Урок русского языка в 6 классе
Тема: Разноспрягаемые глаголы
Цели:
· повторить морфологические признаки глагола;
· закрепить умение отличать глаголы от других частей речи;
· повторить спряжение глаголов;
· дать понятие о разноспрягаемых глаголах.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока, цели и задач
III. Повторение
1. Выборочный диктант. Выписать в 2 колонки глаголы Сов.вида и нес.вида.
1) Вода течет вниз, а человек стремится вверх. 2) Храбрым считаться — никого не бояться. 3) Облениться — хлеба лишиться. 4) Называться человеком легко, быть человеком труднее. 5) Не трудиться — так и хлеб не родится. 6) Вместе сходиться — рекой становиться, врозь расходиться — ручейками стать. 7) В умной беседе — ума набраться, в глупой — себя потерять. 8) Легко подружиться — тяжело разлучиться.
2. Проверка выписанных глаголов.
3.Работа с таблицами.
– С какими морфологическими признаками глагола вы познакомились
в начальной школе и в 5 классе?
– Как определить вид глагола?
– Какие глаголы относятся ко II спряжению? А к I спряжению какие?
– Проиллюстрируйте свои ответы примерами.
4. – Давайте снова вспомним, что такое спряжение?
– Проспрягайте два любых глагола I и II спряжения
из антонимичных пар, выделите окончание
(Двое учащихся работают у доски).
1 л. улыбаюсь
улыбаемся
2 л. улыбаешься
улыбаетесь
3 л. улыбается
улыбаются
1 л. грущу грустим
2 л. грустишь грустите
3 л. грустит грустят
IV. Усвоение и закрепление нового материала
1. Сказка о спряжении глаголов
Светлана Даниловна и Апельсинкина –старшая мирно шагали по
дорожке, когда им повстречалась синеглазая старушка в кроссовках и белом
платке.
– Милушки, скажите, где здесь дорога на Первоспряженск и Второспряженск? Я
мэрская бабушка.
– Кто это вам сказал, Что вы – мерзкая? – возмутилась Юлька. – Это ваш неблагодарный
внук так считает? Не верьте. Вы очень симпатичная!
– Да нет же, мой внук милый и добрый. Да и я не мерзкая. Вы не поняли: я
мэрская бабушка, то есть бабушка мэра – мэр-ская. Мой внук Ударение – мэр сразу
в двух городах: в Первоспряженске и во Второспряженске. Бывало, он сам ко мне в
гости наезжал, да раз вот поехал, так без него там путаница приключилась.
Придётся теперь мне его навещать.
– Да, – сказала Юлька, – без вашего выдающегося внука Ударения и без рыцаря
Неопределённая форма спряжение никак не определить!
Вместе с бабушкой Юлька и Светлана Даниловна дошли до перекрёстка трёх дорог.
На указателе было написано:
Первоспряженск
Разноспряженск
Второспряженск
– До свидания, милушки, – сказала на прощание старушка и ушла
навещать своего внучонка мэра.
– А что это за Разноспряженск такой? – Юлька кивнула на указатель.
– Это малюсенький городок. Даже скорее деревушка. Там живут несколько
разноспрягаемых глаголов.
– Как это – разноспрягаемых?
2. Работа с учебником
– Откройте учебник, пар. 72. Рассмотрите таблицу. Почему эти
глаголы действительно являются разноспрягаемыми?
– Есть такие глаголы. Раньше они кочевали: то поживут в городе Первоспряженске,
то во Второспряженск переберутся. А потом им надоело ездить туда-сюда, и они
основали свою деревушку – Разноспряженск.
БЕЖАТЬ, ХОТЕТЬ-проспрягать
– Кроме разноспрягаемых, есть и другие глаголы, которые спрягаются по-особому.
Они тоже живут в Разноспряженске.
ЕСТЬ, ДАТЬ-проспрягать
n Я ем
n Ты ешь
n Он ест
n Я дам
n Ты дашь
n Он даст
n Мы едим
n Вы едите
n Они едят
n Мы дадим
n Вы дадите
n Они дадут
Обратите внимание на окончание глаголов ЕСТЬ и ДАТЬ.
– В чём особенность спряжения этих глаголов?
– Одинаковые ли основы у этих глаголов в единственном и во множественном числе? (При
спряжении глаголов ЕСТЬ и ДАТЬ меняется основа у глаголов).
3. Сказка
– А я знаю сказку, которая так и называется « Хотеть, есть, дать, бежать».
– В книге Г. Александровой «Занимательный русский язык» предложена грамматическая сказка «Английский крольчонок». Она поможет вам запомнить разноспрягаемые глаголы. В этой сказке говорится о том, как английский крольчонок попал в Россию. Но по-русски он совсем не умел разговаривать. Выучил только слова хотеть, есть, дать, так как они были самыми необходимыми для него. Так, когда он хотел покушать, то кричал: «Хотеть есть, дать!» И зайчиха, которая приютила его у себя, приносила ему еду. Однажды крольчонок увидел волка, но никак не мог вспомнить нужного слова, чтобы предупредить об опасности других зверей. Но, наконец, он закричал: «Бежать!» – и спас таким образом остальных зайцев. Теперь все его так и зовут Хотеть-есть-дать-бежать.
4. Работа с упражнением учебника.
– А сейчас выполним упражнение …
V. Итог
– Что нового узнали на уроке?
– Какие глаголы относятся к разноспрягаемым?
– Почему?
1. Занимательная минутка.
– На каком лингвистическом явлении основан каламбур?
Поэт, в плену возвышенных идей
Не игнорируй прозу средней школы.
Чтобы глаголом жечь сердца людей,
Необходимо твёрдо знать глаголы!
(Явление омонимии: глагол и глагол – омонимы)
2. Словарная работа.
Каламбур – остроумная шутка, основанная на
использовании слов, сходных по звучанию, но разных по значению.
Игнорировать – умышленно не замечать.
VI. Домашнее задание: параграф 72 упражнение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.