Классный час
Тема: «Культура взаимоотношений».
Аудитория: 7 класс.
Цели и задачи: создать условия для развития навыков межличностного общения, познавательной активности учащихся, способствовать формированию у детей социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций, способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, обеспечить возможность для развития культуры взаимоотношений при работе в группах, классном коллективе.
Инвентарь: ручки, фломастеры, карточки- футболки, листы с предложениями для упражнения «Девиз», памятки (по количеству детей).
Ход классного часа.
1. Вступительное слово. Беседа.
Кто такой Робинзон Крузо? (путешественник, мореплаватель, потерпевший кораблекрушение)
Робинзон Крузо, оказавшись на необитаемом острове, ощутил всю тяжесть одиночества. Нуждаясь в общении, он научил говорить попугая, разговаривал сам с собой, читал Библию. Робинзон выжил. 28 лет он сражался с дикой природой и победил. Но не было дня, чтобы он не вглядывался в морскую даль. Робинзон мечтал увидеть на горизонте парус корабля, который вернет его в общество.
Мы с вами в лучшем положении. Но, оказывается, установить хорошие, правильные взаимоотношения в обществе, в котором мы живем, и даже в классном коллективе не всегда просто. Ведь мы с вами можем сказать, что наш класс это совершенно разные люди: у вас у всех разные характеры, взгляды, свои ценности, темперамент и даже настроение. Одни люди нам нравятся больше, другие – меньше. С одними нам приятно общаться, других нам даже видеть не хочется. Но взаимодействовать нам необходимо каждый день. Сегодня мы с вами еще раз поговорим о взаимоотношениях.
2. Ассоциативный ряд.
На доске записывается главное слово ВЗАИМООТНОШЕНИЯ.
Какие ассоциации у вас возникают с этим словом? .
В процессе работы по ходу классного часа сегодня мы с вами будем составлять кластер -, записывать элементы, которые помогут раскрыть, представить в виде схемы изучаемое понятие.
(Для справки. Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются, основные смысловые единицы которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.)
3. Упражнение «Футболка с надписью»
Думаю, что каждый из Вас видел футболки с «говорящими» надписями. Предлагаю и вам придумать и записать на импровизированных футболках свою неповторимую надпись. Прошу вас выполнять индивидуально. В завершении мы рассмотрим, обсудим и возможно попробуем отгадать автора.
Совместное обсуждение: О чем говорят надписи на футболках?
Вывод: Это впечатление о человеке, Таким образом, многие люди подают себя. И часто мы сами , своим поведением создаем неверное впечатление о себе, которое может быть ошибочным, может даже оттолкнуть от себя собеседника.
Обсуждение: Как произвести хорошее впечатление? ( проявляется в уважении к другому, относиться так, как хотели бы, чтобы относился к себе) Человек может чувствовать себя комфортно в присутствии другого только тогда, кода его понимают, не оскорбляют, учитывают его мнение, могут выслушать. А это показатель воспитанности.
4. Совместное обсуждение басни Эзопа «Солнце и Ветер».
Послушайте басню
Поспорили солнце и ветер о том, кто сильнее.
– Я докажу, что я сильнее, – воскликнул ветер. – Видишь человека в плаще. Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе.
Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган.
Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Наконец, ветер стих, а затем и совсем прекратился. Тогда солнце выглянуло из-за тучи и добродушно улыбнулось старику. Вскоре он стал вытирать пот со лба и снял плащ. Тут солнце и сказало ветру, что доброта и дружелюбие всегда пересилят ярость и принуждение.
Анализ басни (совместное обсуждение):
o В чем смысл спора солнца и ветра? (доказать силу).
o Какими методами действует ветер, какими – солнце?
o Чьи методы и почему дали результат?
o В чем же сила?
Вывод: доброжелательный и дружеский подход и понимание людей скорее принесут пользу, чем грубость, насилие, негодование.
5. Упражнение «Девиз».
Задание: выбрать из предлагаемого ряда предложений 1, которое может быть девизом жизни.
- Не верь, не бойся, не проси
- Моя хата с краю - ничего не знаю.
- Через тернии к звездам
- Делай, что должен, и будь что будет
- Бери от жизни все
- Ты этого достоин
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе
- Работа не волк, в лес не убежит
- Не в свои сани не садись
- Хочешь жить - умей вертеться
- Кто не работает, тот не ест
- Просите - и дадут вам, ищите - и найдете, стучите - и откроют вам
- Падающего подтолкни
- Цель оправдывает средства
- Честь превыше прибыли
- Доброе слово и кошке приятно
Далее идет совместное обсуждение . Участникам предлагается охарактеризовать людей, живущих под этими девизами. С кем из них бы вы предпочли строить взаимоотношения? Почему?
Я знаю аксиому
Главнейшую в судьбе:
Не делай зла другому -
Не будет зла тебе.
Холодной думай головой!
Ведь в мире все закономерно:
Зло, излучённое тобой,
К тебе вернется непременно!
В кластер добавляем фразу: зависят от моих жизненных принципов.
Среди привычек, особенностей поведения, которые разжигают ссоры и конфликты между людьми, особенно распространенными (часто встречающимися) являются чрезмерная эмоциональность, иногда даже агрессивность, требовательность, невнимание к нуждам и интересам других, неумение выслушать других. Решение своих проблем путем силы - это работа в направлении самоуничтожения, а не самосовершенствования.
Вывод: если вы хотите иметь мир в сердце и во взаимоотношениях с окружающими, то ваш путь - это сознательный контроль мыслей и поступков, особенно негативных.
6. Упражнение «Общий язык».
Три участника. За три минуты должны договориться, где встретиться. Но средства общения ограничены: 1- не видит, 2- не слышит, 3- не может говорить.
Иногда мы с вами бываем в таких ролях, можем не слышать, не видеть и поэтому не можем договориться.
Вывод: хорошие взаимоотношения между людьми – это труд.
Отношения между людьми регулируются определенными законами, некоторые из которых мы сегодня рассмотрели. Мы сегодня с вами освежили знания на практике , и нам бы хотелось, чтобы и в жизни вы могли их применять выстраивая добрые отношения с одноклассниками, со своими родителями, братьями и сестрами, соседями, окружающими людьми в транспорте, на улице, общественных местах. Отнеситесь к ним так, как хотели бы, чтобы отнеслись к вам. И увидите, как много добрых и хороших людей, оказывается, живет рядом с вами.
В заключение предлагаю Вам послушать притчу -"С чего начать"
Один человек решил сделать мир совершенным. Он сказал: "Дайте мне семь лет, и я изменю мир!" Семь лет он встречался с президентами, собирал мудрецов, разрабатывал и внедрял проекты по переустройству мира. Но мир остался прежним.
Тогда он сказал себе: "Наверное, эта задача мне не по зубам. Для начала надо изменить свою страну. Когда другие увидят, как у нас хорошо, они последуют нашему примеру. Мне нужно для этого 700 дней. Он работал не покладая рук, привлек руководителей и политиков, ученых, промышленников, банкиров. Но страна осталась прежней.
"Ну хоть свой город я смогу изменить за семь месяцев!" - воскликнул наш герой. За семь месяцев развил бешеную активность, встретился с каждым жителем, но город остался прежним.
Тогда он решил изменить свою семью за семь недель. С тем же результатом.
И тут он задумался: может быть, надо начать с себя? И взял себе семь дней сроку. А когда он изменился - изменилась его семья, его город, его страна, его мир.
Спасибо за работу!
Все ученики получают памятки
«Несколько советов по эффективному общению».
· Узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества — это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях.
· Проявляйте понимание и терпение. Развивай в себе чувствительность и внимание к внутреннему миру другого человека.
· Используй правило трех плюсов: улыбка, комплимент, имя собеседника.
· Держите себя спокойно и уверенно.
· Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.
· Никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;
· Контролируй свои мысли и поступки;
· Проявляй внимание к людям, старайся, чтобы твои слова и поступки не обижали их. Обращай внимание на так называемые «мелочи» в общении!
· Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают.
· Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало.
· Помни, каждый достоин уважения, так как он — человек. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.