайте совет по безопасности.

                                        ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6.Включение полученных знаний в систему знаний (подведение итогов работы в каждой группе, защита мини-проектов).

Учитель: -Итак, первая группа, что вы можете сказать о расположении зоны степей?

-Слово предоставляется учёному-географу. Он познакомит с месторасположением зоны степей. (выступление группы №1)

Учитель: Вы сказали, что на территории этой зоны достаточно много  тепла, преобладают плодородные почвы, значит на ней должно быть очень много растительности? И как же растения приспособились выживать в условиях летней степной жары?

Учитель: - Быть может в этой проблеме нам поможет разобраться группа, изучающая растительность этой зоны? (выступление группы №2)

 

Провокационный  вопрос  УЧИТЕЛЯ детям групп Географов и Экологов

Учитель: -Вы в начале урока разделили растения на 2 группы: деревья и травы. А деревья растут в степи?

(высказывания детей)

Учитель: -Да, растут. По берегам рек.

-Почему? ( там достаточно влаги)

 

Учитель:- Мы  с  вами немного рассмотрели климат и растительный мир степей, а что же нам скаут наши учёные-экологи? (выступление группы №3)

 

д)ВЫВОД:

Учитель: -Какой вывод можно сделать из всего вами сказанного?

Вывод: 1)В степи весной цветут раннецветущие растения, так как много влаги.
2) А в остальной период – растения, устойчивые к засухе, засухоустойчивые.
3)А по берегам рек можно встретить деревья.

 

НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ:

-Какое время года в степи самое благоприятное?

-Какие растения растут весной и почему? Как их называют? (раннецветущие)

-А в остальной период? Почему?

- Всё ли благополучно в степи для произрастания  растений?

 

 

е)Связь с жизнью.

Учитель: -Как вы думаете, для чего нам необходимы знания о растительности степей? Где их можно применить?

Дети:1) -Мы должны знать о растениях степи, так как эта природная зона России– страна, где мы живем.
2)-А вдруг мы поедем туда жить. Чтобы знать, что выращивать на даче, огороде, в саду, что сеять на полях.

 

7. Подведение итогов урока.

Учитель: - Верно, мы с вами – жители России, должны знать о своей  родине, любить и сохранять ее природные богатства и первозданную красоту.

Учитель: -Молодцы, вы сегодня попробовали себя в роли ученых-исследователей, мы постарались более подробно изучить зону степей, но как безграничны ее просторы, так же безграничны и познания, ученые до сих пор продолжают изучать эту интереснейшую и своеобразную природную зону. Учитель: - А теперь давайте вернемся к ассоциациям, которые мы записали в начале урока и дополним их ассоциациями после исследовательской работы. (записываем)

Учитель: -Ну вот, ребята, наш урок подходит к концу, и то, что мы сегодня узнали- это маленькая песчинка всех тайн, загадок природы, и человек не всегда правильно использует всю красоту и богатство природы.

-А какие животные живут в степях, какие занятия людей, и какие экологические проблемы мы с вами продолжим изучать на следующем  уроке.

«На части не делится солнце лучистое
И землю родную нельзя обойти
И  тайны природы открыты не многим

Их надо открыть, изучить и найти!»

 

8.Домашнее задание (по выбору учащихся)

1. Учебник стр.92 – 96.

1. Составить кроссворд или ребусы по теме «Растительный мир степей»
2. Сообщение о растениях степей
3. Подготовить презентацию по теме

4. Подготовить книжку - малышку о каком – либо  растении степи, которую мы передадим 2 «а» классу.

 

9 . Рефлексия деятельности (итог урока)

Учитель: -Какова тема нашего урока?

-Удалось ли нам ответить на вопросы и охарактеризовать местоположение зоны степей,  растительный мир  степей?

- Как выходили из затруднительного положения?

-Как бы вы сами оценили свою работу?

(Образная лесенка: 1 ступень-вода, 2 ступень-равнина, 3 ступень-

 

 

 

 

 

 

Ученый-географ.

Степи на карте России показаны жёлтым цветом и расположены они южнее зоны лесов, занимают сравнительно небольшую территорию, находятся в умеренно-тепловом климате.(работа по  карте природных зон). Степи – это ровные, открытые пространства, покрытые травянистой растительностью. В степи куда ни посмотришь всюду трава и трава. Деревья там не растут из-за недостатка влаги, они встречаются только по берегам рек. В степях очень плодородные почвы- чернозёмы, поэтому их распахивают под посевы. Летом степь под жаркими лучами солнца выгорает. В это время в степи дуют ветры-суховеи, а самое благоприятное время года – весна.

        По сравнению с зоной лесов здесь мало выпадает осадков. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. В степной зоне очень тёплое лето, холодная зима. Но не все природные условия в степи благоприятны: летом на большей территории выпадает мало осадков, часто дуют горячие сухие ветры – суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Часто бывает засуха, когда длительное время не бывает дождей.

 

Учёный-ботаник 1.

Степь – это царство трав, потому что почва в зоне степей очень плодородная. Здесь растут  ирисы, клевер белый,  проломник, мак, шалфей, верблюжья колючка, крупка, тюльпаны, астрагал, типчак, чабрец. А также кустарники и полукустарники: заросли караганы кустарниковой, миндаль низкий, некоторые сорта вишни, гребенщик, ракитник, барбарис и многие другие. Тюльпаны и ирисы  цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. Очень красива степь от цветущих растений. Когда ковыль колышется, кажется, что по степи бегут серебристые волны – это ветер колышет ковыль. Ковыль, типчак, полынь приспособились к степным условиям. Они переносят даже очень сильную засуху. Почему? Растения степей имеют свою особенность. У большинства из них длинные ветвистые корни, которыми растения добывают воду в глубоких слоях почвы; а узкие листья, помогают экономичнее расходовать её. К концу лета степь почти выгорает. Тогда можно увидеть перекати-поле.  Осенью его стебель ломается у основания и ветер гонит эти прозрачные шары по ровному пространству степей. Ландшафт степей, конечно, сказывается на внешнем виде растений. Для растений степи можно выделить следующие сходные характеристики:

1) разветвлённая корневая система;

2) корни в форме луковиц;

3) узкие листья;

4) в основном мясистые стебли, чтобы сохранить влагу.

 

ГЕОГРАФЫ: Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть – на Западносибирской. Здесь много тепла, длинное жаркое сухое лето. Зима холодная со снегопадами. В степной зоне преобладают самые плодородные почвы – черноземы. Часто дуют сильные ветры – суховеи.

Задание классу: найти по атласу, указать природную зону степи. Проверят ребята из группы географов.

БОТАНИКИ: В степи очень мало деревьев, можно сказать их нет совсем. Они встречаются редко кое-где по берегам водоемов. Эти деревья низкорослые, т.к. солнечного света для них вполне достаточно. В основном  на плодородной почве степи растут травы.  Травянистые растения бывают раннецветущими, засухоустойчивыми и многолетними. Они  приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. Эти растения – многолетние. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю. В течение жаркого лета шалфей, ковыль, типчак, тимьян, полынь не засыхают. Они засухоустойчивые. Черноземные почвы, тёплое солнечное лето позволяют выращивать ценнейшие культурные растения. В степи выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свёклу и подсолнечник. Большие площади в степи заняты бахчами, огородами и садами.

ФИЗМИНУТКА

– Представьте себе, что вы – растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко, солнце так и жжет землю (дети-растения показывают, как им плохо). Подул ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря (дети изображают бурю). Вдруг все стихло (все садятся на свои места)

ЭКОЛОГИ: Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие растения степи: Астрагал камнеломковый,  Брандушка русская, Астрагал пушистоцветковый,  Ирис низкий, кроме этого ещё Тюльпан Шренка- категорически запрещён сбор растений на букеты и выкапывание луковиц, продажа цветов и луковиц, Цельнолистный ломонос( Клематис)- произрастает в степях, в кустарниках, по лесным опушкам и берегам рек, Русский василёк- для произрастания выбирает степные разнотравные луга и кустарниковые заросли, травянистые и каменистые склоны. Огромный вред степи наносят пожары. Рекомендации:  нужно быть предельно осторожным с огнем в степи. Большую опасность для путешественников в степи представляют клещи. Их огромное множество. Распространяют их больные животные. При укусе клеща запрещается удалять его самостоятельно, нужно срочно обратиться к врачу. Так же поступают при укусе змеями.


Тема: «Растительный мир степей» раздать детям в группы чистые листы для записей на уроке

Тема: «Растительный мир степей» раздать детям в группы чистые листы для записей на уроке

Дети: - Солнце. Учитель: - А как вы догадались?

Дети: - Солнце. Учитель: - А как вы догадались?

Лежит ковёр из трав, цветов.

Лежит ковёр из трав, цветов.

Первая группа будет географами

Первая группа будет географами

Задание классу от группы: у некоторых детей на столе есть картинки растений

Задание классу от группы: у некоторых детей на столе есть картинки растений

Учитель: -Как вы думаете, для чего нам необходимы знания о растительности степей?

Учитель: -Как вы думаете, для чего нам необходимы знания о растительности степей?

Ученый-географ. Степи на карте

Ученый-географ. Степи на карте

Они приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица…

Они приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2020