Разработка открытого урока
Оценка 4.7

Разработка открытого урока

Оценка 4.7
Документация
docx
математика
10 кл
19.06.2021
Разработка открытого урока
Открытый урок по теме: "Показательные уравнения"
Похилая_Показательные уравнения.docx

http://tagpedlicey.ru/attachments/Logo/emblemamal.gif

 

 

 

 

 

Открытый урок

в 10 «Ф» классе

по теме:

«Показательные уравнения»

 

 

Учитель: Похилая О.П.

 

 

 

 

 

 

ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей – интернат»

Таганрог - 2020

 

Показательные уравнения

Тип учебного занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: открытие новых знаний и закрепление ранее изученного.

Цель занятия: развитие деятельностных компетенций обучающихся через овладение основными методами решения простейших показательных уравнений.

Задачи: а) обучающая: познакомить обучающихся с определением показательного уравнения и основными методами и приемами решения показательных уравнений.

б) развивающая: создать условия для развития: познавательного интереса к математике через содержание учебного материала; навыков устной и письменной речи; развитие памяти; логического мышления, самостоятельной деятельности обучающихся.

в) воспитательная: обеспечение условий: по формированию сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся, для совершенствования навыков общения и взаимопомощи; воспитывать аккуратность ведения записей, умение объективно оценивать результаты своей работы, воспитывать такие качества характера как настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.

Методическое оснащение урока:

Источники информации: обучающие карточки, презентация, учебник Ш. А. Алимов и др. «Алгебра и начала математического анализа. 10 - 11»

Оборудование: компьютер, проектор, мел \ маркеры, доска.

Дидактическое сопровождение: тестовые задания.

План учебного занятия

1. Организационный момент:

    Приветствие, эмоциональный настрой обучающихся на работу.

2. Проверка знаний обучающихся.

   Дидактическая задача – воспроизведение опорных знаний предыдущего урока.

    Метод и форма проведения: фронтальный опрос в игровой форме «Заморочки из бочки», математический диктант, взаимопроверка.

     По завершении опроса выставление обучающимся оценок, краткое рецензирование их ответов при необходимости.

3. Актуализация знаний учащихся.

    Дидактическая задача – воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания.

    Метод и форма проведения: метод устных упражнений, фронтальный опрос.

4. Сообщение темы, постановка целей и задач занятия совместно с обучающимися. Мотивация.

     Дидактическая задача-возбуждение интереса к материалу, пробуждение творческой мысли, осознанное принятие учащимися цели познавательной деятельности.

5. Изучение нового материала

     Дидактическая задача - изучение оптимального  объема  материала, формирование  умения  пользоваться  приобретенными  знаниями на практике.

      Метод и форма проведения: самостоятельная  работа обучающихся с раздаточным материалом  (самостоятельное изучение нового материала), словесное изложение, изложение с максимальной  наглядностью. 

6. Первичная проверка и закрепление изученного материала:

     Дидактическая задача - установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

     Метод устных упражнений, письменные задания (практическая отработка решения уравнений), карточки.

7. Подведение итогов занятия

  Анализ и оценка успешности достижения цели, результативность занятия.

8. Рефлексия

На координатной прямой отметить местоположение своего ощущения усвоения материала темы.

9. Задание на дом, инструктаж по его выполнению

Составить 3 показательных (решаемые любым методом) и решить их.

 

Дата проведения: 3.12.2020

Показательные уравнения

«Уравнения – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы»

С. Коваль

   Слайд №1. Просвещенные люди издревле решали уравнения и нам предстоит обзавестись ключом к решению нового вида уравнений.

Слайд №2. Для этого нам сегодня предстоит пройти по следующему маршруту. Знакомство с «дорожной картой»

Слайд №3. Математический диктант «Без ручки»

1)  x2 + 5x = 0;

-5; 0

2) 6x2 = 0

0

3) x2 – 9 = 0

-3; 3

4) –2x2 -  11 = 0

нет корней

5) (x – 2)(x + 4) = 0

-4; 2

6)  x2 + 12x + 36 = 0

-6

7) 7ⁿ = 1

0

Слайд №4.  Взаимопроверка\самопроверка. Как называется последнее уравнение?

Слайд №5. Сформулируйте словами теорему, позволяющую решать простейшие показательные уравнения. А теперь по очереди приведите примеры показательных уравнений.

Слайд №6. При решении показательных уравнений нам понадобятся правила действий со степенями. Вспомним их. Сформулировать свойства степеней.

Слайд №7. Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте проверим вашу готовность к уроку, ответив на вопросы по пройденному материалу. Фронтальный опрос: «Заморочки из бочки».

Опрос в игровой форме (заморочки из бочки)

1.Какая функция называется показательной?

2.Приведите примеры показательной функции.

3.Назовите область определения функции.

4.Назовите область значений показательной функции y =4x.

5. Какая показательная функция является возрастающей, а какая убывающей?

6. Является ли показательной функция у = 5x + 2

7. Является ли показательной функция у = х2 + 2?

8. Верно ли, что график показательной функции y =2x проходит через точку с координатой(0;1)?

9. Является ли убывающей функция y =2x?

10. Является ли возрастающей функция y = (0,3)x?

11. Верно ли, что показательная функция f(x) = аx принимает наибольшее значение в некоторой точке x0?

12. Верно ли, что показательная функция y = аx принимает значение в некоторой точке значение равное нулю?

13. Верно ли, что уравнение 5x=-5 имеет один корень?

Слайд №8. Какую цель мы сформулировали в начале нашего занятия?

Выявить общий вид показательного уравнения, выяснить способы его решения и научиться решать простейшие показательные уравнения.

Чтобы научиться хорошо решать показательные уравнения нужно уметь узнавать числа и представлять их в виде степени числа.

Устная работа

Представьте числа в виде степени :1/2; 8; 16; 27; 1/32; 64; 81; 100; 125; 128; 216; 243.

Слайд №9. Проверим домашнее задание.

Слайд №10. Изучение нового материала

Слайд № 11. Существуют следующие методы решения показательных уравнений:

1.Метод приведения степеней к одинаковому основанию.

2.Вынесение общего множителя за скобки.

3.Метод введения новой переменной.

4.Метод почленного деления.

5.Графический метод.

Слайд №12. Сейчас мы распределимся по группам и я дам каждому члену группы опорный конспект, по которому вам предстоит изучить один из методов решения показательного уравнения. Изучив метод решения уравнения теоретически, приступаете к практическому применению, разбираете решенные примеры в опорном конспекте. Если возникают вопросы, обращаетесь к учителю. Далее выполняете примеры, предложенные для самостоятельной работы, после чего проходит взаимопроверка. Один из учеников сообщает учителю о готовности группы по своему заданию. 

1 группа «Изучить решение показательных уравнений методом приведения степеней к одинаковому основанию». 
2 группа «Изучить решение показательных уравнений методом вынесение общего множителя за скобки» 
3 группа «Изучить решение показательных уравнений методом введения новой переменной»

4 группа «Изучить решение показательных уравнений методом почленного деления»

Слайды №13,14,15. Проходит защита заданий каждой группой. Учащиеся остальных групп внимательно слушают объяснения, записывают примеры решения уравнений и задают вопросы, если что-то не понятно.

Слайд №15. Подведение итогов. Способы решения. Оценки.

Проверочная работа:

Решите уравнения, указав выбранный метод решения:

Уравнение

Решения

Метод

1.    =128;

2.      =;

3.      =1;

4.      =-1;

5.    =8;

6.      +=320;

7.    -10*+16=0.

1)      7

2)      -1/3

3)      -2; 7

4)      Нет корней

5)      1,5

6)      3

7)      1; 3

 

Слайд № 17, 18. Показательные уравнения ЕГЭ.

Слайд № 19. Дома составить три показательных уравнения и решить их.

   Выходя, на координатной прямой отметь свое местоположение ощущения понимания темы.

 

 

Приложение 1

Фронтальный опрос: «Заморочки из бочки»

1.Какая функция называется показательной?

2.Приведите примеры показательной функции.

3.Назовите область определения показательной функции.

4.Назовите область значений показательной функции y =4x.

5.Какая показательная функция является возрастающей, а какая убывающей?

6.Является ли показательной функция у = 5x + 2

7.Является ли показательной функция у = х2 + 2?

8.Верно ли, что график показательной функции y =2x проходит через точку с координатами  (0;1)?

9.Является ли убывающей функция y =2x?

 

10.Является ли возрастающей функция y = (0,3)x?

11.Верно ли, что показательная функция f(x)= аx принимает наибольшее значение в некоторой точке x0?

12.Верно ли, что показательная функция y = аx принимает в некоторой точке значение, равное нулю?

13.Верно ли, что уравнение  5x =-5 имеет один корень?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Фронтальный опрос: «Заморочки из бочки»

1.Какая функция называется показательной?

Функция вида y=ax, где а>0 и а≠1.

2.Приведите примеры показательной функции.

Например, y=7x

3.Назовите область определения показательной функции.

x- любое действительное число

4.Назовите область значений показательной функции y =4x.

Множество положительных действительных чисел.

5. Какая показательная функция является возрастающей, а какая убывающей?

Показательная функция, основание которой больше единицывозрастает.

Если основание больше нуля, но меньше единицы, то функция убывает.

6. Является ли показательной функция у = 5x + 2

Да.

8.    Является ли показательной функция

у  = х2 + 2?

Нет.

8. Верно ли, что график показательной функции y =2x проходит через точку с координатами  (0;1)?

Да.

9. Является ли убывающей функция y =2x?

 

Нет.

 

10. Является ли возрастающей функция y = (0,3)x?

Нет. 0<0,3<1, значит функция убывает

11. Верно ли, что показательная функция f(x) = аx принимает наибольшее значение в некоторой точке x0?

Нет, неверно.

12. Верно ли, что показательная функция y = аx принимает в некоторой точке значение, равное нулю?

Нет, неверно.

13. Верно ли, что уравнение  5x =-5 имеет один корень?

 

Нет, оно не имеет корней.

                                                                               

 

 

 

Приложение 3

Показательные уравнения

 

Метод уравнивания показателей

 

  Равенство at=as, где a>0,a≠1, справедливо тогда и только тогда, когда t=s.

 

 

Пример:

1. Решить уравнение: 22x−4=64.

Представив 64 как 26, перепишем заданное уравнение в виде  22x−4=26.

Это уравнение равносильно уравнению 2x−4=6 , откуда находим: x=5.

Ответ: x=5.

 2. Решить уравнение: 

 

а).(2/5)x=(5/2)4;

 

б).3х^2-х-2=81;

в). 3х=9.

Ответы:

а). -4;

б).-2; 3,

 в). 4.

 


 

Приложение 4

Показательные уравнения

Вынесение общего множителя за скобки

Признаки показательного уравнения, решаемого вынесением общего множителя за скобки:

1) все степени имеют одинаковые основания;

2) все показатели степеней имеют одинаковые коэффициенты при переменных.

    Количество степеней может быть любым.

    Выносить за скобки можно степень с любым показателем, но удобнее всего в качестве общего множителя вынести степень с наименьшим показателем если основание a>1, с наибольшим — при a<1.

     Вынести за скобки общий множитель — значит, каждое слагаемое разделить на этот множитель. При делении степеней с одинаковыми основаниями показатели степеней вычитаем. При вычитании  наименьшего показателя получим все степени с положительными показателями (в противном случае появятся степени с отрицательными показателями и придётся иметь дело с дробями, что менее удобно).

Пример №1

  \[1){5^{x + 2}} - {5^x} = 120\], выносим за скобки степень с меньшим показателем (он равен x):

  \[{5^x} \cdot (\frac{{{5^{x + 2}}}}{{{5^x}}} - \frac{{{5^x}}}{{{5^x}}}) = 120\]

  \[{5^x} \cdot ({5^{x + 2 - x}} - 1) = 120\]

  \[{5^x} \cdot ({5^2} - 1) = 120\]

  \[{5^x} \cdot 24 = 120\_\_\_\left| {:24} \right.\]

  \[{5^x} = 5\]

  \[x = 1\]

Ответ: 1.

Пример №2

Решить уравнение:

7x+2 + 4*7 x+1 = 539

Ответ: 1

 

 

 

Приложение 5

Показательные уравнения

Способ подстановки

     Показательное уравнение можно решить, введя новое обозначение. После подстановки в исходное уравнение нового обозначения получим новое, более простое уравнение, решив которое, возвращаемся к подстановке и находим корни исходного уравнения.

Пример №1

    Решить уравнение9x−43x−45=0.

Решение:

    Заменой 3x=t данное уравнение сводится к квадратному уравнению t2−4t−45=0.

     Решая это уравнение, находим его корни: t1=9,t2=−5, откуда 3x=9,  3x=−5.

    Уравнение 3x=9 имеет корень x=2,

а уравнение 3x=−5 не имеет корней, так как показательная функция не может принимать отрицательные значения. 

Ответ: x = 2

Пример №2

    Решить уравнение: 4x+2x+1−24=0.

Заметив, что 4x=(22)x=22x=(2x)2, а 2x+1=22x,

перепишем заданное уравнение в виде (2x)2+22x−24=0.

     Введём новую переменную y=2x; тогда уравнение примет вид y2+2y−24=0.

     Решив квадратное уравнение относительно y, находим: y1=4,y2=−6.

Но y=2x, значит, нам остаётся решить два уравнения: 2x=4;   2x=−6.

Из первого уравнения находим x=2, а второе уравнение не имеет корней, поскольку при любых значениях x выполняется неравенство 2x>0.

Ответ: 2.

Пример №3

Решить уравнение:

9x – 4*3x + 3 = 0

Ответ: 0;1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Показательные уравнения

Однородные уравнения

      Рассмотрим показательные уравнения со степенями, содержащими две степени с разными основаниями и одинаковыми показателями:   \[{a^{f(x)}} = {b^{f(x)}}\] (где a и b — положительные числа, отличные от единицы).

     Уравнения такого вида называются однородными показательными уравнениями первой степени. Однородные уравнения решаются делением на одну из степеней:

  \[{a^{f(x)}} = {b^{f(x)}}\_\_\_\left| : \right.{b^{f(x)}}\]     (так как b>0, то     \[{b^{f(x)}} > 0\]    при любом показателе f(x), то есть деление на степень не приводит к потере корней).

      В результате деление получаем с одной стороны частное степеней с одинаковыми показателями, с другой — единицу:    \[\frac{{{a^{f(x)}}}}{{{b^{f(x)}}}} = 1\]

По свойству степеней,     \[{(\frac{a}{b})^{f(x)}} = 1,\]  а единицу можно представить как степень с любым основанием и показателем 0:     \[{(\frac{a}{b})^{f(x)}} = {(\frac{a}{b})^0}\]

Приравниваем показатели:      \[f(x) = 0.\]

Пример №1

  \[1){7^{2x - 5}} = {11^{2x - 5}}\]      Разделим обе части уравнения на степень, стоящую в правой части уравнения:

  \[{7^{2x - 5}} = {11^{2x - 5}}\_\_\_\left| : \right.{11^{2x - 5}} \ne 0\]

  \[\frac{{{7^{2x - 5}}}}{{{{11}^{2x - 5}}}} = 1\]                  Преобразуем левую часть уравнения

  \[{(\frac{7}{{11}})^{2x - 5}} = 1\]  и представим единицу в виде степени с таким же основанием, что и степень в левой части  \[{(\frac{7}{{11}})^{2x - 5}} = {(\frac{7}{{11}})^0}\]

  \[2x - 5 = 0\]

  \[2x = 5\]

  \[x = 2,5\]

Ответ: 2,5.

Пример №2

2x+1 = 3x+1

Ответ: -1

Приложение 7

Показательные уравнения

Свести к одинаковому основанию

https://ege.sdamgia.ru/formula/d3/d3fb32d2eb52265bde7f1d02b1a0eba5p.png

-1

https://ege.sdamgia.ru/formula/0d/0dc2b784bb06f409f3f94367e95e5b1cp.png.

4

https://ege.sdamgia.ru/formula/32/32267eb65e903e7c2fa62567324135fdp.png.

10

https://ege.sdamgia.ru/formula/b4/b4228a91c5c06f25fff4a4ce6b2ef10ap.png.

4

https://ege.sdamgia.ru/formula/f7/f729e931b632bee6466393192dc64060p.png.

8,75

https://ege.sdamgia.ru/formula/83/83b68546ca67c13a826341541b3b0b3ap.png.

12,5

https://ege.sdamgia.ru/formula/ba/ba20f78f1dd31a079e4a215d14e0ca47p.png.

8

https://ege.sdamgia.ru/formula/9d/9df4e379362428e1567cf6c3b811d061p.png

0

https://ege.sdamgia.ru/formula/0e/0ed24a592ec9fe5f878dc1d658f61b1cp.png

1,125

https://ege.sdamgia.ru/formula/74/74412cb571859abfb477a06fdb464118p.png

-4

 


 

Показательные уравнения

Показательные уравнения

1

https://ege.sdamgia.ru/formula/d3/d3fb32d2eb52265bde7f1d02b1a0eba5p.png

1

https://ege.sdamgia.ru/formula/d3/d3fb32d2eb52265bde7f1d02b1a0eba5p.png

2

https://ege.sdamgia.ru/formula/0d/0dc2b784bb06f409f3f94367e95e5b1cp.png.

2

https://ege.sdamgia.ru/formula/0d/0dc2b784bb06f409f3f94367e95e5b1cp.png.

3

https://ege.sdamgia.ru/formula/32/32267eb65e903e7c2fa62567324135fdp.png.

3

https://ege.sdamgia.ru/formula/32/32267eb65e903e7c2fa62567324135fdp.png.

4

https://ege.sdamgia.ru/formula/b4/b4228a91c5c06f25fff4a4ce6b2ef10ap.png.

4

https://ege.sdamgia.ru/formula/b4/b4228a91c5c06f25fff4a4ce6b2ef10ap.png.

5

https://ege.sdamgia.ru/formula/f7/f729e931b632bee6466393192dc64060p.png.

5

https://ege.sdamgia.ru/formula/f7/f729e931b632bee6466393192dc64060p.png.

6

https://ege.sdamgia.ru/formula/83/83b68546ca67c13a826341541b3b0b3ap.png.

6

https://ege.sdamgia.ru/formula/83/83b68546ca67c13a826341541b3b0b3ap.png.

7

https://ege.sdamgia.ru/formula/ba/ba20f78f1dd31a079e4a215d14e0ca47p.png.

7

https://ege.sdamgia.ru/formula/ba/ba20f78f1dd31a079e4a215d14e0ca47p.png.

8

https://ege.sdamgia.ru/formula/9d/9df4e379362428e1567cf6c3b811d061p.png

8

https://ege.sdamgia.ru/formula/9d/9df4e379362428e1567cf6c3b811d061p.png

9

https://ege.sdamgia.ru/formula/0e/0ed24a592ec9fe5f878dc1d658f61b1cp.png

9

https://ege.sdamgia.ru/formula/0e/0ed24a592ec9fe5f878dc1d658f61b1cp.png

10

https://ege.sdamgia.ru/formula/74/74412cb571859abfb477a06fdb464118p.png

10

https://ege.sdamgia.ru/formula/74/74412cb571859abfb477a06fdb464118p.png

Показательные уравнения

Показательные уравнения

1

https://ege.sdamgia.ru/formula/d3/d3fb32d2eb52265bde7f1d02b1a0eba5p.png

1

https://ege.sdamgia.ru/formula/d3/d3fb32d2eb52265bde7f1d02b1a0eba5p.png

2

https://ege.sdamgia.ru/formula/0d/0dc2b784bb06f409f3f94367e95e5b1cp.png.

2

https://ege.sdamgia.ru/formula/0d/0dc2b784bb06f409f3f94367e95e5b1cp.png.

3

https://ege.sdamgia.ru/formula/32/32267eb65e903e7c2fa62567324135fdp.png.

3

https://ege.sdamgia.ru/formula/32/32267eb65e903e7c2fa62567324135fdp.png.

4

https://ege.sdamgia.ru/formula/b4/b4228a91c5c06f25fff4a4ce6b2ef10ap.png.

4

https://ege.sdamgia.ru/formula/b4/b4228a91c5c06f25fff4a4ce6b2ef10ap.png.

5

https://ege.sdamgia.ru/formula/f7/f729e931b632bee6466393192dc64060p.png.

5

https://ege.sdamgia.ru/formula/f7/f729e931b632bee6466393192dc64060p.png.

6

https://ege.sdamgia.ru/formula/83/83b68546ca67c13a826341541b3b0b3ap.png.

6

https://ege.sdamgia.ru/formula/83/83b68546ca67c13a826341541b3b0b3ap.png.

7

https://ege.sdamgia.ru/formula/ba/ba20f78f1dd31a079e4a215d14e0ca47p.png.

7

https://ege.sdamgia.ru/formula/ba/ba20f78f1dd31a079e4a215d14e0ca47p.png.

8

https://ege.sdamgia.ru/formula/9d/9df4e379362428e1567cf6c3b811d061p.png

8

https://ege.sdamgia.ru/formula/9d/9df4e379362428e1567cf6c3b811d061p.png

9

https://ege.sdamgia.ru/formula/0e/0ed24a592ec9fe5f878dc1d658f61b1cp.png

9

https://ege.sdamgia.ru/formula/0e/0ed24a592ec9fe5f878dc1d658f61b1cp.png

10

https://ege.sdamgia.ru/formula/74/74412cb571859abfb477a06fdb464118p.png

10

https://ege.sdamgia.ru/formula/74/74412cb571859abfb477a06fdb464118p.png

 


 

Открытый урок в 10 «Ф» классе по теме: «Показательные уравнения»

Открытый урок в 10 «Ф» классе по теме: «Показательные уравнения»

Показательные уравнения Тип учебного занятия : изучение нового материала

Показательные уравнения Тип учебного занятия : изучение нового материала

Дидактическая задача - изучение оптимального объема материала, формирование умения пользоваться приобретенными знаниями на практике

Дидактическая задача - изучение оптимального объема материала, формирование умения пользоваться приобретенными знаниями на практике

Слайд №4. Взаимопроверка\самопроверка

Слайд №4. Взаимопроверка\самопроверка

Слайд №10. Изучение нового материала

Слайд №10. Изучение нового материала

Приложение 1 Фронтальный опрос: «Заморочки из бочки» 1

Приложение 1 Фронтальный опрос: «Заморочки из бочки» 1

Приложение 2 Фронтальный опрос: «Заморочки из бочки» 1

Приложение 2 Фронтальный опрос: «Заморочки из бочки» 1

Приложение 3 Показательные уравнения

Приложение 3 Показательные уравнения

Приложение 4 Показательные уравнения

Приложение 4 Показательные уравнения

Приложение 5 Показательные уравнения

Приложение 5 Показательные уравнения

Приложение 6 Показательные уравнения

Приложение 6 Показательные уравнения

Приложение 7 Показательные уравнения

Приложение 7 Показательные уравнения

Показательные уравнения

Показательные уравнения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2021