Разработка экологической тропы в МБДОУ "Д/С №5 "Колокольчик"

  • docx
  • 13.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Экологическая тропа.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 5 «Колокольчик» г. Альметьевска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка экологической тропы в старшей группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовили: воспитатели

Савельева В.О.

Краснова М.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Альметьевск, 2024 год

 

Пояснительная записка

В настоящее время остро стоит проблема экологического образования населения. Необходима система экологического просвещения, в которую бы входили не только средства массовой информации и экологические курсы в учебных заведениях, но и непосредственное общение человека с природой. Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе.

В этом случае поможет экологическая тропа. Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.

Основные характеристики экологической тропы

Вид тропы: экологическая.

Местонахождения: г. Альметьевск, МБДОУ Д/С №5 «Колокольчик»

Год закладки: 2020.

Состояние тропы: хорошее.

Охрана маршрута: не осуществляется.

Протяженность: 700 м.

Режим пользования: учебные экскурсии, исследования.

Тип тропы: круговая.

Назначение экологической тропы: учебно-познавательная.

 

Цель тропы: Создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культуру личности и общества, через формирование практического опыта природопользования.

Образовательная – расширение у экскурсантов знаний об объектах и процессах окружающей нас природы.

Здесь особо важно не просто сообщать слушателям ту либо иную информацию о живой и неживой природе, но и научить их самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, заинтересовать их и побудить к дальнейшему самостоятельному изучению биологии и экологии, научить замечать различные проявления антропогенного фактора и уметь правильно их оценивать.

Воспитательная – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.

Развивающая – помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха учащихся на природе, как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха.

Задачи тропы:

  • дать природоохранные знания детям всех возрастных групп;
  • воспитать любовь к природе, животным, малой Родине;
  • формировать личную ответственность у учащихся за сохранность природных объектов;
  • привлечение учащихся к участию в экологических жизни.

 

Цели экскурсий:

  • воспитание бережного отношения к природе;
  • формирование экологической культуры поведения в природе;
  • показ причинно-следственных связей в природе;
  • проведение природоохранительных связей в природе;
  • проведение природоохранительной работы;
  • пропаганда экологических знаний.

Станции маршрута экологической тропы

На протяжении маршрута экологической тропы мы запланировали 10 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными объектами природы.

- дом кота Матроскина, дяди Федора и Шарика;

- лягушатник;

- колодец;

- в гостях у цапли;

 -дорожка здоровья;

- лукошко с грибами;

- деревенский дворик;

- пастбище с коровами;

- озеро;

- лужайка с цветами.

В начале экскурсии рекомендовано начать беседу о культуре поведения в природе, рассказать о том, когда и с какой целью была устроена эта тропа.

"Мы создали экологическую тропу, для того, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живёт и чувствует себя окружающая вас природа, чтобы каждый из вас почувствовал внутри себя желание сохранить природу. Экологическая тропа ждёт вас!”

Обсуждение и проигрывание ситуаций.

      Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе.

      Можно обсудить и проиграть следующие ситуации.

·         Дети нарвали большой букет цветов на лужайке. Воспитатель расстроился такому поступку. Почему?

·         Дети принесли в лягушатник маленького лягушонка и стрекозу. Что ты скажешь им? Вырази свое отношение к их поступку.

·         Грибы-долго срезать каждый гриб у ножки . Проще вырвать его с корнем. Можно ли так поступать?

Опытно-экспериментальная деятельность.

·         Усвоение зависимости между объектами и явлениями живой природы – наиболее сложная для детей дошкольников тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные

·          «Как?»; «Почему?»; «Отчего?».

·         Например, «Почему у елки зеленые иголки?», «Как дышит береза?», «Где ночуют птицы?»

·         Не следует забывать познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием им природы.

·         Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формирование у детей чувства природы.

 

Уроки доброты.

·         Проводится индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы.

·         Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

·         Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?», «Как заботиться о деревьях и растениях?»; «Чем красив цветок?»; «Красота человека»; «Гармония красок»; «Чем удивительна лягушка?»; «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.

Экологические экскурсии – экспедиции (по территории ДОУ).

·         Содержанием экскурсии может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельеф местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений.

·         Во время экспедиции дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекции; исследовать растения, почву, воду в разных условиях.

·         Для экологических экспедиций требуется специальное снаряжение: лупа; карандаш; папка для гербария; коробки; пакеты; фотоаппарат и т.д.

·         Результаты работы оформляются в виде альбома, рисунков, коллекций.

·         Экологические выставки и экспозиции.

·         Цель их – ознакомление с придорожными явлениями, недоступные для наблюдения детям.

·         Тематика может быть самой разнообразной: «Лес – друг человека»; «Богатства недр нашей Земли»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и т.д.

·         На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и ребенок.

Практическая деятельность детей.

·         Дети обычно участвуют в уборке территории, ее благоустройстве, посадки деревьев, кустарников. Они могут ухаживать за слабыми или больными деревьями на участке, подкармливать птиц. Могут расставить природоохранные знаки, разъяснить их значение малышам.

·         Особое значение имеют акции, которые планируются раз в неделю. Например: «Санитарный день»; «Полейте цветы и кустарники». Совместно с родителями можно провести  акцию «Посади дерево»; «Субботник». 

·         Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для ознакомления детей на свежем воздухе в зависимости от возраста детей. В разное время можно посещать различные точки. Даже одну точку за прогулку одни и те же объекты желательно посещать в разные сезоны года.

·         В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы.

·         В младшей группе проводится образовательная деятельность с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, укроп, петрушка.

·         В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным.

·         Ставятся задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляются на занятиях в группе.

·         С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, растениях, животных и временах года заучивать пословицы и народные приметы знакомить с лекарственными растениями, привлекать к их сбору. На занятиях по труду дети учатся делать сувениры из природного материала.

·         В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.

·         Дети подготовительной группы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Воспитанию ответственного отношения к природе способствует организация поста «Зеленый патруль». Дети ведут и большую пропагандистскую работу: рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед родителями и гостями детского сада. В этом возрасте дети уже умеют лечить деревья.

Предполагаемые результаты:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Дети смогут различать  живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.

  2. Дети будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

  3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

  4. У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно - следственны связи.

Вывод: 

·         Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

·         Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.

·         Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.

·         Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

В результате реализации проекта: 

·         повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

·         улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

·         повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.

Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Работа в рамках организации экологической тропы ДОУ позволяет, не покидая территории детского сада познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, помогать родной природе, учить ценить ее красоту и помогать ей.

Этапы

Деятельность восптателей

Деятельность детей

Организация детей

Ожидаемые результаты

Мотивационно-проблемный

Приветствие детей :Здравствуйте дети. Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в «Деревню простаквашино», где хозяйничают Кот Матроскин, дядя Федор и Шарик.В этой деревне свой маленький мир, красивая природа и животные. Вы когда нибудь были в Деревне «Простаквашино»?

Приветствие

 

 

Внимательно слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают

В группе

 

 

На беседке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы, воображаемая ситуация

Деятельностный

Сейчас мы с вами окажемся в деревне « Простаквашино», где находятся лягушатник, колодец, различные животные и растения, а также озеро .

В лягушатнике этой деревни обитают маленькие забавные лягушки и стрекозы. В колодце кот Матроскин , дядя Федор и Шарик добывают питевую воду.

Посмотрите на эти замечательные растения и на этих потрясающих животных. Давайте поухаживаем за растениями и грибами: возьмем лейку и польем их, только очень осторожно, нужно их беречь! И конечно же давайте покормим наших любимых животных, которым необходим наш уход, забота и внимание.

Теперь давайте с вами вернемся в детский сад и обсудим наши впечатления. Сядем на стульчики. Сегодня мы с вами побывали в деревне «Простаквашино». Были ли вы когда нибудь в этом интересном месте? Хотели бы вы побывать там снова? Что вам там понравилось? Что вам больше всего запомнилось? Всем спасибо ребята, Вы молодцы, До новых встреч!

Дети заходят в деревню и осматриваются

 

 

 

 

 

 

 

Контактируют с животными и растениями, кормят и заботятся о них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Садятся на стулья, Внимательно слушают воспитателя, отвечают и прощаются.

 В деревне Простаквашино

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В группе.

 

 

 

 

 

Вопросы, восторженная реакция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восторженная реакция, Желание попасть снова в это увлекательное  место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оборудование : лейка, корм.

 Экологическая игра – “Мусор в деревне”.

Ребятам предлагается представить, что, проходя через лес, они обнаружили замусоренную поляну. (Командам выдается набор карточек с названиями видов бытовых отходов). Время уборки ограничено. Что необходимо собрать в первую очередь? Игрокам предлагается за 5минут расположить карточки по мере убывания опасности бытовых отходов для природы в той или иной последовательности, в какой группе планируют убирать их из леса, и обосновать свои решения. Надписи на карточках:

  • Пакеты из непрозрачного полиэтилена.
  • Металлическая консервная банка.
  • Стеклянная бутылка.
  • Пластиковая бутылка.
  • Бумажные фантики от конфет.
  • Гвозди.
  • Кожура банана, огрызки яблок.
  • Метла из веток.
  • Старая футболка.
  • Газеты.
  • Жестяная банка с остатками машинного масла.

Примеры обоснования ответов: Кожура банана, огрызки яблок - естественные отходы, которые при перегнивании обогатят почву, поэтому убирать их стоит в последнюю очередь. А пластиковая бутылка или пакет из полиэтилена будут загрязнять лес очень долго (для разложения полимеров требуется около 600лет),поэтому собирать их следует в первую очередь и сдавать на перерабатывающее предприятие.

Эмоциональные ситуации.

Создание эмоциональных ситуаций призвано воспитывать верность принципам природосообразного поведения, в частности бережное отношение к отдельным объектам и природной среде. Как правило. Эмоциональные переживания надолго запоминаются. Заставляют задуматься над тем, каково место человека в природной среде ,как изменить свое отношение к природе в лучшую сторону, а также над тем, как вернуться на это место еще, уже многое начинает связывать человека и определенную территорию по ассоциациям.

Обними дерево. Взаимоотношениям человека и растения в последнее время уделяется немало внимания. Так, известно, что комнатные растения очень тонко чувствуют настроение человека, реагируют на ласковые слова и другие знаки внимания. Обнимая дерево, человек, как правило, испытывает положительные эмоции, это также позволяет почувствовать единство и гармонию с природой.

Экологические песни. Подобранные соответственно темам экскурсий экологические песни, особенно лирические, в исполнении ребят или педагога, например в сопровождении гитары, способны эффективно закрепить полученные знания (если, конечно, в их содержании есть определенная информация),а также вызвать эмоциональные переживания, связанные с природными объектами или явлением.

Птичьи голоса. Соблюдая тишину, можно прослушать голоса птиц – как естественные, учитывая их суточную активность, так и в произведенной записи и определить, кому они принадлежат. Возможно сопровождение загадками, вопросами викторины, стихотворениями.

Пожалуйста:

  • Идя по маршруту, никогда не меняйте его трассы.
  • Не засоряйте маршруты. Постарайтесь весь мусор (свой и чужой) вынести с тропы. За это природа скажет вам спасибо.
  • Не применяйте мыла или синтетических моющих веществ при пользовании природными водоемами. Там тоже есть своя жизнь, и дайте ей возможность развиваться в чистой среде.
  • Не рубите деревья и кустарники, даже если они вам кажутся отжившими свой век. Их стволы и корни являются важным звеном среди всех компонентов ландшафта.
  • Не заготавливайте “дары природы”, не собирайте лекарственные растения, не рвите цветы. Даже самые невзрачные. Даже для гербария. Пусть они растут и радуют не только вас, но и тех, кто придет после. И тех животных, жизнь которых неразрывно связана именно с этим растением, с этим цветком.
  • Берите на память о природе тех мест, что вы посетили, только фотографии.
  • Не оставляйте после себя надписи на камнях и деревьях. Такие автографы – нехорошая “память” на долгие времена.
  • Ни при каких обстоятельствах и ни при какой погоде не оставляйте после непотушенных костров. Одна маленькая искорка – а может привести к великой беде.
  • С уважением относись ко всем животным ,будь то огромный медведь или маленькая ящерка, которые встретятся вам на маршруте. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните ,что это не ваша ,а их заповедная территория, и пусть им будет спокойно и безопасно жить на ней.
  • По возможности не сходите с тропы: вы можете нечаянно потревожить спрятавшегося в зарослях зверя, спугнуть птицу с гнезда или наступить на какую-нибудь букашку – и тем самым нарушить естественное равновесие экосистеме.
  • Идя по тропе или находясь на стоянке, не создавайте лишнего шума, зря не кричите, не включайте магнитофон или радиоприемник. Лучше послушайте сами и дайте возможность другим услышать музыку природы: пение птиц, шелест листвы, журчание ручья.