Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Красновосходская средняя общеобразовательная школа»
Кизлярского района Республики Дагестан
Разработка открытого урока по биологии в 7 «а» классе на тему:
«Лишайники»
Автор разработки: Базаева Асият Юсуповна, учитель биологии
с. Красный Восход
2024г.
План-конспект урока.
Тема урока: «Лишайники»
Цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, раскрыть сущность процесса образования лишайников, их роль в природе и хозяйственной деятельности человека.
Задачи:
Образовательные:
1. Создать условия для приобретения учащимися новых знаний по строению, питанию и размножению лишайников как симбиотических организмов, включая экологическое и практическое значение.
2. Развивать умение доказывать и объяснять особенности данной группы организмов.
Развивающие:
1. Создать условия для формирования и развития исследовательских способностей обучающихся.
2. Способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования.
Воспитательные:
1. Обретение опыта эмпатийного и толерантного взаимодействия в парах, группах.
2. Формирование опыта продуктивного слушания.
Тип урока: урок введения новых знаний.
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация «Лишайники», учебники, тетради, письменные принадлежности.
Ход урока
I. Организационный момент.
Объявление темы, целей и задач урока. Актуализация и мотивация знаний учащихся. Организация начала занятия.
II. Изучение нового материала.
Слово учителя:
- На прошлых уроках мы познакомились со строением и жизнедеятельностью различных грибов. Вспомните, какой тип питания характерен для грибов? Грибы - гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не могут их синтезировать самостоятельно.
Что такое симбиоз? Симбиоз - это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу обоим организмам или одному из них и не наносит ощутимого вреда другому из них. Вы помните, что грибы вступают в симбиотические отношения с корнями деревьев. Как называется симбиоз гриба и корней деревьев? Такой симбиоз называется микориза.
Грибы способны вступать в симбиоз не только с корнями деревьев, но и с водорослями. Такой симбиоз называется лишайником.
Сегодня мы совершим наше путешествие на экспрессе фантазии и узнаем много нового и интересного об этих организмах. На каждой станции, на которой мы будем останавливаться, вы должны будете записывать основные понятия и термины для характеристики каждой остановки нашего экспресса. А вам предлагаю нарисовать схему нашего путешествия, в которой отражены основные моменты нашего пути.
Станция «Географическая».
Пояснения учителя с демонстрацией слайдов.
На стволах деревьев, камнях можно увидеть небольшие, разнообразно окрашенные пластинки или «кустики». Это и есть лишайники. Это своеобразная группа организмов, которая состоит из гриба и водоросли, которые помогают друг другу выжить. Благодаря взаимопомощи этих организмов, лишайники выживают там, где другие погибли бы.
Лишайники есть везде. Они встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и т.д. Много их в тропиках, но больше - в умеренных и холодных областях. Вместе со мхом лишайники образуют покров на болотах в тундре, тайге, на песках, лесах.
К лишайникам относится 25 тыс. видов. В Антарктиде есть более 350 видов лишайников, встречаются они и у самого южного полюса Земли.
Станция «Биологическая».
Рассказ учителя с элементами беседы.
1) Строение лишайника.
Тело лишайника называется слоевище. Вспомните, у каких организмов тело тоже называется слоевищем? Слоевищем называется тело многоклеточных водорослей.
Цвет слоевища лишайников может быть крайне разнообразным. От серовато-белого, почти бесцветного, до ярко окрашенного: красного, зеленого, желтого, черного.
Само слоевище, как мы уже говорили, состоит из двух различных организмов - гриба и водоросли. Взаимосвязь этих организмов настолько тесная, что они являются самостоятельными организмами. Если сделать тонкий срез слоевища лишайника и посмотреть его под микроскопом, можно увидеть переплетение бесцветных нитей гиф гриба, между которыми расположены водоросли. Водоросли могут располагаться одиночно или группами. Иногда гифы гриба проникают внутрь водорослей. В состав лишайников могут входить разнообразные зеленые и сине-зеленые водоросли. Вспомните, кто такие сине-зеленые водоросли? (Дети отвечают.) Это фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии). Чаще всего водоросли, входящие в состав лишайников, одноклеточные, но встречаются и многоклеточные.
Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника? (Дети делают свои предположения). Нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, а клетки водоросли синтезируют органические вещества. Таким образом, водоросль обеспечивает гриб органическими веществами, а гриб водоросль минеральными веществами и водой.
Интересно то, что некоторые водоросли, входящие в состав лишайников, иногда встречаются в природе самостоятельно (являются свободноживущими). Грибы, входящие в состав лишайников, отдельно не встречаются. И если их лишить водорослей - симбионтов - погибают.
Подобные симбиотические отношения сложились в процессе эволюции этих двух организмов. Некоторые ученые считают, что эти взаимовыгодные отношения выросли из паразитических. Считается, что вначале гриб паразитировал на водоросли, лишь поддерживая подходящие жизненные условия для водоросли. Многие ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно характера этих сложных взаимоотношений. Но большинство из них сходятся в том, что эти отношения выгодны обоим организмам, хотя гриб в них заинтересован больше, чем водоросль.
2) Слоевище может иметь форму листа, кустика и т.д. По форме слоевища лишайники подразделяют на накипные, листоватые и кустистые.
А. Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни.
Б. Пластинчатое слоевище листоватых лишайников немного поднято над поверхностью, прикреплено и похоже на листок.
В. Слоевище кустистых лишайников, и правда, напоминает кустики, которые растут на поверхности грунта, особенно в тундре.
3) Размножение лишайников.
Как целостный организм, лишайник размножается вегетативно, т.е. кусочками слоевища или особыми шаровидными образованиями, в которых среди нитей гриба размещены клетки водорослей.
Станция «Исследовательская».
Работа с учебником. Пользуясь учебником, а также знаниями, полученными на уроке и личным опытом, ответьте на вопрос: каково значение лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека?
Значение лишайников в природе:
Значение лишайников в жизни и хозяйственной деятельности человека:
Станция «Экологическая».
1)Требования лишайников к условиям произрастания.
Лишайники очень неприхотливые организмы. Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман и т.д.) В сильную жару они высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением воды они снова оживают. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50-100 лет, но отдельные виды живут дольше. Отличительная черта лишайников – медленный рост. За год средний прирост составляет 1-5 мм. Единственный фактор среды, к которому чувствительны лишайники - чистота воздуха.
2). Значение лишайников в природе.
Лишайники являются организмами-пионерами. Они разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Их разрушительное действие завершает воздух и вода. Поселяясь в местах, где растения жить не могут, через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения, например, мхи. Со временем на месте произрастания лишайников образуется грунт. Об этом процессе мы говорили на уроках природоведения в 5 классе.
Лишайники - индикаторы состояния окружающей среды. Они очень чувствительны к загрязнению воздуха, поэтому не могут расти у дорог. Особенно вредными для лишайника являются соединения серы (оксида серы SO2), угарный газ (оксид углерода СО), соединения азота (оксид азота NO). Если концентрация оксида серы SO2 составляет 0,3 мг/м3, там лишайники не растут вообще.
Хотя, если посмотреть на деревья, растущие вдоль дорог, вы можете увидеть и там лишайники. Это говорит о том, что даже эти организмы способны вырабатывать приспособления к условиям внешней среды.
III. Обобщение и систематизация новых знаний.
А теперь мы сыграем в игру «Семафор». Я называю утверждение. Если оно правильное, вы поднимаете зелёный знак семафора. Если неправильное - красный.
Что изображено на рисунке под цифрами 1, 2 и какие функции они выполняют
Пройдите лабиринт и сделайте вывод об усвоении нового материала.
V. Итог урока.
Учитель:
Сегодня мы совершили путешествие, которое помогло нам немного вспомнить строение и жизнедеятельность различных грибов, а главное – познакомиться с многообразием лишайников и их приспособлениями к определенным местам обитания.
Ученики:
Мы ответили на вопрос, каково значение лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека.
Мы поняли, что любое изменение окружающей среды приведет к исчезновению видов на Земле.
VI. Рефлексия и оценка работы
Используется прием «Рефлексивная мишень».
На листках с изображением мишени учащиеся ставят значки «+» в том секторе, который соответствует их оценке урока (3, 4 или 5 баллов) Мишень разделена осями на 4 части: «Узнал новое», «Буду использовать», «Расскажу друзьям», «Было интересно». При выходе из класса ученики прикрепляют мишени магнитами к доске.
VII. Домашнее задание (на выбор).
1. Выучить тему на стр. 43-47 , ответить на вопросы в конце параграфа.
2. Творческое задание: подготовить сообщение о лишайниках нашей местности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.