Цель урока:
познакомиться с группой разносклоняемых существительных;
научиться изменять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях;
совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных;
Повторим теоретический материал
Что называется именем существительным?
Каковы морфологические признаки существительных?
Как определить род имени существительного?
Можно ли сказать, что существительные изменяются по родам?
Какие имена существительные называются собственными, а какие – нарицательными?
Как различить одушевленные и неодушевленные существительные?
Что называется склонением имен существительных? Какие существительные относятся к каждому из склонение
Тест
1. Какое из указанных слов не является существительным?
1) пятёрка
2) пятак
3) пять
4) пятиклассник
5) пятерня
2. Укажите существительное среднего рода.
1) деталь
2) рейд
3) рельс
4) намерение
5) договоренность
3. Укажите существительное второго склонения.
1) тропинка
2) аллея
3) иней
4) деревня
5) постель
4. Укажите существительное третьего склонения.
1) деталь
2) березка
3) медведь
4) дорога
5) хвоя
5. Какое существительное имеет окончание е?
1) о приземлени…
2) в ущель…
3) о детал…
4) в направлени…
5) в област…
6. Какое существительное имеет окончание и?
1) в алле…
2) к березк…
3) к деревн…
4) в счасть…
5) в арми…
7. Укажите неодушевленное существительное?
1) белка
2) фамилия
3) ученик
4) школьник
5) ребенок
8. Укажите собственное существительное?
1) спортсмен
2) приземление
3) сражение
4) Наталия
5) счастье
9. Укажите нарицательное существительное?
1) Саранск
2) девочка
3) Дарья
4) Елховка
5) Москва
10. Какое существительное в Родительном, Дательном и Предложном падежах имеет окончание и?
1) медведь
2) рейд
3) постель
4) рельс
5) рейка
Повторим пройденный материал
Есть история про племя.
Лишь весной настанет время,
Племя мирно сеет семя,
Хоть пахать и сеять - бремя.
У коровы полно вымя.
Папуаске нужно имя
Для сынишки сочинить
И корову подоить.
Но вожак их – ногу в стремя,
Прилепив перо на стремя,
Над собою поднял знамя,
Раздувая распри пламя:
Призывает всех опять
Не работать – воевать.
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь.
Выпишите все разносклоняемые существительные из текста.
С какой группой существительных мы познакомились на предыдущем уроке?
В чем особенности склонения существительных на -мя?
Синтаксическая пятиминутка
Время от вре..ни в п..рыжелых к..мышах слышался плеск и вслед за этим среди з..р..слей кувшин..к медленно пр..плывал к..рась.
Объясните пропущенные орфограммы.
Спишите предложение.
Подчеркните грамматические основы.
Расставьте знаки препинания.
Начертите схему предложения.
Диктант «Проверь себя»
Короткая летняя ночь на исходе. На востоке ярким пламенем алеет край неба, и в природе начинается пробуждение.
Время от времени в отдалении раздается пение птиц.
По дороге от деревни потянулось стадо. В обратном направлении движется машина с зерном.
Вставьте пропущенные буквы в разносклоняемые имена существительные.
Сем.. на растений, столб плам.. н.. , под брем.. н.. м лет, без роду без плем.. н.. , выступать от им.. н.. коллектива, действовать им.. н..м закона, ученый с мировым им.. н..м, называть вещи своими им.. нами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.