Обучение грамоте
Урок 95 (2 ч.).
Тема: Разделительный ь, его роль в слове. Написание слов с разделительным ь.
Цели:
– формируем умение различать буквы гласных как показатель мягкости согласных звуков;
– формируем умение использовать разделительный мягкий знак при записи слов;
– формируем умение выделять звук в слове;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
– формируем умение писать предложения;
– формируем умение анализировать текст.
Символы:
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний
ΙΙ. Постановка учебной проблемы
|
Дети рассказывают об истории улицы своего города. 2. – Вспомните, с какой буквой мы познакомились на предыдущем уроке? – Что в ней особенного? – Зачем же нужна эта буква? – Посмотрите, какая буква крупнее всех записана в рамке на с. 154 «Букваря»?
– Похож он на ту букву, с которой мы познакомились на прошлом уроке? – Прочитайте название этой буквы там же в рамке. – Как вы думаете, это та же буква, что была на предыдущей странице? Почему? – В нашем «Букваре» живут два брата-близнеца. Одного зовут просто Мягкий знак (учитель прикрепляет на доску букву), а другого – Разделительный мягкий знак. Они были ужасными шалунами и всё время спорили, кто из них главнее. Давайте поможем буквам разрешить их спор. Как вы думаете, что о себе может рассказывать просто Мягкий знак своему брату? (Я, Мягкий знак, обозначаю мягкость согласного звука на письме. Писать меня нужно в конце и в середине слова. Согласные были всегда моими друзьями.) – Ну и что? – спорил с ним Разделительный мягкий знак. – Я тоже пишусь в середине слова. А ещё... – Что же ещё рассказывал Разделительный мягкий знак своему брату? – Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? – Посмотрите «Букварь» на с. 154 и прописи, с. 36. – Давайте составим план урока. Составление плана урока. План (примерный) 3 2 6 4 1. Знакомство с буквой разделительный мягкий знак. 2. Запись слов с разделительным ь. 3. Чтение слов. 4. Чтение предложений и текстов.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Как вы думаете, с чего начнём нашу работу?
|
Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
|
III. Открытие нового знания |
– Давайте понаблюдаем («Букварь», с. 154). 1-й столбик (чтение слов парами): – Что сделал разделительный ь со словами, когда встал в середину слова? (Изменил смысл слов.) – Подчеркните разделительный ь и буквы рядом с ним. Назовите букву гласного звука. (Ю.) – Буква одна – Ю, а звуков сколько слышите? ([й’у].) – Обозначьте звуки цветными точками. – Можно ли эти слова прочитать без разделительного ь? Прочитаем без ь. – Что получилось? (Нет. Получаются другие слова, так как согласные и гласные звуки сливаются. А разделительный мягкий знак показывает, что буква Ю обозначает два звука – [й’] и [у], он разделяет мягкий согласный звук и звук [й’].) – Назовите звуки, которые разделяет ь, чтобы они не сливались. 2-й столбик: – С какой буквой гласного во 2-м столбике дружит разделительный ь? (С буквой Я.) – Буква Я одна, а сколько звуков произнесли? ([й’], [а] – два.) – Обозначьте звуки цветными точками. – Каким звукам не даёт сливаться разделительный ь? – Между какими буквами пишем разделительный мягкий знак? 3-й столбик: – Прочитайте слова, поставьте ударение. Подчеркните разделительный мягкий знак. Что можете о нём рассказать? (Разделяет звуки, в этом столбике дружит с буквой Ё.) – Буква Ё одна, а сколько звуков услышали? ([й’], [о] – два.)
– Обозначьте звуки цветными точками. Между какими буквами напишете разделительный ь? 4-й столбик: – Что можете рассказать о разделительном ь в этом столбике? (Подружился с буквой И, но эта буква гласного не обозначает 2 звука; буква ь разделяет согласный и гласный, чтобы звуки не сливались. На письме стоит между буквой гласного и согласного.) 5-й столбик (самостоятельная работа): – Прочитайте, подчеркните ь. – Что интересного заметили? (Где нет разделительного ь, слово называет один предмет – ед.ч., а там, где есть разделительный ь, слово называет много предметов – мн. число.) – Подчеркните разделительный ь во всех словах. – Сделайте вывод. (Разделительный ь пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И.) – Рассмотрите, как в виде схемы это правило представлено в «Букваре». 1 Дети «читают» схему.
– Что нового узнали? – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.) 2. Работа в тетради для печатания (с. 48). Печатание слов с разделительным ь. 3. Работа в прописи. 2 5 3
1) Написание ь с буквами Е, Ё, Ю, Я, И. Работа над соединениями букв. – Сколько способов соединения букв увидели? – Обведите соединения. 2) Чтение, анализ, наблюдение над словами: солю – солью... Запись этих пар, обозначение звуков в каждом слове всех пар. 3) Запись слов (фасоль, вьюга, дельфин...) в два столбика с комментированием: а) ь как показатель мягкости; б) ь разделительный. Анализ слов и подготовка к работе. – Правильно ли слова распределили в два столбика? – А как навести порядок? – Подчеркните мягкий знак – показатель мягкости согласных зелёным цветом, а разделительный знак – красным цветом. Запишите слова в два столбика. Проверка устной работы с самооценкой.
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике? Почему? – Отметь в дневнике.
Самостоятельная запись слов по столбикам. Взаимопроверка.
4) Работа со словарными словами: учитель, учительница. – Что означает каждое слово? – От какого слова образовались эти слова? (Учить.) – Прочитайте слова по слогам. – Какую букву надо запомнить?
– Какую роль играет ь в словах? – Скажите это слово по слогам. – Составьте с этими словами предложение. – Запишите слова, поставьте ударение, обозначьте звуки цветными точками. Запись слов: учить, ученик, учение. – Какая общая часть во всех словах? – Общее ли значение у слов? – Как можно назвать все эти слова?
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)
|
|
ΙV. Применение нового знания |
Чтение сказки Г. Цыферова «Как цыплёнок впервые сочинил сказку». 1) Работа с текстом до чтения. – Рассмотрите иллюстрацию на кубике. – Что нарисовал художник к тексту? Расскажите. – Прочитайте заглавие. – Можно ли по заглавию определить жанр текста? – Понятно ли, кто главный герой в сказке? – А можно ли по картинке догадаться, о чём сказка, которую сочинил цыплёнок? 2) Самостоятельное чтение текста. 3) Выявление первичного восприятия. – Можно ли назвать цыплёнка фантазёром? Повторное чтение вслух по предложениям.
После 1-го предложения: – К чему относится это предложение? Какую мысль заканчивает? Это ответ на вопрос в заглавии сказки.
Как цыплёнок впервые сочинил сказку. Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках. (Почему вдруг цыплёнок решил сочинить сказку?) У домика на заячьих ножках росли ушки. У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок. (Догадались, кто бы мог жить в этом домике?) А у домика на курьих ножках алел гребешок. Домик на заячьих ножках запищал: «Хочу прыгать!» Домик на слоновьих ножках запыхтел: «П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть!» А домик на курьих ножках пропел: «Ку-ка-ре-ку!» Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули.
– Согласны ли вы с тем, что сказки сочинять просто? – А вы знаете сказку о домике на курьих ножках? Кто в нём жил? – Чем отличались придуманные домики? – Какой из них был выше от земли? А сколько у каждого домика было ножек? – Чем ещё интересны были домики? – Почему у одного домика были рожки, у другого ушки и т.д.? Помните русские народные сказки? В них домик на курьих ножках умел только поворачиваться, а что умели делать домики, которые придумал цыплёнок, как вы думаете? – Почему домик хотел прыгать? Предположите, а что захотели делать остальные домики?
– Почему всех уложил спать домик на курьих ножках? (Пение петуха – это своеобразные часы. Его пением начинается утро и заканчивается день.) – Сколько раз автор сказки использует красную строку? Как вы думаете, почему? 4) Работа с текстом после чтения. – Интересную сказку придумал цыплёнок? – Любит ли цыплёнок сказки? (Он маленький выдумщик, фантазёр, любит сказки, с ним интересно.) – Кто из вас сам что-то сочинял? – Что? – Можете ли рассказать нам? – Что нового мы сейчас узнали? 4 4
Физкультминутка.
Работа с предложением. – Прочитайте предложение. – Назовите слова с ь. – Какую роль он играет в этих словах? – Прочитайте каждое слово по слогам. – Подчеркните букву ь. – Разделите карандашом каждое слово на слоги, отделяя их друг от друга вертикальной чертой. – Какую роль играет буква ь в словах предложения? – Какое предложение получится, если поменять слова местами? – Запишите предложение. Проверка с самооценкой.
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): – Что вам нужно было сделать? – Удалось выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или есть недочёты? – Ты записал всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку? Почему? – Отметь под предложением справа внизу.
– Что мы сейчас делали? – Чему учились? – Какое открытие для вас самое главное?
|
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание.
ТОУУ
|
V. Домашнее задание (по желанию)
|
Подчеркнуть в сказке слова, в которых есть мягкий знак.
|
|
VΙ. Итог |
– Сформулируйте тему сегодняшних уроков чтения и письма. – Что узнали нового о букве ь? – Какая часть слова образует новые слова? – Какие проблемы мы решали? 4 4 – Чему новому научились? – Над чем ещё придётся поработать? – А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках? Учитель обращается к кружкам, символизирующим УУД.
– Все ли пункты плана выполнили? – Чему научились на уроке? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – У кого после урока есть отметка в дневнике? – За что вы её получили?
|
ТООУ |
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые хорошо подготовили рассказ.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы
1. Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые хорошо выполняли анализ слов.
2. Работа в прописи
|
* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова.
ΙII. Развитие умения применять новое знание
1. Работа в прописи
|
* Отметить учеников, которые аккуратно, красиво и правильно записывали предложения.
3. Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые правильно анализировали тексты.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.