Раздаточный материал (брошюра) к семинару-практикуму «Интеграция современных подходов в практику преподавания в начальной школе как средство формирования функциональной грамотности чтения обучающихся»
Оценка 4.8

Раздаточный материал (брошюра) к семинару-практикуму «Интеграция современных подходов в практику преподавания в начальной школе как средство формирования функциональной грамотности чтения обучающихся»

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
чтение
1 кл—4 кл
25.01.2020
Раздаточный материал (брошюра) к семинару-практикуму «Интеграция современных подходов в практику преподавания  в начальной школе как средство формирования  функциональной грамотности чтения обучающихся»
брошюра к семинару.1docx - копия.docx

РУДНЫЙ ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІНІҢ  «№13 ОРТА МЕКТЕБІ» КММ

КГУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №13»  АКИМАТА ГОРОДА РУДНОГО

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар-практикум

«Интеграция современных подходов

 в практику преподавания в начальной школе как средство формирования

функциональной грамотности чтения обучающихся»

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. 11. 2015

Семинар-практикум

 

Тема: «Интеграция современных подходов в практику преподавания в начальной школе как средство формирования функциональной грамотности чтения обучающихся»

 

Цель семинара:

повышение профессиональной компетентности   педагогов

по  формированию функциональной грамотности чтения обучающихся

 

Категория участников:

заместители директоров по начальным классам,

руководители ШМО учителей начальных классов,

педагоги начального образования

 

Ожидаемый результат:

обогащение опыта учителей по применению различных методов и приемов формирования функциональной грамотности чтения обучающихся в начальной школе

 

 

 

Программа семинара

 

Время

Мероприятие

Место

Ответственные

8.45 -9.00

Встреча участников семинара

Учитель

ская

 №205

Учителя начальных классов

9.00 -9.10

Приветствие гостей

Актовый зал

Директор школы Валиева Ш. К.

Теоретический блок

9. 10 –

9. 50

Доклад  «Формирование функциональной грамотности чтения обучающихся начальной школы»

Актовый зал

Руководитель ШМО учителей нач. классов

Иванова Ю. В.

Практический блок

10. 00 – 10.30

1 группа

Панорамный урок грамоты в 1 «Б» классе «Звуки [з],[з']. Буквы З, з. Чтение и пересказ  рассказа «Как слон стал зонтиком».

Каб.

№112

Байбурдина С. Б.,

учитель первой  категории

2 группа

Панорамный урок познания мира в 4 «А» классе «Вещества, загрязняющие воздух. Очищение и охрана воздуха»

Каб.

№113

Бабич Н. П.,

учитель высшей категории

10.35-11.05

1 группа

Панорамный урок литературного чтения в 3 «А» классе «Е. Велтистов. Рэсси – неуловимый друг»

Каб.

№114

Галивец В. С., учитель

без категории

2 группа

Панорамный урок литературного чтения во 2 «А» классе «В. Осеева. Волшебное слово»

Каб.

№111

Андреева Т. Н.,  учитель

второй категории

11.05-11.30

Кофе-брейк

Каб.

№115

 

11.30-12.00

Рефлексия по итогам семинара

Каб.

№113

Руководитель ШМО учителей нач. классов

Иванова Ю. В.

Методист РГОО Торопова Л. М.

 

 

 

 

Люди перестают мыслить, когда перестают читать

Д. Дидро

В рамках обновления Государственного общеобязательного стандарта образования (ГОСО) как ныне действующей 11-летней, так и 12-летней школы развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

 

Функциональная грамотность

1) является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;

2) направлена на решение бытовых проблем;

3) обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;

4) связана с решением стандартных, стереотипных задач;

5) используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения

 

Индикаторы  функциональной грамотности

 

Индикаторы  функциональной грамотности

Умения (эмпирические показатели):

Общая грамотность

Написать сочинение, реферат.

Считать без калькулятора.

Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов.

Написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

Компьютерная

Искать информацию в сети Интернет.

Пользоваться электронной почтой.

Создавать и распечатывать тексты.

Грамотность действий в чрезвычайных

ситуациях

Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

Обратиться за экстренной помощью к специализированным службам.

Заботиться о своем здоровье.

Вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

Информационная

Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов.

Читать чертежи, схемы, графики.

Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение).

Пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки.

Анализировать числовую информацию.

Коммуникативная

Работать в группе, команде.

Расположить к себе других людей.

Не поддаваться колебаниям своего настроения.

Приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям.

Организовать работу группы.

Владение иностранными языками

Перевести со словарем несложный текст.

Рассказать о себе, своих друзьях, своем городе.

Понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники.

Грамотность при решении бытовых проблем

Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах, в том числе интерактивных).

Планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи.

Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями.

Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой,

GPS-навигатором

Правовая и общественно-политическая

грамотность

Отстаивать свои права и интересы.

Объяснять различия в функциях и полномочиях Правительства, Президента, Парламента, Сената, Мажилиса, символику РК

 

Международные исследования:

 

 

В исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

 

Текст – «вся записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ)».

С.И.Ожегов

 

ВИДЫ ТЕКСТОВ

СПЛОШНЫЕ

НЕСПЛОШНЫЕ

ü  описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.);

ü  повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);

ü  рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).

 

ü  графики;

ü  диаграммы;

ü  схемы (кластеры);

ü  таблицы;

ü  географические карты и карты местности;

ü  план помещения, местности, сооружения;

ü  входные билеты;

ü  расписание движения транспорта;

ü  карты сайтов.

 

 

 

Требования, предъявляемые  к текстам:

 

1) информативная достаточность текста;

2) фактическая достоверность приводимых в тексте сведений;

3) языковая правильность текста;

4) стилевая органичность и оправданность употребления отдельных иностилевых или ненормативных языковых единиц в том или ином конкретном случае;

5) соответствие содержания возрасту учащихся.

 

 

 

 

Уровни понимания текстов

1. Общее понимание текста:

     определение темы и основной мысли текста;

     различение основной и второстепенной информации;

     нахождение различий в двух или более текстах/сравнение содержания текстов.

2. Поиск и извлечение информации

     нахождение буквального соответствия терминов при наличии отвлекающей информации;

     нахождение информации, явно выраженной в несплошном описательном тексте;

     нахождение информации, неявно выраженной в несплошном тексте смешанного формата;

3. Обобщение и интерпретация

     найти в тексте данные, подтверждающие определённый вывод;

     найти скрытую связь между двумя частями описательного текста;

     использовать информацию, содержащуюся в тексте, для подтверждения точки зрения;

     определить связь между двумя текстами, обобщив информацию;

     соотнести отдельную деталь в тексте с моралью/ общей идеей;

     сделать вывод на основе анализа текста;

     определить мотивы поведения героев.

4-5. Рефлексия и оценка

     соотнести информацию в тексте с собственным опытом;

     оценить поступки персонажа в коротком рассказе;

     обосновать мнение, сочетая ранее полученные знания и информацию из текста;

     определить назначение иллюстрации в несплошном описательном тексте;

     предположить, каково будет поведение персонажа за пределами сюжета, исходя из описанных в рассказе событий;

     предположить, какие собственные действия возможны в ответ на информацию, содержащуюся в тексте;

     сравнить мнения героев с личным опытом и знаниями.

 Пирамида Блума                                     Примеры заданий

 

ü  сравнительная оценка значимости на основе критериев: представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

ü  соединение элементов по-новому: создать, придумать дизайн, разработать, составить план

ü  определение элементов и структуры: проанализировать, проверить, провести эксперимент, сравнить, выявить различия

ü  применение в сходной ситуации: применить, проиллюстрировать, решить

ü  понимание смысла информационных материалов: описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

ü  повторение или распознавание информации: составить список, назвать,              

                                  рассказать, показать

 

Уровень понимания текста

Уровень

понима-ния

Перечень проверяемых умений

Виды вопросов

Виды тестовых заданий

Общее понимание

УЗНАВАНИЕ ПОНИМАНИЕ ПРИМЕНЕНИЕ

1) определять тему и основную мысль текста

2) обнаруживать в заголовке текста тему или основную мысль

3) находить различие в двух или более текстах/сравнивать содержание текстов

4) отличать основную информацию от второстепенной

Какова тема текста?

Что отражает заголовок: тему или основную мысль текста?

Что объединяет данные тексты?

О каких проблемах … Какое событие .. Какие перемены…?

Что заставило

героя…?

Кого автор называет…/считает…?

с выбором ответа;

на установление соответствия;

на исключение лишнего;

на группировку информации;

на определение последователь-ности;

на аналогию;

вопросы с ограничением ответа или с открытым кратким ответом

Выявление информации

УЗНАВАНИЕ ПОНИМАНИЕ ПРИМЕНЕНИЕ

1) быстро просматривать текст

2) определять смысловую структуру текста и отбирать нужную информацию

3) находить необходимую информацию, перефразированную в вопросе

Разделяешь ли ты мнение автора?

Аргументируй свой ответ.

Согласен ли ты с тем, что… Аргументируй свой ответ.

с выбором ответа;

на установление соответствия;

на исключение лишнего;

на группировку информации;

на определение последователь-ности;

на аналогию;

вопросы с ограничением ответа или с открытым кратким ответом

Интерпретация текста

ПРИМЕНЕНИЕ АНАЛИЗ СИНТЕЗ

1) соотносить заключённую в тексте информацию с информацией из других источников /личным опытом

2) делать выводы по содержанию текста

3) находить аргументы, подтверждающие мнения/высказывания

4) объяснять заглавие текста

Соотнеси....

Как бы ты поступил в данной ситуации?

Найди в тексте аргумент/аргументы, подтверждающие высказывание...

Как ты понимаешь заглавие текста?

Как еще можно было бы озаглавить текст?

вопросы с открытыми развёрнутыми ответами;

задания на аналогию, задания, требующие аргументированных ответов;

задания на выделение существенных признаков;

сравнение объектов

Рефлексия относи-тельно содержания текста

АНАЛИЗ СИНТЕЗ ОЦЕНКА

1) различать объективную и субъективную информацию

2) связывать информацию текста с фактами/событиями реальной действительности

3) аргументировать свою точку зрения

Выскажите своё отношение к позиции автора/героя.

Как автор относится к своему герою? Обоснуйте своё мнение.

Что в данном отрывке удивило вас больше всего? Почему?

свободные задания с открытыми ответами;

вопросы, требующие формулировки и аргументации собственного мнения;

тексты с ошибками;

задания на реконструкцию событий

Рефлексия относи-тельно формы подачи текста

АНАЛИЗ СИНТЕЗ ОЦЕНКА

1) обнаруживать иронию, юмор, различные оттенки смысла, выраженные словом

Обладает ли автор/герой чувством юмора. Приведите примеры из текста.

 

Составление вопросов и заданий  к тексту

 на основе таксономии учебных целей Блума.

(по материалам книги «Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других»)

 

На муравьиной тропе

Муравьи все вместе живут в муравейнике. Когда один муравей находит пищу, он прокладывает к ней дорожку для всех остальных. Чтобы в этом убедиться, надо провести эксперимент. Для этого надо найти муравейник. Тебе также будут необходимы следующие материалы: лист бумаги, маленький кусочек яблока, горсть земли.

1. Положи кусочек яблока на бумагу и придвинь бумагу к входу в муравейник. Дождись, когда несколько муравьёв обнаружат яблоко. Они все будут двигаться по одной дорожке.

2. Передвинь яблоко. Последуют ли муравьи за ним?

3. Теперь насыпь на бумагу землю, чтобы накрыть дорожку. Муравьи некоторое время будут суетиться вокруг. Прокладывают ли они новую дорожку?

Что происходит? Даже после того, как пища была передвинута, муравьи все ещё бегают по старой дорожке до тех пор, пока не будет проложена новая дорожка.

Почему? Как только муравей находит какую-либо пищу, он выделяет специальные химические вещества, которые оставляют след с запахом. Другие муравьи из муравейника чувствуют этот запах при помощи своих усиков-антенн.

 

Примерные вопросы и задания к тексту:

Уровень

Задания

Знание

Где живут муравьи?

Как живут муравьи?

Перечисли необходимые предметы для проведения эксперимента.

Понимание

Верное/неверное утверждение:

Муравьи выделяют специальные химические вещества.

Муравьи не чувствуют запахов.

Усики нужны муравьям для слуха.

Применение

Даем рисунки насекомых.

Отметь усики-антенны у муравья.

Анализ

1. Для чего в данном эксперименте необходимо яблоко? 2. Зачем на бумагу насыпают землю? 3. Для чего муравьи выделяют специальные химические вещества?

Синтез

1.Заполни пропуски в предложении подходящими по смыслу словами.

(Предложения из текста перефразированы!)

2.Почему муравьи начали суетиться, когда на бумагу насыпали землю?

Оценка

Как будут вести себя муравьи, если им положить кусочек банана?

Что в поведении муравьев удивило тебя больше всего?

 

Примеры работы с несплошным текстом

1. Какой музей-выставку ты можешь посетить по этому билету?

 

2. Где находится музей-выставка?

 

3. Где находится вход в музей? Что ты ожидаешь увидеть в экспозиции музея?

а) ювелирные украшения

б) образцы современного оружия

в) драгоценные камни

 

4. После покупки билета у тебя осталось 25 рублей. Сможешь ли ты купить ещё один билет для своего друга?

 

5. Твой младший брат пяти лет хочет пойти с тобой в музей. Можешь ли ты взять его с собой?

 

6. Придётся ли тебе платить дополнительно за услуги экскурсовода? Почему?

 

7. Ты хочешь написать заметку в школьную газету о посещении музея и берёшь с собой фотоаппарат. Какие снимки ты сможешь сделать? Почему?

 

8. У тебя большая сумка и зонт. Где ты сможешь оставить свои вещи?

 

9. Начало экскурсии в 15 часов. Мама хочет тебя встретить. Во сколько ей надо подойти к музею?

 

10. «Можно или нельзя?». Запиши слова в 2 колонки.

Слова для справок: входить в верхней одежде; любоваться экспонатами; входить через Боровицкие ворота; фотографировать; приводить на выставку детей дошкольного возраста; оставить вещи в камере хранения; входить через Троицкие ворота.

 

МОЖНО

НЕЛЬЗЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

«Ромашка Блума».

Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).

  • Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?
  • Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то... Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
  • Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.
  • Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
  • Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?
  • Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи между теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя? Где может пригодиться знание интегралов?

 

 

Виды чтения:

зачем читать? как читать? что читать?

 

Виды чтения можно разделить на следующие группы:

1) по участию психических процессов,

2) по целям,

3) по степени осмысления информации,

4) по мотивам,

5) по скорости.

 

1.      Виды чтения по участию психических процессов.

 

1.1.Рациональное чтение подразделяется на следующие виды (см. схему).

 

 

 

 

 

1.2. Эмоциональное чтение – это творческая деятельность читателя, в которой ведущую роль играют воображение и чувства. При эмоциональном чтении читатель выступает как соавтор писателя, он домысливает и обогащает читаемый текст.

 

2. Виды чтения по целям.

 

2.1. Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определённого задания. В нём применяются приёмы сканирования и аналитического чтения (в различных сочетаниях). При таком чтении применяются приемы сканирования и аналитического чтения.

2.2. Эстетическое чтение предполагает глубокое понимание и переживание художественного текста. При таком чтении применяются приемы аналитического чтения.

 

3. Виды чтения по степени осмысления информации.

 

3.1. Репродуктивное чтение – это первая фаза чтения, когда воспринимается его общий смысл.

3.2. Творческое чтение – это вторая и третья фаза чтения, в которых главная роль отводится интерпретации, оценке и рефлексии.

 

 

 

 

4. Виды чтения по мотивам.

 

4.1. Досуговое чтение связано с отдыхом, развлечением; в таком чтении воля и память практически не участвуют.

4.2. Деловое чтение связано с учебной деятельностью школьника.

 

5. Виды чтения по скорости.

 

5.1. Быстрое чтение – это просмотровое (поисковое) чтение.

5.2. Медленное чтение – это аналитическое чтение с целью исследования и запоминания.

Скорость чтения меняется в пределах одного текста. Она зависит от целей и содержания чтения.

 

Виды вопросов и заданий к текстам

 

Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения. Приведём перечень некоторых типов заданий в соответствии с развиваемыми ими компетенциями

 

Задания «множественного выбора»:

1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;

3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.

 

Задания «на соотнесение»:

1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);

2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений,

3) нахождение соответствующих содержанию текста картинок, схем и т. п.;

4) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов)

 

Задания «на дополнение информации»:

1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом;

2) дополнение (завершение) предложений.

 

Задания «на перенос информации»:

1) заполнение таблиц на основе прочитанного;

2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.

 

Задания «на восстановление деформированного текста»:

1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.

 

Педагогические технологии, способствующие формированию функциональной грамотности чтения 

 

 

Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе

 

1 класс 

1) читать вслух, шепотом, про себя; владеть выборочным и объяснительным чтением;

2) читать слоги различной слоговой структуры, используя метод «позиционного чтения» (закрытые и открытые, прямые и со стечением согласных:СГ, ГС, СГС, ССГС, СГСС и др.); читать целыми словами;

3) читать плавно и осознанно слова (скорость 30-40 слов и знаков в минуту на конец учебного года);

4) выразительно читать предложения, соблюдая паузы, повествовательную, восклицательную или вопросительную интонацию;

5) осознанно читать связный текст, находить в тексте ответы на вопросы по содержанию текста, пересказывать прочитанное; составлять текст из трёх-пяти предложений на определенную тему.

 

2 класс 

1)         читать целыми словами осознанно, правильно, выразительно с соблюдением основных норм литературного произношения, выделяя в предложении слова с логическим ударением, смысловые паузы, соотнося интонацию с содержанием читаемого;

2)         воспринимать на слух читаемый художественный текст; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и пересказывать текст;

3)         различать произведения устного народного творчества (произведения малого жанра, сказки, легенды), жанры стихотворение и рассказ;

4)         называть прочитанные произведения, фамилии их авторов, приводить примеры из сказок, рассказов;

5)         формулировать вопросы по тексту, находить ответы в тексте, выборочно читать заданные отрывки их произведения; высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

6)         уметь находить аналогии между описанными в тексте ситуациями и реальными жизненными событиями;

7)         оценивать поступки героев как «хорошие» и «плохие» с точки зрения принятых норм поведения в обществе;

8)         эмоционально «проживать» читаемый текст, понимать эмоции героев, сочувствовать, переживать, выражать свои эмоции;

9)         заучивать наизусть небольшие стихотворные и прозаические тексты;

10)       работать по предложенному учителем плану, делать выводы в результате совместной работы с учителем;

11)       находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; использовать изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение) при анализе, воспроизведении и создании текстов различных жанров (сказка, рассказ);

12)       распознавать тексты–описание, повествование; создавать тексты по ключевым словам, по воображению;

13)       создавать собственный текст на основе художественного про-изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;

14)       сочинять тексты на заданную тему, выполнять творческие проекты индивидуально и в группе по темам «Любимые сказки», «Загадки»

 

3 класс 

1)         читать осознанно, правильно, выразительно со скоростью, которая не тормозит понимание читаемого;

2)         пересказывать прочитанное, соблюдая логику повествования;

3)         различать литературные жанры: народная и литературная сказка, рассказ;

4)         находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение) использовать их в своей речи;

5)         делить текст на части, составлять план пересказа текста;

6)         различать юмористическое произведение, фантастическое произведение;

7)         находить в тексте изображение пейзажа; портрета героя;

8)         давать развернутые ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи;

9)         оценивать мотивы поведения персонажей, выражать собственную оценку их поступков;

10)       проводить элементарный анализ прочитанного текста, используя знания по теории литературы;

11)       создавать небольшие рассказы собственного сочинения на основе жизненного опыта, материала прочитанных художественных произведений; писать сочинения на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

12)       характеризовать героев, их поступки, давать им оценку; находить ответы в тексте для раскрытия образа персонажа;

13)       прогнозировать содержание текста по его названию;

14)       самостоятельно читать текст, находить незнакомые слова, работать со словарем (в конце учебника).

 

4 класс

1)         понимать и формулировать тему и идею произведения;

2)         различать жанры устного народного творчества: казахский героический эпос, легенды, былинный сказ, загадки, сказки (народные и литературные), стихотворения;

3)         находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, гипербола) для анализа характера героя, портрета, пейзажа читаемого произведения;

4)         читать правильно, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы при чтении; читать выразительно, соблюдая постановку логических ударений и пауз, выбирая темп и силу голоса в соответствии с содержанием читаемого; читать со скоростью 75-90 слов и знаков в минуту; понимать смысл прочитанного;

5)         иметь навыки изучающего, комментированного и поискового чтения, чтения «про себя» (90-110 слов и знаков в минуту);

6)         уметь находить в тексте ответы на поставленные вопросы, пересказывать содержание текста;

7)         называть прочитанные произведения, фамилии авторов, иметь представление об их биографии;

8)         использовать в речи изобразительно-выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного;

9)         передавать последовательность событий, устанавливать причинно-следственные связи в повествовании;

10)       уметь оценивать действия и поступки персонажей художественных произведений, выражать свое отношение к прочитанному, объяснять мотивы их поступков, находить аналогичные примеры в реальных жизненных ситуациях;

11)       творчески осмысливать содержание прочитанного, создавать собственные тексты сочинений;

12)       владеть нормами речевого этикета, культурой межнационального общения;

13)       высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному (что понравилось и почему);

14)       различать в произведении пейзаж, портрет героя, речь героя; находить средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты, олицетворения, гиперболы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованные источники:

1. Л. Рождественская, И. Логвина «Формирование навыков функционального чтения». Пособие для учителя.

2. Интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Иванова Ю. В.,
 руководитель ШМО учителей начальных классов

 

 

Наш адрес:

111500, город Рудный, улица Парковая, 34,

тел: (71431) 4-43-60, факс: 4-43-60

e-mail: esctаnya@mail.ru


 

Скачано с www.znanio.ru

РУДНЫЙ ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІНІҢ «№13

РУДНЫЙ ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІНІҢ «№13

Семинар-практикум Тема: «Интеграция современных подходов в практику преподавания в начальной школе как средство формирования функциональной грамотности чтения обучающихся»

Семинар-практикум Тема: «Интеграция современных подходов в практику преподавания в начальной школе как средство формирования функциональной грамотности чтения обучающихся»

Теоретический блок 9

Теоретический блок 9

Люди перестают мыслить, когда перестают читать

Люди перестают мыслить, когда перестают читать

Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему

Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему

Правовая и общественно-политическая грамотность

Правовая и общественно-политическая грамотность

ВИДЫ ТЕКСТОВ СПЛОШНЫЕ

ВИДЫ ТЕКСТОВ СПЛОШНЫЕ

Уровни понимания текстов 1. Общее понимание текста: ● определение темы и основной мысли текста; ● различение основной и второстепенной информации; ● нахождение различий в двух…

Уровни понимания текстов 1. Общее понимание текста: ● определение темы и основной мысли текста; ● различение основной и второстепенной информации; ● нахождение различий в двух…

Пирамида Блума

Пирамида Блума

Какова тема текста? Что отражает заголовок: тему или основную мысль текста?

Какова тема текста? Что отражает заголовок: тему или основную мысль текста?

Интерпретация текста ПРИМЕНЕНИЕ

Интерпретация текста ПРИМЕНЕНИЕ

Передвинь яблоко. Последуют ли муравьи за ним? 3

Передвинь яблоко. Последуют ли муравьи за ним? 3

Примеры работы с несплошным текстом 1

Примеры работы с несплошным текстом 1

Начало экскурсии в 15 часов. Мама хочет тебя встретить

Начало экскурсии в 15 часов. Мама хочет тебя встретить

Начинаются со слова "Почему"

Начинаются со слова "Почему"

Эмоциональное чтение – это творческая деятельность читателя, в которой ведущую роль играют воображение и чувства

Эмоциональное чтение – это творческая деятельность читателя, в которой ведущую роль играют воображение и чувства

Виды чтения по мотивам. 4

Виды чтения по мотивам. 4

Задания «на дополнение информации»: 1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом; 2) дополнение (завершение) предложений

Задания «на дополнение информации»: 1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом; 2) дополнение (завершение) предложений

Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе 1 класс 1) ч итать вслух, шепотом, про себя; владеть выборочным и объяснительным чтением;…

Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе 1 класс 1) ч итать вслух, шепотом, про себя; владеть выборочным и объяснительным чтением;…

Любимые сказки», «Загадки» 3 класс 1) читать осознанно, правильно, выразительно со скоростью, которая не тормозит понимание читаемого; 2) пересказывать прочитанное, соблюдая логику повествования; 3) различать…

Любимые сказки», «Загадки» 3 класс 1) читать осознанно, правильно, выразительно со скоростью, которая не тормозит понимание читаемого; 2) пересказывать прочитанное, соблюдая логику повествования; 3) различать…

8) давать развернутые ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи; 9) оценивать мотивы поведения персонажей, выражать собственную оценку их поступков; 10) проводить элементарный анализ прочитанного текста,…

8) давать развернутые ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи; 9) оценивать мотивы поведения персонажей, выражать собственную оценку их поступков; 10) проводить элементарный анализ прочитанного текста,…

Использованные источники: 1

Использованные источники: 1

Раздаточный материал (брошюра) к семинару-практикуму «Интеграция современных подходов в практику преподавания в начальной школе как средство формирования функциональной грамотности чтения обучающихся»

Раздаточный материал (брошюра) к семинару-практикуму «Интеграция современных подходов в практику преподавания  в начальной школе как средство формирования  функциональной грамотности чтения обучающихся»

Составитель: Иванова Ю. В., руководитель

Составитель: Иванова Ю. В., руководитель
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2020