Рациональные вычисления при использовании теоремы Пифагора.
Ни для кого не секрет, что теорему Пифагора мы используем не просто часто, а очень часто. И очень обидно, работая с учениками других школ, даже других городов, что используют они ее, как я называю c «прямотой телеграфного столба». Чем же можно помочь детям?
1) Это
небезызвестные треугольники с углами
Я считаю это находкой
для решения многих задач в планиметрии и стереометрии.

Массу задач можно решить практически устно, если видеть в треугольниках эти «говорящие» углы.
Пример 1. (задачи на готовых чертежах «Школа Пифагора»)
. 

![]()
![]()


![]()
![]()
![]()
Пример 2. (задача c платформы якласс)
Диагональ прямоугольного параллелепипеда с плоскостью основания
образует угол
, стороны основания
равны
и
.
Вычисли высоту параллелепипеда.

![]()
![]()
Пример 3. (задача из учебника Геометрия 10-11, Л.С. Атанасян )
Диагональ правильной четырехугольной призмы образует с
плоскостью боковой грани угол в
. Найдите угол между
диагональю и плоскостью основания.

![]()
![]()
![]()
2) Упрощение счета при прямом использовании теоремы Пифагора.

Сердце кровью обливается, когда дети начинают возводить числа в квадрат, складывать (вычитать) и извлекать квадратный корень. А ведь все так просто!
В первой задаче разделим числа на 2 (временно). Получим числа 8 и 17. Используя пифагорову тройку 8,15,17 получим катет, равный 15. И не забудем обратно умножить на 2. Ответ: 30.
Во второй задаче аналогично разделим числа на 5 (временно). Получим числа 3 и 4. Используя пифагорову тройку 3,4,5 получим гипотенузу, равную 5. И не забудем обратно умножить на 5. Ответ: 25.

Разделим
на 8. Получим числа 1 и 3.
. Умножим на 8. теорему
Пифагора. Ответ: ![]()
Умножим на 5.
![]()
![]()
Этот же принцип можно использовать при нахождении длины вектора. Ведь там тоже используется, по сути, теорема Пифагора.
Задание: найти длины векторов:
.
В первом случае разделим на 2. Получим числа 20 и 21 (минусом можно в этом случае пренебречь, т.к. при возведении в квадрат они все равно исчезнут). Используем пифагорову тройку: 20,21,29. Умножим на 2. Ответ: 58.
Во
втором случае делим на 7. Получим числа 1 и 4. Используем теорему Пифагора для
этих чисел:
.
Умножим на 7. Ответ:
.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.