«Разносклоняемые имена существительные»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • Помочь учащимся познакомиться с разносклоняемыми существительными, особенностями их склонения, правописания. • Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях; • Совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать. Предметные:Познакомиться с разносклоняемыми существительными; выявить особенности склонения существительных на –мя; видеть их в тексте и правильно склонять. Метапредметные: Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования категории имени существительного Коммуникативные:определять цели и функции участников группы, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции Личностные: Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Формирование навыка организации анализа своей деятельности в составе группы
Иконка файла материала urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx
Тема: «Разносклоняемые имена существительные» Урок русского языка в 6 классе    Цели: Помочь учащимся познакомиться с разносклоняемыми существительными, особенностями их  склонения, правописания. Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять  разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях;  Совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных,  умение мыслить логически, сравнивать, обобщать. Планируемые результаты: Предметные:Познакомиться с разносклоняемыми существительными; выявить особенности склонения существительных на –мя;  видеть их в тексте и правильно склонять. Метапредметные: Познавательные:  объяснять   языковые   явления,   процессы,   связи   и   отношения,   выявляемые   в   ходе исследования категории имени существительного Коммуникативные:определять   цели   и   функции   участников   группы,   способы   взаимодействия, планировать   общие   способы   работы,   обмениваться   знаниями   между   членами   группы   для   принятия эффективных совместных решений Регулятивные:  осознавать   самого   себя   как   движущую   силу   своего   научения,   свою   способность   к преодолению препятствий и самокоррекции Личностные: Формирование   устойчивой   мотивации   к   изучению   и   закреплению   нового.   Формирование   навыка организации анализа своей деятельности в составе группы Оборудование:учебник,   толковый   словарь   русского   языка,   компьютер,   проектор,   презентация, раздаточный материал для учащихся. Этапы урока Организационный этап (2­3 мин) ХОД УРОКА Деятельность учителя Деятельность ученика Здравствуйте, ребята! (Эмоциональный настрой)  Ну­ка дружно потянитесь, К соседу в группе повернитесь,  Ему пошире улыбнитесь, В хорошем настроении садитесь.  приветствие  одноклассников Проверьте, всё ли у вас имеется для  работы на уроке. проверка готовности к  уроку Сегодня у нас урок немного необычный,  изучая новую тему, вам предстоит  работать в группе, при этом помогая друг  другу.  Выберете координатора группы  (ответственного). выбор координатора  группыПроверка домашнего  задания (5­7 мин) Ответы учащихся: ­ Сущ. в ед.ч., Им.п. ­ Собст./нариц.,  одуш./неодуш., род,  склонение. ­ 1. задать вопрос 2. поставить во мн.ч. и  посмотреть, какие  падежи совпадают  Р=В – одуш. И=В – неодуш. ­ падеж и число ­ склонение ­ склонение выполнение работы самопроверка,  самооценивание Но сначала вы выполните небольшую  самостоятельную работу  по теме  прошлого урока индивидуально. Фронтальный опрос: ­ Что такое начальная форма имени  существительного? ­ Какие постоянные признаки  существительных вам известны? ­Как определить категорию  одушевленности­неодушевленности  существительных? ­ Какие непостоянные признаки? ­ Как называется изменение  существительных по падежам? ­ От чего зависит выбор гласной в  окончании существительных? Самостоятельная работа: «Игра крестики­нолики» Цель: Проверка знаний Задание: Проанализируйте  предложенный вам языковой материал, в  пустые клетки впишите только буквы, в  соответствии с заданием  (о­н одуш./неодуш.; е­и оконч.сущ.) Способ проверки: самопроверка по  образцу (показан на слайде презентации) Карточка 1 ФИ_____________________________________ Задание: Определите, какие существительные одушевленные,  какие неодушевленные. В пустые клетки добавляйте толькоО  или Н. н н о о о н о н о огурец, мартышка, кукла, табун, собака, роза,  мертвец, кактус, голубь Карточка 2 ФИ_____________________________________ Задание: Определите, какую гласную следует писать в  окончании существительного. В пустые клетки добавляйте толькоЕ или И.Актуализация знаний,  постановка цели и задач  урока (5 мин) е и и и е и   на площад…,  по алле…,  у печ…,                   в полици…,  у Наталь…, по привычк…,    в паспорт…, на заняти…, по глупост… и и е Цель: Проверка знаний о склонении,  проверка умения аргументировать ответ,  определять тему и цели урока Постановка проблемного вопроса Упр. 1. Распределительный диктант Задание: Распределите слова по типам  склонения (СЛАЙД 3). Зима, буря, метель, буран, пурга, снег,  небо, з..мля, степь, всадник, д..рога,  лошадь, время, пламя ­ Из какого произведения взяты слова для  распределительного диктанта? ­Все ли слова удалось распределить по  типам склонений? Почему? работа в группе (на столах таблица с  типами склонений) ­ «Метель» А. С. Пушкина ­Слова время и пламя по  роду вроде как 2   склонение, но у них  окончание –­я. Такие  окончания есть в первом  типе, но среднего рода там нет. Получается,для них  нет склонения. ­разносклоняемые ­ Есть группа необычных слов, которые  можно отнести к нескольким, разным  склонениям. Как вы думаете, как их можно  назвать? записывают число и  тему в тетрадь Тема нашего урока «Разносклоняемые  существительные», запишите число, вид  работы и тему урока в тетрадь (СЛАЙД 4). ­Что мы должны узнать на уроке? ­какие сущ. являются  разносклоняемыми ­находить их в тексте,  правильно склонять,  употреблять в речи такие  слова ­Чему должны научиться? Первичное усвоение новых  знаний Слово учителя К разносклоняемым существительным(7­10 мин) относятся 10 слов, оканчивающихся на  МЯ, только не путайте с окончанием. Я не буду вам их просто так перечислять,  вы сами должны будете выписать их в  тетрадь из стихотворения, которое я вам  прочту (СЛАЙД 5). Выписывают новые  слова в тетрадь Есть история про племя. Лишь весной настанет время, Племя мирно сеет семя, Хоть пахать и сеять  ­ бремя. Папуаске нужно имя Для сынишки сочинить А у коровы полно вымя. Её надо подоить. Но вожак их – ногу в стремя, Прилепив перо на темя, Над собою поднял знамя, Раздувая ссоры пламя: Призывает всех опять Не работать – воевать. Но не хочет племя вновь Проливать напрасно кровь. ­ Какие же слова на –МЯ вы выписали? ­ Все ли из перечисленных слов вам  понятны? Где можно узнать о их значении? Бремя – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.)    Племя—   в     обширном   значении:   все   люди.   Колено, поколенье, род, потомство .   Темя — макушка, верх  головы, маковка; самое  место, где   лобовая   кость   примыкает   к   двум   теменным   или макушным   костям,   и   выше   до   спуска   к   затылку. Темя горы — самая вершина.  Стремя, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная   дуга,   дужка   с   проушиной   и   с   донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника. ­ бремя, время, вымя,  знамя, имя, пламя,  племя, семя, стремя,  темя работают с толковым  словарём (1 словарь для группы) Работа с учебником: Задание:  прочтите материал  п.45 с. 136, расскажите, почему эти существительные названы разносклоняемыми. Все ли слова, относящиеся к этой группе, я назвала?  ­Молодцы, ребята, запишите слово путь к разносклоняемым существительным. ­ в Р.Д.П. падежах у них  окончание –и 3­го  склонения, в в Т.п.  окончание –ем, ём 2­го  склонения. Вы не сказали о слове  путь (м.р.) Первичная проверка  понимания +  Сейчас   мы   с   вами   чуточку   отдохнём, подвигаемся, но с пользой.Физкультминутка (5 мин) Первичное закрепление (5­7) Вы   видите,   что   по   классу   расклеены слова.   Вы,   внимательно   оглядевшись, выбираете нужное вам слово, не толпясь и не   ругаясь,встаете   с   места,   аккуратно отклеиваете его и приносите его на стол своей   группы.   После   чего   садитесь   на место, поучаствовать должен каждый. 1 группа собирает все слова 1 склонения, 2 группа – 2 склонения, 3 группа – 3­го, а 4 – все разносклоняемые слова. ­ Проверим, все ли слова, принесённые  вами, выбраны правильно? До физкультминутки мы сказали об  особенностях склонения разносклоняемых существительных. Работа с учебником: Выполните, работая в группе, упр. 254 с.  136 по заданию, при затруднении  обращайтесь к правилу. Обязательно  выделяйте окончания в словах. Запись данного упражнения должна быть в тетради у каждого. ­Что у вас получилось? встают с мест,  находят нужное слово  по заданию и крепят к  доске координатор группы  зачитывает, остальные внимательно слушают  и исправляют работа в группах по 1 примеру от группы. Контроль усвоения (2­3 мин) У вас на столах есть стихотворение с  пропущенными словами, ваша задача –  восстановить текст (СЛАЙД 6) работа в группе,  взаимопроверка В стародавнее древнее   время В шалашах без окон и дверей Жило­было лохматое племя Первобытных людей­дикарей. Они не знали, для чего корове  вымя, Как написать свою фамилию и  имя, Зачем на лошадь надевать седло и стремя ­ Необразованное было это племя. Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их  бремя забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер знамя, Что кислород всегда поддерживает пламя, Не думали они над тем, Как  в булку превратить простое семя, С утра до вечера они чесали  темя. ­путьотвечают на вопросы,  оценивают свою  деятельность ­Какого слова здесь не хватает? 1. Сегодня   на   уроке   звучал   термин «разносклоняемые   существительные». Почему   существительные   на   ­мя   и существительное   «путь»   получили такое название? 2. С какими трудностями вы столкнулись на уроке? 3.   А   что   показалось   вам   простым   и легким? 4. Какую бы отметку вы поставили себе за работу на уроке? П. 45 у. 255, 256 Запись в дневники Рефлексия (подведение  итогов занятия) (3 мин) Информация о  домашнем задании,  инструктаж по его  выполнению (1­2 мин) Карточка 1 ФИ_____________________________________ Задание: Определите, какие существительные одушевленные, какие неодушевленные. В пустые клетки  добавляйте толькоО или Н. Приложение огурец, мартышка, кукла, табун, собака, роза,  мертвец, кактус, голубь Карточка 2 ФИ_____________________________________Задание:Определите, какую гласную следует писать в окончании существительного. В пустые клетки добавляйте толькоЕ или И. на площад…, по алле…,у печ…,   в полици…,  у Наталь…, по привычк…,    в паспорт…, на заняти…, по глупост… Для определения темы урока 1­е Склонение 2­е 3­е Для физкультминутки: 1 скл.:юноша, монета, лодка, вьюга, дядя, коробка, открытка, ягода, прадедушка 2 скл.:пень, море, сено, пылесос, врач, разведчик,дерево, корабль, медведь 3 скл.: брошь, рожь, мышь, дочь, печь, речь, тишь, лень, роскошь Разноскл.:бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь + акация и планетарий

Посмотрите также