Технологическая карта урока литературы в 5 классе по сказу П.Бажова "Каменный цветок"
Оценка 4.6

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по сказу П.Бажова "Каменный цветок"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
08.06.2017
Технологическая карта урока литературы в 5 классе по сказу П.Бажова "Каменный цветок"
Технологическая карта урока литературы в 5 классе по сказу П.Бажова "Каменный цветок" представляет собой подробную разработку урока литературы по сказу П.П. Бажова "Каменный цветок". Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку литературы в основной школе с родным русским языком обучения.Технологическая карта урока литературы в 5 классе по сказу П.Бажова "Каменный цветок"
Документ Microsoft Office Word.docx
Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Учитель: Арбузова С.С. Класс:5в  Дата: 12.04.2017. Тема: П.П.Бажов. Сказ «Каменный цветок»  Приёмы создания художественного образа. Тип урока: Урок открытия новых знаний Цель: Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки.  Анализ сказа, его стилистических особенностей.  Обучение аналитическому чтению (сила характера Данилы­мастера, проблемы и тайны мастерства) Планируемый результат Предметные умения: знать отличительные признаки сказа. П.П.Бажова, уметь определять тему, определять проблемы, знать отличительные  признаки сказа Формировать УУД Личностные Интерес к изучению языка;  способность к самооценке на  основе наблюдения за  собственной речью. Коммуникативные строить продуктивное  речевое высказывание,  точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь Познавательные Извлекать фактуальную  информацию из текстов, уметь  ориентироваться в своей системе  знаний: находить ответы на  вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,  полученную на уроках Регулятивные Уметь определять и формулировать цель на  уроке;  строить устные и письменные  высказывания в связи с изученным  произведением; участвовать в диалоге по прочитанному  произведению, понимать чужую точку  зрения и аргументировано отстаивать свою. Основные понятия: Завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог; сказ. Межпредметные связи: русский язык, культура речи, обществознание Ресурсы: методическое пособие, наглядный материал, учебник, презентация Организация пространства: фронтальная, групповая, индивидуальная работа Оборудование: мультимедийная презентация, фрагмент художественного фильма А.Птушко «Каменный цветок» (1946 г.). Этапы урока Деятельность учителя  I.Орг.момент  Цель.  Включение в  деят­ть II. Мотивация  к учебной  деятельности Цель –  определение  содержательны х рамок урока 2.Анализ содержания. 2.1.Беседа. ­Как характеризует Данилушку отношение к  миру окружающей природы? ­Кто помог открыть в Даниле художника? ­ Каково назначение рассказа бабушки  Вихорихи о неоткрытых цветках? Предполагают, что будем говорить о Даниле­мастере,  умелец из народа. Применяя ранее полученные знания, определяют , кто  говорит реплики, к какому герою подходит описпние. 1.Сообщение темы урока, постановка целей и  задач. Деятельность учащихся  Результаты  Включение в  учебный процесс Коммуникативные  УУД: строить речевое  монологическое  высказывание в  соответствии с ­ Каким предстаёт перед вами Прокопьич в  начале сказа? ­ Почему старый мастер Прокопьич так быстро  «потеплел» к Данилушке? III. Актуализа­ ция и  углубление  изученного Цель – актуализация  знаний 2.2.Лексическая работа. Талант – выдающиеся врождённые качества,  особые природные способности; человек,  обладающий такими качествами,  способностями. ­ Какой заказ получил Данила? Запись определения в тетрадь Ответы на вопросы IV. Работа с  текстом  Цель  ­развитие  читательских  умений. Беседа  по  содержанию сказа  «Каменный   цветок». Что удивило или, может быть, даже поразило  во время чтения сказа? Что показалось  необычным или непривычным? Где происходят события сказа? Каких героев  можно назвать  главными? Кто из героев сказа  (Удивляет то, что встреча с волшебством  происходит в обычной жизни горняцкого поселка, с  простыми людьми, такими как мастер Данило.  Бажов приблизил сказку к были, придал ей  достоверность.)  («Каменный цветок» рассказывает о творческих  муках мастера по малахиту Данилы. Казалось бы,  всем понравилась сделанная им на заказ чаша —  поставленными  задачами. Познавательные  УУД:  1. Постановка и  формулирование  проблемы 2. делать выводы,  обобщения; Познавательные  УУД:  1. делать выводы,  обобщения; 2. осуществлять  самоконтроль и  самооценку; 3. преобразовывать  информацию из  одной формы в  другую. Регулятивные  УУД: 1. высказывать  предположения на  основе наблюдений; 2. самостоятельно  делать выводы; Личностные  результаты: 1. развитие любви и  интереса к языку, его богатству и  выразительным  возможностям; вызывает добрые чувства? Почему?   О чем рассказывает «Каменный цветок»? Почему Данило разбил свою чашу, но оставил  чашу, сделанную на заказ? Что мучило его? — Как вы думаете, чего не хватало Даниле?  Может быть, он был недостаточно талантлив?  Как раскрывается в сказе талантливость  мастера, его душа художника? — Как же Даниле удалось стать настоящим мастером? Покажи  на примерах, что жизнь не  баловала Данилку. Как удалось ему, сироте,  овладеть мастерством резчика? Благодаря  кому и чему? Работа на эпизодом:«Тут вот Данилушке  думка и запала. Не нами сказано – чужое охаять мудрости немного надо, а своё придумать – не  одну ночку с боку на бок повертишься. Вот  Данилушко сидит над этой чашей по чертежу, а  сам про себя другое думает». ­ Найдите в этом отрывке афоризм. Каково его  значение? Данила испытывает досаду потому, что  необходимо выполнить барский заказ. Но он  хочет использовать все возможности такого  материала, как малахит, показать людям  подлинную красоту камня. Неутолённая жажда  свободного творчества, исканий известна  каждому художнику. Талантливый человек учится, но не повторяет  учителя и не копирует мир: он создаёт свой.  Жить по­своему – значит жить в одиночку.  Бажовские мастера – все одинокие люди; для  них одиночество – не трагедия, а условие труда: «гладко да ровно, узор чистый», а Данило недоволен:  жизни в цветке нет. Хотелось ему, чтобы люди,  глядя на его работу, забывали, что это искусно  сделанная чаша, а любовались бы ею, как живым  цветком. В этом видел Данило истинное мастер­ ство резьбы по камню. Познал он и тайну камня,  стремился подражать природе, но копия  получалась гораздо хуже оригинала.) (Конечно, Данило был очень талантлив! Ребята вспомнят  или найдут в тексте, как Данило еще ребенком  интуитивно чувствовал красоту камня, как помог  Прокопьичу узор придумать, а когда приказчик велел  показать, чему его научили, то старый мастер даже ахнул:  «Когда хоть ты, Данилушко, все это понял? Ровно я  тебя еще и вовсе не учил ». А Данило отвечал: «Сам же  показывал да рассказывал, а я примечал ». Тяга у него  была к малахитовому делу! Работал Данило быстро, с  удовольствием, так, как можно заниматься только  любимым делом, не зная ни сна, ни покоя. Он был очень  трудолюбив. Но «горным мастером» — учеником Медной горы Хозяйки — мог стать только тот мастер, который  познал красоту природы и имел фантазию, чтобы не    копировать, а создавать свое произведение искусства. Для настоящего мастера первостепенное значение имеет  поэтическая выдумка. Должен родиться замысел, а потом уже подбирается камень. Об этом говорит Даниле  Хозяйка горы: «Кабы ты сам придумал, дала бы тебе  такой камень, а теперь не могу». Вот поэтому и  уничтожает Данило свою чашу, которая стала для него  воплощением бескрылости, отсутствия поэтической  фантазии, самостоятельной творческой мысли. Познавательные  УУД:  1. вычитывать разные виды текстовой  информации,  используя разные  механизмы и приёмы  чтения; 2. разграничивать  основную и  дополнительную  информацию; 3. преобразовывать и сохранять  информацию . Коммуникативные  УУД: 1.Формирование  навыков речевой  деятельности 2. Освоение  способов совместной деятельности люди с их суетой, обидами и расчётами  отвлекают от дела и мешают работать. Художник должен быть свободен. Данила  работает не за вознаграждение, он свободен от  власти денег. Мастерство он ценит превыше  всего Составление  рассказа  о  жизни  Данилки. Вывод:  даже имея талант, необходимо много  учиться и работать, чтобы стать настоящим  мастером своего дела. V.Закрепление Цель –  зафиксировать новые знания Пересказ тех отрывков текста, в которых говорится о  жизни Данилки VI.  Самостоятельн ая работа по  тексту Цель –  тренировать  способность к  самоконтролю Работа  над  языком  сказа, особенностями   речи  героев. ­Приведите примеры  яркости,  выразительности  языка  сказа (описания  букашки, работы над заказной чашей и своей,  каменного цветка, творческих мучений Данилы,  встречи с Медной горы Хозяйкой). —От чьего лица идет повествование: от лица  автора или рассказчика? Свое мнение нужно  обосновать. Выполняют в парах  (Услышали они эту историю из уст рассказчика­ сказителя, потому что написан сказ разговорным  языком (обратить внимание на лексику и стиль), так,  что можно представить, будто его кто­то сказывает.  Возможно, автор и рассказчик — одно лицо.) Личностные  результаты: 1. формирование  уважительного  отношения к  русскому народу, к  труду, искусству; Коммуникативные  УУД: 1.Формирование  навыков речевой  деятельности Регулятивные  УУД: 1. высказывать  предположения на  основе наблюдений; 2. самостоятельно  делать выводы; Коммуникативные  УУД: 1. Освоение  способов совместной деятельности Познавательные  УУД:  1. делать выводы,  обобщения; Выразительное чтение учащимися фрагмента от  слов «С той поры и стал чуть не каждый день в  лес бегать…» до слов «…не мог её из головы  выбросить». ­ Почему Данила решил делать чашу по дурман­ цветку? Его отношение к природе особое (это тоже  отличает мастера) – он пытается её  постичь, переступить через нерушимую грань  между искусством и природой, соединить их  воедино. ­ Как вы понимаете слова «А камень­то какой!  Первый камень! Понимаете, первый!» Данила стремится поведать людям о  природной красоте камня, показать его силу.  Путь героя – попытка разгадать тайны  природы, сделать живым самое, казалось бы, неживое – камень, но может ли быть для  мастера неживым то, что создала природа?  Для Данилы­мастера камень живой. Беседа. ­Почему Хозяйка Медной горы подсказала  Даниле­мастеру место, где он может найти  нужный камень? ­Перечитайте диалог Данилы и Хозяйки Медной горы. Почему она не сразу выполняет просьбу  Данилушки? Выводы. Почему Данило разбил свою чащу, сделанную на заказ? Что мучило его? Однако в искусстве нет и не может быть  воплощённого, достигнутого идеала, только  поэтому оно остаётся искусством. Данила  это почувствовал и уничтожил чашу 2. осуществлять  самоконтроль и  самооценку; 3. преобразовывать  информацию из  одной формы в  другую. (Желание сделать чашу, похожую на живой  цветок, изменило жизнь Данилы. Сказочный образ  каменного цветка символизирует красоту  материала и творческий полет мысли мастера,  который должен вдохнуть в камень жизнь. Именно каменный цветок Хозяйки Медной горы помог ему  понять, в чем заключается истинная сила  мастерства.) Внимательно  слушают, при необходимости делают  краткие записи в тетрадях. Отвечают на вопросы  Реальные события, герои, место, где происходит  действие Завязка, кульминация, развязка Называют по содержанию текста Данила понимал: по заказу нельзя создать  настоящее произведение искусства. Работы по  присланному чертежу, по общему мнению мастеров, не что иное как порча камня. Однако герой, как и — Почему же сказ называется «Каменный  цветок», а не «Данило­мастер», например, ведь главным героем является он?  А что если  убрать из сказки историю о каменном цветке и  оставить рассказ о мастере, о его других  талантливых работах, представить, что он  благополучно женился на Кате, и стали они  жить­поживать да добра наживать? Какое  название подошло бы этому рассказу? Конечно, « Данило­мастер». Какую же мысль вложил  Бажов в сказ, дав ему название «Каменный  цветок»? Устное рисование «каменного цветка». Чем заканчивается сказ? Просмотр  фрагментов фильма А.Птушко 1.Прочитать статью учебника, посвящённую  Н.Н.Носову, с.112­113, ч.2. 2.Подготовить к пересказу любой прочитанный  ранее рассказ Н.Н.Носова. 3.Нарисовать любимых героев произведений  Н.Н.Носова (по желанию) VII. Итог  урока.  Рефлексия Цель  зафиксировать новое  содержание VIII.  Домашнее  задание. всякий мастер своего дела, человек слова. Данила не  может его нарушить и не выполнить заказ. Создавая чашу, о которой он мечтал, Данила  стремится к идеалу. Выполняют задание устно.  Сказ «Каменный цветок» заканчивается тем, что  Данилушка неожиданно уходит из дома неизвестно  куда. Рефлексия  способности  организовывать  собственную  деятельность.  Прогнозирование.

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по сказу П.Бажова "Каменный цветок"

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по сказу П.Бажова "Каменный цветок"

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по сказу П.Бажова "Каменный цветок"

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по сказу П.Бажова "Каменный цветок"

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по сказу П.Бажова "Каменный цветок"

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по сказу П.Бажова "Каменный цветок"

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по сказу П.Бажова "Каменный цветок"

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по сказу П.Бажова "Каменный цветок"

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по сказу П.Бажова "Каменный цветок"

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по сказу П.Бажова "Каменный цветок"

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по сказу П.Бажова "Каменный цветок"

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по сказу П.Бажова "Каменный цветок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017