Различие между проектной и исследовательской деятельностью
Оценка 4.9

Различие между проектной и исследовательской деятельностью

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
преподавание
8 кл—11 кл
29.04.2024
Различие между проектной и исследовательской деятельностью
В разработке приведены сравнения двух педагогических технологий: проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Исследование и проектирование могут задавать основу современного содержания образования. Нужно понимать, что исследование и проектирование – изначально принципиально разные по сути, направленности, смыслу, содержанию виды деятельности.
Различие между проектной и исследовательской деятельностью.docx

РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Актуальная задача образования – формирование и развитие универсальных учебных действий – решается в ходе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. К таким видам деятельности традиционно относят проектирование и исследование. Оба вида деятельности способны в полной мере удовлетворить познавательные потребности обучающихся в интересующих их областях знаний. Выполняя проектную или исследовательскую работу, учащиеся приобретают навыки исследовательской работы, изучают литературу, осваивают новые методики, анализируют полученные результаты и на основе проведенных исследований осуществляют литературное оформление проектной или исследовательской работы.

Ученики всех классов участвуют в конференциях и конкурсах со своими проектными и исследовательскими работами. Но, как показывает опыт, многие не понимают, чем проект отличается от исследования — в итоге возникают ошибки в оформлении работы и путаница с критериями её оценивания. Да и многие учителя не видят разницы между проектированием и исследованием. Большинство затруднений обусловлено, прежде всего, непониманием природы как исследовательских, так и реферативных, экспериментальных и др. творческих работ учащихся. Постараемся ликвидировать этот пробел в компетенциях  учителей. Итак, сначала  обратимся к определениям.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие  заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся,  связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.  

Несмотря на некоторые общие моменты, всё же это разные виды деятельности, различия между которыми обнаруживаются почти на всех этапах работы, начиная с целеполагания и заканчивая качествами, развивающимися у учащихся в процессе деятельности.

Что точно будет общим для обоих видов деятельности, так это – средства достижения целей: информационные (на бумажных, электронных, магнитных, оптических носителях) и инструментальные (для рисования и черчения, для измерения, для копирования и печати, графические планшеты и т.п.) В остальном нетрудно обнаруживаются существенные различия. Сравним эти виды деятельности – проектную и исследовательскую.

К общим характеристикам можно отнести:

1. Результаты исследовательской, а в особенности, проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного использования.

2. Структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты:

анализ актуальности данных работ,

целеполагание, формулировка задач, которые следует решить,

выбор средств и методов, адекватных поставленным целям,

планирование, определение последовательности и сроков этапов работ,

собственно проведение проектных работ или научного исследования,

оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования,

представление результатов работ в пригодном для использования виде.

3. Проведение проектной и исследовательской деятельности требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации.

4. Итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для проекта или исследования сфере, формирование умений сотрудничать в коллективе и способностей самостоятельной работы, уяснение сущности творческой проектной или исследовательской работы.

Вместе с общими чертами существуют и значительные различия проектной и исследовательской деятельности, которые заключаются в следующем:

1. Сущность любой проектной деятельности можно обозначить словом «замысел», так как проект направлен на получение конкретного результата – продукта, который задумал разработчик. Этот продукт обладает определенной системой свойств и предназначен для конкретного использования. В ходе научного исследования организуется поиск в какой-то определенной области, и на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, формулируются отдельные характеристики итогов работы.

2. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Тогда как на начальных этапах исследовательской деятельности формулируется лишь гипотеза, то есть «научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно».

3. Значимой особенностью исследовательской деятельности, существенно отличающей ее от проектной, является то, что научное исследование может  привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам – в научной среде говорят: «отрицательный результат, тоже результат». 

4. Основные задачи исследователя – добросовестно и аккуратно провести научный поиск, получить достоверные результаты, найти им разумную интерпретацию, сделать доступными для других специалистов, работающих в данной области. В противоположность исследовательской деятельности результат проектных работ всегда точно определен: трудно себе представить, чтобы проектировщик замыслил произвести автомобиль, а изготовил телефон…

Сравним основные этапы проведения научного исследования и проектных работ.

Проект

Научное исследование

Выбор сферы деятельности,
доказательство актуальности планируемых работ.

Формулировка замысла проекта:

  • предварительное описание продукта проектных работ,
  • его соответствие условиям будущего использования.
  • Осознание проблемы, существующей в данной научной сфере.
  • Формулировка гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы

Формулировка целей

на выполнение замысла проекта (очень конкретно)

на решение научной проблемы (большая степень свободы)

Интерпретация целей на языке задач

получение конкретного продукта проектных работ

разностороннее научное исследование объекта изучения

Выбор методологического инструментария

В основном, специфические методы предметных областей, операции и приемы получения заданных свойств продукта проектной деятельности и т.д.

Включают весь методологический инструментарий: общенаучные методы, специфические методы, различные необходимые операции исследовательской деятельности

Проведение проектных или исследовательских работ

Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, поставленными целями и задачами, с использованием выбранного инструментария – получение конкретного продукта проектной деятельности.

Проведение научного исследования, направленного на решение существующей научной проблемы, экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования, решение задач, конкретизирующих цели исследования.

Оценка соответствия всех свойств продукта разработок замыслу проекта. Подготовка полученного продукта к его дальнейшему использованию: разработка рекомендаций и инструкций к использованию.

Уяснение, анализ, обработка результатов научного исследования. Оформление результатов исследования для их последующей презентации.

Проверка возможности использования полученного продукта в конкретных условиях.

Обсуждение полученных результатов научного исследования с компетентными лицами.

Практическое использование полученного продукта.

Прогноз дальнейшего развития научных исследований данного направления.

После такого сопоставления  наглядно видно, что проект и исследование   разные  педагогические технологии,  они  состоят из разных этапов,    разных продуктов деятельности  и т.д.

Краткая схема организации проекта: задумал – спроектировал – осуществил (т.е. получил продукт). В проекте создаётся то, чего нет.

Краткая схема организации исследования (естественнонаучного типа):   явление – описание – модель (объяснение). В исследовании обнаруживается то, что уже есть.

Главная педагогическая цель любого проекта - формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

В науке главной целью исследовательской деятельности является производство новых знаний. А в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе   самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

Проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий. Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование допускает бесконечное движение вглубь. Исследовательская деятельность, в отличие от проектирования, значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.

Одно из главных отличий рассматриваемых видов деятельности заключается в рефлексивной составляющей. Речь идет об осознании того, какую культурную роль выполняющий работу исполняет в ходе того или иного процесса: исследователя или проектировщика.

Исследование и проектирование способно  формировать такие основные качества личности:

·        умение поставить творческую (достойную) цель и подчинить свою деятельность её достижению;

·        умение планировать и контролировать свою деятельность;

·        умение находить и решать проблемы, составляющие основу цели;

·        умение защищать свои убеждения.

Проект и исследование в среде неопределенности, именно это и активизирует познавательную деятельность субъекта.

Обучение через проект и исследование личностно ориентировано. Ученик становится субъектом, а не объектом образовательного процесса.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников// Малая Академия МГУ им. М.В. Ломоносова. http: //pandia. ru/text/78/312/90480.

2. Панченко Н.Л. Исследовательская деятельность школьников – «камни преткновения»: мнение эксперта// Исследовательская работа школьников. 2011. №1.

3. Проектная и исследовательская деятельность: сравнительный анализ / Т. В. Уткина, И. С. Бегашева. – Челябинск: ЧИППКРО, 2018. – 60 с.

4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко.- М.: 2005.- 288 с.

5. Шкель В. Ф. Метод проектов в образовательном процессе. Учебно методическое пособие. – Саратов: ГАОУ ДПО «Сар. ИПКи. ПРО» , 2010. – 40 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

Несмотря на некоторые общие моменты, всё же это разные виды деятельности, различия между которыми обнаруживаются почти на всех этапах работы, начиная с целеполагания и заканчивая…

Несмотря на некоторые общие моменты, всё же это разные виды деятельности, различия между которыми обнаруживаются почти на всех этапах работы, начиная с целеполагания и заканчивая…

Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, поставленными целями и задачами, с использованием выбранного инструментария – получение конкретного продукта проектной деятельности

Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, поставленными целями и задачами, с использованием выбранного инструментария – получение конкретного продукта проектной деятельности

Исследовательская деятельность, в отличие от проектирования, значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации

Исследовательская деятельность, в отличие от проектирования, значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2024