Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет |
литература |
Класс |
7 |
Тип урока |
урок открытия нового знания
|
Технология построения урока |
проблемно-диалогический
|
Тема урока |
«Равнодушие и безответственность» («Нравственные уроки в рассказе Е.И.Носова «Кукла») |
Цель урока |
создание условий для определения нравственного смысла и проблем рассказа, для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных); для формирования чувств ответственности, сострадания, любви к Родине |
Основные термины, понятия |
Проблема, эпиграф, художественные средства выразительности, литературный герой, кластер. |
Планируемый результат |
|
Предметные умения -понимание нравственного смысла и проблем рассказа, -умение анализировать отрывки и рассказ в целом, -обогащение словарного запаса, -умение оценивать поступки героев, -умение давать характеристику литературному герою по составленному кластеру. |
Личностные УУД:
-формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. -формирование восприятия текста как произведения искусства.
Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - работать по предложенному плану, инструкции; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД: -самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, -пользоваться приёмами изучающего чтения, -извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст), -пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения, - излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно; -осуществлять анализ и синтез, -устанавливать причинно-следственные связи, -строить рассуждения. Коммуникативные УУД: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль; -точно, правильно и логично излагать свою точку зрения в процессе обсуждения, слушать и слышать других.
|
Организация пространства |
|
Формы работы |
Ресурсы |
Фронтальная Работа в группах Индивидуальная
|
компьютер; мультимедийный проектор; экран; учебник для 7 класса
|
Технология изучения
Этапы урока |
Формируемые умения |
Слайды, видеофрагмент |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||
Организационный |
Метапредметные (УУД)
регулятивные: Оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке). коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -осуществлять сотрудничество с учителем. личностные: -иметь адекватную мотивацию учебной деятельности. познавательные: Быть способным к построению короткого речевого высказывания в устной форме. |
|
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
- Ребята, выберите смайлик, который соответствует вашему настроению, и покажите его мне. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
|
||
Актуализация опорных знаний |
1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
Слайд №1
Портрет Е.И.Носова
|
- Ребята, я попросила вас принести на урок куклы. Какие они у вас красивые! Кукла-атрибут детства, с ней связаны приятные и теплые воспоминания. А зачем нам нужны сегодня куклы на уроке? Какое еще у нас было домашнее задание? - Правильно. Мы прочитали рассказ Е. И. Носова «Кукла». Е.И.Носов - замечательный русский и советский писатель-фронтовик. Важнейшие темы его прозы-военная и деревенская.
- Эпиграф к уроку: «Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха» Е. И. Носов «Кукла»
-Давайте разберем это выражение. В каком значении здесь употребляются слова слеп и глух?
-Как вы понимаете выражения: человек глух и слеп? -Что это за человек? Какой он? Подберите синонимы к слову равнодушный.
-Появились ключевые слова нашего урока. - Определите тему нашего урока. О чем мы сегодня будем говорить? Запишем тему: «Равнодушие и безответственность»
|
Обучающиеся высказывают свои мнения.
- Мы прочитали рассказ Е.И.Носова «Кукла».
Обучающиеся высказывают свои мнения, слушают ответы одноклассников
-В переносном.
Объясняют
- Жестокий, бездушный, безответственный, безразличный, безучастный.
-О равнодушии и безответственности людей
|
||
Постановка учебной проблемы |
|
Слайд №2
«Равнодушие и безответственность» «Нравственные уроки в рассказе Носова «Кукла»
Слайд №3
|
(«Нравственные уроки в рассказе Носова «Кукла» )
Перечитывает эпиграф. -В этих словах звучит крик о помощи, сердечная боль, возмущение равнодушием людей, губящих всё, что их окружает. Таков основной лейтмотив рассказа, который нам предстоит обсудить. - Актуальна ли проблема равнодушия и безответственности в наши дни? Проблема существует?
-Я предлагаю рассмотреть эту проблему в контексте нашего рассказа.
-Равнодушие людей приводит в обществе к каким-нибудь последствиям? -Можем это на уроке выяснить? Сегодня мы на уроке с вами выясним, какие нравственные проблемы затрагивает в своем рассказе Е.И. Носов. Выясним, к каким последствиям или проблемам приводят равнодушие и безответственность людей
|
Записывают тему
-Да
Обучающиеся высказывают свои мнения, делятся своими впечатлениями.
Дети предлагают проблемы, которые стоит обсудить, то есть формулируют цель и задачи урока.
|
||
Формулирование проблемы, планирование |
Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).
Метапредметные(УУД)
регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке.
|
|
- По какому плану будете работать?
- Как вы думаете, с чего можно начать свою работу?
- Случайно ли Е. Носов начал свой рассказ с описания природы? Какую же роль играет описание природы в начале рассказа?
|
Обучающиеся высказывают свои предположения
Учащиеся делятся своими ощущениями, чувствами
- С описания природы.
-Нет
|
||
Открытие нового знания |
Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
|
Слайд №4
Слайд №4
|
Работа в группах
1 группа
Предлагаю вам 2 фрагмента пейзажной зарисовки из рассказа. Внимательно прочитайте, проанализируйте, сравните два фрагмента и ответьте на вопросы:
-Какие художественные средства использует автор?
– На примере прочитанного описания природы, подумайте, какая проблема поднимается Носовым?
2 группа Составить кластер «Акимыч»
- Чтобы определить, какими чертами характера наделил героя автор, составим кластер. Выберите эпитеты. - Все слова вам понятны? Объясняет значение слова ученик по словарю.
Циничный — полный цинизма, пренебрегающий нормами общественной морали, нравственности. («Словарь русского языка» С.И.Ожегова)
|
Учащиеся читают и обсуждают в группах. Затем фрагменты выразительно читают и анализируют.
Обучающиеся высказывают свои мнения
Составляют кластер
|
||
|
|
|
- С какой целью автор использует антитезу? -Какую проблему поднимает автор? Зафиксируем ее в рабочих тетрадях. Когда-то приходилось автору бывать в этих местах, которые славились знатной рыбалкой. Вот через несколько лет автор снова возвращается сюда. Писателя поражают изменения, произошедшие в природе.
Сделайте вывод: -К чему привели безответственность и бездушное отношение людей к природе?
|
- Показать изменения в природе. Перемена разительная: мощная глубокая река превращается в речушку.
Проблема №1
Экологическая проблема; проблема бездушного и безответственного отношения человека к природе
Записывают в тетрадь
- К гибели реки |
||
|
|
|
По мнению писателя, безразличие людей друг к другу, жестокое отношение к природе не становятся меньше, а, к сожалению, всё больше растут. -Что же произошло? Кто в этом виноват? С этим вопросом мы продолжаем чтение рассказа и знакомимся с главным героем. - Кто является главным героем рассказа? Ч Прием «Кластер» -Что Акимыча объединяет с автором? Нужно отметить, что сам писатель ушел на фронт восемнадцатилетним пареньком. Сражался в составе противотанковой бригады. Был тяжело ранен. Позже всё пережитое, увиденное, запомнившееся оживало в его книгах. В своих произведениях Носов никогда не описывал непосредственность военных действий. |
Составляют кластер в тетрадях и на доске (рисунки детей)
Акимыч – перевозчик, вернее бывший перевозчик, поскольку река обмелела. Теперь Акимыч служит сторожем в местной школе - С автором их объединяет военное прошлое. |
||
|
|
Слайд №5
Слайд №9
|
Война в произведениях Носова звучит нередко. Однако отрывочно, фрагментарно. То в воспоминании о жизни фронтовиков, то в рассказе об их настоящем, как в рассказе «Кукла». О военном прошлом Акимыча мы узнаем всего лишь из нескольких строк. Прочитаем отрывок и восстановим его. Давайте вспомним, где воевали Е.И.Носов и Акимыч. Читая рассказ, мы узнаем, что Акимыч был тяжело ранен на войне, контужен. В рассказе автор отмечает, что Акимыч был ранен бескровно, контужен. Физминутка для глаз Контузия- это общее поражение организма взрывной волной. Представим себе, что испытал Акимыч. Мы даже представить себе не можем. Последствия такого ранения могут быть очень серьезными: от временной потери слуха, зрения, речи до тяжелейших психических расстройств. |
Восстанавливают текст «Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он — в Углич.»
|
||
|
|
Слайд №10
|
Вот и для Акимыча контузия не прошла бесследно. В моменты сильнейших переживаний, стресса, он утрачивает способность говорить. Именно в такой момент рассказчик встречает Акимыча.
-Что же так разволновало героя? Он ничего толком не может объяснить, а только подводит автора к школьной ограде.
Чтение отрывка -Какие чувства вызвало в вас это описание?
|
Чтение отрывка (аудиозапись) Слушают и следят «В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она
лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с
легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые
шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на
месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой...» -Боль, возмущение, негодование, страх -Кукла очень похожа на человека, и мы понимаем, что те, кто так поиздевался над ней, скорей всего так же безжалостно поступят и с живым человеком.
|
||
Применение новых знаний |
1) Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества 2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения |
|
-Почему Акимыч поражен и возмущен случившимся с куклой? Вместе с Акимычем мы разделяем его негодование, боль, отчаяние. Он говорит: « Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дите не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанным у дороги — не могу видеть. Колотит меня всего…» .
В литературе можно привести массу примеров отождествления куклы и человека. В ваших учебниках есть стихотворение Случевского
В наше время принято считать, что играть в куклы -это детская забава Однако в прошлом, куклу воспринимали гораздо серьезнее.
|
Читает ученик (наизусть) Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась.
|
||
|
|
Слайд №12
|
Древние люди считали, что кукла так похожа на человека, что обладает душой. На Руси кукла была оберегом и участвовала во многих языческих обрядах. Постепенно со временем кукла стала детской игрушкой. Созданная неживой в руках ребенка она оживает. Играя с куклой, ребенок учится любить, оберегать, заботиться. Может быть, глядя на эту куклу, Акимыч вспомнил такие эпизоды, которые страшно себе представить. Работа по картине Картина художника Ломыкина, которая называется «Это не должно повториться» напоминает нам о тех страшных моментах. Картина нарисована темными мрачными красками. Мы видим, как немецкие солдаты силой тащат женщину, а ее маленький ребёнок сидит на грязной земле и тянет беспомощные ручонки матери, которую уже никогда не увидит.
|
-Акимыч воспринимает глумление над куклой, как
серьезную трагедию.
|
||
|
|
|
Ребенок здесь похож на куклу из рассказа Носова. Он такой же маленький беспомощный и одинокий. Его судьба навсегда изуродована войной. Война научила Акимыча ценить жизнь и все, что с ней связано: природу, человека, любимое дело. Война давно прошла, но до сих пор Акимычу невыносимо видеть смерть: смерть реки, смерть человека, смерть куклы. - Что больше всего возмущает героя?« А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего. Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают — привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром — в школу, вечером — из школы. А главное — учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю! Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!»
|
-Больше всего возмущает героя то, что никто вокруг не бьет тревогу.
|
||
|
|
|
-Как сам Акимыч объясняет причину людского
равнодушия. - Как поступает Акимыч с куклой? Последняя фраза оставляет нас наедине со своей совестью. Акимыч с горечью произносит: « Всего не закопаешь...» И действительно, только подумайте, закопать, спрятать, убрать с глаз. Это ли решение проблемы? -Только ли о кукле горюет Акимыч? Не закопать ЧЕГО? Зла много, в одиночку с ним не справиться. |
- Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят «Проблема 2. Бездуховность, жестокость и
равнодушие людей»
-Совесть, равнодушие, безответственность. |
||
Рефлексия учебной деятельности |
Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
|
- Какие нравственные уроки дает нам писатель Евгений Носов? Закончите предложения: Рассказ заставил меня задуматься… Я люблю природу… Окружающий меня мир – это не только… Сделайте вывод для себя. Польский поэт Бруно Ясенский сказал очень хорошие слова : «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство». Именно равнодушие стало причиной нравственной и экологической проблемы, которую поднимает писатель в начале рассказа. |
Обучающиеся высказывают свои мнения |
||
Домашнее задание |
|
|
В своем рассказе «Кукла» Носов хотел напомнить каждому из нас о той ответственности, с которой мы должны относиться ко всему, что нас окружает. Я надеюсь, что наш разговор с вами не пройдет для вас бесследно. На память об уроке я дарю вам куклу. Пусть она будет служить вам оберегом. Дом. задание: 1.Задание повышенной трудности: написать сочинение –рассуждение по эпиграфу.Вы потренируетесь в написании сочинения в формате ОГЭ по заданию 15.2 2. Напишите развернутый ответ на вопрос: К чему может привести равнодушие? (задание 15.3) 3. Письмо Акимычу Итоги урока. Оцените свою работу в листах самооценки. -Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению. Спасибо за урок! |
|
||
Акимыч
Ø Добрый
Ø Отзывчивый
Ø Неравнодушный
Ø Душевный
Ранимый
Эпитеты
Ø Бессердечный
Ø Добрый
Ø Отзывчивый
Ø Неравнодушный
Ø Черствый
Ø Жестокий
Ø Бесчеловечный
Ø Циничный
Ø Душевный
Ранимый
Приложение
2 группа (слайд) отрывок №1
«Вот, говорят, раньше реки были глубже...»
В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни
завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает
поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая
обратнокруговое течение…, и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают
страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не
по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде
плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин - сом.
3 группа отрывок №2
«Поехал и не узнал реки.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и
жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало
приглубых тягунОв-быстрИн, где прежде на вечерней зорьке буравили
речную гладь литЫе,
забронзовелые язи…
Там, где когда-то страшно крутило и
водоворотИло, горбом
выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину, и на том меляке
— старый гусак. Стоял он этак небрежно, на одной лапе, охорашиваясь, клювом
изгонял блох из-под оттопыренного крыла. И невдомек глупому, что еще недавно
под ним было шесть-семь метров черной кипучей глубины, которую он же сам,
возглавляя выводок, боязлИво
оплывал сторонкой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.