Сценарий классного часа "Доброта в нас и вокруг нас"
Сейчас частенько можно услышать, что зло победило добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в трудности остальных. Молвят, россияне, шагнув в новый мир, где валютные дела стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно посодействовать другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились.
Так ли это?
Ответ на этот вопрос совсем важен, поэтому что речь идет о
стержне нашего государственного характера. Делать добро людям – это душевная
потребность для российских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких
предков. В нашей сегодняшней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что
некие теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.
И я вам предлагаю тему для разговора о доброте, которая постоянно согревает
душу того, кто её сотворил.
«Доброта в нас и вокруг нас».
Соц прогресс возможен только в том случае, если он имеет под собою нравственную
базу, проводится в согласовании с гуманистической моралью. Потому сейчас
полностью оправдано обращение к таковым извечным нравственным категориям, как
«добро», «доброта», «добродеяние».
Добро - это всё то, что морально ценно, что содействует благополучию человека,
общества в целом.
Доброта - морально-ценностная черта человека, включающая такие характеристики,
благодаря которым он способен творить добро. К таковым свойствам относятся
отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими
интересами ради остальных, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д.
Давайте обратимся к высказываниям писателей о доброте...
Ученик:
· Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».
· Жан Жак Руссо: «Настоящая доброта заключается в благожелательном отношении к людям».
· Вильям Шекспир: «Чтоб оценить доброту в человеке, нужно иметь некую долю этого свойства и в самом себе».
· Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях».
· Лев Толстой: «Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех остальных».
· Миша Пришвин: «Наилучшее, что храню в себе, это живое чувство к хорошим людям».
· Максим Горьковатый: «Как отлично отнестись к человеку человечески, сердечно».
Человек, который делает добро иным, ощущает себя
счастливым. Давайте вспомним некие народные пословицы, связанные с темой нашего
разговора:
Ученик: «Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре
– тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного
обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому»,
«Давай вершить добро, пока есть силы. Не то позже и ты, и я в преддверии могилы
только зло пожнём», «Твори добро, чтоб любя, добро тебя отыскало. Зла не верши,
чтоб тебя не погубило зло».
Учитель:
Вы направили внимание, что рядом с хорошем частенько употребляется зло. Добро
постоянно противодействует злу, борется с ним. Чего же больше в людях:
добра либо зла?
Перед вами конверты с жетонами, символизирующими добро и зло. Подумайте и
выберите соответственный вашим убеждениям жетон. (Жетоны собираются и кладутся
на чашечки весов. Всем наглядно видно чего же больше в людях добра либо зла).
Когда-то совсем давно, в самом начале нашего века, узнаваемый
музыкант-органист, писатель, доктор философии и богословия Альберт Швейцер, к
величайшему изумлению знакомых в 30 лет поступает на мед факультет, прилежно
изучает терапию, хирургию, травматологию. Получив диплом врача, он совместно с
юной и прилежной супругой уезжает в центральную Африку, в Габон, туда, где
больше всего страданий и невежества. На средства, приобретенные от собственных
концертов, книг, лекций, он строит больницу. Он много работал, шестьдесят лет:
лечил, облегчал боль, возвращал удовлетворенность (лишь у него в больнице
прокажённые, люди, обречённые судьбой на одиночество, жили полной жизнью,
работали, растили деток). Глубоко уважали и почитали его люди, слагали о
Швейцере легенды.
Давайте вслушаемся в обращение к нам из его книжки «Благовение перед жизнью».
Открой глаза и поищи, где человек нуждается хоть незначительно в твоём участии,
в твоём времени, в твоём дружеском расположении, может быть, ты окажешь
дружескую услугу человеку, чувствующему себя одиноко. Нужно частицу собственной
жизни отдавать иным. Как ты это сделаешь - зависит от тебя и от событий.
Давайте задумаемся над вопросами героя стихотворения Александра Яшина:
Ученик:
«Сердечко чьё смягчил,
Кому подал руку?
Кому облегчил душевную муку?
Чью старость утешил?
Кого осчастливил?
Кого на дорогу на торную вывел?»
Учитель:
Эти вопросы обращены к каждому из нас. И я убеждена, что в жизни всех нас были
моменты, когда нам кто-то впору посодействовал в самых различных ситуациях.
Либо вы сами поддержали кого-то в беде, независимо от того, родной это был
человек либо совсем незнакомый.
Поведайте о хорошем поступке, который сделали вы сами либо таковой поступок
оставил добрую отметину в вашем сердечко, либо видели, либо услышали о людской
доброте и не запамятовали.
«Хороший поступок»:
Рассказы преподавателя и студентов.
Представьте себе, если б каждый из нас был внимателен к окружающим, скольких
бед можно было бы избежать! А сколько новейших друзей могло бы быть у каждого
из нас! У добра много лиц: кто-то посодействовал дойти до дома заблудившемуся
слепому человеку. Кто-то в дни террористического акта помчался сдавать кровь,
не дожидаясь громкого призыва. А этот немолодой, одинокий человек, не считаясь
со своими скромными расходами, берет на праздники малыша из детдома и радуется
совместно с ним подаркам. Другие, прочитав рубрику «Поможем» о пожаре, который
сделал скромную семью «бомжами», спешат на почту с одеждой, собранной у себя
дома и у друзей…
Обожать население земли легче, чем сделать добро родной мамы - гласит старинное
украинское изречение. В нём крупная мудрость народной педагогики. Нереально
воспитать человечность, если в сердечко нет доброты к самому близкому и
драгоценному человеку - мамы, папе, дедушке, бабушке.
Учитель:
Не выдерживает материнское сердечко, сгорает от горя и обиды, если вырастают
недобрые, неблагодарные детки. В маленькой больнице на окраине огромного
городка лежали две мамы – Чернокосая и Белокосая. Они родили отпрысков. Сыновья
родились в один день: у Чернокосой мамы – утром, у Белокосой – вечером. Обе
мамы были счастливы. Они желали о будущем собственным отпрыском. Я хочу, чтоб
мой отпрыск стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая мама. – Музыкантом
либо писателем, известным всему миру. Либо скульптором, создавшим произведение
искусства, которое будет жить века. Либо инженером, построившим космический
корабль, который полетит к далекой звезде.… Вот для чего хочется жить…А я хочу,
чтоб мой отпрыск стал хорошим человеком, - произнесла Чернокосая мама. – Чтоб
никогда не забывал мамы и родного дома. Чтоб обожал Родину и ненавидел
противников. Каждый день к юным матерям приходили в гости отцы. Они долго
смотрели на мелкие личики собственных отпрысков, в очах у их сияло счастье,
изумление и умиление. Позже они посиживали у кровати собственных жен и
долго-долго о чем-то шепотом говорили с ними. У колыбели новорожденного грезят
о будущем – естественно, лишь о счастливом. Через недельку счастливые мужья,
ставшие сейчас отцами, увезли домой жен и отпрысков. Прошло 30
лет. В ту же маленькую больницу на окраине огромного городка пришли две дамы –
Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были таковыми
же красивыми, как и 30 лет назад. Они узнали друг дружку. Их обеих положили
лечиться в ту же палату, где 30 лет назад они родили отпрысков. Они ведали о
собственной жизни, они молчали о сыновьях. Наконец, Чернокосая спросила
-Кем же стал твой отпрыск?
-Выдающимся музыкантом, - с гордостью ответила мама. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего городка. Он пользуется большущим фуррором. Неужто ты не знаешь моего отпрыска? – И Белокосая мама назвала имя музыканта. Да, естественно, Чернокосая мама отлично знала это имя, оно было понятно почти всем. Не так давно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.
-А твой отпрыск кем стал? – спросила Белокосая.
-Хлеборобом. Ну, чтоб тебе понятнее было – механизатором в колхозе, то есть и трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, отпрыск мой пашет землю и сеет хлеб, убирает сбор и опять пашет землю, сеет и опять убирает… Живем мы в селе – км 100 отсюда. У отпрыска двое деток – мальчик 3-х лет и девчонка не так давно родилась…
-Все-таки счастье тебя обошло, - произнесла Белокосая. – Твой отпрыск стал обычным, никому не известным человеком.
Чернокосая мама ничего не ответила.
И дня не прошло, а к Чернокосой мамы приехал из села отпрыск. В белом халатике, он сел на белую скамейку, долго-долго о чем-то шептался с мамой. В очах Чернокосой мамы светилась удовлетворенность. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всем на свете. Она держала в собственных руках сильную, загоревшую на солнце руку отпрыска и улыбалась. Расставаясь с мамой, отпрыск, как бы извиняясь, выложил из сумки на небольшой столик виноградные гроздья, мед, масло. «Поправляйтесь, мать», - произнёс он на прощанье и поцеловал её.
А к Белокосой мамы никто не пришел. Вечером, когда в комнате воцарилась тишь и Чернокосая мама, лежа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая произнесла:
-У отпрыска сейчас концерт.… Если б не концерт, он, естественно, пришел бы…
на 2-ой день перед вечером к Чернокосой мамы опять приехал сын-хлебороб из далекого села. Снова он долго посиживал на белой скамейке, и Белокосая мама услышала, что в поле сейчас жгучая пора, работают они день и ночь… Расставаясь с мамой, отпрыск выложил на небольшой столик пчелиные соты, белую паляницу и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой дамы светилось и, морщины расправились.
К Белокосой мамы никто не проходил. Вечером дамы лежали
молча. Чернокосая улыбалась, тихо вздыхала, опасаясь, чтоб её вздохи не услышала
соседка.
В 3-ий день, перед вечером, к Чернокосой мамы опять приехал сын-хлебороб из
далекого села – привез два огромных арбуза, виноград, яблоки. Совместно с
отпрыском приехал 3-х летний черноглазый внук. Отпрыск и внук долго посиживали
у постели Чернокосой мамы; в её очах сияло счастье, она помолодела. Белокосая
мама с болью в сердечко услышала, как внук говорил бабушке: совместно с отцом
он вчера полдня ездил на «капитанском мостике» комбайна. «Я тоже буду
комбайнером», - произнёс мальчик, и бабушка поцеловала его.… Белокосая мама в
эти мгновения припомнила, что её отпрыск, выдающийся музыкант, отправляясь в
долгие поездки, сдавал, как говорили в семье, маленького отпрыска в какой-то
интернат…
Месяц лежали в больнице две мамы, раз в день приезжал к Чернокосой мамы сын-хлебороб из далекого села, привозил ухмылку сыновнюю, и, казалось, мама лишь от той ухмылки выздоравливает. Казалось Белокосой мамы, что, когда к её соседке приезжал отпрыск, даже больничным стенкам хотелось, чтоб мама сына-хлебороба быстрее выздоровела. К Белокосой мамы так никто и не пришел. Прошел месяц. Врачи произнесли Чернокосой мамы: «Сейчас вы совсем здоровы. В сердечко нет никаких шумов, ни перебоев». А Белокосой мамы врач произнёс: «Вам еще нужно полежать. Естественно, вы тоже станете совсем здоровым человеком». Говоря это, врач смотрела почему-то в сторону.
За Чернокосой мамой приехал отпрыск. Он привез несколько
огромных букетов бардовых роз. Цветы подарил врачам и сестрам. Все в больнице
улыбались.
Прощаясь с Чернокосой мамой, Белокосая попросила её остаться с ней на несколько
минут наедине. Когда из палаты все вышли, Белокосая мама со слезами на очах
спросила:
-Скажи, драгоценная, как ты воспитала такового отпрыска? Ведь мы родили их в один день. Ты счастлива, а я… - и она зарыдала.
-Мы расстаемся и никогда больше не увидимся, - произнесла Чернокосая, потому что не может быть в 3-ий раз такового расчудесного совпадения. Потому я скажу тебе всю правду. Отпрыск, которого я родила в тот счастливый день, умер… Погиб, когда ему не было и года. А это… не кровный отпрыск мой, однако родной! Я усыновила его 3-х летним мальчуганом. Он, естественно, смутно помнит это.… Однако я для него – родная мама. Ты это видела своими очами. Я счастлива. А ты несчастный человек, и я глубоко сочувствую тебе. Если б ты знала, как я страдала в эти дни за тебя. Уже хотела, было уйти из больницы, ведь каждый приезд моего отпрыска приносил тебе тяжелые переживания. Выйдешь из больницы, пойди к отпрыску и скажи: его бездушие повернется против него. Как он относится к маме, так и его детки будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается.
Патриотизм начинается с колыбели. Не может быть реальным
отпрыском собственного Отечества тот, кто не стал настоящим отпрыском мамы и
отца.
Учитель:
Украинская народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: погибель,
старость и нехорошие детки. Старость - неотвратима, погибель - неумолима, перед
этими несчастьями, никто не может закрыть двери собственного дома. А от
нехороших деток дом можно уберечь, как и от огня.
И это зависит не только от нас, родителей, однако и от вас самих - деток.
Умейте ощущать тончайшие душевные движения мамы и отца. Не приносите тревог,
огорчений, обид. Не допускайте, чтоб жизнь родителей была отравлена вашим
позорным поведением. Помните, что раннюю старость и заболевание нам приносят не
столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения,
обиды. Когда болит сердечко, за вас детки, седеют волосы. Не забываются
оскорбительные слова. Рана от занозы заживает, и следа не остаётся. А рана от
обидных слов заживает, однако глубочайший след оставляет.Будьте хорошим
отпрыском, хорошей дочерью до самой старости.Умейте ощущать сердечко мамы,
умейте созидать в её очах мир и покой, счастье и удовлетворенность, тревогу и
беспокойство, смятение и огорчение. Если ты не научишься созидать в очах мамы
её душу, ты на всю жизнь останешься нравственной невеждой.
Ученик:
Мы живём в коллективе, коллектив не любит недоброжелательных людей. Нужно уметь
ощущать, уметь созидать по-доброму окружающих вас одноклассников, уметь желать
добра.
Добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы собственной души иным
людям. Настоящая доброта выражается в желании созидать наилучшим человека.
Настоящая доброта выражается в желании созидать наилучшим человека, с которым
ты соприкасаешься. Если в твоей душе зашевелилось чувство радости в связи с
тем, что твой товарищ ужаснее тебя означает тебе нужно ещё много, совсем много
учить, воспитывать самого себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие.
Учитель:Умейте ощущать рядом с собой человека, умейте читать его душу,
узреть в его очах его духовный мир – удовлетворенность, беду, несчастье, горе.
Первоклассница нарисовала школу. На чистом листе бумаги она вывела большой
золотой круг - солнце - и вокруг него много маленьких головок расцветшего
подсолнуха.
А где же школа? - спросили ее.
Разве вы не видите? - с удивлением, и даже с обидой произнесла девчонка.
Вот это - учительница (девчонка показала на солнце), а вокруг, мы ученики. Это
и есть школа.
Ученики ждут от учителя доброты, тепла, роли, любви.
Может ли учитель стать предпосылкой появления зла в душе малыша.
Дождь постукивал по оконному стеклу. Мелодия дождика, однозвучная голосу
учительницы, убаюкивала. Первоклассник Вова старался не уснуть, а глаза сами
собой предательски закрывались. «НАЗАРЕНКО, ТЫ Снова ДРЕМЛЕШЬ!» Малыш вздрогнул
от резкого голоса учительницы, поднялся и мужественно подал ежедневник, где
учительница сделала третью на данной недельке запись: «Спал на уроке». Мать,
посмотрев дома ежедневник, придавила отпрыска к себе и зарыдала. Он тоже
зарыдал, потому что и мать, оказывается, боялась учительницу. «Мамочка, ты не
плачь, я завтра опять пойду в детский сад. Там можно спать, играться, бегать. А
в классе совершенно ничего нельзя, лишь смирно сиди за партой и стой у стены на
переменках». «Ты уже большой, тебя не возьмут в детский сад». «Тогда я пойду
на работу!» На следующий день мама пошла в школу совместно с отпрыском. На
уроке арифметики учительница несколько раз делала замечание Саше, который всё
время отвлекался на посторонние дела: что-то находил в столе, ранце,
демонстрировал другу. Наконец учительнице это надоело: она скоро подошла к
Саше, отобрала у него альбом с марками (это с ними он возился) и, пройдя к столу,
произнесла: «Чем растрачивать время на марки, да ещё на уроке, лучше бы
арифметикой занялся, ведь у тебя одни двойки». Мальчик зло и обиженно поглядел
на учительницу и до конца урока ничем не занимался.
Эти ситуации побуждают вас задуматься о том, что педагогические решения, совсем
частенько зависят от человечности учителя, от его умения глубоко понимать
ребёнка, его внутренний мир, от сострадания ребёнку.
10-ки, сотни нитей духовно связывающих учителя и учащегося - это те тропинки,
которые ведут к человеческому сердечку, это важное условие дружбы, товарищества
учителя и учащихся.
Если учителя и учеников объединяет духовная общность, при которой забывается,
что преподаватель - управляющий и наставник, если учитель стал другом ребёнка,
если эта дружба озарена благородством, добротой в сердечко ребёнка никогда не
покажется зло, а учительская душа не умрёт без взаимной любви.
Учитель
Это было в последний год войны. Ученика 4-ого класса Володю обидела
одноклассница Нина. Она произнесла ему на перемене: Пять платьев с
заплатами. Нина намекала на то, что у Володи 5 сестренок, мать частенько
болеет, отец умер на фронте, не на что приобрести новейшие платья, потому у
сестренок платья с заплатами… Володя не сумел стерпеть обиды. Он не пошел
жаловаться к Марии Петровне. Он ударил Нину, она залилась слезами. Мария
Петровна все слышала и видела. Она, вздохнув, произнесла: Сегодня я приду
к вам домой, Володя.
Мария Петровна пришла к ним не так давно, всего две недельки назад. До нее нас
учила совсем строгая учительница Мария Николаевна. Если уж она к кому приходила
домой – без ремешка не обходилось.Мы приуныли. На Володю смотрели с
сочувствием: будешь бит сейчас, Володя…На последующий день Володя пришел в
школу веселый. Он несколько раз повторил: К нам приходила Мария
Петровна… позже он поведал: Мария Петровна ни слова не произнесла о том,
что он ударил Нину. Она принесла сестренкам игрушки, а самой старшей –
платьице. А когда уходила, тихонько, совсем тихонько произнесла Володе:
-А драться нельзя…
-Я никогда больше не буду драться, - произнёс Володя. – Поэтому
что это больно Марии Петровне…
И помните постоянно:
Учитель – это человек лишь с хорошим сердечком.
Давайте будем обучаться любви, пониманию и доброте. Неправда, что этому нельзя
научиться! Можно. Нужно лишь захотеть этого совсем сильно. Нужно много и
напряженно мыслить. Нужно слушать свое сердечко. А самое основное – нужно
смотреться в глаза малыша. Конкретно смотреться – как в зеркало. И в их черпать
любовь, удовлетворенность и веру в себя.
Нынешний разговор отдаёт каждому возможность задуматься: а что лично я могу
сделать для того, чтоб мир поменялся к лучшему? Да, обычный человек, не
владеющий ни властью, ни большими средствами, не может воздействовать на
изменение политической, экономической, экологической ситуации в стране. Но он
может конкретно сейчас, сейчас, когда так нашлась борьба между хорошем и злом,
встать на сторону добра. И для этого необходимо сделать одно – полюбить
близкого собственного. Ближний – это не только родной, знакомый, друг, однако и
совсем незнакомый человек, и ему, может быть, живется сейчас ужаснее, чем тебе.
Если представить себе, что каждый так поступит, то возникает возрастающий с
каждым днем круг людей, объединенных не только желанием делать доброе дело,
однако и творящих добро.
Цветаева говорила, что есть круговая порука добра – и цепочка зла. Нужно
стоять, взявшись за руки, в круговой поруке добра, а цепочку зла обрывать на
себе, не пускать его далее по кругу.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она одарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
давайте воевать за доброту!
Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей, делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
Не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живём на Земле.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнесли в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.