Открытый урок
в 10 «Ф» классе
по теме:
«Показательные уравнения»
Учитель: Похилая О.П.
ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей – интернат»
Таганрог - 2020
Показательные уравнения
Тип учебного занятия: изучение нового материала.
Вид занятия: открытие новых знаний и закрепление ранее изученного.
Цель занятия: развитие деятельностных компетенций обучающихся через овладение основными методами решения простейших показательных уравнений.
Задачи: а) обучающая: познакомить обучающихся с определением показательного уравнения и основными методами и приемами решения показательных уравнений.
б) развивающая: создать условия для развития: познавательного интереса к математике через содержание учебного материала; навыков устной и письменной речи; развитие памяти; логического мышления, самостоятельной деятельности обучающихся.
в) воспитательная: обеспечение условий: по формированию сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся, для совершенствования навыков общения и взаимопомощи; воспитывать аккуратность ведения записей, умение объективно оценивать результаты своей работы, воспитывать такие качества характера как настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
Методическое оснащение урока:
Источники информации: обучающие карточки, презентация, учебник Ш. А. Алимов и др. «Алгебра и начала математического анализа. 10 - 11»
Оборудование: компьютер, проектор, мел \ маркеры, доска.
Дидактическое сопровождение: тестовые задания.
План учебного занятия
1. Организационный момент:
Приветствие, эмоциональный настрой обучающихся на работу.
2. Проверка знаний обучающихся.
Дидактическая задача – воспроизведение опорных знаний предыдущего урока.
Метод и форма проведения: фронтальный опрос в игровой форме «Заморочки из бочки», математический диктант, взаимопроверка.
По завершении опроса выставление обучающимся оценок, краткое рецензирование их ответов при необходимости.
3. Актуализация знаний учащихся.
Дидактическая задача – воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания.
Метод и форма проведения: метод устных упражнений, фронтальный опрос.
4. Сообщение темы, постановка целей и задач занятия совместно с обучающимися. Мотивация.
Дидактическая задача-возбуждение интереса к материалу, пробуждение творческой мысли, осознанное принятие учащимися цели познавательной деятельности.
5. Изучение нового материала
Дидактическая задача - изучение оптимального объема материала, формирование умения пользоваться приобретенными знаниями на практике.
Метод и форма проведения: самостоятельная работа обучающихся с раздаточным материалом (самостоятельное изучение нового материала), словесное изложение, изложение с максимальной наглядностью.
6. Первичная проверка и закрепление изученного материала:
Дидактическая задача - установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.
Метод устных упражнений, письменные задания (практическая отработка решения уравнений), карточки.
7. Подведение итогов занятия
Анализ и оценка успешности достижения цели, результативность занятия.
8. Рефлексия
На координатной прямой отметить местоположение своего ощущения усвоения материала темы.
9. Задание на дом, инструктаж по его выполнению
Составить 3 показательных (решаемые любым методом) и решить их.
Дата проведения: 3.12.2020
Показательные уравнения
«Уравнения – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы»
С. Коваль
Слайд №1. Просвещенные люди издревле решали уравнения и нам предстоит обзавестись ключом к решению нового вида уравнений.
Слайд №2. Для этого нам сегодня предстоит пройти по следующему маршруту. Знакомство с «дорожной картой»
Слайд №3. Математический диктант «Без ручки»
1) x2 + 5x = 0; |
-5; 0 |
2) 6x2 = 0 |
0 |
3) x2 – 9 = 0 |
-3; 3 |
4) –2x2 - 11 = 0 |
нет корней |
5) (x – 2)(x + 4) = 0 |
-4; 2 |
6) x2 + 12x + 36 = 0 |
-6 |
7) 7ⁿ = 1 |
0 |
Слайд №4. Взаимопроверка\самопроверка. Как называется последнее уравнение?
Слайд №5. Сформулируйте словами теорему, позволяющую решать простейшие показательные уравнения. А теперь по очереди приведите примеры показательных уравнений.
Слайд №6. При решении показательных уравнений нам понадобятся правила действий со степенями. Вспомним их. Сформулировать свойства степеней.
Слайд №7. Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте проверим вашу готовность к уроку, ответив на вопросы по пройденному материалу. Фронтальный опрос: «Заморочки из бочки».
Опрос в игровой форме (заморочки из бочки)
1.Какая функция называется показательной?
2.Приведите примеры показательной функции.
3.Назовите область определения функции.
4.Назовите область значений показательной функции y =4x.
5. Какая показательная функция является возрастающей, а какая убывающей?
6. Является ли показательной функция у = 5x + 2
7. Является ли показательной функция у = х2 + 2?
8. Верно ли, что график показательной функции y =2x проходит через точку с координатой(0;1)?
9. Является ли убывающей функция y =2x?
10. Является ли возрастающей функция y = (0,3)x?
11. Верно ли, что показательная функция f(x) = аx принимает наибольшее значение в некоторой точке x0?
12. Верно ли, что показательная функция y = аx принимает значение в некоторой точке значение равное нулю?
13. Верно ли, что уравнение 5x=-5 имеет один корень?
Слайд №8. Какую цель мы сформулировали в начале нашего занятия?
Выявить общий вид показательного уравнения, выяснить способы его решения и научиться решать простейшие показательные уравнения.
Чтобы научиться хорошо решать показательные уравнения нужно уметь узнавать числа и представлять их в виде степени числа.
Устная работа
Представьте числа в виде степени :1/2; 8; 16; 27; 1/32; 64; 81; 100; 125; 128; 216; 243.
Слайд №9. Проверим домашнее задание.
Слайд №10. Изучение нового материала
Слайд № 11. Существуют следующие методы решения показательных уравнений:
1.Метод приведения степеней к одинаковому основанию.
2.Вынесение общего множителя за скобки.
3.Метод введения новой переменной.
4.Метод почленного деления.
5.Графический метод.
Слайд №12. Сейчас мы распределимся по группам и я дам каждому члену группы опорный конспект, по которому вам предстоит изучить один из методов решения показательного уравнения. Изучив метод решения уравнения теоретически, приступаете к практическому применению, разбираете решенные примеры в опорном конспекте. Если возникают вопросы, обращаетесь к учителю. Далее выполняете примеры, предложенные для самостоятельной работы, после чего проходит взаимопроверка. Один из учеников сообщает учителю о готовности группы по своему заданию.
1 группа
«Изучить решение показательных уравнений методом приведения степеней к
одинаковому основанию».
2 группа «Изучить решение показательных уравнений методом вынесение общего
множителя за скобки»
3 группа «Изучить решение показательных уравнений методом введения новой
переменной»
4 группа «Изучить решение показательных уравнений методом почленного деления»
Слайды №13,14,15. Проходит защита заданий каждой группой. Учащиеся остальных групп внимательно слушают объяснения, записывают примеры решения уравнений и задают вопросы, если что-то не понятно.
Слайд №15. Подведение итогов. Способы решения. Оценки.
Проверочная работа:
Решите уравнения, указав выбранный метод решения:
Уравнение |
Решения |
Метод |
1. =128; 2. =; 3. =1; 4. =-1; 5. =8; 6. +=320; 7. -10*+16=0. |
1) 7 2) -1/3 3) -2; 7 4) Нет корней 5) 1,5 6) 3 7) 1; 3 |
|
Слайд № 17, 18. Показательные уравнения ЕГЭ.
Слайд № 19. Дома составить три показательных уравнения и решить их.
Выходя, на координатной прямой отметь свое местоположение ощущения понимания темы.
Приложение 1
Фронтальный опрос: «Заморочки из бочки»
1.Какая функция называется показательной? |
2.Приведите примеры показательной функции. |
3.Назовите область определения показательной функции. |
4.Назовите область значений показательной функции y =4x. |
5.Какая показательная функция является возрастающей, а какая убывающей? |
6.Является ли показательной функция у = 5x + 2 |
7.Является ли показательной функция у = х2 + 2? |
8.Верно ли, что график показательной функции y =2x проходит через точку с координатами (0;1)? |
9.Является ли убывающей функция y =2x?
|
10.Является ли возрастающей функция y = (0,3)x? |
11.Верно ли, что показательная функция f(x)= аx принимает наибольшее значение в некоторой точке x0? |
12.Верно ли, что показательная функция y = аx принимает в некоторой точке значение, равное нулю? |
13.Верно ли, что уравнение 5x =-5 имеет один корень?
|
Приложение 2
Фронтальный опрос: «Заморочки из бочки»
1.Какая функция называется показательной? |
Функция вида y=ax, где а>0 и а≠1. |
2.Приведите примеры показательной функции. |
Например, y=7x |
3.Назовите область определения показательной функции. |
x- любое действительное число |
4.Назовите область значений показательной функции y =4x. |
Множество положительных действительных чисел. |
5. Какая показательная функция является возрастающей, а какая убывающей? |
Показательная функция, основание которой больше единицы, возрастает. Если основание больше нуля, но меньше единицы, то функция убывает. |
6. Является ли показательной функция у = 5x + 2 |
Да. |
8. Является ли показательной функция у = х2 + 2? |
Нет. |
8. Верно ли, что график показательной функции y =2x проходит через точку с координатами (0;1)? |
Да. |
9. Является ли убывающей функция y =2x?
|
Нет.
|
10. Является ли возрастающей функция y = (0,3)x? |
Нет. 0<0,3<1, значит функция убывает |
11. Верно ли, что показательная функция f(x) = аx принимает наибольшее значение в некоторой точке x0? |
Нет, неверно. |
12. Верно ли, что показательная функция y = аx принимает в некоторой точке значение, равное нулю? |
Нет, неверно. |
13. Верно ли, что уравнение 5x =-5 имеет один корень?
|
Нет, оно не имеет корней. |
Приложение 3
Показательные уравнения
Метод уравнивания показателей
Равенство at=as, где a>0,a≠1, справедливо тогда и только тогда, когда t=s.
Пример:
1. Решить уравнение: 22x−4=64.
Представив 64 как 26, перепишем заданное уравнение в виде 22x−4=26.
Это уравнение равносильно уравнению 2x−4=6 , откуда находим: x=5.
Ответ: x=5.
2. Решить уравнение:
а).(2/5)x=(5/2)4;
б).3х^2-х-2=81;
в). 3х=9.
Ответы:
а). -4;
б).-2; 3,
в). 4.
Приложение 4
Показательные уравнения
Вынесение общего множителя за скобки
Признаки показательного уравнения, решаемого вынесением общего множителя за скобки:
1) все степени имеют одинаковые основания;
2) все показатели степеней имеют одинаковые коэффициенты при переменных.
Количество степеней может быть любым.
Выносить за скобки можно степень с любым показателем, но удобнее всего в качестве общего множителя вынести степень с наименьшим показателем если основание a>1, с наибольшим — при a<1.
Вынести за скобки общий множитель — значит, каждое слагаемое разделить на этот множитель. При делении степеней с одинаковыми основаниями показатели степеней вычитаем. При вычитании наименьшего показателя получим все степени с положительными показателями (в противном случае появятся степени с отрицательными показателями и придётся иметь дело с дробями, что менее удобно).
Пример №1
, выносим за скобки степень с меньшим показателем (он равен x):
Ответ: 1.
Пример №2
Решить уравнение:
7x+2 + 4*7 x+1 = 539
Ответ: 1
Приложение 5
Показательные уравнения
Способ подстановки
Показательное уравнение можно решить, введя новое обозначение. После подстановки в исходное уравнение нового обозначения получим новое, более простое уравнение, решив которое, возвращаемся к подстановке и находим корни исходного уравнения.
Пример №1
Решить уравнение: 9x−4⋅3x−45=0.
Решение:
Заменой 3x=t данное уравнение сводится к квадратному уравнению t2−4t−45=0.
Решая это уравнение, находим его корни: t1=9,t2=−5, откуда 3x=9, 3x=−5.
Уравнение 3x=9 имеет корень x=2,
а уравнение 3x=−5 не имеет корней, так как показательная функция не может принимать отрицательные значения.
Ответ: x = 2
Пример №2
Решить уравнение: 4x+2x+1−24=0.
Заметив, что 4x=(22)x=22x=(2x)2, а 2x+1=2⋅2x,
перепишем заданное уравнение в виде (2x)2+2⋅2x−24=0.
Введём новую переменную y=2x; тогда уравнение примет вид y2+2y−24=0.
Решив квадратное уравнение относительно y, находим: y1=4,y2=−6.
Но y=2x, значит, нам остаётся решить два уравнения: 2x=4; 2x=−6.
Из первого уравнения находим x=2, а второе уравнение не имеет корней, поскольку при любых значениях x выполняется неравенство 2x>0.
Ответ: 2.
Пример №3
Решить уравнение:
9x – 4*3x + 3 = 0
Ответ: 0;1
Приложение 6
Показательные уравнения
Однородные уравнения
Рассмотрим показательные уравнения со степенями, содержащими две степени с разными основаниями и одинаковыми показателями: (где a и b — положительные числа, отличные от единицы).
Уравнения такого вида называются однородными показательными уравнениями первой степени. Однородные уравнения решаются делением на одну из степеней:
(так как b>0, то при любом показателе f(x), то есть деление на степень не приводит к потере корней).
В результате деление получаем с одной стороны частное степеней с одинаковыми показателями, с другой — единицу:
По свойству степеней, а единицу можно представить как степень с любым основанием и показателем 0:
Приравниваем показатели:
Пример №1
Разделим обе части уравнения на степень, стоящую в правой части уравнения:
Преобразуем левую часть уравнения
и представим единицу в виде степени с таким же основанием, что и степень в левой части
Ответ: 2,5.
Пример №2
2x+1 = 3x+1
Ответ: -1
Приложение 7
Показательные уравнения Свести к одинаковому основанию |
|
|
-1 |
. |
4 |
. |
10 |
. |
4 |
. |
8,75 |
. |
12,5 |
. |
8 |
|
0 |
|
1,125 |
|
-4 |
Показательные уравнения |
Показательные уравнения |
|||
1 |
|
1 |
|
|
2 |
. |
2 |
. |
|
3 |
. |
3 |
. |
|
4 |
. |
4 |
. |
|
5 |
. |
5 |
. |
|
6 |
. |
6 |
. |
|
7 |
. |
7 |
. |
|
8 |
|
8 |
|
|
9 |
|
9 |
|
|
10 |
|
10 |
|
|
Показательные уравнения |
Показательные уравнения |
|||
1 |
|
1 |
|
|
2 |
. |
2 |
. |
|
3 |
. |
3 |
. |
|
4 |
. |
4 |
. |
|
5 |
. |
5 |
. |
|
6 |
. |
6 |
. |
|
7 |
. |
7 |
. |
|
8 |
|
8 |
|
|
9 |
|
9 |
|
|
10 |
|
10 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.