Разработка модели педагогической диагностики эмоционального благополучия детей определённой возрастной группы (5 – 7 лет).
Методика |
Предмет диагностики |
Источник (автор) |
Метод |
Материал |
Примечание |
«Рисунок человека» |
Исследование представления ребенка о себе, о своем месте во внешнем мире (Маховер К.) |
Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. Для занятий с детьми 5-7 лет. Методическое пособие. ФГОС Веракса А.Н. |
Графический (рисуночный) |
|
Инструкция: «Нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете». |
«Несуществу-ющее животное» |
Диагностика личностных особенностей, самооценки, социального взаимодействия (Дукаревич М.З.) |
Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. Для занятий с детьми 5-7 лет. Методическое пособие. ФГОС Веракса А.Н. |
Рисуночный тест |
Лист бумаги (горизонтально) |
Инструкция: «Придумай и нарисуй животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».
|
«Рисунок семьи» |
Изучение структуры, взаимоотношений в семье. Выявление специфики восприятия ситуации, в которой находится испытуемый, его актуальные потребности, страхи, желания |
Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. Для занятий с детьми 5-7 лет. Методическое пособие. ФГОС Веракса А.Н. |
Рисуночный тест |
Традицион-ные для рисуночных тестов |
Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». |
«Цветовой тест» |
Исследование личностных особенностей, уровня самооценки (Эткинд А.) |
Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. Для занятий с детьми 5-7 лет. Методическое пособие. ФГОС Веракса А.Н. |
|
Восемь цветных карточек: красная, фиолетовая, желтая, зеленая, синяя, коричневая, черная, серая. |
Предварительно составить список значимых для дошкольника лиц. К ним относятся члены семьи испытуемого, его лучший друг (подруга), сверстник, с которым отношения у ребенка очевидно не ладятся, воспитатель. Кроме того, некоторые ситуации, связанные со спецификой социального окружения («ты в детском саду», «ты дома»). |
«Кактус» |
Определение эмоционального состояния ребёнка, наличия агрессивности, её направления и интенсивности. (модификация Панфилова М.А.) |
Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. «Пособие для практических работников ДОУ «В мире детских эмоций». АЙРИС ПРЕСС, Москва 2004. Стр. 91
|
Графический |
Лист бумаги стандартного размера и простой карандаш. |
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, какой ты себе представляешь». |
«Проективные рассказы» |
Определение эмоционального самочувствия ребёнка в детском саду |
Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. «Пособие для практических работников ДОУ «В мире детских эмоций». АЙРИС ПРЕСС, Москва 2004. Стр. 27 |
Индивидуаль-ная беседа |
|
Инструкция: «Мне интересно, как ты живёшь в группе. Я хочу узнать о тебе и др. детях побольше. Чтобы нам поближе познакомиться, давай вместе поиграем. Сейчас я буду рассказывать тебе истории про мальчика (девочку), а ты будешь мне помогать. Я начну рассказывать, а ты продолжишь». |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.