Учебный предмет: Всеобщая история (история средних веков).
Уровень образования школьников: урок может быть проведен как для учащихся 6 классов общеобразовательной средней школы, так и для учащихся учебных заведений повышенного типа (гимназий и лицеев).
Форма учебной работы: классно-урочная.
Краткая аннотация
«Расцвет итальянских городов» – это учебная разработка для учащихся 6 класса. Она является составной частью программы по истории средних веков в 6 классе.
Тип учебного занятия – урок усвоения новых знаний.
Форма проведения – компьютерная презентация.
В ходе урока учащиеся повторяют и усваивают основные вопросы темы: местоположение крупных торгово-ремесленных центров средневековой Италии, их экономическое и политическое развитие, расцвет итальянских городов в XII-XV вв., анализируют борьбу гвельфов и гибеллинов, знакомятся с историческим и культурным наследием Флоренции и Венеции.
Тема включает широкий понятийный аппарат и богатый фактический материал, который учащиеся отрабатывают в течение всего урока и делают соответствующие записи в рабочих тетрадях; проверка и закрепление этих знаний осуществляется в конце урока.
Расцвет итальянских городов
Учебный предмет: Всеобщая история (история средних веков).
Уровень образования школьников: урок может быть проведен как для учащихся 6 классов общеобразовательной
средней школы, так и для учащихся учебных заведений повышенного типа (гимназий и лицеев).
Форма учебной работы: классноурочная.
Краткая аннотация
«Расцвет итальянских городов» – это учебная разработка для учащихся 6 класса. Она является составной частью
программы по истории средних веков в 6 классе.
Тип учебного занятия – урок усвоения новых знаний.
Форма проведения – компьютерная презентация.
В ходе урока учащиеся повторяют и усваивают основные вопросы темы: местоположение крупных торговоремесленных
центров средневековой Италии, их экономическое и политическое развитие, расцвет итальянских городов в XIIXV вв.,
анализируют борьбу гвельфов и гибеллинов, знакомятся с историческим и культурным наследием Флоренции и Венеции.
Тема включает широкий понятийный аппарат и богатый фактический материал, который учащиеся отрабатывают в
течение всего урока и делают соответствующие записи в рабочих тетрадях; проверка и закрепление этих знаний
осуществляется в конце урока.
Большую роль в усвоении нового материала играют наглядность и образность, что имеет важное значение для учащихся в
соответствии с их возрастными особенностями. Это позволяет шестиклассникам не только ярко представить тему, но и
активизировать их учебную деятельность.
Для современных учеников, буквально прикованных к различным мобильным экранам, компьютер на столе учителя уже
давно вышел из разряда экзотики, но информационнокоммуникационные технологии в сочетании с традиционными
формами работы позволяют учителю эффективно решать учебновоспитательные задачи.
Оборудование:
компьютер;
мультимедийный проектор;
демонстрационный экран;
учебник: Е.В.Агибалова, Г. М.Донской. «История Средних веков. 6 класс/ Учебник для общеобразовательных
школ. – М.: «Просвещение». – 2008;
рабочие листы;
карта «Италия в XIIXV вв.».
Литература:
1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс/ Учебник для общеобразовательных школ. – М.:
2. Несмелова М.Л. Конспекты уроков по истории средних веков: 67 кл.: Метод. пособие: В 2 ч. – М.: Издво
«Просвещение». – 2008.
ВЛАДОСПРЕСС, 2001. – Ч.2.
Урок по курсу: «История средних веков», 6 класс
ХОД УРОКА
Слайд № 1.
Тема урока: «Расцвет итальянских городов»
Тип урока: урок усвоения новых знаний, компьютерная презентация.
Слайд № 2Урок начинается с чтения и коллективного обсуждения отрывка из «Божественной комедии» Данте, представленного на
слайде.
Италия, раба, скорбей очаг,
В великой буре судно без кормила,
Не госпожа народов, а кабак!..
А у тебя не могут без войны
Твои живые, и они грызутся,
Одной стеной и рвом окружены.
Тебе, несчастной, стоит оглянуться
На берега твои и города:
Где мирные обители найдутся?
Божественная комедия. Чистилище, VI, 7678, 8287.
Вопросы для учащихся:
– Определите, о чём грустит и на что сетует автор этих стихотворных строк?
– Какую черту политической истории средневековой Италии раскрывает Данте?
– Как вы думаете, что означают слова «в великой буре судно без кормила»?
Слайд № 3. Карта Италии
Работа с картой. Учитель акцентирует внимание учащихся на карту Италии. Изучение и анализ карты проводится в ходе
беседы по вопросам, представленным на следующем слайде.
Слайд № 4
Задание. Используя карту, ответьте на вопросы:
1. Определите по карте крупные торговоремесленные центры Италии. В какой части полуострова они в основном
находятся?
2. Найдите территорию Папского государства. Когда оно образовалось?
3. Какую роль сыграли крупные итальянские города в эпоху крестовых походов?
4. Почему итальянские города (а их насчитывалось не менее 278) не стали силой, помогающей объединению страны, как во
Франции? Почему они не были в этом заинтересованы?
Слайд № 5
На сравнительно небольшой территории Италии, занимающей площадь в 300 тыс. кв. км, в этот период насчитывалось 278
городов, являвшихся епископскими центрами, не считая многих сотен других. Поэтому Италия – прежде всего страна
городов и городской культуры. Многие города сохранились в ней от римской эпохи, и их значение возрастало быстрее,
чем в других странах Европы.
Учитель ставит перед учениками проблемный вопрос: Определите, почему Италия, бывшая в своё время центром
мировой державы, в средние века превратилась в район постоянных усобиц и политической нестабильности?
Слайд № 6
На этом слайде выделены основные вопросы изучения темы
Городские республики в Италии.
Гвельфы и гибеллины.
Флоренция эпохи Медичи.
Путешествие по Венеции.
Подведение итогов.
Слайды № 711. Городские республики в Италии
В Средние века Италия, как и Германия, состояла из многих отдельных государств. В Италии раньше, чем в других
странах Европы, возрождались римские и возникали новые города. Расцвету итальянских городов дали толчок и
Крестовые походы: многие города хорошо поживились на выгодных сделках с крестоносцами.
Многие города Италии становятся известными центрами ремесленного производства: сукна, кож, мехов, стекла и т.д.
Развитие ремесла приводит к оживлённому товарообмену на ярмарках в Милане и Венеции. Выросли международные
торговые связи с Алжиром, Тунисом, Марокко, Египтом. (Слайд 8)
С XXI веков торговцы и ремесленники многих городов вступили в борьбу с сеньорами – графами, епископами. Богатые
города Северной и Средней Италии – Милан, Пиза, Болонья, Флоренция и другие – добились прав коммуны. Под власть
коммуны переходила прилегающая к городу сельская округа, а порой и более обширная территория. Коммунапревращалась в городгосударство или городскую республику.
Добившись независимости, горожане повели борьбу с феодалами на своей территории. Они разрушали замки, переселяли
дворян в города, чтобы держать их под строгим надзором, иногда лишая их при этом права участвовать в делах коммуны.
Города освобождали крестьян округи от личной зависимости, но сами становились их господами.
В XIII веке в Северной и Средней Италии самостоятельной политической силой становятся пополаны – торгово
ремесленные слои городов – «жирный» и «тощий» народ, зажиточные и бедные, которых объединяло недовольство
властью сеньоров. (Слайд 11)
Слайды № 1218. Гвельфы и гибеллины
Политическая жизнь Италии и Флоренции осложнялась постоянной кровопролитной борьбой двух группировок – партий,
родившихся вместе с коммунами, – гвельфов и гибеллинов. В сущности средневековая Италия стала ареной борьбы
сильных государств за европейское господство. В XII в. противостоящими сторонами здесь оказались римский папа и
германский император.
Гвельфы, как правило, были противниками императора и сторонниками папы; опорой им служили торговцы и
ремесленники в городах. Гибеллины – сторонники императора – опирались главным образом на дворян, выражая интересы
феодалов.
Вот как Данте описывает положение во Флоренции:
Тончайшие уставы мастеря,
Ты в октябре примеришь их, бывало,
И сносишь к середине ноября.
За краткий срок ты столько раз меняла
Законы, деньги, весь уклад и чин
И собственное тело обновляла!
Опомнившись хотя б на миг один,
Поймёшь сама, что ты – как та больная,
Которая не спит среди перин,
Ворочаясь и отдыха не зная…
Божественная комедия. Чистилище, VI, 142151
Гвельфы и гибеллины образовывали враждующие группы внутри городовгосударств. Но иногда городасоперники
входили во враждебные группы. Например, Милан и Флоренция издавна стояли за гвельфов, поэтому их торговые
соперники брали сторону гибеллинов.
Соперничество проявилось даже в архитектуре. По форме зубцов воюющие друг с другом гвельфы и гибеллины отличали
дружественные замки от недружественных. У гвельфов зубцы были прямоугольные, у гибеллинов – узорчатые.
Слайды № 1923. Правление Медичи во Флоренции
Флоренция – одно из самых развитых государств средневековой Италии, родина великих поэтов, писателей, живописцев,
скульпторов, архитекторов.
Флоренция – город Красной Лилии, поскольку на протяжении столетий Флоренцией правил старинный дом Медичи,
сделавший город столицей итальянского Возрождения.
В XV веке в Италии власть захватили самые богатые семьи и стали передавать её по наследству. Таких единоличных
правителей городовгосударств называли тиранами, а порядок их управления – тиранией. Тирания как форма монархии
утвердилась в Милане, Флоренции, Болонье и других городах Северной и Средней Италии. Никаких сословных собраний
при этом не признавалось.
Во Флоренции после долгой и жестокой борьбы между несколькими семьями власть захватила семья Медичи –
богатейшие банкиры и купцы (родом из аптекарей, о чем говорит их герб: несколько круглых пилюль). Медичи уменьшили
налоги с основной массы горожан, порой раздавали мелкие деньги беднякам. Медичи вели в городе большое
строительство, что давало заработок многим ремесленникам и поденщикам. (Слайд 22)
В XV в. во Флоренции наступили долгожданный внутренний мир и процветание благодаря правлению Медичи.
Должниками флорентийских банкиров были правители многих европейских стран. Итальянские сукна считались лучшими
в Европе (в одной Флоренции в начале XIV века насчитывалось более двухсот суконных мастерских).
Высшего могущества власть Медичи во Флоренции достигла при Лоренцо Медичи (14681492), который твёрдо и
единолично управлял государством. Он утверждал на все должности верных ему людей и распоряжался доходами казны,
принимал послов, его охраняла личная гвардия. Папа римский назначил кардиналом его 14летнего сына.
Слайды № 2434. Путешествие по Венеции
Венеция – один из красивейших городов не только средневековой, но и современной Италии. Издавна его называли Ла
Серениссима – Блистательная, в более позднее время – королевой или жемчужиной Адриатики. (Слайд 24)
? Чем знаменит этот город? Что вы о нём знаете?
Венеция – это город, полностью построенный на сваях и подчинённый морю и его дарам. Она расположена на 117
островах в морской лагуне, на севере Адриатического моря. Её разрезают 150 каналов, через которые переброшены 400мостов.
Построенная из камня и кирпича и словно плывущая по волнам Адриатики, Венеция являет собой подлинное чудо. Этот
город словно врос в море. Его дома и стены омываются солёной водой бесчисленных каналов, нигде не видно коней, не
слышно скрипа телег. Это самый романтический город мира, полный спокойствия и красоты. (Слайд 26)
Одним из ярких символов Венеции являются гондолы, используемые здесь уже более тысячи лет. Узкая чёрная лодка с
плоским дном без киля – это легенда, уникальное произведение искусства. Размеры лодки (длина – 11 м, ширина – 1,4 м)
установлены законом ещё в XVIII веке. Чтобы создать настоящую венецианскую гондолу, нужно выточить 280 деталей из
9 сортов древесины.
В устье Большого канала находятся Площадь святого Марка (покровитель Венеции) и Дворец Дожей.
Самый крупный мост Венеции – мост Риальто. Первый понтонный мост через большой канал, называемый «делла Монета»
(монета), был построен Николо Баратьери. В XVI веке было принято решение построить каменный мост, под
аркадами которого также могли бы разместиться лавки. Мост, построенный в 1592 году Антонио да Понте, имеет одну
мощную арку 28 метров длиной, поднявшийся над водой на высоту 7,5 метров. Мост Риальто был важной магистралью.
Здесь перекрещивались пути международной торговли. В Венецию стекались товары со всего мира. Купцы съезжались за
ними со всех концов Европы. Из рук в руки переходили большие деньги, укреплялась банковская сеть.
Арсенал был наиболее значительным промышленным предприятием средневековья. В нем работало до 3000 человек.
Спущенная на воду галера оставалась собственностью государства. (Слайд 31)
Во главе Венеции стоял дож. Венецианцы избегали монархии, постепенно лишив главу государства – дожа – полномочий и
передав их трём собраниям: Большому совету, излагавшему законы, Сенату и Коллегии, ведавшим внешними и
внутренними делами.
«Облачённый багряницей король, пленник своего города» – таким увидел дожа один путешественник XV века.
Венецианская республика была провозглашена аристократической в 1072 г. Большой совет, упразднив народное собрание,
постановил, что его решения будут иметь силу закона, и что членами его могут стать лишь люди знатного рода. В XV в.
появилась «Золотая книга», где поимённо перечислялись знатные по рождению, и в выборах могли отныне участвовать
лишь значившиеся в этом перечне.
Вся жизнь Венеции была связана с морем. В праздник Вознесения дож выходил в море на специальной галере «Буцетавр» и
бросал в воду золотой перстень со словами: «О море, с тобою обручаюсь в знак неизменного и вечного владычества над
тобой». Эта церемония была впервые проведена в 998 г. и существовала до XVIII века.
Слайд № 35. Закрепление материала
1. Какие три больших региона можно выделить в средневековой Италии?
2. В чём вы видите принципиальные различия во взглядах гвельфов и гибеллинов?
3. Почему Лоренцо Медичи был прозван Великолепным?
4. Можно ли назвать Венецию республикой? Свой ответ подтвердите фактами.
Слайд № 33. Домашнее задание
1. Найдите общее и различия в причинах сохранения раздробленности в Германии и Италии. Результаты оформите в виде
таблицы.
2. Составьте рассказ об одном из средневековых итальянских городов. Можно оформить его в виде буклета, презентации,
написать в стихах.