Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Альметьевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Разработка
элективного курса
по истории родного края
для 7 общеобразовательного класса
на тему:
«Люблю тебя, мой край родной!»
Учитель истории и обществознания
Шарипова Марина Георгиевна
2022 г
Пояснительная записка
Программа элективного курса по истории родного края составлена на основе
-Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
-Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения.
-Историко-культурного стандарта (проект)
Программа элективного курса по истории имеет краеведческое направление, предназначена для учащихся 7 классов общеобразовательной школы. Она предусматривает изучение материала о родном крае, что позволит усилить интерес учащихся к своей малой родине. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Важным условием развития современного общества является возросший интерес россиян к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения самобытности. Поэтому краеведение становится приоритетным направлением школьного образования. Этому способствует введение в учебный процесс регионального компонента, предусмотренного Законом РФ «Об образовании», в котором одним из целевых ориентиров является защита национальных культур и региональных культурных традиций. Поэтому изучение истории родного края становится ведущим фактором воспитания патриотизма, что очень актуально в наши дни. Необходимо подчеркнуть важнейшую роль изучения родного края в формировании духовного мира школьников и духовного развития нации в целом. Ведь богатство страны в активном культурном взаимодействии всех ее регионов. Культура России – это синтез духовной культуры регионов.
Поэтому составление данной программы вызвано стремлением помочь школьникам лучше узнать историю своего края, познакомиться с людьми, которые вложили большой вклад в его развитие и процветание. Чувство Родины начинается там, где жили наши деды, где растут сегодняшние школьники, откуда проложат они свои первые тропинки в большую жизнь.
В ходе этого курса учащиеся познакомятся с историей города Альметьевск и Альметьевского района. Узнают так же об экологии, о памятниках истории и культуры. Об участниках боевых действий во Время Великой Отечественной войны и в «горячих точках», о тружениках тыла, ветеранах труда. Совершат заочные и очные путешествия по станицам района, посетят школьный краеведческий музей нашего города.
Для реализации учебного курса по краеведению будут использоваться следующие виды учебной деятельности: урок-экскурсия, урок - беседа, урок - игра, проектная деятельность, экскурсии, семинары ,ролевые игры, уроки-встречи
Главной целью данной Программы является - систематизация и расширение представлений учащихся о своем крае, развитие чувства патриотизма и любви к своей малой Родине.
Задачи программы:
-сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала;
-расширить и углубить знания обучающихся о родном крае;
-формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
-воспитывать патриотизм у подрастающего поколения, любви к своей Отчизне
Место предмета в Базисном учебном плане
35 часов для изучения данного курса на этапе основного общего образования, из расчета 1 учебный час в неделю.
Что должны знать учащиеся к концу курса: где расположены наш район, область, какие полезные ископаемые, растения, животные, водные ресурсы есть в регионе, краткую историю района, названия поселений, их местонахождение, достопримечательности района, основные экологические проблемы края и способы их решения.
Прогнозируемые результаты
В процессе обучения учащиеся должны научиться :
-рассказывать краткую историю района, области, находить их на карте,
-показывать месторождения и добычи полезных ископаемых, реки района, области,
-называть основные виды животных и растений района,
-давать краткую характеристику сельским поселениям района,
- рассказывать о достопримечательностях родного края,
-формулировать основные экологические проблемы края ,способы их решения, рассказывать о заповедной зоне района.
-делать сообщения и выполнять индивидуальные задания учителя.
-работать с картой
Содержание программы
Раздел I. Введение.
Содержание и задачи работы на предстоящий год. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса. Организация занятий, формы и методы работы.
Раздел II. «Родословная»
Семья, родословная; генеалогическое древо семьи. Семейные праздники и традиции.
Раздел III. Культура родного края.
Духовные ценности и традиции Республики Татарстан, Альметьевского района и города Альметьевск. Памятники истории и культуры края, фольклор. Народные промыслы Хозяйственная деятельность в крае. Жилища людей, населяющих просторы нашей малой Родины. Традиции гостеприимства местных жителей.
Раздел IV. «История родного края»
Географическое положение, границы поселения и их изменение. История станицы(происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте). Верования и религия. Станица в годы гражданской войны и становления Советской власти. Голод 1921-1922 гг. История развития сельского хозяйства. Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны. Жизнь станицы и колхоза после Великой Отечественной войны. История создания и развития нашей школы. Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край. Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми малой родины.
Раздел V. Творческая работа.
Экскурсии, работа с библиотечными источниками. Поиск необходимой информации в интернете. Проектно-исследовательская работа. Презентация проекта.
Печатные пособия
-Карта Ростовской области
-Карта Области войска Донского
Технические средства обучения
компьютер
экран
колонки
видео-проектор
Экранно-звуковые пособия
Презентации по изучаемым темам (карта памяти)
Календарно –тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
виды учебной деятельности |
Кол. часов |
Дата |
|
план |
факт |
||||
Раздел I. Введение в курс |
|||||
1 |
Вводное занятие. Цели и задачи, содержание курса |
урок-беседа |
1 |
|
|
Раздел II. «Мой родословная» |
|||||
2\3 |
Семья. Родословная моей семьи Семья. Родословная моей семьи |
урок-беседа составление родословной семьи |
2 |
|
|
4 |
Семейные праздники и традиции |
урок-беседа |
1 |
|
|
5 |
Создание истории своей семьи. |
проектная деятельность |
1 |
|
|
Раздел III. Культура моего края |
|||||
6 |
Духовные ценности и традиции Республики Татарстан и Альметьевского района и города Альметьевск. |
урок-беседа |
1 |
|
|
7 |
Памятники истории и культуры края |
представление презентации |
1 |
|
|
8\9 |
Фольклер и народные промыслы |
семинар урок-беседа |
2 |
|
|
10 |
Хозяйственная деятельность |
урок-беседа |
1 |
|
|
11\12 |
Жилища людей, населяющих просторы республики и традиции местного гостеприимства |
представление презентаций ролевая игра |
2 |
|
|
Раздел IV. «Из истории родного края» |
|||||
13 |
Географическое положение родного края |
урок-беседа |
1 |
|
|
14 |
История станицы (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте) |
представление сообщений школьниками |
1 |
|
|
15 |
Верования и религия населения родного края |
Представление сообщений |
1 |
|
|
16\17 |
Тайны и легенды местных жителей |
урок-беседа представление сообщений |
2 |
|
|
18\ 19 |
История развития сельского хозяйства. Встреча с ветеранами труда. |
урок-беседа урок-встреча |
2 |
|
|
20 |
История создания и развития школы |
урок-беседа представление сообщений |
1 |
|
|
21 |
Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край. |
просмотр презентаций |
1 |
|
|
22 |
Станица истории в годы гражданской войны и становления Советской власти |
урок-беседа |
1 |
|
|
23\24 |
Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. |
беседа, обсуждение газетных материалов
|
2 |
|
|
25\26 |
Трудовой тыл в годы войны.
|
урок-беседа просмотр презентации |
2 |
|
|
27\28 |
Знаменитые земляки
|
урок-встреча просмотр презентации |
2 |
|
|
29 |
Составление проекта по теме : «История родного края» |
проектная деятельность |
1 |
|
|
Раздел V. Творческая работа |
|||||
30\31 |
Экскурсия в краеведческий музей |
экскурсия
|
2 |
|
|
33 |
Писатели и поэты края |
урок-беседа |
1 |
|
|
34 |
Пишем стихи о родном крае |
практикум |
1 |
|
|
35 |
Защита проектов по курсу «Люблю тебя, мой край родной!» |
проектная деятельность |
1 |
|
|
Литература:
1.Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия,2007. – 527 с.
2. Всемирная история: Вторая мировая война. Под ред. А.Н.Бадан, И.Е.Войнович и др. М.: АСТ, 2009. – 592 с.
3. Валкин М.Х. Историческое краеведение 2009 г. Ульяновск.
4. Элькин Г. Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. – М., Просвещение, 2004
Материально-техническое обеспечение
Цифровые образовательные ресурсы
1.//www push .ru Методический портал
« Преподавание истории и обществознания в школе»
2. //www proshkolu.ru Портал «Про школу»
3.Первое сентября http://www. 1september ,ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.