Разноспрягаемые глаголы
Оценка 4.9

Разноспрягаемые глаголы

Оценка 4.9
docx
31.05.2021
Разноспрягаемые глаголы
разноспрягаемые глаголы.docx

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Разноспрягаемые глаголы

Цели:

·         повторить морфологические признаки глагола;

·         закрепить умение отличать глаголы от других частей речи;

·         повторить спряжение глаголов;

·         дать понятие о разноспрягаемых глаголах.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока, цели и задач

III. Повторение

1.    Выборочный диктант.  Выписать в 2 колонки глаголы Сов.вида и нес.вида.

 1) Вода течет вниз, а человек стремится вверх. 2) Храбрым считаться — никого не бояться. 3) Облениться — хлеба лишиться. 4) Называться человеком легко, быть человеком труднее. 5) Не трудиться — так и хлеб не родится. 6) Вместе сходиться — рекой становиться, врозь расходиться — ручейками стать. 7) В умной беседе — ума набраться, в глупой — себя потерять. 8) Легко подружиться — тяжело разлучиться.

2.    Проверка выписанных глаголов.

 

3.Работа с таблицами.

– С какими морфологическими признаками глагола вы познакомились в начальной школе и в 5 классе?
– Как определить вид глагола?
– Какие глаголы относятся ко II спряжению? А к I спряжению какие?
– Проиллюстрируйте свои ответы примерами.

4. – Давайте снова вспомним, что такое спряжение?
– Проспрягайте два любых глагола  I  и   II спряжения  из антонимичных пар, выделите окончание

(Двое учащихся работают у доски).

1 л. улыбаюсь                                     улыбаемся      
2 л. улыбаешься                                 улыбаетесь
3 л. улыбается                                   улыбаются

1 л. грущу                                        грустим
2 л. грустишь                                  грустите
3 л. грустит                                     грустят

IV. Усвоение и закрепление нового материала

1. Сказка о спряжении глаголов

Светлана Даниловна и Апельсинкина –старшая мирно шагали по дорожке, когда им повстречалась синеглазая старушка в кроссовках и белом платке.
– Милушки, скажите, где здесь дорога на Первоспряженск и Второспряженск? Я мэрская бабушка.
– Кто это вам сказал, Что вы – мерзкая? – возмутилась Юлька. – Это ваш неблагодарный внук так считает? Не верьте. Вы очень симпатичная!
– Да нет же, мой внук милый и добрый. Да и я не мерзкая. Вы не поняли: я мэрская бабушка, то есть бабушка мэра – мэр-ская. Мой внук Ударение – мэр сразу в двух городах: в Первоспряженске и во Второспряженске. Бывало, он сам ко мне в гости наезжал, да раз вот поехал, так без него там путаница приключилась. Придётся теперь мне его навещать.
– Да, – сказала Юлька, – без вашего выдающегося внука Ударения и без рыцаря Неопределённая форма спряжение никак не определить!
Вместе с бабушкой Юлька и Светлана Даниловна дошли до перекрёстка трёх дорог. На указателе было написано:

Первоспряженск
Разноспряженск
Второспряженск

– До свидания, милушки, – сказала на прощание старушка и ушла навещать своего внучонка мэра.
– А что это за Разноспряженск такой? – Юлька  кивнула на указатель.
– Это малюсенький городок. Даже скорее деревушка. Там живут несколько разноспрягаемых глаголов.
– Как это – разноспрягаемых?

2. Работа с учебником

– Откройте учебник, пар. 72. Рассмотрите таблицу. Почему эти глаголы действительно являются разноспрягаемыми?
– Есть такие глаголы. Раньше они кочевали: то поживут в городе Первоспряженске, то во Второспряженск переберутся. А потом им надоело ездить туда-сюда, и они основали свою деревушку – Разноспряженск.

БЕЖАТЬ, ХОТЕТЬ-проспрягать
– Кроме разноспрягаемых, есть и другие глаголы, которые спрягаются по-особому. Они тоже живут в Разноспряженске.
 ЕСТЬ, ДАТЬ-проспрягать

n  Я ем

n  Ты ешь

n  Он ест

 

n  Я дам

n  Ты дашь

n  Он даст

 

n  Мы едим

n  Вы едите

n  Они едят

 

n  Мы дадим

n  Вы дадите

n  Они дадут

 

Обратите внимание на окончание глаголов ЕСТЬ и ДАТЬ. 
– В чём особенность спряжения этих глаголов?
– Одинаковые ли основы у этих глаголов в единственном и во множественном числе? (При спряжении глаголов ЕСТЬ и ДАТЬ меняется основа у глаголов).

3. Сказка

– А я знаю сказку, которая так и называется « Хотеть, есть, дать, бежать».

– В книге Г. Александровой «Занимательный русский язык» предложена грамматическая сказка «Английский крольчонок». Она поможет вам запомнить разноспрягаемые глаголы. В этой сказке говорится о том, как английский крольчонок попал в Россию. Но по-русски он совсем не умел разговаривать. Выучил только слова хотеть, есть, дать, так как они были самыми необходимыми для него. Так, когда он хотел покушать, то кричал: «Хотеть есть, дать!» И зайчиха, которая приютила его у себя, приносила ему еду. Однажды крольчонок увидел волка, но никак не мог вспомнить нужного слова, чтобы предупредить об опасности других зверей. Но, наконец, он закричал: «Бежать!» – и спас таким образом остальных зайцев. Теперь все его так и зовут Хотеть-есть-дать-бежать.

4. Работа с упражнением учебника.

– А сейчас выполним упражнение …
V. Итог

– Что нового узнали на уроке?
– Какие глаголы относятся  к разноспрягаемым?
– Почему?

1. Занимательная минутка.

– На каком лингвистическом явлении основан каламбур?

Поэт, в плену возвышенных идей
Не игнорируй прозу средней школы.
Чтобы глаголом жечь сердца людей,
Необходимо твёрдо знать глаголы!

(Явление омонимии: глагол и глагол – омонимы)

2. Словарная работа.

Каламбур – остроумная шутка, основанная на использовании слов, сходных по звучанию, но разных по значению.
Игнорировать – умышленно не замечать.

VI. Домашнее задание: параграф 72 упражнение


 

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Откройте учебник, пар. 72. Рассмотрите таблицу

Откройте учебник, пар. 72. Рассмотрите таблицу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021