Разнообразие жанров русской народной песни.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок музыки в 6 классе корррекционной школы 8 вида. Цель: познакомить с разнообразием жанров русской народной песни. Задачи: - развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями, на основе восприятия русского народного песенного творчества воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством, - развивать чувство ритма, звуковысотный слух, музыкальную память, совершенствовать певческие навыки, активизировать творческие способности, - содействовать приобщению навыков искреннего и свободного общения с окружающими.
Иконка файла материала Разнообразие жанров русской народной песни.doc
Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Чистопольская  школа №10 для детей  с ограниченными возможностями здоровья» Разнообразие жанров русской народной песни Урок музыки в 6 классе.                                                                                                  Учитель музыки I квалификационной                                                                                                  категории, олигофренопедагог  Прусакова М. А.Цель: познакомить с разнообразием жанров русской народной песни. Задачи:  - развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями, на основе восприятия русского народного песенного творчества воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством, - развивать чувство ритма, звуковысотный слух, музыкальную память, совершенствовать певческие навыки, активизировать творческие способности, - содействовать приобщению навыков искреннего и свободного общения с окружающими. Тип урока: комбинированный. Форма проведения: урок-путешествие. Оборудование: - фортепиано, - ложки деревянные, -дидактические карточки, -рисунки и иллюстрации, -компьютерные презентации. Использованы презентации с viki rdf ru Русская музыка Во поле береза стояла Ложки деревенские.Ход урока Эпиграф к уроку (на доске): «Народная песня – зеркало жизни народа». 1 Организационный момент У: ­ Здравствуйте, ребята! Приятно видеть вас нарядными, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь,  пожелайте друг другу хорошего настроения, начинаем урок. 2. Объявление темы урока, цели и задачи.   Сегодня наш урок посвящен русской народной песне. Чтобы подробнее  узнать о видах народной песни, мы отправимся в путешествие. Будьте  внимательны, в конце нашего путешествия вы должны будете правильно  назвать виды русской народной песни.  К нам в школу пришло удивительное письмо, я его прочитаю, а вы  послушайте. «Здравствуйте, ребятишки! Озорники и шалунишки! Я – Тимошка  Из деревни Гармошка. В гости вас к себе зову,  Сладким чаем угощу. Жду вас всех в своей избушке, Возле леса на опушке. Чтобы вы поторопились, Чтоб в лесу не заблудились, Посылаю карту вам, Я ее составил сам!»  Учитель обращает внимание ребят на доску с картой от Тимошки (карта  составлена из рисунков учащихся). У: Ребята, кто такой Тимошка, об этом мы узнаем в конце путешествия.  Итак, отправляемся в путь? Дети: Да!У: Но так, как наш урок музыкальный, то и путешествие наше в деревню  «Гармошка» тоже будет музыкальным. Согласны? Д: Да! У: Тогда отправляемся в путь, а поможет нам в дороге Тимошкино  письмо, прочитаем, что же ждет нас впереди: «Впереди нас ждет река, широка и глубока. Вы по ней плывите, да не утоните». У: Ребята, сейчас мы прослушаем русскую народную песню, а вот о какой  реке, вы мне скажете сами. Я даю вам подсказку: эта река протекает у нас  в Татарстане, в нее впадает наша Кама, вам помогут знания, полученные  на уроках географии. Д: Волга. У: Правильно, это река Волга, а песня называется «Вниз по матушке по  Волге» (слушание песни). Ребята, песня «Вниз по матушке по Волге» композиторская или народная? Д: Это песня народная.  У: Скажите, почему мы сразу определяем, что это р н песня? Д: У р н песни есть отличительная черта – ее распевность. У: Правильно, в этой песне раскрывается сердечность и широта души  русского народа, красота русской природы. Ребята, а почему народ называет реку матушкой? Д: ­ варианты ответов. У: Ребята, как вы думаете, для чего мы учим русские народные песни? Д:  Русская народная песня может о многом рассказать нам: о том, как  жили наши предки, что их волновало, о чем мечтали. Русская песня может быть поучительной. Чтобы помнить об историческом прошлом России и  россиян, мы изучаем русскую народную песню. У: с трудной задачей справились, а наше путешествие продолжается. Прочитаем в Тимошкином письме, куда идти дальше? Речку одолели – и вперед смелее. На пригорке деревушка Под названьем «Веселушка». Развеселый в ней народ Песни русские поет. И вы запевайте,  В деревню ту шагайте! Чтобы легче вам шагалось  В эту деревушку, Запевайте дети дружноПесню «Солдатушки»… Исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки». У: Весело, с задором спели, молодцы! А теперь ответьте на мой вопрос:  композиторская эта песня или народная? Д: Песня – русская народная. У: Правильно, а еще эта песня относится к  солдатским песням. Какие старинные слова вы в ней услышали? Д: В песне есть старинные слова: держава, востры, бравы (объяснение). У: На мои вопросы отвечали правильно, молодцы. А наше путешествие  продолжается. Что же ждет нас впереди и куда сейчас идти? Слева  видите? – гора, Вам идти как раз туда. Под этой горой Живет волк злой. Тише идите, Волка не будите. У: Ребята, споем волку колыбельную песню. Внимательно слушаем первый  звук, поем негромко. Исполняется «Колыбельная» У: Колыбельная от слова колыбель, что означает приспособление для  укачивания малыша. Кто поет колыбельные песни, и как они исполняются? Д: Колыбельные поет мама ребенку, чтобы тот уснул, исполняются они  ласково, нежно, негромко. У: Правильно, а еще в старину такие песни называли «баюканными», от слова  баюкать, укачивать, отсюда – «баю – бай». Молодцы, волк остался спать под горой, благодаря нашей колыбельной, а мы  отправляемся дальше. Физминутка – хоровод под  песню «Во поле береза стояла». Отмечаем, что  это плясовая, хороводная песня. Справа медведь, очень любит он петь,  Громко поет, пройти не дает. По секрету вам скажу:  С этим мишкой я дружу. Вы ему – частушек много, Он уступит вам дорогу. У: Частушки любят все. Частушка – это короткая народная песня, с юмором.Частушка бойкая, веселая, поется в быстром темпе. Постараемся так их  исполнить. Дети поют частушки. У: Вижу все вы музыканты, уникальные таланты      Вот для вас, детвора, музыкальная игра. С детьми проводится викторина «Узнай музыкальный инструмент» с  использованием компьютерной презентации «Русские музыкальные  инструменты». У: Итак, ребята, повторим название русских народных инструментов (дети  называют инструменты). Один из старинных народных инструментов – ложки.  Сейчас мы на них сыграем.    Ритмизация песни «Ложки деревенские». Использование компьютерной  презентации. Следующее задание индивидуальное. У каждого на столе карточки с  заданием. Вам надо из предложенных букв составить название инструментов и разделить их на две группы. В одной должны оказаться инструменты  симфонического оркестра, а в другой народного. (Один ученик выполняет  задание на компьютере).   К Р И С К А П Н А Я Б  А Б Т Р У Ф Р А А  И Л С Г У А Б Л А Б А А Й К Симфонический оркестр Народный оркестр скрипка труба арфа баян гусли балалайка   У: Наше путешествие продолжается, надо спешить. Нам опять поможет  Тимошкино письмо. А теперь наискосок, Через тропочку в лесок. Вот, ребята, здесь мой дом, Хорошо, уютно в нем. Хочешь – прыгай, Хочешь – стой, Хочешь – песню даже спой!У: Ребята, мы дошли до дома, где живет Тимошка. Чтобы узнать, кто же это,  отгадайте загадку: Правильно, это самовар. Самовар – один из предметов русского быта,  традиционно вся семья собиралась за столом, во главе которого стоял  самовар. Сейчас мы с вами исполним песню, которая так и называется  «Самовар». Эта песня композиторская, не народная. Написали ее  композитор Д. Тухманов и поэт Ю. Энтин. Итак, наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, на каких  остановках мы с вами побывали, что исполняли? (перечисляются виды р н  песни, о которых говорили на уроке).   Вывод: народная песня – зеркало жизни народа, в которой  отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера всей  его жизни. Песня помогает и в работе, и в отдыхе. Есть замечательная пословица: «Где песня льется, там легче живется». Любите русскую  песню!   Выставление оценок за урок. У: Урок закончен, всем спасибо!