Технологическая карта
Раздел: Обучение грамоте
Тема: «Звук [ы] буква Ы, ы»
Цель:
- Познакомить детей со звуком [ы] и буквой ы;
- Закрепить знание ранее изученные буквы, правило написания гласных после согласных и заглавной буквы;
- Упражнять в образовании множественного числа существительных, оканчивающихся на Ы;
- Развивать внимание, воображение, совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику.
-
Этапы |
Действия педагога |
Деятельность детей |
Мотивационно-побудительный |
Предлагает детям навестить жителей страны звуков, но для этого нужно ответить на вопросы: - На чем люди могут плавать? - Как их можно назвать одним словом? Это водный транспорт, с его помощью люди передвигаются по воде. И сегодня мы отправляемся в путешествие по реке. |
Дети соглашаются, отвечают на вопросы. |
Организационно -поисковый |
Чтобы попасть на пароход, мы должны показать свои знания. – Вспомните, на какие две группы делятся звуки? - Какие звуки называются гласными? - Что вы знаете о согласных звуках? - Чем отличаются звуки и буквы? - Пока мы готовились к путешествию, буквы расшатались, их нужно поставить правильно. Игра «Поставь буквы правильно». – А теперь узнайте их по головкам. – Буквам пора домой. Поставьте их в свои домики. Буквы, перед которыми согласный произносится твердо поставьте рядом с синей фишкой, перед которыми мягко – к зеленой. – Вы правильно выполнили задание, но пройти на пароход мы можем по трапу. Выложим его из фишек, обозначив услышанные звуки. Воспитатель называет звуки дети обозначают их фишками. – В путь! Пароход плывет по речке И дымит он словно печка. (руки сложены лодочкой, большие пальцы подняты) Погудим как пароход: ы-ы-ы-ы. Артикуляция звука [ы]. Обратить внимание на то, что спинка языка приподнята, язык отодвинут вглубь рта, воздух проходит свободно. – Мы плывем по реке, посмотрим, что мы видим на берегу. Сделаем из кулачков бинокли и поиграем. С помощью моего бинокля можно видеть один предмет, а с помощью ваших – много: - Я вижу дуб, клен, березу, сосну, куст, цветок. – Как вы думаете, что это? (лес) - Какой звук вы произнесли в конце слова? Знакомство с буквой Ы. – Но, что это? Посмотрите на картинку, у кого-то в небо улетели что? (шары). Выложим схему слова шары. Сколько слогов в слове шары? Сколько звуков? Какой слог ударный? Выкладывание схемы слова. Обозначить гласный звук [ы] гласной буквой Ы. обратить внимание на написание: состоит из двух частей. Печатание буквы ы. – На что похожа буква Ы. чтение стихов о букве Ы. Физминутка «Лебеди» Лебеди летят, крыльями машут. Нагнулись над водой, качают головой. Гордо и прямо умеют держаться. Очень бесшумно на воду садятся. (тихо сели) Нам пора в обратный путь. Но от ветра поднялись высокие волны. Поможем нашему пароходу проплыть по волнам. Работа в тетради. Рисование с приговором: «Веду, веду, веду – стоп!» (остановка на гребне волны и под водой). – Вот мы и приплыли и увидели маму с дочкой. Придумайте предложения по этой картинке (если затрудняются задать наводящие вопросы. Что купила мама? Что несет мама? Что держит девочка?) Работа в азбуке-тетради: - найти место звука [ы] в словах, обозначить буквой; - печатание буквы Ы Подведение итогов: с какой буквой познакомились? Какой звук она обозначает? Кто заметил, после каких согласных пишется буква Ы? |
Составляют предложение по картинке. Отвечают на вопросы.
Артикуляция звука [э].
Игра «Эхо» (один ряд – дети, второй –эхо. Дети громко произносят звук, слог, слово со звуком [э], эхо тихо им вторит. Затем наоборот). Э, ЭИ, ЭМ, ЭН, ЭЛ, МЭ, НЭ, ГЭ, ЛЭ, ЭХО, ЭМУ, ЭЛЛА,ЭДИК,ЭКРАН.
Произносят слово, делят на слоги, ставят ударение в схеме Слушают объяснение, выполняют звуковой анализ вместе с педагогом.
Выполняют физминутку (дети стоят на одной ноге, руки в стороны). Выполняют задание в азбуке-тетради. |
Рефлексивно- корригирующий |
Спрашивает о том, в какой стране побывали, что нового узнали. Предлагает нарисовать пароход на котором они совершали путешествие. |
Рассказывают, что нового узнали в стране слов. Рисуют пароход. |
Предполагаемый результат:
Воспроизводить: букву Ы, звук [ы]
Понимать: представление о правиле написания гласных после согласных и заглавной буквы;
Применять: выполнять звуковой анализ слов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.