Разработка и реализация развивающих игр В.В. Воскобовича для формирования представлений о форме у старших дошкольников
Составляя данную разработку, мы базировались на технологии «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича В.В., содержанием которой выступает эффективное использование развивающих игр, направленных на формирование представлений о форме у старших дошкольников.
Цель: развитие представлений о форме у старших дошкольников
Задачи:
-формировать у дошкольников старшей группы познавательное развитие, желание и потребность узнать новое;
-развивать наблюдательность, исследовательский подход с помощью соотнесения различных форм;
-развивать воображение, логическое мышление (умение гибко, своеобразно мыслить, устанавливать обычную фигуру под новым углом зрения);
-формировать базисные представления (об окружающем мире, математические), речевые умения;
-построить учебно-воспитательный процесс, который будет способствовать интеллектуально – творческому развитию детей в игре.
Занятия были составлены с учетом временных рамок экспериментального исследования (на 4 месяца), сосредоточенные на формирование представлений о форме у старших дошкольников. Проводились 1 раз в неделю.
Таблица 5
Перспективное планирование реализации развивающих игр В.В. Воскобовича для формирования представлений о форме у старших дошкольников
Ме-сяц |
Применяемые игры |
Цели и задачи |
Итоговое занятие |
|
С Е Н Т Я Б Р Ь |
Коврограф «Двухцветный квадрат Воскобовича» «Чудо-крестики2» «Прозрачный квадрат» «Геоконт» «Лабиринты цифр» |
-- Развивать внимание, произвольную память, операции логического мышления, воображения, речи. - Развивать познавательные способности (цвет и форма), формировать элементарные математические представления. - Развивать конструктивные способности старших дошкольников, воображение, мелкую моторику рук. - Развивать воображение, творческие и сенсорные способности. - Продолжать учить дошкольников ориентироваться в пространстве, различать геометрические формы. |
Логико – математическая игра «Как проходят занятия в школе волшебства» Цель: развивать творческие способности, операции логического мышления и самостоятельности; умение изображать геометрические формы по определенным точкам, разделять изображение на части; составлять по силуэтной схеме фигурки из частей.
|
|
О |
Коврограф «Двухцветный квадрат Воскобовича» «Чудо-крестики2» «Прозрачный квадрат» «Геоконт» «Лабиринты цифр»
|
- Развивать внимание, произвольную память, операции логического мышления, воображения, речи. - Развивать познавательные способности (цвет и форма), элементарные математические представления. - Развивать конструктивные способности дошкольников, воображение, мелкую моторику рук. - Развивать логическое мышление, творческие и познавательные способности. - Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, различать геометрические формы - Обучать осваивать геометрические представления, пространственные отношения. |
Логико-математическая игра «Как Малыш Гео шёл в гости к девочке Дольке» Цель: развивать умение сравнивать геометрические фигуры по форме и размеру, группировать их по признакам; делить целое на части, сравнивать их между собой; воспринимать количество независимо от расположения и цвета; составлять целое из частей, делать формы по точкам координатной сетки; осмысливать пространственные отношения. |
|
Н |
Коврограф «Двухцветный квадрат Воскобовича» «Чудо-крестики2» «Прозрачный квадрат» «Геоконт»
|
- Развивать внимание, произвольную память, операции логического мышления, воображения, речи. - Развивать познавательные способности (цвет и форма), элементарные математические представления. - Развивать конструктивные способности дошкольников, воображение, мелкую моторику рук. - Развивать логическое мышление, творческие и сенсорные способности. - Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, различать геометрические формы - Обучать осваивать геометрические представления, пространственные отношения. |
Логико – математическая игра «Как Малыш Гео гостил у девочки Дольки» Цель: развивать умение ориентироваться на листе бумаги, рисовать изображения с помощью графического диктанта; решать логические задачи; делать силуэты из геометрических форм по схеме; составлять слова; классифицировать предметы по видовому признаку.
|
|
Д |
Коврограф «Двухцветный квадрат Воскобовича» «Чудо-крестики2» «Прозрачный квадрат» «Геоконт» «Лабиринты цифр»
|
- Развивать внимание, произвольную память, операции логического мышления, воображения, речи. - Развивать познавательные способности (цвет и форма), элементарные математические представления. - Развивать конструктивные способности дошкольников, воображение, мелкую моторику рук. - Развивать логическое мышление, творческие и познавательные способности. - Продолжать обучать дошкольников ориентироваться в пространстве, различать геометрические формы. - Продолжать обучать осваивать геометрические представления, пространственные отношения. |
Логико – математическая игра «Как Лопушок и Фифа украшали новогоднюю ёлку» Цель: развивать умения сравнивать геометрические фигуры по форме и величине; определять смену направления движения, на ощупь находить путь в лабиринте; решать проблемные задачи, формулировать вопросы; составлять по замыслу предметные силуэты из частей.
|
|
СЕНТЯБРЬ.
1. Коврограф
Цель: формировать представления о геометрических формах, величине; обучать приемам анализа объектов, навыкам распознавать их форму, цвет и размер, осуществлять осложненные наглядные действия; развивать аналитическое восприятие: умение проводить анализ в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения.
«Поймай бабочку».
- Как только друзья разложили на Полянке разноцветные квадраты, вдруг прилетела бабочка. Она порхала, перелетая с одного квадрата на другой. Карточки выкладываются в три ряда по три в каждом ряду. Цель поиск карточки, например, красного цвета. Поиск осуществляется с помощью подачи инструкций: «Вверх», «Вниз», «Вправо», «Влево». Начальное положение обозначается в начале игры (например, белая карточка). За инструкциями дошкольники следят только зрительно, без применения пальцев и указки, перемещаясь на соседнюю карточку. Как только дошкольники отыскивают необходимую карточку, аплодируют в ладоши.
2. Прозрачный квадрат
Цель: обучать дошкольников проводить анализ геометрических форм, сравнивать целое и часть; развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, творческие способности дошкольников.
«Подарок Хранителя Озера Айс»
Если много времени шагать по Фиолетовому лесу в сторону Высоких Гор, то по пути обязательно повстречается Озеро Айс. Хранитель Озера – Главный Незримка Фиолетового Леса. Когда – то в далекие времена под Оранжевый крик Красного Зверя, под Зелёный свист Жёлтой Птицы, под Синий шёпот Голубой Рыбы возникли на Озере волшебные Нетающие льдинки. Секрет их знал только Хранитель Озера, которого никто из филонцев никогда не встречал. Существовала весть, что при помощи волшебной силы Льдинок он оборачивался в кого угодно: и в дракона, и в рыбу, и даже в самолёт. Элементарно, что все филонцы предавались мечтаниям заполучить Льдинки у Хранителя Озера. Но получилось это только Ворону Метру. Вот как это было. «Рад, рад гостю. За льдинками пришёл? – услышал Ворон Метр и, оглянувшись, увидел на ветке дерева синий бантик. – Ладно, давай играть. Загадки мои отгадаешь, меня обыграешь – Льдинки твои. Не обыграешь – Льдинки мои.» И перед Вороном, как вдруг явились четыре Льдинки. «Ответь на вопрос, какая здесь лишняя?» - строго спросил Хранитель (а это был именно он) и внезапно превратился в очки.
- Видишь рисунок? Выложи точно такой же ряд из четырёх пластинок.
-Объясни, почему пластинка с квадратом лишняя. Чем она отличается от всех остальных?
3. «Геоконт» Сказка об удивительном Геоконте.
Цель: - освоение строения геометрических форм, углов; развитие умения наблюдать и сравнивать, соотносить и проводить анализ, производить элементарные обобщения; развивать конструктивные способности; тренировать мелкую моторику рук.
«Гео снится необыкновенный сон». Глава 1.
Чтение главы.
Вручение детям золотого плода
-Перед тобой игра «Геоконт». В сказочном фиолетовом лесу – это Чудесная Поляна Золотых Плодов с Царскими гвоздиками, на которых Паук Юк плетёт разноцветные паутинки.
Дети рассматривают игру, дают имена гвоздикам. Пробуют плести паутинки произвольно.
4. «Лабиринты цифр»
Цель: -развивать математические представления у старших дошкольников: учение обозначать количество цифрой; независимость количества от формы и местоположения предметов; умение отыскивать и поправлять погрешности; представлять целое по отрывкам; развивать внимание, память, мышление
«Добро пожаловать» Лист 1.
5. «Чудо Крестики 2»
Цель: развивать воображение, творческие и познавательные способности, совершенствовать интеллектуальные способности: внимание, память, мышление, речь; развивать мелкую моторику рук, тактильно-осязательные анализаторы; формировать навык освоения пространственных связей, формировать представления о форме.
6. Двухцветный квадрат Воскобовича.
Цель: развивать конструктивные способности старших дошкольников.
«Конструирование по схемам»
Домик. Конфета. Летучая мышь
ОКТЯБРЬ.
1. Коврограф
Цель: формировать представления о познавательных шаблонах цвета, формы, величины; обучать приемам исследования геометрических фигур, умению распознавать их форму, цвет и размер, осуществлять усложненные наглядные действия; развивать аналитическое восприятие: умение проводить анализ цветового сочетания, разделять форму предметов, анализировать отдельные измерения.
«Кто спрятался?»
На полянке показались гномы Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи в многоцветных шапочках. Они еачали играть в прятки с Лопушком.
На коврографе располагаются разноцветные карточки по считалке «Каждый охотник хочет знать, где сидит фазан». Это шапочки гномов. Дошкольники закрывают глаза, взрослый в этот момент прячет одну из карточек. Кто из гномов исчез?
Вариант усложнения: карточки меняются местами.
«Воздушные шары»
Пёс Пятёрка, Лиса Девятка, Зайка Двойка, Магнолик и Лопушок повстречались на Полянке. Лопушок взял с собой воздушные шарики и стал их раздавать своим друзьям. Лисе Девятке – девять шаров, Зайке Двойке – два и т.д. Кто оставался совсем без шариков?
Старшим дошкольникам необходимо распределять кружочки среди зверят – цифрят, прокомментировать свой выбор.
2. «Прозрачный квадрат»
Цель: обучать дошкольников проводить анализ геометрических форм, сравнивать целое и часть; развивать внимание, память, мышление, воображение, творческие способности детей.
«Подарок Хранителя Озера Айс»
Ряды менялись, но Ворон метр постоянно одерживал победу – отыскивал в каждом ряду лишнюю Льдинку.
- Взгляни на изображение. Выстрой из пластинок одинаковый ряд. Найди лишнюю пластинку и объясни, почему ты сделал правильный выбор.
- Сочини по данному образцу свои загадки.
3.«Геоконт» Сказка об удивительном Геоконте
Цель: освоение строения геометрических фигур, углов; развитие умения наблюдать и соотносить, сопоставлять и проводить анализ, делать элементарные обобщения; развивать конструктивные способности; тренировать мелкую моторику рук.
«Гео находит Чудесную Поляну». Глава 2.
Чтение главы.
Плетение на геоконте геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник).
4. «Лабиринты цифр»
Цель: развивать элементарные математические способности у старших дошкольников: обозначать количество предметов цифрой; независимость количества от формы и местоположения объектов; формировать умение отыскивать и корректировать ошибки; изображать целое по фрагментам; развивать внимание, память, мышление.
«В лабиринтах дворца» Лист 2.
5. «Чудо Крестики 2»
Цель: развивать воображение, творческие и познавательные способности, совершенствовать интеллектуальные способности: внимание, память, мышление, речь; развивать мелкую моторику рук, тактильно-осязательные анализаторы, изучать количественный счёт, пространственные отношения.
«Составляем фигуры из альбома»
-Выбираем силуэт по теме: «Люди» (девочка, малыш, мальчик) и складываем предмет.
6. Двухцветный квадрат Воскобовича.
Цель: развивать конструктивные способности старших дошкольников, формировать представления о форме
«Конструирование по схемам»
Конверт. Семафор. Мышка.
НОЯБРЬ.
1. Коврограф.
Цель: формирование представлений о познавательных эталонах цвета, формы, величины; обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные наглядные действия; развитие аналитического восприятия: умения проводить анализ в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения.
«Кто остался?»
В городе Геограде в четырёхугольном доме жили братья-четырёхугольники, а в треугольном - треугольники. Однажды к ним в гости приехали круг и овал. В каком домике они остановятся? Какие домики необходимы для них?
На коврографе располагаются геометрические фигуры (различные треугольники, четырёхугольники, круги и овалы) и два домика (четырёхугольник и треугольник). Дети из «Разноцветных верёвочек» строят дома для круга и овала.
2. «Прозрачный квадрат»
Цель: учить детей анализировать геометрические формы, сравнивать целое и часть; развивать внимание, память, мышление, воображение, творческие способности детей.
«Подарок Хранителя Озера Айс»
«Острый глаз у тебя. Нашёл – таки отличия, - проворчал Хранитель, превращаясь в змею. –Отыщ-щ-щи-ка ты лучше общ-щ-щ-щее». Появился новый ряд.
- По этому изображению составь ряд из пластинок. Объясни, что объединяет пластинки. Обозначь одним словом.
- Сочини похожую загадку.
3. «Геоконт» Сказка об удивительном Геоконте.
Цель: развивать умение понимать строение геометрических форм, углов; развивать умение отмечать и сравнивать, сопоставлять и анализировать, делать простейшие обобщения; развитие конструктивных способностей; тренировка мелкой моторики рук.
«Гео узнаёт про тайну Поляны». Глава 3.
Чтение главы.
Делаем фигуры на геоконте по схемам. Бочонок.
4. «Лабиринты цифр»
Цель: освоение математических представлений у детей: обозначение количества цифрой; независимость количества от формы и расположения предметов; умение находить и исправлять ошибки; представлять целое по фрагментам; развитие внимания, памяти, мышления.
«Королевский обед» Лист 3.
5. «Чудо Крестики 2»
Цель: развитие воображения, творческих и сенсорных способностей, совершенствование интеллекта: внимания, памяти, мышления, речи, тренировка мелкой моторики руки, тактильно-осязательных анализаторов, освоение количественного счёта, пространственных отношений.
«Составляем фигуры из альбома»
-Выбираем силуэт по теме: «Сказки» ( Василиса Прекрасная, Иван Царевич, Кащей Бессмертный, Змей Горыныч, Петрушка) и складываем предмет.
6. Двухцветный квадрат Воскобовича.
Цель: развитие конструктивных способностей детей.
«Конструирование по схемам»
Ёжик. Звёздочка. Башмачок.
ДЕКАБРЬ.
1.Коврограф.
Цель: формирование представлений о познавательных эталонах цвета, формы, величины; обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия; развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму объектов, выделять отдельные измерения.
«Какой длины Фифа?»
Однажды Фифа призадумалась: «Любопытно, сколько же я ростом?» На Полянке работа закрутилась полным ходом. Чем только не мерили Фифу: и кружками, и квадратами, и зверятами - цифрятами, и даже Лопушком.
На коврографе делается аппликация гусеницы из верёвочек. Дети знакомятся с условной меркой - измеряют Фифу кружочками, квадратиками, зверятами -цифрятами и Лопушком. Каких мерок в Фифе больше всего, меньше всего?
2. «Прозрачный квадрат»
Цель: учить детей анализировать геометрические формы, сравнивать целое и часть; развивать внимание, память, мышление, воображение, творческие способности детей.
«Подарок Хранителя Озера Айс»
Ворон Метр мог гордиться собой – загадка была разгадана. Неожиданно пошёл дождь, и в шуме падающих капель Ворон услышал: «Лишнее, общее…Это слишком легко. А вот тебе ещё загадка. В чём секрет этого ряда? Если догадаешься, положи рядом Льдинку.
-Посмотри на рисунок. Выложи точно такой же ряд, найди закономерность и продолжи его. Чем отличаются пластинки друг от друга?
-Сочини похожую загадку.
3. «Геоконт» Сказка об удивительном Геоконте.
Цель: постигать смысл строения геометрических форм, углов; развитие умения наблюдать и сравнивать, сопоставлять и проводить анализ, производить элементарные обобщения; развивать конструктивные способности; тренировать мелкую моторику рук.
«Гео находит и теряет Луч-Владыку». Глава 4.
Чтение главы.
Делаем фигуры на геоконте по схемам. Флажок.
4. «Лабиринты цифр»
Цель: формировать представления о форме у старших дошкольников: обозначение количества цифрой; независимость количества от формы и расположения предметов; умение находить и исправлять ошибки; представлять целое по фрагментам; развитие внимания, памяти, мышления.
«Билеты на бал» Лист 4.
5. «Чудо Крестики 2»
Цель: развивать воображения, творческие и сенсорные способности, совершенствовать интеллект: внимание, память, мышление, речь, тренировать мелкую моторику рук, тактильно-осязательные анализаторы, способствовать освоению количественного счёта, пространственных взааимоотношений.
«Составляем фигуры из альбома»
-Выбираем силуэт по теме: «Рукотворный мир» ( свечка, бутылка, кофта, конфета, бант, лампа, ваза, бокал, мобильник, костюм) и складываем предмет.
6. Двухцветный квадрат Воскобовича.
Цель: развитие конструктивных способностей детей.
«Конструирование по схемам»
Лодочка. Рыбка. Самолётик.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.