«Разработка и применение инструкционно-технологических карт как средство инновационной деятельности на уроке»
Оценка 5

«Разработка и применение инструкционно-технологических карт как средство инновационной деятельности на уроке»

Оценка 5
docx
10.03.2022
«Разработка и применение инструкционно-технологических карт как средство инновационной деятельности на уроке»
Технол карта-статья.docx

Камочкина Галина Ивановна

учитель технологии

МАОУ «Школа №7 для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья»

 

 «Разработка и применение инструкционно-технологических карт как средство инновационной деятельности на уроке»

 Цель: развитие умения использования в учебном процессе инструкционно-технологических карт различного содержания

Необходимым компонентом правильного построенного процесса обучения являются дидактические средства. Правильно подобранные и умело включенные в систему используемых педагогом методов и организационных форм обучения дидактические средства облегчают реализацию принципа наглядности. Благодаря этому, они не только улучшают условия непосредственного познания действительности учащимися, но и дают материал в форме впечатлений и наблюдений, на который опирается косвенное познание, мыслительная деятельность, а также различные виды практической деятельности. При этом особенно важна методика выбора дидактических средств, которые бы способствовали наиболее эффективной организации процесса обучения на занятиях.

Для формирования умений и навыков на практических занятиях используются различные инструкционные учебные документы. В обучении наибольшее применение получили инструкционные, технологические (инструкционно-технологические) карты и учебные алгоритмы выполнения тех или иных работ. Их применение позволяет значительно увеличить долю самостоятельной работы учащихся, расширить возможности организации индивидуальной и групповой работы, развивать умственную активность и инициативу при усвоении учебного материала.

Понятие инструкционной карты. Инструкционная карта – форма письменного инструктажа, которая с помощью ориентиров помогает создать зрительно-наглядные представления о приемах и действиях при выполнении работ. Инструкционные карты применяются при изучении учебных операций. Они раскрывают типовую последовательность, правила, средства, способы выполнения контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции. Технологические (инструкционно-технологические) карты применяются при выполнении работ комплексного характера. Они раскрывают технологическую последовательность, режимы, технические требования, средства выполнения учебно-практических работ.

Требования к созданию инструкционных карт. Инструкционные карты являются средством организации и активизации учебно-практической деятельности учащихся. Наличие такой документации позволяет учащимся неоднократно в процессе выполнения практических заданий обращаться к указаниям, содержащимся в ней, что обеспечивает возможность учащихся постоянно осуществлять самоконтроль. На каждую операцию технологического процесса обработки данных составляется технологическая инструкция (инструкционная карта), которая определяет порядок ее выполнения. Инструкционная карта содержит подробное описание действий всех исполнителей по данной операции. Инструкционные карты должны быть конкретными, краткими.

В инструкционных картах представлена информация двух видов:

1. Словесная – описание наиболее рациональной последовательности изучаемых трудовых действий, рекомендации и указания о правилах выполнения этих действий, правилах соблюдения безопасности, указания о применяемых средствах выполнения соответствующих упражнений.

 2. Графическая – рисунки, схемы, графики и др., имеющие определенную инструктивную значимость.

 Таким образом, карта дает развернутую ориентировочную основу деятельности учащихся, при освоении соответствующе изучаемой трудовой операции, вида работы.  Применение инструкционных карт позволяет педагогам уделять больше внимание вопросам индивидуальной работы с учащимися, направлять на творческое развитие, кроме того, изучение методических указаний по выполнению практических заданий на средства обучения (инструкционные карты) освобождает время педагога, повышает производительность его труда. Поскольку инструкционные карты представляют собой чёткую инструкцию для самостоятельной работы учащихся, то их использование очень удобно для отработки пропущенных практических занятий детьми во внеурочное время. Использование письменных инструкций является самостоятельным источником информации и дает возможность в значительной степени решить вопрос об эффективном инструктировании каждого ученика и повысить самостоятельность в процессе обучения. Инструкционные карты позволяют обеспечить грамотность, точность и ясность изложения, а так же использовать наглядность готового изделия или его частей.

 Занятие с использованием инструкционных карт можно поделить на следующие этапы:

1. Вводный инструктаж. Педагог подводит детей к формулированию темы урока, обозначает связь с предыдущими темами или жизненным опытом детей, вместе определяют цель и задачи. Учитывая индивидуальные особенности восприятия и обработки информации детей, оправдано использование письменных инструкций в сочетании с устным изложением педагога и демонстрацией. Наибольший эффект метод использования инструкционных карт проявляется, если они имеются у каждого учащегося на рабочем месте, а на экране или доске при этом проецируется такая же карта, выполненная в крупном масштабе, используемая при проведении устного пошагового вводного инструктажа педагогом. Таким образом, учащиеся получают информацию по аудиальным и визуальным каналам восприятия одновременно и позже закрепляют ее на практике.

 2. Самостоятельное ознакомление с инструкционной картой. На данном этапе у учащихся могут возникнуть вопросы и уточнения, которые они адресуют педагогу. Необходим индивидуальный подход в зависимости от уровня подготовленности и психологических особенностей развития личности каждого ребенка.

3. Практическая часть. Опираясь на полученную информацию, ребенок выполняет работу в собственном темпе, используя все необходимые ресурсы. Несмотря на строгий порядок выполнения заданий в инструкционной карте, педагог может заложить в нее вариативный элемент, тем самым стимулируя развитие творческих способностей учащихся.

4. Контроль и самоконтроль. Несмотря на эффективность самостоятельного использования учащимися инструкционных карт, роль педагога состоит в контроле и корректировке действий каждого учащегося, мотивировании к творческой деятельности, а так же оценивание проводимой работы на всех ее этапах. Если педагог в ходе текущего инструктирования обнаружил, что учащийся что-то выполняет не так, как было показано и пояснено в карте, то не следует сразу указывать ему на ошибку, а предложить внимательно прочитать соответствующие пояснения в карте и самостоятельно её исправить.

Подобная методика обучения с применением инструкционных карт постепенно приучит учащихся использовать учебную документацию на начальных периодах обучения, при создании подобных карт на создаваемые детьми изделия, и в дальнейшем, когда основным документом письменного инструктирования будет уже не инструкционная, а технологическая документация. На всех этапах выполнения учащимся работы, он может сравнивать свои результаты со схемой или рисунком в инструкционной карте. Однако, зачастую только рисунки и схемы не дают полного представления о конечном образе изделия, поэтому разработанные мной инструкционные карты с готовыми образцами различных этапов выполнения задания из тех же материалов позволяет более наглядно ребенку оценить проделанную им работу и с технологической точки зрения и с эстетической.

 При использовании инструкционных карт соблюдаются следующие принципы дидактики:

1. Последовательность и цикличность. В инструкционной карте практического занятия учебный материал выстраивается в логическую цепочку освоения практических умений, и актуализация знаний идет лишь как закрепление материала.

2. Сознательность усвоения и деятельности. Сознательность – это полное понимание учащимися содержания и средств своей деятельности.

 3. Инструкционная карта важна для правильного использования полученных теоретических знаний при формировании плана дальнейших действий по освоению профессиональных компетенций

4. Доступность содержания. Принцип доступности содержания реализуется через выделение в инструкционных картах разноуровневых заданий.

5. Наглядность содержания и деятельности.

6. Активность и самостоятельность как условие и цель. Активность следует из интереса к учению, но при этом в инструкционной карте важно четко сформулировать, что является контролируемым результатом обучения.

 7. Прочность и системность знаний. Прочность знаний тесно связана с их системностью, основанной на поиске и построении внутри и межпредметных связей и ассоциаций в инструкционной карте.

8. Индивидуальность и коллективность обучения. Только организовав устойчивую коллективную работу можно найти время для занятий с более сильными и слабыми учениками. Инструкционные карты способствуют организации единообразной, групповой деятельности, но способ работы учащегося с картой – все же «один на один», со своим индивидуальным темпом, своими путями преодоления трудностей.

10. Эффективность учебной деятельности. Этот принцип предполагает оптимизацию усилий педагога и ученика. Это требует, прежде всего, отсутствия постороннего содержания в их деятельности. Эффективность должна подчиняться целям обучения.

 11. Связь теории с практикой. С точки зрения краткости пути от приобретения знаний к их применению инструкционные карты показывают весь маршрут приобретения профессиональных компетенций.

Эффективность использования инструкционных и технологических карт на занятиях, на наш взгляд, напрямую зависит от систематичности применения данного метода. Выполнение обработки изделий по инструкционной и технологической карте позволяет учащимся мыслить логически, планировать действия, трансформировать реальные объекты в условные обозначения, без усилий оперировать технологическими терминами. Письменное инструктирование способствует расширению и укреплению связи теории и практики. Работая с ними, учащиеся широко используют практические задания, конкретизируют и расширяют их.

 Знания, приобретаемые на занятиях с использованием инструкционных карт, приобретаются не столько усилием памяти, но и мысли. Активация мышления направлена на то, чтобы научить детей думать, систематизировать новую информацию, опираясь на ранее полученные знания и умения, а так же самостоятельно добывать новую информацию из различных источников.

 Метод использования инструкционных карт направлен на опережающее обучение, развитие творческих способностей и личностных качеств учащихся. Письменное инструктирование способствует развитию навыков самостоятельности, самоконтроля, повышает производительность труда, создает у учащихся правильное представление о современной технологии, помогает им более быстрыми темпами овладеть навыками профессии, облегчает педагогу руководство образовательным процессом.


 

Камочкина Галина Ивановна учитель технологии

Камочкина Галина Ивановна учитель технологии

Требования к созданию инструкционных карт

Требования к созданию инструкционных карт

Занятие с использованием инструкционных карт можно поделить на следующие этапы: 1

Занятие с использованием инструкционных карт можно поделить на следующие этапы: 1

На всех этапах выполнения учащимся работы, он может сравнивать свои результаты со схемой или рисунком в инструкционной карте

На всех этапах выполнения учащимся работы, он может сравнивать свои результаты со схемой или рисунком в инструкционной карте

Эффективность учебной деятельности

Эффективность учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2022