Размножение и развитие животных
Оценка 4.7

Размножение и развитие животных

Оценка 4.7
docx
08.02.2021
Размножение и развитие животных
Размножение и развитие животных.docx

Размножение и развитие животных

 

Предмет : окружающий мир

Класс  3

Урок: 21

Раздел: Эта удивительная природа

Цели урока:

Образовательные:

познакомить учащихся с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих;

расширить знания учащихся о многообразии животного мира.

Развивающие:

развивать у школьников самостоятельность мышления;

учить сравнивать, обобщать, систематизировать знания в таблицах;

развивать познавательный интерес.

Воспитательные:

прививать любовь к родной природе;

воспитывать бережное отношение к детёнышам животных;

развивать у учащихся любознательность, любовь к предмету.

Тип урока:   урок изучения новых знаний

Ход урока

1.     Орг.момент (1 мин)

Здравствуйте, ребята, как  рада я вас всех  видеть, давайте улыбнемся друг другу, чтоб настроение было у нас лучше и урок так же весело бы проходил.

2.     Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы учениками.(2 мин)

Ребята, на предыдущих уроках вы уже многое узнали о животном мире: о его многообразии, о том, кто как приспособлен в жизни, выяснили, кто чем питается. А сегодня мы будем исследовать самую таинственную, полную загадок тему.

Но прежде давайте вспомним какие детеныши и у кого есть….( СЛАЙД 2)

Итак, у людей – ребенок;
у лисы – (лисенок);
у кошки – (котенок);
у утки – (утенок)?;
у бабочки – ?;
у кузнечика – ?

Это первая загадка природы, и нам на уроке нужно её решить.

Ребята, а кем в детстве была лягушка? А морской конек? (СЛАЙД 3)

Вот видите, сколько тайн преподносит нам природа!

Как вы думаете,какую проблему мы сегодня будем вместе решать? И какая же тема нашего урока?

3.     Актуализация учениками своих знаний.(5 мин)

 Ребята, какие группы животных вы знаете? (СЛАЙД  4)

К какому виду животных относятся бабочки и кузнечики? (Насекомые)

С развитием и размножением мы познакомимся на примере насекомых.

(СЛАЙД 5)

Например, бабочка-крапивница откладывает свои яйца на листьях крапивы с внутренней стороны. Затем из них вылупляются личинки, которые называются гусеницами. Гусеница совсем непохожа на бабочку, у нее толстое удлиненное тело. Выросшая гусеница переползает на ствол, здесь она сбрасывает шкурку и превращается в неподвижную куколку. Весной из куколки выходит взрослая бабочка. Так развиваются бабочки, пчелы, мухи и комары.

Но не у всех насекомых бывают куколки. Например, нет куколки у кузнечика. Из яйца появляется личинка, которая очень похожа на взрослое насекомое, только маленького размера. Личинка растет, периодически сбрасывая шкурку. Когда она это делает последний раз, выходит уже взрослое насекомое. Так развиваются кузнечики, тараканы, саранча.( слайд 6)

Итак, вы узнали про два способа развития насекомых. В чем же их различие?

4.     Поиск решения проблемы учениками.(10 мин)

Все задания выполняются методом частично-поисковым

 Все свои новые познания на уроке мы с вами должны приводить в порядок, т.е. в систему. Мы вместе будем заполнять таблицу. Она состоит из трех столбцов (слайд 7)

Группы животных

Размножение

Развитие

На странице 105 учебника прочитайте о насекомых и карандашом выделите главное: как они размножаются и как развиваются.

Класс работает с учебником.

 С чего начинается размножение насекомых?

Каким путем идет развитие?

Заполняется таблица.

Насекомые

откладывают яйца

либо: яйцо – личинки – куколка – взрослое насекомое (бабочка)
либо: яйцо – личинка – взрослое насекомое (кузнечик)

Ребята, я уверена, что каждый из вас видел гусеницу или маленького кузнечика. А это значит, что вы познакомились с детенышами бабочки и кузнечика.

Переходим к следующим группам животных. Рыбы. Прочитайте в тексте на странице 106 абзац о рыбах. Карандашом отметьте главное в размножении и развитии рыб. Назовите.

Заполняется таблица.

Рыбы

откладывают икру

икра – малек – рыба

Период, когда рыбы мечут икру, называется нерестом. Некоторые породы лососевых рыб нерестятся только в верховьях рек, где самая чистая вода. Продвигаются они туда против течения, перепрыгивая через пороги, а на мелких местах буквально ползут по дну. После нереста многие погибают.

Прочитайте в учебнике, как размножаются земноводные.

Заполняется таблица.

Земноводные

откладывают икру

икра – головастик – лягушка

Головастик похож на маленькую рыбку с большим хвостом. Через несколько дней у него появляются задние ноги, потом передние. Хвост постепенно укорачивается, головастик становится молодым лягушонком и выходит на берег. На это уходит 2-3 месяца.

Следующая группа животных – пресмыкающиеся. Самостоятельно узнайте из учебник, как у них проходит развитие, подчеркните главное.

 Ребята, а помните, как в сказке Р. Киплинга “Рики – тики – тави” змея Нагайна охраняла от мангуста свою кладку яиц, из которых должны были вывестись маленькие змеёныши.

Заполняется таблица.

Пресмыкающиеся

откладывают яйца

яйцо – детеныш – взрослое животное

Переходим к следующей группе животных. Давайте выясним, как размножаются птицы. В учебнике на странице 106 читаем текст, выделяем главное.

Заполняется таблица.

Птицы

откладывают яйца

яйцо – птенец – взрослая птица

Интересно, что у некоторых птиц, таких как гуси, лебеди, домашних птиц птенцы выводятся одетые пухом и через несколько часов уже бегают за матерью. У хищных птиц, таких как ворон, орел, сова птенцы вылупляются беспомощными, голыми, и родители их выкармливают продолжительное время.

Последняя группа животных – млекопитающие или звери. В учебнике на странице 108 узнайте, как размножаются звери. Прочитайте и выделите главное.

Заполняется таблица.

Млекопитающие

рождают детенышей

детеныши – взрослое животное

Слайд 8 .

Таким образом, мы составили с вами таблицу “Размножение и развитие животных”.

Группы животных

Размножение

Развитие

Насекомые

откладывают яйца

либо: яйцо – личинки – куколка – взрослое насекомое (бабочка)
либо: яйцо – личинка – взрослое насекомое (кузнечик)

Рыбы

откладывают икру

икра – малек – рыба

Земноводные

откладывают икру

икра – головастик – лягушка

Пресмыкающиеся

откладывают яйца

яйцо – детеныш – взрослое животное

Птицы

откладывают яйца

яйцо – птенец – взрослая птица

Млекопитающие

рождают детенышей

детеныши – взрослое животное

V. Физкультминутка.

VI. Выражение решения. (Работа по таблице)-(5 мин)

 (слайд 9)

– Какие из животных откладывают яйца? (Насекомые, пресмыкающиеся, птицы) (метод диалог)

– Кто три раза родится? (Насекомые: 1-я жизнь – личинка, 2-я жизнь – куколка, 3-я жизнь – взрослое насекомое.)

– Чем отличается размножение зверей от других животных? ( Звери рождают детенышей)

– Сравните размножение рыб и земноводных. (Откладывают икру)

– Сравните размножение пресмыкающихся и птиц. (Откладывают яйца)

Но иногда природа преподносит разные сюрпризы. О некоторых из них вам расскажут ваши товарищи.

 

VII. Применение знаний учениками(5 мин)

Работа в парах.(слайд 10)

Работа в пара. (Класс разбит на 4 команды. Каждая команда получает конверт с разрезными карточками, из которых дети должны сложить 3 цепочки развития животных).

http://festival.1september.ru/articles/582548/img1.gif

(Икра – малек – рыба

Яйцо – птенец – птица

Яйцо – личинка – куколка – бабочка)

Рефлексия (5 мин)

У. Ребята, чем запомнился вам сегодняшний урок? Какие тайны вам открыла природа?

Ответы детей .

У. А сейчас ответим на вопросы теста.

Слайд 11

1. Кто выкармливает детёнышей молоком?

а) птицы и ) звери б)рыбы

2.Какое слово пропущено:

икринка---------………----------рыба

а)личинка т)малёк б)головастик

3.Какое животное относится к рыбам?

а)дельфин б)бегемот о)карп

4. Когда охота запрещена?

а)зимой г)весной б)осенью

У. Правильные ответы составили слово ИТОГ.

Домашнее задание (2 мин)

Составить мини альбом: животные и их детеныши (3-5 рисунка)

 

 

 


 

Размножение и развитие животных

Размножение и развитие животных

Как вы думаете,какую проблему мы сегодня будем вместе решать?

Как вы думаете,какую проблему мы сегодня будем вместе решать?

Переходим к следующим группам животных

Переходим к следующим группам животных

Слайд 8 . Таким образом, мы составили с вами таблицу “Размножение и развитие животных”

Слайд 8 . Таким образом, мы составили с вами таблицу “Размножение и развитие животных”

Работа в пара. (Класс разбит на 4 команды

Работа в пара. (Класс разбит на 4 команды
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2021