Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 5 «Колокольчик» г. Альметьевска
Разработка экологической тропы в старшей группе
Подготовили: воспитатели
Савельева В.О.
Краснова М.С.
Г. Альметьевск, 2024 год
Пояснительная записка
В настоящее время остро стоит проблема экологического образования населения. Необходима система экологического просвещения, в которую бы входили не только средства массовой информации и экологические курсы в учебных заведениях, но и непосредственное общение человека с природой. Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе.
В этом случае поможет экологическая тропа. Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.
Основные характеристики экологической тропы
Вид тропы: экологическая.
Местонахождения: г. Альметьевск, МБДОУ Д/С №5 «Колокольчик»
Год закладки: 2020.
Состояние тропы: хорошее.
Охрана маршрута: не осуществляется.
Протяженность: 700 м.
Режим пользования: учебные экскурсии, исследования.
Тип тропы: круговая.
Назначение экологической тропы: учебно-познавательная.
Цель тропы: Создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культуру личности и общества, через формирование практического опыта природопользования.
Образовательная – расширение у экскурсантов знаний об объектах и процессах окружающей нас природы.
Здесь особо важно не просто сообщать слушателям ту либо иную информацию о живой и неживой природе, но и научить их самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах, заинтересовать их и побудить к дальнейшему самостоятельному изучению биологии и экологии, научить замечать различные проявления антропогенного фактора и уметь правильно их оценивать.
Воспитательная – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.
Развивающая – помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха учащихся на природе, как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха.
Задачи тропы:
Цели экскурсий:
Станции маршрута экологической тропы
На протяжении маршрута экологической тропы мы запланировали 10 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными объектами природы.
- дом кота Матроскина, дяди Федора и Шарика;
- лягушатник;
- колодец;
- в гостях у цапли;
-дорожка здоровья;
- лукошко с грибами;
- деревенский дворик;
- пастбище с коровами;
- озеро;
- лужайка с цветами.
В начале экскурсии рекомендовано начать беседу о культуре поведения в природе, рассказать о том, когда и с какой целью была устроена эта тропа.
"Мы создали экологическую тропу, для того, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живёт и чувствует себя окружающая вас природа, чтобы каждый из вас почувствовал внутри себя желание сохранить природу. Экологическая тропа ждёт вас!”
Обсуждение и проигрывание ситуаций.
Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе.
Можно обсудить и проиграть следующие ситуации.
· Дети нарвали большой букет цветов на лужайке. Воспитатель расстроился такому поступку. Почему?
· Дети принесли в лягушатник маленького лягушонка и стрекозу. Что ты скажешь им? Вырази свое отношение к их поступку.
· Грибы-долго срезать каждый гриб у ножки . Проще вырвать его с корнем. Можно ли так поступать?
Опытно-экспериментальная деятельность.
· Усвоение зависимости между объектами и явлениями живой природы – наиболее сложная для детей дошкольников тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные
· «Как?»; «Почему?»; «Отчего?».
· Например, «Почему у елки зеленые иголки?», «Как дышит береза?», «Где ночуют птицы?»
· Не следует забывать познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием им природы.
· Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формирование у детей чувства природы.
Уроки доброты.
· Проводится индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы.
· Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.
· Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?», «Как заботиться о деревьях и растениях?»; «Чем красив цветок?»; «Красота человека»; «Гармония красок»; «Чем удивительна лягушка?»; «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.
Экологические экскурсии – экспедиции (по территории ДОУ).
· Содержанием экскурсии может стать обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельеф местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений.
· Во время экспедиции дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для коллекции; исследовать растения, почву, воду в разных условиях.
· Для экологических экспедиций требуется специальное снаряжение: лупа; карандаш; папка для гербария; коробки; пакеты; фотоаппарат и т.д.
· Результаты работы оформляются в виде альбома, рисунков, коллекций.
· Экологические выставки и экспозиции.
· Цель их – ознакомление с придорожными явлениями, недоступные для наблюдения детям.
· Тематика может быть самой разнообразной: «Лес – друг человека»; «Богатства недр нашей Земли»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и т.д.
· На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и ребенок.
Практическая деятельность детей.
· Дети обычно участвуют в уборке территории, ее благоустройстве, посадки деревьев, кустарников. Они могут ухаживать за слабыми или больными деревьями на участке, подкармливать птиц. Могут расставить природоохранные знаки, разъяснить их значение малышам.
· Особое значение имеют акции, которые планируются раз в неделю. Например: «Санитарный день»; «Полейте цветы и кустарники». Совместно с родителями можно провести акцию «Посади дерево»; «Субботник».
· Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для ознакомления детей на свежем воздухе в зависимости от возраста детей. В разное время можно посещать различные точки. Даже одну точку за прогулку одни и те же объекты желательно посещать в разные сезоны года.
· В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы.
· В младшей группе проводится образовательная деятельность с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, укроп, петрушка.
· В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным.
· Ставятся задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляются на занятиях в группе.
· С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, растениях, животных и временах года заучивать пословицы и народные приметы знакомить с лекарственными растениями, привлекать к их сбору. На занятиях по труду дети учатся делать сувениры из природного материала.
· В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.
· Дети подготовительной группы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Воспитанию ответственного отношения к природе способствует организация поста «Зеленый патруль». Дети ведут и большую пропагандистскую работу: рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед родителями и гостями детского сада. В этом возрасте дети уже умеют лечить деревья.
Предполагаемые результаты:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Дети смогут различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.
2. Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
4. У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно - следственны связи.
Вывод:
· Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.
· Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.
· Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.
· Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
В результате реализации проекта:
· повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
· улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;
· повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.
Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Работа в рамках организации экологической тропы ДОУ позволяет, не покидая территории детского сада познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, помогать родной природе, учить ценить ее красоту и помогать ей.
Этапы |
Деятельность восптателей |
Деятельность детей |
Организация детей |
Ожидаемые результаты |
Мотивационно-проблемный |
Приветствие детей :Здравствуйте дети. Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в «Деревню простаквашино», где хозяйничают Кот Матроскин, дядя Федор и Шарик.В этой деревне свой маленький мир, красивая природа и животные. Вы когда нибудь были в Деревне «Простаквашино»? |
Приветствие
Внимательно слушают
Отвечают |
В группе
На беседке
|
Вопросы, воображаемая ситуация |
Деятельностный |
Сейчас мы с вами окажемся в деревне « Простаквашино», где находятся лягушатник, колодец, различные животные и растения, а также озеро . В лягушатнике этой деревни обитают маленькие забавные лягушки и стрекозы. В колодце кот Матроскин , дядя Федор и Шарик добывают питевую воду. Посмотрите на эти замечательные растения и на этих потрясающих животных. Давайте поухаживаем за растениями и грибами: возьмем лейку и польем их, только очень осторожно, нужно их беречь! И конечно же давайте покормим наших любимых животных, которым необходим наш уход, забота и внимание. Теперь давайте с вами вернемся в детский сад и обсудим наши впечатления. Сядем на стульчики. Сегодня мы с вами побывали в деревне «Простаквашино». Были ли вы когда нибудь в этом интересном месте? Хотели бы вы побывать там снова? Что вам там понравилось? Что вам больше всего запомнилось? Всем спасибо ребята, Вы молодцы, До новых встреч! |
Дети заходят в деревню и осматриваются
Контактируют с животными и растениями, кормят и заботятся о них.
Садятся на стулья, Внимательно слушают воспитателя, отвечают и прощаются. |
В деревне Простаквашино
В группе.
|
Вопросы, восторженная реакция.
Восторженная реакция, Желание попасть снова в это увлекательное место.
|
Оборудование : лейка, корм.
Экологическая игра – “Мусор в деревне”.
Ребятам предлагается представить, что, проходя через лес, они обнаружили замусоренную поляну. (Командам выдается набор карточек с названиями видов бытовых отходов). Время уборки ограничено. Что необходимо собрать в первую очередь? Игрокам предлагается за 5минут расположить карточки по мере убывания опасности бытовых отходов для природы в той или иной последовательности, в какой группе планируют убирать их из леса, и обосновать свои решения. Надписи на карточках:
Примеры обоснования ответов: Кожура банана, огрызки яблок - естественные отходы, которые при перегнивании обогатят почву, поэтому убирать их стоит в последнюю очередь. А пластиковая бутылка или пакет из полиэтилена будут загрязнять лес очень долго (для разложения полимеров требуется около 600лет),поэтому собирать их следует в первую очередь и сдавать на перерабатывающее предприятие.
Эмоциональные ситуации.
Создание эмоциональных ситуаций призвано воспитывать верность принципам природосообразного поведения, в частности бережное отношение к отдельным объектам и природной среде. Как правило. Эмоциональные переживания надолго запоминаются. Заставляют задуматься над тем, каково место человека в природной среде ,как изменить свое отношение к природе в лучшую сторону, а также над тем, как вернуться на это место еще, уже многое начинает связывать человека и определенную территорию по ассоциациям.
Обними дерево. Взаимоотношениям человека и растения в последнее время уделяется немало внимания. Так, известно, что комнатные растения очень тонко чувствуют настроение человека, реагируют на ласковые слова и другие знаки внимания. Обнимая дерево, человек, как правило, испытывает положительные эмоции, это также позволяет почувствовать единство и гармонию с природой.
Экологические песни. Подобранные соответственно темам экскурсий экологические песни, особенно лирические, в исполнении ребят или педагога, например в сопровождении гитары, способны эффективно закрепить полученные знания (если, конечно, в их содержании есть определенная информация),а также вызвать эмоциональные переживания, связанные с природными объектами или явлением.
Птичьи голоса. Соблюдая тишину, можно прослушать голоса птиц – как естественные, учитывая их суточную активность, так и в произведенной записи и определить, кому они принадлежат. Возможно сопровождение загадками, вопросами викторины, стихотворениями.
Пожалуйста:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.