«Разносклоняемые имена существительные»
Оценка 5

«Разносклоняемые имена существительные»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
23.01.2019
«Разносклоняемые имена существительные»
Цели: • Помочь учащимся познакомиться с разносклоняемыми существительными, особенностями их склонения, правописания. • Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях; • Совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать. Предметные:Познакомиться с разносклоняемыми существительными; выявить особенности склонения существительных на –мя; видеть их в тексте и правильно склонять. Метапредметные: Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования категории имени существительного Коммуникативные:определять цели и функции участников группы, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции Личностные: Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Формирование навыка организации анализа своей деятельности в составе группы
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx
Тема: «Разносклоняемые имена существительные» Урок русского языка в 6 классе    Цели: Помочь учащимся познакомиться с разносклоняемыми существительными, особенностями их  склонения, правописания. Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять  разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях;  Совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных,  умение мыслить логически, сравнивать, обобщать. Планируемые результаты: Предметные:Познакомиться с разносклоняемыми существительными; выявить особенности склонения существительных на –мя;  видеть их в тексте и правильно склонять. Метапредметные: Познавательные:  объяснять   языковые   явления,   процессы,   связи   и   отношения,   выявляемые   в   ходе исследования категории имени существительного Коммуникативные:определять   цели   и   функции   участников   группы,   способы   взаимодействия, планировать   общие   способы   работы,   обмениваться   знаниями   между   членами   группы   для   принятия эффективных совместных решений Регулятивные:  осознавать   самого   себя   как   движущую   силу   своего   научения,   свою   способность   к преодолению препятствий и самокоррекции Личностные: Формирование   устойчивой   мотивации   к   изучению   и   закреплению   нового.   Формирование   навыка организации анализа своей деятельности в составе группы Оборудование:учебник,   толковый   словарь   русского   языка,   компьютер,   проектор,   презентация, раздаточный материал для учащихся. Этапы урока Организационный этап (2­3 мин) ХОД УРОКА Деятельность учителя Деятельность ученика Здравствуйте, ребята! (Эмоциональный настрой)  Ну­ка дружно потянитесь, К соседу в группе повернитесь,  Ему пошире улыбнитесь, В хорошем настроении садитесь.  приветствие  одноклассников Проверьте, всё ли у вас имеется для  работы на уроке. проверка готовности к  уроку Сегодня у нас урок немного необычный,  изучая новую тему, вам предстоит  работать в группе, при этом помогая друг  другу.  Выберете координатора группы  (ответственного). выбор координатора  группы Проверка домашнего  задания (5­7 мин) Ответы учащихся: ­ Сущ. в ед.ч., Им.п. ­ Собст./нариц.,  одуш./неодуш., род,  склонение. ­ 1. задать вопрос 2. поставить во мн.ч. и  посмотреть, какие  падежи совпадают  Р=В – одуш. И=В – неодуш. ­ падеж и число ­ склонение ­ склонение выполнение работы самопроверка,  самооценивание Но сначала вы выполните небольшую  самостоятельную работу  по теме  прошлого урока индивидуально. Фронтальный опрос: ­ Что такое начальная форма имени  существительного? ­ Какие постоянные признаки  существительных вам известны? ­Как определить категорию  одушевленности­неодушевленности  существительных? ­ Какие непостоянные признаки? ­ Как называется изменение  существительных по падежам? ­ От чего зависит выбор гласной в  окончании существительных? Самостоятельная работа: «Игра крестики­нолики» Цель: Проверка знаний Задание: Проанализируйте  предложенный вам языковой материал, в  пустые клетки впишите только буквы, в  соответствии с заданием  (о­н одуш./неодуш.; е­и оконч.сущ.) Способ проверки: самопроверка по  образцу (показан на слайде презентации) Карточка 1 ФИ_____________________________________ Задание: Определите, какие существительные одушевленные,  какие неодушевленные. В пустые клетки добавляйте толькоО  или Н. н н о о о н о н о огурец, мартышка, кукла, табун, собака, роза,  мертвец, кактус, голубь Карточка 2 ФИ_____________________________________ Задание: Определите, какую гласную следует писать в  окончании существительного. В пустые клетки добавляйте толькоЕ или И. Актуализация знаний,  постановка цели и задач  урока (5 мин) е и и и е и   на площад…,  по алле…,  у печ…,                   в полици…,  у Наталь…, по привычк…,    в паспорт…, на заняти…, по глупост… и и е Цель: Проверка знаний о склонении,  проверка умения аргументировать ответ,  определять тему и цели урока Постановка проблемного вопроса Упр. 1. Распределительный диктант Задание: Распределите слова по типам  склонения (СЛАЙД 3). Зима, буря, метель, буран, пурга, снег,  небо, з..мля, степь, всадник, д..рога,  лошадь, время, пламя ­ Из какого произведения взяты слова для  распределительного диктанта? ­Все ли слова удалось распределить по  типам склонений? Почему? работа в группе (на столах таблица с  типами склонений) ­ «Метель» А. С. Пушкина ­Слова время и пламя по  роду вроде как 2   склонение, но у них  окончание –­я. Такие  окончания есть в первом  типе, но среднего рода там нет. Получается,для них  нет склонения. ­разносклоняемые ­ Есть группа необычных слов, которые  можно отнести к нескольким, разным  склонениям. Как вы думаете, как их можно  назвать? записывают число и  тему в тетрадь Тема нашего урока «Разносклоняемые  существительные», запишите число, вид  работы и тему урока в тетрадь (СЛАЙД 4). ­Что мы должны узнать на уроке? ­какие сущ. являются  разносклоняемыми ­находить их в тексте,  правильно склонять,  употреблять в речи такие  слова ­Чему должны научиться? Первичное усвоение новых  знаний Слово учителя К разносклоняемым существительным (7­10 мин) относятся 10 слов, оканчивающихся на  МЯ, только не путайте с окончанием. Я не буду вам их просто так перечислять,  вы сами должны будете выписать их в  тетрадь из стихотворения, которое я вам  прочту (СЛАЙД 5). Выписывают новые  слова в тетрадь Есть история про племя. Лишь весной настанет время, Племя мирно сеет семя, Хоть пахать и сеять  ­ бремя. Папуаске нужно имя Для сынишки сочинить А у коровы полно вымя. Её надо подоить. Но вожак их – ногу в стремя, Прилепив перо на темя, Над собою поднял знамя, Раздувая ссоры пламя: Призывает всех опять Не работать – воевать. Но не хочет племя вновь Проливать напрасно кровь. ­ Какие же слова на –МЯ вы выписали? ­ Все ли из перечисленных слов вам  понятны? Где можно узнать о их значении? Бремя – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.)    Племя—   в     обширном   значении:   все   люди.   Колено, поколенье, род, потомство .   Темя — макушка, верх  головы, маковка; самое  место, где   лобовая   кость   примыкает   к   двум   теменным   или макушным   костям,   и   выше   до   спуска   к   затылку. Темя горы — самая вершина.  Стремя, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная   дуга,   дужка   с   проушиной   и   с   донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника. ­ бремя, время, вымя,  знамя, имя, пламя,  племя, семя, стремя,  темя работают с толковым  словарём (1 словарь для группы) Работа с учебником: Задание:  прочтите материал  п.45 с. 136, расскажите, почему эти существительные названы разносклоняемыми. Все ли слова, относящиеся к этой группе, я назвала?  ­Молодцы, ребята, запишите слово путь к разносклоняемым существительным. ­ в Р.Д.П. падежах у них  окончание –и 3­го  склонения, в в Т.п.  окончание –ем, ём 2­го  склонения. Вы не сказали о слове  путь (м.р.) Первичная проверка  понимания +  Сейчас   мы   с   вами   чуточку   отдохнём, подвигаемся, но с пользой. Физкультминутка (5 мин) Первичное закрепление (5­7) Вы   видите,   что   по   классу   расклеены слова.   Вы,   внимательно   оглядевшись, выбираете нужное вам слово, не толпясь и не   ругаясь,встаете   с   места,   аккуратно отклеиваете его и приносите его на стол своей   группы.   После   чего   садитесь   на место, поучаствовать должен каждый. 1 группа собирает все слова 1 склонения, 2 группа – 2 склонения, 3 группа – 3­го, а 4 – все разносклоняемые слова. ­ Проверим, все ли слова, принесённые  вами, выбраны правильно? До физкультминутки мы сказали об  особенностях склонения разносклоняемых существительных. Работа с учебником: Выполните, работая в группе, упр. 254 с.  136 по заданию, при затруднении  обращайтесь к правилу. Обязательно  выделяйте окончания в словах. Запись данного упражнения должна быть в тетради у каждого. ­Что у вас получилось? встают с мест,  находят нужное слово  по заданию и крепят к  доске координатор группы  зачитывает, остальные внимательно слушают  и исправляют работа в группах по 1 примеру от группы. Контроль усвоения (2­3 мин) У вас на столах есть стихотворение с  пропущенными словами, ваша задача –  восстановить текст (СЛАЙД 6) работа в группе,  взаимопроверка В стародавнее древнее   время В шалашах без окон и дверей Жило­было лохматое племя Первобытных людей­дикарей. Они не знали, для чего корове  вымя, Как написать свою фамилию и  имя, Зачем на лошадь надевать седло и стремя ­ Необразованное было это племя. Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их  бремя забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер знамя, Что кислород всегда поддерживает пламя, Не думали они над тем, Как  в булку превратить простое семя, С утра до вечера они чесали  темя. ­путь отвечают на вопросы,  оценивают свою  деятельность ­Какого слова здесь не хватает? 1. Сегодня   на   уроке   звучал   термин «разносклоняемые   существительные». Почему   существительные   на   ­мя   и существительное   «путь»   получили такое название? 2. С какими трудностями вы столкнулись на уроке? 3.   А   что   показалось   вам   простым   и легким? 4. Какую бы отметку вы поставили себе за работу на уроке? П. 45 у. 255, 256 Запись в дневники Рефлексия (подведение  итогов занятия) (3 мин) Информация о  домашнем задании,  инструктаж по его  выполнению (1­2 мин) Карточка 1 ФИ_____________________________________ Задание: Определите, какие существительные одушевленные, какие неодушевленные. В пустые клетки  добавляйте толькоО или Н. Приложение огурец, мартышка, кукла, табун, собака, роза,  мертвец, кактус, голубь Карточка 2 ФИ_____________________________________ Задание:Определите, какую гласную следует писать в окончании существительного. В пустые клетки добавляйте толькоЕ или И. на площад…, по алле…,у печ…,   в полици…,  у Наталь…, по привычк…,    в паспорт…, на заняти…, по глупост… Для определения темы урока 1­е Склонение 2­е 3­е Для физкультминутки: 1 скл.:юноша, монета, лодка, вьюга, дядя, коробка, открытка, ягода, прадедушка 2 скл.:пень, море, сено, пылесос, врач, разведчик,дерево, корабль, медведь 3 скл.: брошь, рожь, мышь, дочь, печь, речь, тишь, лень, роскошь Разноскл.:бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь + акация и планетарий

«Разносклоняемые имена существительные»

«Разносклоняемые имена существительные»

«Разносклоняемые имена существительные»

«Разносклоняемые имена существительные»

«Разносклоняемые имена существительные»

«Разносклоняемые имена существительные»

«Разносклоняемые имена существительные»

«Разносклоняемые имена существительные»

«Разносклоняемые имена существительные»

«Разносклоняемые имена существительные»

«Разносклоняемые имена существительные»

«Разносклоняемые имена существительные»

«Разносклоняемые имена существительные»

«Разносклоняемые имена существительные»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2019