Расцвет итальянских городов

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебный предмет: Всеобщая история (история средних веков). Уровень образования школьников: урок может быть проведен как для учащихся 6 классов общеобразовательной средней школы, так и для учащихся учебных заведений повышенного типа (гимназий и лицеев). Форма учебной работы: классно-урочная. Краткая аннотация «Расцвет итальянских городов» – это учебная разработка для учащихся 6 класса. Она является составной частью программы по истории средних веков в 6 классе. Тип учебного занятия – урок усвоения новых знаний. Форма проведения – компьютерная презентация. В ходе урока учащиеся повторяют и усваивают основные вопросы темы: местоположение крупных торгово-ремесленных центров средневековой Италии, их экономическое и политическое развитие, расцвет итальянских городов в XII-XV вв., анализируют борьбу гвельфов и гибеллинов, знакомятся с историческим и культурным наследием Флоренции и Венеции. Тема включает широкий понятийный аппарат и богатый фактический материал, который учащиеся отрабатывают в течение всего урока и делают соответствующие записи в рабочих тетрадях; проверка и закрепление этих знаний осуществляется в конце урока.
Иконка файла материала Расцвет итальянских городов.doc
Расцвет итальянских городов  Учебный предмет: Всеобщая история (история средних веков). Уровень образования школьников: урок может быть проведен как для учащихся 6 классов общеобразовательной  средней школы, так и для учащихся учебных заведений повышенного типа (гимназий и лицеев).  Форма учебной работы: классно­урочная.  Краткая аннотация «Расцвет итальянских городов» – это учебная разработка для учащихся 6 класса. Она является составной частью  программы по истории средних веков в 6 классе. Тип учебного занятия – урок усвоения новых знаний. Форма проведения – компьютерная презентация. В ходе урока учащиеся повторяют и усваивают основные вопросы темы: местоположение крупных торгово­ремесленных  центров средневековой Италии, их экономическое и политическое развитие, расцвет итальянских городов в XII­XV вв.,  анализируют борьбу гвельфов и гибеллинов, знакомятся с историческим и культурным наследием Флоренции и Венеции. Тема включает широкий понятийный аппарат и богатый фактический материал, который учащиеся отрабатывают в  течение всего урока и делают соответствующие записи в рабочих тетрадях; проверка и закрепление этих знаний  осуществляется в конце урока. Большую роль в усвоении нового материала играют наглядность и образность, что имеет важное значение для учащихся в  соответствии с их возрастными особенностями. Это позволяет шестиклассникам не только ярко представить тему, но и  активизировать их учебную деятельность.   Для современных учеников, буквально прикованных к различным мобильным экранам, компьютер на столе учителя уже  давно вышел из разряда экзотики, но информационно­коммуникационные технологии в сочетании с традиционными  формами работы позволяют учителю эффективно решать учебно­воспитательные задачи. Оборудование:       компьютер; мультимедийный проектор; демонстрационный экран; учебник: Е.В.Агибалова, Г. М.Донской. «История Средних веков. 6 класс/ Учебник для общеобразовательных  школ. – М.: «Просвещение». – 2008; рабочие листы; карта «Италия в XII­XV вв.». Литература: 1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс/ Учебник для общеобразовательных школ. – М.:  2. Несмелова М.Л. Конспекты уроков по истории средних веков: 6­7 кл.: Метод. пособие: В 2 ч. – М.: Изд­во  «Просвещение». – 2008. ВЛАДОС­ПРЕСС, 2001. – Ч.2. Урок по курсу: «История средних веков», 6 класс ХОД УРОКА Слайд № 1. Тема урока: «Расцвет итальянских городов» Тип урока: урок усвоения новых знаний, компьютерная презентация. Слайд № 2Урок начинается с чтения и коллективного обсуждения отрывка из «Божественной комедии» Данте, представленного на  слайде. Италия, раба, скорбей очаг,  В великой буре судно без кормила,  Не госпожа народов, а кабак!..  А у тебя не могут без войны  Твои живые, и они грызутся,  Одной стеной и рвом окружены.  Тебе, несчастной, стоит оглянуться  На берега твои и города:  Где мирные обители найдутся? Божественная комедия. Чистилище, VI, 76­78, 82­87. Вопросы для учащихся: – Определите, о чём грустит и на что сетует автор этих  стихотворных строк? – Какую черту политической истории средневековой Италии раскрывает Данте? – Как вы думаете, что означают слова «в великой буре судно без кормила»? Слайд № 3. Карта Италии Работа с картой. Учитель акцентирует внимание учащихся на карту Италии. Изучение и анализ карты проводится в ходе  беседы по вопросам, представленным на следующем слайде. Слайд № 4 Задание. Используя карту, ответьте на вопросы: 1. Определите по карте крупные торгово­ремесленные центры Италии. В какой части          полуострова они в основном  находятся? 2. Найдите территорию Папского государства. Когда оно образовалось? 3. Какую роль сыграли крупные итальянские города в эпоху крестовых походов? 4. Почему итальянские города (а их насчитывалось не менее 278) не стали силой, помогающей объединению страны, как во Франции? Почему они не были в этом заинтересованы? Слайд № 5 На сравнительно небольшой территории Италии, занимающей площадь в 300 тыс. кв. км, в этот период насчитывалось 278  городов, являвшихся епископскими центрами, не считая многих сотен других. Поэтому Италия – прежде всего страна  городов и городской культуры. Многие города сохранились в ней от римской эпохи, и их значение возрастало быстрее,  чем в других странах Европы.  Учитель ставит перед учениками проблемный вопрос: Определите, почему Италия, бывшая в своё время центром  мировой державы, в средние века превратилась в район постоянных усобиц и политической нестабильности? Слайд № 6 На этом слайде выделены основные вопросы изучения темы   Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины.  Флоренция эпохи Медичи.  Путешествие по Венеции.  Подведение итогов. Слайды № 7­11. Городские республики в Италии В Средние века Италия, как и Германия, состояла из многих отдельных государств. В Италии раньше, чем в других  странах Европы, возрождались римские и возникали новые города. Расцвету итальянских городов дали толчок и  Крестовые походы: многие города хорошо поживились на выгодных сделках с крестоносцами. Многие города Италии становятся известными центрами ремесленного производства: сукна, кож, мехов, стекла и т.д.  Развитие ремесла приводит к оживлённому товарообмену на ярмарках в Милане и Венеции. Выросли международные  торговые связи с Алжиром, Тунисом, Марокко, Египтом. (Слайд 8) С X­XI веков торговцы и ремесленники многих городов вступили в борьбу с сеньорами – графами, епископами. Богатые  города Северной и Средней Италии – Милан, Пиза, Болонья, Флоренция и другие – добились прав коммуны. Под власть  коммуны переходила прилегающая к городу сельская округа, а порой и более обширная территория. Коммунапревращалась в город­государство или городскую республику. Добившись независимости, горожане повели борьбу с феодалами на своей территории. Они разрушали замки, переселяли  дворян в города, чтобы держать их под строгим надзором, иногда лишая их при этом права участвовать в делах коммуны.  Города освобождали крестьян округи от личной зависимости, но сами становились их господами. В XIII веке в Северной и Средней Италии самостоятельной политической силой становятся пополаны – торгово­ ремесленные слои городов – «жирный» и «тощий» народ, зажиточные и бедные, которых объединяло недовольство  властью сеньоров. (Слайд 11) Слайды № 12­18. Гвельфы и гибеллины Политическая жизнь Италии и Флоренции осложнялась постоянной кровопролитной борьбой двух группировок – партий,  родившихся вместе с коммунами, – гвельфов и гибеллинов. В сущности средневековая Италия стала ареной борьбы  сильных государств за европейское господство. В XII в. противостоящими сторонами здесь оказались римский папа и  германский император. Гвельфы, как правило, были противниками императора и сторонниками папы; опорой им служили торговцы и  ремесленники в городах. Гибеллины – сторонники императора – опирались главным образом на дворян, выражая интересы  феодалов.  Вот как Данте описывает положение во Флоренции: Тончайшие уставы мастеря,  Ты в октябре примеришь их, бывало,  И сносишь к середине ноября.  За краткий срок ты столько раз меняла  Законы, деньги, весь уклад и чин  И собственное тело обновляла!  Опомнившись хотя б на миг один,  Поймёшь сама, что ты –  как та больная,  Которая не спит среди перин,  Ворочаясь и отдыха не зная… Божественная комедия. Чистилище, VI, 142­151 Гвельфы и гибеллины образовывали враждующие группы внутри городов­государств. Но иногда города­соперники  входили во враждебные группы. Например, Милан и Флоренция издавна стояли за гвельфов, поэтому их торговые  соперники брали сторону гибеллинов. Соперничество проявилось даже в архитектуре. По форме зубцов воюющие друг с другом гвельфы и гибеллины отличали  дружественные замки от недружественных. У гвельфов зубцы были прямоугольные, у гибеллинов – узорчатые. Слайды № 19­23. Правление Медичи во Флоренции Флоренция – одно из самых развитых государств средневековой Италии, родина великих поэтов, писателей, живописцев,  скульпторов, архитекторов.  Флоренция  – город Красной Лилии, поскольку на протяжении столетий Флоренцией правил старинный дом Медичи,  сделавший город столицей итальянского Возрождения. В XV веке в Италии власть захватили самые богатые семьи и стали передавать её по наследству. Таких единоличных  правителей городов­государств называли тиранами, а порядок их управления – тиранией. Тирания как форма монархии  утвердилась в Милане, Флоренции, Болонье и других городах Северной и Средней Италии. Никаких сословных собраний  при этом не признавалось. Во Флоренции после долгой и жестокой   борьбы между несколькими семьями власть захватила семья Медичи –  богатейшие банкиры и купцы (родом из аптекарей, о чем говорит их герб: несколько круглых пилюль). Медичи уменьшили налоги с основной массы горожан, порой раздавали мелкие деньги беднякам. Медичи вели в городе большое  строительство, что давало заработок многим ремесленникам и поденщикам.  (Слайд 22) В XV в. во Флоренции наступили долгожданный внутренний мир и процветание благодаря правлению Медичи.  Должниками флорентийских банкиров были правители многих европейских стран. Итальянские сукна считались лучшими  в Европе (в одной Флоренции в начале XIV века насчитывалось более двухсот суконных мастерских).  Высшего могущества власть Медичи во Флоренции достигла при Лоренцо Медичи (1468­1492), который твёрдо и  единолично управлял государством. Он утверждал на все должности верных ему людей и распоряжался доходами казны,  принимал послов, его охраняла личная гвардия. Папа римский назначил кардиналом его 14­летнего сына. Слайды № 24­34. Путешествие по Венеции Венеция – один из красивейших городов не только средневековой, но и современной Италии. Издавна его называли Ла  Серениссима – Блистательная, в более позднее время – королевой или жемчужиной Адриатики. (Слайд 24) ? Чем знаменит этот город? Что вы о нём знаете? Венеция – это город, полностью построенный на сваях и подчинённый морю и его дарам. Она  расположена на 117  островах в морской лагуне, на севере Адриатического моря. Её разрезают 150 каналов, через которые переброшены 400мостов.  Построенная из камня и кирпича и словно плывущая по волнам Адриатики, Венеция являет собой подлинное чудо. Этот  город словно врос в море. Его дома и стены омываются солёной водой бесчисленных каналов, нигде не видно коней, не  слышно скрипа телег. Это самый романтический город мира, полный спокойствия и красоты. (Слайд 26) Одним из ярких символов Венеции являются гондолы, используемые здесь уже более тысячи лет. Узкая чёрная лодка с  плоским дном без киля – это легенда, уникальное произведение искусства. Размеры лодки (длина – 11 м, ширина – 1,4 м)  установлены законом ещё в XVIII веке. Чтобы создать настоящую венецианскую гондолу, нужно выточить 280 деталей из  9 сортов  древесины. В устье Большого канала находятся Площадь святого Марка (покровитель Венеции) и Дворец Дожей. Самый крупный мост Венеции – мост Риальто. Первый понтонный мост через большой канал, называемый «делла Монета»  (монета), был построен Николо Баратьери. В            XVI веке было принято решение построить каменный мост, под  аркадами которого также могли бы разместиться лавки. Мост, построенный в 1592 году Антонио да Понте, имеет одну  мощную арку 28 метров длиной, поднявшийся над водой на высоту 7,5 метров. Мост Риальто был важной магистралью.  Здесь перекрещивались пути международной торговли. В Венецию стекались  товары со всего мира. Купцы съезжались за  ними со всех концов Европы. Из рук в руки переходили большие деньги, укреплялась банковская сеть.  Арсенал был наиболее значительным промышленным предприятием средневековья. В нем работало до 3000 человек.  Спущенная на воду галера оставалась собственностью государства. (Слайд 31) Во главе Венеции стоял дож. Венецианцы избегали монархии, постепенно лишив главу государства – дожа – полномочий и  передав их трём собраниям: Большому совету, излагавшему законы, Сенату и Коллегии, ведавшим внешними и  внутренними делами.  «Облачённый багряницей король, пленник своего города» – таким увидел дожа один путешественник XV века. Венецианская республика была провозглашена аристократической в 1072 г. Большой совет, упразднив народное собрание,  постановил, что его решения будут иметь силу закона,  и что членами его могут стать лишь люди знатного рода. В XV в.  появилась «Золотая книга», где поимённо перечислялись знатные по рождению, и в выборах могли отныне участвовать  лишь значившиеся в этом перечне. Вся жизнь Венеции была связана с морем. В праздник Вознесения дож выходил в море на специальной галере «Буцетавр» и бросал в воду золотой перстень со словами: «О море, с тобою обручаюсь в знак неизменного и вечного владычества над  тобой». Эта церемония была впервые проведена  в 998 г. и существовала до XVIII века. Слайд № 35. Закрепление материала 1. Какие три больших региона можно выделить в средневековой Италии? 2. В чём вы видите принципиальные различия во взглядах гвельфов и гибеллинов? 3. Почему Лоренцо Медичи был прозван Великолепным? 4. Можно ли назвать Венецию республикой? Свой ответ подтвердите фактами. Слайд № 33. Домашнее задание 1. Найдите общее и различия в причинах сохранения раздробленности в Германии и Италии. Результаты оформите в виде  таблицы. 2. Составьте рассказ об одном из средневековых итальянских городов. Можно оформить его в виде буклета, презентации,  написать в стихах.