Разделительный ь, его роль в слове. Написание слов с разделительным ь.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 03.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – формируем умение различать буквы гласных как показатель мягкости согласных звуков; – формируем умение использовать разделительный мягкий знак при записи слов; – формируем умение выделять звук в слове; – формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов; – формируем умение писать предложения; – формируем умение анализировать текст. План (примерный) 3 2 6 4 1. Знакомство с буквой разделительный мягкий знак. 2. Запись слов с разделительным ь. 3. Чтение слов. 4. Чтение предложений и текстов. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) – Каким кружком обозначаем такие действия? – Как вы думаете, с чего начнём нашу работу?
Иконка файла материала Urok_95__26_n+.doc

Обучение грамоте

Урок 95 (2 ч.).

 

Тема: Разделительный ь, его роль в слове. Написание слов с разделительным ь.

 

Цели:

– формируем умение различать буквы гласных как показатель мягкости согласных звуков;

– формируем умение использовать разделительный мягкий знак при записи слов;

– формируем умение выделять звук в слове;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

– формируем умение писать предложения;

– формируем умение анализировать текст.

 

Символы:

                  

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний

 

 

 

 

 

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1. – Кто подготовил рассказ об одной из улиц своего города?  2

Дети рассказывают об истории улицы своего города.

2. – Вспомните, с какой буквой мы познакомились на предыдущем уроке?

– Что в ней особенного?

Зачем же нужна эта буква?

– Посмотрите, какая буква крупнее всех записана в рамке на с. 154 «Букваря»?

 

– Похож он на ту букву, с которой мы познакомились на прошлом уроке?

– Прочитайте название этой буквы там же в рамке.

– Как вы думаете, это та же буква, что была на предыдущей странице? Почему?

– В нашем «Букваре» живут два брата-близнеца. Одного зовут просто Мягкий знак (учитель прикрепляет на доску букву), а другого – Раз­делительный мягкий знак. Они были ужасными шалунами и всё вре­мя спорили, кто из них главнее. Давайте поможем буквам разрешить их спор. Как вы думаете, что о себе может рассказывать просто Мяг­кий знак своему брату? (Я, Мягкий знак, обозначаю мягкость соглас­ного звука на письме. Писать меня нужно в конце и в середине слова. Согласные были всегда моими друзьями.)

Ну и что? – спорил с ним Разделительный мягкий знак. – Я тоже пишусь в середине слова. А ещё...

Что же ещё рассказывал Разделительный мягкий знак своему брату?

– Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

– Посмотрите «Букварь» на с. 154 и прописи, с. 36.

– Давайте составим план урока.

Составление плана урока.

План (примерный)   2  6  4

1.                 Знакомство с буквой разделительный мягкий знак.

2.                 Запись слов с разделительным ь.

3.                 Чтение слов.

4.                 Чтение предложений и текстов.

 

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Каким кружком обозначаем такие действия?   

– Как вы думаете, с чего начнём нашу работу?

 

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

 

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Открытие нового знания

     1. Работа в «Букваре».  2   5   6   2

– Давайте понаблюдаем («Букварь», с. 154).

1-й столбик (чтение слов парами):

– Что сделал разделительный ь со словами, когда встал в середину слова? (Изменил смысл слов.)

– Подчеркните разделительный ь и буквы рядом с ним. Назовите букву гласного звука. (Ю.)

– Буква одна – Ю, а звуков сколько слышите? ([й’у].)

– Обозначьте звуки цветными точками.

– Можно ли эти слова прочитать без разделительного ь? Прочитаем без ь. Что получилось? (Нет. Получаются другие слова, так как со­гласные и гласные звуки сливаются. А разделительный мягкий знак показывает, что буква Ю обозначает два звука – [й’] и [у], он разде­ляет мягкий согласный звук и звук [й’].)

– Назовите звуки, которые разделяет ь, чтобы они не сливались.

2-й столбик:

– С какой буквой гласного во 2-м столбике дружит разделительный ь? (С буквой Я.)

– Буква Я одна, а сколько звуков произнесли? ([й’], [а] – два.)

– Обозначьте звуки цветными точками.

– Каким звукам не даёт сливаться разделительный ь?

– Между какими буквами пишем разделительный мягкий знак?

3-й столбик:

– Прочитайте слова, поставьте ударение. Подчеркните раздели­тельный мягкий знак. Что можете о нём рассказать? (Разделяет зву­ки, в этом столбике дружит с буквой Ё.)

– Буква Ё одна, а сколько звуков услышали? ([й’], [о] – два.)

 

– Обозначьте звуки цветными точками. Между какими буквами напишете разделительный ь?

4-й столбик:

– Что можете рассказать о разделительном ь в этом столбике? (Подружился с буквой И, но эта буква гласного не обозначает 2 звука; буква ь разделяет согласный и гласный, чтобы звуки не сливались. На письме стоит между буквой гласного и согласного.)

5-й столбик (самостоятельная работа):

– Прочитайте, подчеркните ь.

– Что интересного заметили? (Где нет разделительного ь, слово называет один предмет – ед.ч., а там, где есть разделительный ь, слово называет много предметов – мн. число.)

– Подчеркните разделительный ь во всех словах.

– Сделайте вывод. (Разделительный ь пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И.)

– Рассмотрите, как в виде схемы это правило представлено в «Букваре». 1

 Дети «читают» схему.

– Что мы сейчас делали?

– Что нового узнали?

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

2. Работа в тетради для печатания (с. 48).

Печатание слов с разделительным ь.

3. Работа в прописи.   2   5   3

       

1) Написание ь с буквами Е, Ё, Ю, Я, И.

Работа над соединениями букв.

– Сколько способов соединения букв увидели?

– Обведите соединения.

2) Чтение, анализ, наблюдение над словами: солю – солью...

Запись этих пар, обозначение звуков в каждом слове всех пар.

3) Запись слов (фасоль, вьюга, дельфин...) в два столбика с комментированием: а) ь как показатель мягкости;

                                   б) ь разделительный.

Анализ слов и подготовка к работе.

– Правильно ли слова распределили в два столбика?

– А как навести порядок?

– Подчеркните мягкий знак – показатель мягкости согласных зе­лёным цветом, а разделительный знак – красным цветом. Запишите слова в два столбика.

Проверка устной работы с самооценкой.

 

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с …  (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике? Почему?

– Отметь в дневнике.

 

Самостоятельная запись слов по столбикам.

Взаимопроверка.

 

4) Работа со словарными словами: учитель, учительница.

– Что означает каждое слово?

– От какого слова образовались эти слова? (Учить.)

– Прочитайте слова по слогам.

– Какую букву надо запомнить?

 

– Какую роль играет ь в словах?

– Скажите это слово по слогам.

– Составьте с этими словами предложение.

– Запишите слова, поставьте ударение, обозначьте звуки цветны­ми точками.

Запись слов: учить, ученик, учение.

– Какая общая часть во всех словах?

– Общее ли значение у слов?

– Как можно назвать все эти слова?

– Что мы сейчас делали? (Наблюдали за словами, сравнивали их.)

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

 

 

ΙV. Применение нового знания

   1. Работа в «Букваре».     3   2   1   4   7   1

Чтение сказки Г. Цыферова «Как цыплёнок впервые сочи­нил сказку».

1) Работа с текстом до чтения.

– Рассмотрите иллюстрацию на кубике.

– Что нарисовал художник к тексту? Расскажите.

– Прочитайте заглавие.

Можно ли по заглавию определить жанр текста?

Понятно ли, кто главный герой в сказке?

А можно ли по картинке догадаться, о чём сказка, которую сочи­нил цыплёнок?

2) Самостоятельное чтение текста.

3) Выявление первичного восприятия.  

– Можно ли назвать цыплёнка фантазёром?

Повторное чтение вслух по предложениям.

 

После 1-го предложения:

– К чему относится это предложение? Какую мысль заканчивает?

Это ответ на вопрос в заглавии сказки.

 

Как цыплёнок впервые сочинил сказку.

Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказ­ку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на зая­чьих ножках. (Почему вдруг цыплёнок решил сочинить сказку?)

У домика на заячьих ножках росли ушки. У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок. (Дога­дались, кто бы мог жить в этом домике?)

А у домика на курьих ножках алел гребешок. Домик на заячьих ножках запищал: «Хочу прыгать!» Домик на слоновьих ножках запыхтел: «П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть!» А домик на курьих ножках пропел: «Ку-ка-ре-ку!» Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули.

 

Согласны ли вы с тем, что сказки сочинять просто?

А вы знаете сказку о домике на курьих ножках? Кто в нём жил?

Чем отличались придуманные домики?

Какой из них был выше от земли? А сколько у каждого домика было ножек?

Чем ещё интересны были домики?

Почему у одного домика были рожки, у другого ушки и т.д.? По­мните русские народные сказки? В них домик на курьих ножках умел только поворачиваться, а что умели делать домики, которые придумал цыплёнок, как вы думаете?

Почему домик хотел прыгать? Предположите, а что захотели де­лать остальные домики?

 

Почему всех уложил спать домик на курьих ножках? (Пение пе­туха – это своеобразные часы. Его пением начинается утро и закан­чивается день.)

– Сколько раз автор сказки использует красную строку? Как вы ду­маете, почему?

4) Работа с текстом после чтения.

– Интересную сказку придумал цыплёнок?

– Любит ли цыплёнок сказки? (Он маленький выдумщик, фанта­зёр, любит сказки, с ним интересно.)

– Кто из вас сам что-то сочинял?

– Что?

– Можете ли рассказать нам?

– Что нового мы сейчас узнали? 4

– Что мы сейчас делали?  

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

 Физкультминутка.

 

   2. Работа в прописи.   4   2

Работа с предложением.

– Прочитайте предложение.

– Назовите слова с ь.

– Какую роль он играет в этих словах?

– Прочитайте каждое слово по слогам.

– Подчеркните букву ь.

– Раз­делите карандашом каждое слово на слоги, отделяя их друг от друга вертикальной чертой.

– Какую роль играет буква ь в словах предложения?

– Какое предложение получится, если поменять слова местами?

– Запишите предложение.

Проверка с самооценкой.

 

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось  выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или есть недочёты?

– Ты записал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку? Почему?

– Отметь под предложением справа внизу.

 

– Что мы сейчас делали?

– Чему учились?

– Какое открытие для вас самое главное?

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

 

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

 

 

 

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОУУ

 

V. Домашнее задание (по желанию)

 

 

Подчеркнуть в сказке слова, в которых есть мягкий знак.

 

 

 

VΙ. Итог

 

– Сформулируйте тему сегодняшних уроков чтения и письма.

– Что узнали нового о букве ь?

Какая часть слова образует новые слова?

– Ка­кие проблемы мы решали?  4   4

– Чему новому научились?

– Над чем ещё придётся поработать?

– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках? Учитель обращается к кружкам, символизирующим УУД.

 

 

– Все ли пункты плана выполнили?

– Чему научились на уроке?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– У кого после урока есть отметка в дневнике?

– За что вы её получили?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТООУ

 

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

 

Ι. Актуализация знаний

                    * Отметить учеников, которые хорошо подготовили рассказ.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

1. Работа в «Букваре»

                    * Отметить учеников, которые хорошо выполняли анализ слов.

2. Работа в прописи

 

* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова.

ΙII. Развитие умения применять новое знание

1. Работа в прописи

 

* Отметить учеников, которые аккуратно, красиво и правильно записывали  предложения.

3. Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно анализировали тексты.


Посмотрите также