Методическая разработка занятия по экопрофилактике в 5 классе.
Тема: «Овощи и фрукты – витаминные продукты»
Методические рекомендации по использованию данного занятия:
1) занятие подготовлено в соответствии с ФГОС ОО;
2) данный ресурс можно использовать на биологии, во внеурочной деятельности.
Данное занятие проводится при реализации первой части программы «Разговор о правильном питании». В ходе занятия используется сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной форм работы.
Тип занятия: бинарное +урок - исследование.
Методы обучения: исследовательский, деятельностный, ТРКМ.
Оборудование: интерактивная доска; презентация; «Дневник ЗОЖ»; ручка; значки с эмблемой «Школа экопрофилактики», головной убор с изображением фруктов и овощей; зеленый галстук; листы защиты; буклет-памятка с правилами.
Цель: создание условий для формирования познавательных УУД, развития культуры здоровьесбережения через приобщение к здоровому образу жизни, формирования положительных привычек и выработки навыков правильного питания.
Задачи: систематизировать знания учащихся о фруктах и овощах; познакомить с витаминами; раскрыть их значение для человека.
Планируемые результаты:
Предметные: расширить знания детей об овощах, фруктахи ягодах, , их пользе для здоровья человека; познакомить с понятием “витамины”, их содержанием в овощах, фруктах и ягодах; дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания; закрепить представления о том, какая еда полезна, какая вредна для организма; способствовать формированию мотивации соблюдения гигиенического поведения детей.
Метапредметные:
Регулятивные: организовать пространство диалога, творческой деятельности на уроке; учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить сообщения в устной и письменной форме; воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям.
Коммуникативные: учиться формулировать собственное мнение и позицию; приобретение опыта учебного сотрудничества, осуществление совместной познавательной, творческой деятельности в парах, в группе; учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учиться задавать вопросы;
Личностные: использование знаний о природе для сохранения и укрепления своего здоровья; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Ход занятия.
1. Создание психологической комфортности. (Слайд 1.)
- Ребята, сегодня мы проводим открытое занятие по внеурочной деятельности на базе Центра «Точка роста» МОУ СОШ с. Хоперское в рамках инновационного проекта «Школа экопрофилактики», разработанной доктором медицинских наук, самарским профессором Дмитрием Вениаминовичем Воробьевым и Еленой Александровной Быковой.
(Слайд 2.) Продолжаем с вами «Разговор о правильном питании»
Цель: развитие культуры здоровьесбережения, приобщение к здоровому образу жизни, формирование положительных привычек и навыков правильного питания.
2. Мотивационный этап. (Слайд 3.)
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
3. Актуализация знаний. Прием «Да-нетки». (Слайд 4.)
- Ребята, мы с вами уже немало знаем о правильном питании. Давайте проведем инвентаризацию наших знаний, начнем наш урок с игры «Верите ли вы?» Я буду предлагать вам высказывания, а вы соглашаетесь со мной или нет. Результаты проверяем в таблице на доске. Под правильным ответом «да» или «нет» спрятаны буквы, если вы ответили правильно - они откроются.
- Полезно есть разные продукты: овощи и фрукты, молочные продукты, мясо и рыбу.
- Перед едой нужно мыть руки с мылом.
- Ягоды, овощи и фрукты мыть необязательно.
- Есть надо1-2 раза в день.
- На завтрак полезно есть каши.
- После обеда лучше всего выбрать спокойное занятие.
- Газировка и торты – это полезно.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
- Какое слово у вас получилось? (Витамин).
- А кто знает, что это слово означает? Давайте уточним его значение.
(Слайд 5.) Слово «Витамин» придумал американский ученый – биохимик Казимир Функ. Он открыл что вещество («амин») содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо человеку. Соединив слово «vita» (жизнь) с «амин» (определенная группа химических соединений) получилось слово Витамин.
Витамины – это группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы.
4. Сообщение темы занятия.
- Ребята, а какие продукты являются источником витаминов? (Ответы детей).
Ученые проанализировали более 1000 пищевых продуктов, оценили их питательные и полезные для организма человека свойства. Кое-что в этом списке удивило и самих исследователей. Ученые также присвоили каждому из продуктов индекс питательности. Чем выше индекс, тем больше этот продукт соответствует ежедневным потребностям организма в том или ином элементе.
(Слайд 6.) Тема: «Овощи и фрукты – витаминные продукты».
У нас присутствуют две команды: «Овощи» и «Фрукты». Давайте, поприветствуйте друг друга «Овощи» и «Фрукты».
5.Постановка проблемы. Инсценировка «Спор».
- А что это за шум у нас в классе?
- Овощи и фрукты ведут между собой спор.
Овощи: Ну, кто, кроме нас, овощей,
И вкуснее, и нужней?
Никто при всех болезнях
Не будет всех полезней.
Фрукты: Дайте сказать хоть слово нам,
Выслушайте сначала:
Фрукты надо кушать вам,
Витаминов много там.
Кушай сам и угощай –
Лучше фруктов нету.
- Ребята, помогите, спор наш разрешить.
Кто из вас овощи или фрукты витаминов просто клад?
- Можем ли мы быстро решить этот спор и ответить, что полезнее: фрукты или овощи?
- Давайте проведем небольшое исследование, так ли нам необходимы эти продукты, как они сами себя хвалят.
6. Решение проблемной задачи. Работа в группах.
Детям были даны темы исследования. Каждая группа доказывает свою гипотезу по теме, а команда оппонентов готовит и задает интересующие их вопросы.
1 гр.: «Как влияет употребление овощей и фруктов на наш организм?»
Второе слово предоставляется команде «Овощи» с гипотезой:
2 гр.: «Как правильно приготовить продукты, чтобы получить пользу?»
- Сделаем вывод: правильное употребление овощей и фруктов положительно влияет на наш организм.
7. Динамическая пауза.(Слайд 7.)
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Вы потопайте – нет, нет! (Пауза)
Постоянно нужно есть –
Для здоровья важно!
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши. (Пауза)
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем невкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад,
Это правильный совет? (Пауза)
Зубы вы почистили и идите спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
8. Научная лаборатория.
(Слайд 8.) - Ребята, а сейчас приглашаю вас в лабораторию для проведения опытов.
Опыт 1. «Мыть или не мыть».
- Представьте что перед вами 2 тарелки: на одной – грязные овощи и фрукты, а на другой - овощи чисто вымыты, красиво уложены.
- Выберите тарелку, которая вам больше всего нравится?
- Объясните свой выбор. (Овощи чисто вымыты). (Совершенно верно)
- А как вы думаете для чего необходимо мыть овощи и фрукты? Для красоты?
(Слайд 9.)
Опыт 2. «Как выбрать вкусный продукт».
Снова представим, что перед вами2 тарелки: на одной - неприглядные овощи и фрукты с помятыми бочками и пятнами, а на другой – здоровые и крепкие овощи и фрукты.
- Выберите тарелку, которая вам больше всего нравится?
- Объясните свой выбор.
- Какой вывод из проделанных опытов мы можем сделать? (Для здоровья человеку необходимы свежие здоровые и мытые фрукты и овощи.)
9. Подведение итогов.
- Почему важно использовать в питании овощи, фрукты, ягоды? (Они не только вкусны, но и полезны; сохраняют людям здоровье, помогают вернуть его тем, кто заболел).
- Как обеспеченный витаминами организм борется с различными заболеваниями? (Снижается риск возникновения заболеваний; если человек заболел, то болезнь протекает легче, без осложнений).
- Должны ли овощи, фрукты и ягоды стать привычными на нашем столе? (Эти продукты необходимо употреблять в пищу ежедневно).
- Ребята, давайте сформулируем правила употребления в пищу овощей, фруктов и ягод. (Слайд 10.) Правило 1.Запомни! Овощи и фрукты полезно есть каждый день.
Правило 2. Выбирайте крепкие здоровые плоды.
Правило3. Обязательно мойте тщательно овощи и фрукты.
Ребята, памятки с правилами 1, 2, 3 вложите себе в дневники ЗОЖ и помните всегда!
10.Рефлексия. - А нужны ли вам знания, полученные на сегодняшнем занятии, в жизни? (Эти знания могут быть полезны для здоровья; помогут правильно питаться; меньше болеть). - Наше занятие хочется закончить словами:
Если хочешь быть здоров,
Не бояться докторов,
Ешь побольше ягод,
Овощей и фруктов –
Самых витаминных продуктов!
Дети приглашаются в круг, взялись за руки и дружно скажем:
«Фрукты» - Нам без вас, «Овощи» - что вам без нас»
Будьте здоровы и правильно питайтесь! Спасибо!
Литература:
– И.В. Дейстер «Реклама овощей на осенней ярмарке».
– ПедСовет: газета, 2003, No7.Я познаю мир. Детская энциклопедия.
– Изд. АСТ Лтд., 1998.Л.И. Макарова «Полезные продукты»
– ПедСовет, 2007, No4.М.В. Кузьмина «Увлекательное путешествие в мир здорового образа жизни»
– ПедСовет, 2007, No4.Н.В. Усова Звездный час по теме «Домашняя кулинария»
– При создании презентации использованы ресурсы Интернет (картинки и др.).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.