Цель урока:
познакомиться с группой разносклоняемых существительных;
научиться изменять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях;
совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных;
Повторим теоретический материал
Что называется именем существительным?
Каковы морфологические признаки существительных?
Как определить род имени существительного?
Можно ли сказать, что существительные изменяются по родам?
Какие имена существительные называются собственными, а какие – нарицательными?
Как различить одушевленные и неодушевленные существительные?
Что называется склонением имен существительных? Какие существительные относятся к каждому из склонение
Тест
1. Какое из указанных слов не является существительным?
4. Укажите существительное третьего склонения.
7. Укажите неодушевленное существительное?
Рассмотрим таблицу склонений
- Просклоняем вместе с вами в тетрадях существительные путь и имя в единственном числе.
- Итак, в каких падежах эти существительные имеют окончания 3 склонения, в каких – 2 склонения?
Выпишем все разносклоняемые существительные в конспект
Бремя, время, вымя,
знамя, имя, пламя,
пламя, семя, стремя,
темя и путь
Подведем итоги урока
С какой группой существительных мы сегодня познакомились?
В чем особенности их склонения?
Цель урока:
Обобщить и закрепить навыки правильного написания падежных окончаний разносклоняемых имён существительных.
Повторим пройденный материал
Есть история про племя.
Лишь весной настанет время,
Племя мирно сеет семя,
Хоть пахать и сеять - бремя.
У коровы полно вымя.
Папуаске нужно имя
Для сынишки сочинить
И корову подоить.
Но вожак их – ногу в стремя,
Прилепив перо на стремя,
Над собою поднял знамя,
Раздувая распри пламя:
Призывает всех опять
Не работать – воевать.
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь.
Выпишите все разносклоняемые существительные из текста.
С какой группой существительных мы познакомились на предыдущем уроке?
В чем особенности склонения существительных на -мя?
Синтаксическая пятиминутка
Время от вре..ни в п..рыжелых к..мышах слышался плеск и вслед за этим среди з..р..слей кувшин..к медленно пр..плывал к..рась.
Объясните пропущенные орфограммы.
Спишите предложение.
Подчеркните грамматические основы.
Расставьте знаки препинания.
Начертите схему предложения.
Закрепление
Найдите лишнее слово
Молния, профессия,
галерея, делегация.
Поставьте эти
существительные в
родительный, дательный,
предложный падежи
единственного числа,
выделите окончания.
Запишите слова профессия,
галерея, делегация в
«Словарь трудных слов»
Спишите, вставьте пропущенные буквы
Ж..леть о потраченном врем..ни, уд..вляться терпеливости мастер.., напр..вляться по дорог.. к станции.., разв..вать способности в ребёнк.., по..вляться в распол..жении лагеря, разд..ваться в здании, посадить сем..на.
Диктант «Проверь себя»
Короткая летняя ночь на исходе. На востоке ярким пламенем алеет край неба, и в природе начинается пробуждение.
Время от времени в отдалении раздается пение птиц.
По дороге от деревни потянулось стадо. В обратном направлении движется машина с зерном.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.