Разработка открытого урока по биологии в 9 «б» классе на тему: «Пищеварение в ротовой полости»
Оценка 4.6

Разработка открытого урока по биологии в 9 «б» классе на тему: «Пищеварение в ротовой полости»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
18.06.2024
Разработка открытого урока по биологии в 9 «б» классе  на тему: «Пищеварение в ротовой полости»
Разработка открытого урока по биологии в 9 «б» классе на тему.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Красновосходская средняя общеобразовательная школа»

Кизлярского района Республики Дагестан

 

 

 

 

Разработка открытого урока по биологии в 9 «б» классе  на тему:

«Пищеварение в ротовой полости»

Автор разработки: Базаева  Асият  Юсуповна,  учитель биологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 с. Красный  Восход

                                                             2024г.

 

 

Цель: познакомить учащихся с особенностями пищеварения в ротовой полости.

Задачи:

Образовательные (предметные результаты): обеспечить усвоение знаний о механической и химической обработке пищи в ротовой полости; свойствах ферментов; рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости.

Развивающие (метапредметные результаты): продолжить работу над формированием у учащихся навыков частично-поисковой деятельности; умения применять полученные знания в собственной жизни; умения работать в должном темпе.

Воспитательные (личностные результаты): воспитывать уважение к интеллектуальному труду; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная установка, презентация к уроку, компьютерный диск «Биология. 9 класс», «1С: Школа. Биология. 9 класс» (Сопровождение -  презентация к уроку), накрахмаленный бинт, чашка Петри, раствор йода, ватная палочка, 2 пробирки, продукты питания (куриное мясо, растительное масло, крахмал).

 

Ход урока

 

I.Организационный момент.

Вам предлагаю улыбнуться, сделать вдох и потянуться.

Носом глубокий вдох и медленно через рот – выдох.

Вдох-выдох.

Садитесь.

II.Актуализация опорных знаний

На прошлом уроке мы начали изучать пищеварительную систему, познакомились с органами пищеварения и основными стадиями процесса пищеварения. Давайте вспомним то, что мы уже узнали.

 

Фронтальный опрос.

Пищеварение – это … (Процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химическое расщепление ферментами питательных веществ на более простые вещества, хорошо усваиваемые организмом.)

Питательные вещества – это … (Жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом как пластический материал для построения клеток и служащие источником энергии, необходимой для его жизнедеятельности.)

Пищевые продукты – это … (Продукты животного и растительного происхождения, используемые человеком в пищу как в обработанном, так и в необработанном виде .)

Пищеварительный канал состоит из: … (Ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, тонкого кишечника, толстого кишечника.)

 

Функции пищеварительной системы:

  1. … (Секреторная – выработка пищеварительных соков: слюны, желудочного сока, поджелудочного сока, кишечного сока.)
  2. . … (Двигательная – захват и перемещение пищи по пищеварительному каналу.)
  3. … (Всасывающая – переход питательных веществ, воды и минеральных веществ в кровь или лимфу.)

 

Работа по вариантам.

Задание №1

Выбрать:

1 вариант – питательные вещества

2 вариант – продукты питания

 

1.Мороженное; 2. Лимон; 3.Жирные кислоты; 4.Нуклеиновые кислоты; 5. Углеводы; 6.Хлеб; 7.Треска; 8.Сливочное масло; 9.белки; 10.Глицерин; 11.Картофель; 12.Мясо; 13.минеральные соли; 14.Аминокислоты; 15.Глюкоза; 16.Колбаса;  17.Жиры.

 

Задание №2

Вариант №1

Установить последовательность органов пищеварительной системы:

1.желудок; 2.толстая кишка; 3.ротовая полость; 4.тонкая кишка; 5.пищевод; 6.глотка.

Вариант №2

Запишите формулу зубов.

Взаимопроверка

 

III.Изучение новой темы.

Учитель:

Представим себе, что человеческий организм - это сложная химическая фабрика, постоянно перерабатывающая пищу и воду и отводящая в «отвал» продукты переработки.

-        Как вы считаете, какие необходимы условия для работы этой фабрики? (поступление питательных веществ, воды и согласованная работа внутренних органов)

-        Какое оборудование должно быть на этой фабрике? (органы пищеварения)

-        Какую функцию выполняет эта фабрика? (переваривание и усвоение пищи)

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с самым верхним этажом «пищеварительной фабрики»- ротовой полостью.

Тема сегодняшнего урока - «Пищеварение в ротовой полости»

Какова цель нашего урока? (познакомиться со строением и процессами пищеварения в ротовой полости)

Давайте обратимся к исторической справке…

… Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Почему? Вы хотели бы это узнать? (Ответы учащихся)

Учитель:

 Мы вернемся к этому историческому факту в конце урока.

 

Учитель:

1.   Ротовая полость – это начальный этап пищеварительной системы.

Пищеварение в ротовой полости начинается с поступления сигнала из головного мозга о том, что настало время для приема пищи. Раздражителем может быть запах или вид приготовленного кулинарного блюда.

В ротовой полости есть такой орган – язык.

Вопрос: Для чего нам нужен язык? (ответы учеников).

Учитель:

-        Да, совершенно верно. Язык – это мышечный орган, образованный поперечно - полосатой мышечной тканью. Мышечные волокна расположены в разных направлениях, поэтому язык может выполнять самые разнообразные движения при жевании и речи, а также участвует в проталкивании пищевого комка в глотку при глотании. Слизистая языка имеет огромное количество вкусовых рецепторов, поэтому он является и органом вкуса. 

-        “Покажите язык!” – эту фразу большинство из нас слышали на приёме у врача. Действительно, язык может многое сказать о состоянии, как органов желудочно-кишечного тракта, так и других органов и систем организма. В восточной медицине существует отдельная отрасль медицины, занимающаяся диагностикой всего организма по языку.

 

Вопрос: Что происходит с пищей во время пережевывания?

(Ответ учеников: в ротовой полости пища смачивается слюной, измельчается ….).

Вопрос: Откуда берется слюна? (ответ учеников: из слюнных желез)

 

Учитель:

 Правильно, но какие же железы находятся в ротовой полости?

 (работа с текстом учебника)

 

Ответы учеников:

  1. Околоушная.
  2. Поднижнечелюстная.
  3. Подъязычная.

 

Учитель:

А теперь, ребята, мы попробуем определить их месторасположение  (работа с текстом учебника)

  1. Определение положения околоушных слюнных желез.

 Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. При этом вы почувствуете, как во рту увеличивается количество слюны.

 

– Околоушные слюнные железы выделяют жидкую слюну.

 

  1. Определение положения подчелюстных слюнных желез.

Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2–3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.

 

– Поднижнечелюстные выделяют вязкую и густую слюну, которая зависит от количества муцина-слизи (обеспечивает глотание пищи).

 

 

  1. Подъязычная железа.

Эта железа лежит глубоко, и ее прощупать не удается. Зато легко обнаруживается устье протока этой железы: у основания уздечки языка (тяжа, который соединяет нижнюю часть языка с дном ротовой полости). Если резко приподнять язык кверху, то иногда можно увидеть небольшой фонтанчик слюны.

 

Вопрос:  Какова функция слюны? (сообщение ученика)

 

В ротовой полости пища смачивается слюной и пережевывается, то есть происходит ее химическая и механическая обработка.

При потреблении разных продуктов питания выделяется неодинаковое количество слюны. Это зависит от консистенции пищи. Когда мы едим мясо, выделяется 1,1 мл слюны, хлеба – 2 мл, сухарей – 3 мл. Состав слюны зависит от функционального состояния и возраста человека. Внешне она похожа на воду, но в 18-35 раз более вязкая. В состав слюны входят ферменты.

Ферменты это биологически активные вещества, которые ускоряют расщепление пищевых продуктов.

 

СОСТАВ СЛЮНЫ:

  1. Муцины – сложные белки, придающие слюне вязкость и клейкость, способствуют смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчают его проглатывание.
  2. Лизоцим убивает микробы.
  3. Амилаза является ферментом и расщепляет молекулы крахмала и гликогена с образованием мальтозы и сахарозы

А какие химические превращения происходят с пищей под воздействием слюны, мы с вами узнаем, проведя лабораторную работу.

Всё необходимое для её выполнения у вас находится на столах. (приложение 1)

 

 

Лабораторнаяработа №6.

 

«Действие слюны на пи­тательные вещества»

 

Цель работы: показать способность слюны переваривать углеводы.

 

Оборудование и реактивы:

-        2 пробирки — в одной кусочек куриного мяса (источник белка), в другой несколько капель раститель­ного масла (жир);

-        2 кусочка накрахмаленной ткани (крахмал — углевод);

-        раствор слюны;

-        ватные палочки;

-        чашка Петри;

-        раствор йода.

 

 

Ход работы:

Свойства ферментов слюны

Условия опыта

Результаты опыта

Выводы

Раствор слюны +белок (мясо)

Нет реакции

Белок в ротовой полости не расщепляется

Раствор слюны +жир (подсолнечное масло

Нет реакции

Жиры в ротовой полости не расщепляются

Раствор слюны +углевод (крахмал)

На марле написали слюной букву, выдержали в тепле 1 мин., подействовали йодной водой. На синем фоне появилась белая буква

Слюна содержит ферменты расщепляющие крахмал

 

  1. В пробирку (№1), в которой находится кусочек  мяса, добавьте несколько капель раство­ра слюны. Что наблюдаете?
  2. В пробирку (№ 2), содержа­щую растительное масло, также до­бавьте несколько капель раствора слюны. Что наблюдаете?
  3. На кусочке накрахма­ленной ткани с помощью ватной па­лочки, смоченной слюной, на­пишите первую букву вашего имени.
  4. Согрейте кусочек ткани между ладонями обеих рук.
  5. Поместите кусочек ткани в чашку Петри и обработайте его раствором йода. Что наблюдаете?

Выводы:

  1. Белки и жиры в ротовой по­лости не перевариваются.
  2. Ферменты слюны подействовали на крахмал, он подвергся расщеплению, поэтому мы видим белую фигурку на синем фоне.

 

Вопрос: Крахмал относится, к какой группе органических веществ? (углеводам)

 

Вопрос: Значит, какие вещества начинают перевариваться в ротовой полости? (углеводы)

 

Физкультминутка для глаз.

 

Учитель:

Я вам кое-что приготовила, посмотрите на этот лимон (выдавливается сок лимона). Чувствуете, как во рту появляется слюна?

Попав в рот, пища раздражает рецепторы в ротовой полости и в ответ на это происходит выделение слюны. Этот рефлекс называется безусловный.

Объяснил механизм рефлекторного процесса выделения слюны русский физиолог Иван Петрович Павлов, проводя опыты с собаками.

 

Итак, слюна выделяется рефлекторно.

 

С механизмом выделения слюны рефлекторно более подробно  мы познакомимся на последующих уроках.

 

IV.Рефлексия.

  • Как называются три пары крупных слюнных желез.
  • До каких веществ в ротовой полости расщепляются углеводы?
  • Какие ферменты выделяются со слюной в ротовую полость?
  • При каких условиях происходит пищеварение в ротовой полости?

Вернемся к нашему историческому факту и попробуем ответить на вопрос.

 

В Древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому иногда предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он не виновен, если нет, то виновен.

 

Можно ли в данном случае на 100% говорить о виновности или невиновности человека? (ответы учеников)

 

При страхе у человека нарушается рефлекс выделения слюны. А сухой рис проглотить невозможно. Если человек был виновен, он сильно нервничал, и у него прекращалось выделение слюны, поэтому он не мог проглотить рис. А у невиновного такого чувства не было, слюна смачивала рис, и он глотал его.

 

Учитель: Урок окончен. Встаньте ровно, напрягите тело, прогнитесь в поясе, сделаете произвольно глубокий вдох – выдох, улыбнитесь друг другу. Спасибо за работу. Желаю удач.

 

V.Домашнее задание:

 стр.176-180      Творческие задачи.

1. Выдающийся гигиенист Ф.Ф.Эрисман, автор первого в России руководства по гигиене  и создатель школы  гигиенистов, писал, что пища, не содержащая нужных для организма минеральных веществ, « хотя бы во всём остальном удовлетворяла условиям питания, ведёт к медленной смерти…». Почему? Ответ проиллюстрируйте примерами.

Приложение 1

 

Лабораторная  работа №6.

 

«Действие слюны на пи­тательные вещества»

 

Цель работы: показать способность слюны переваривать углеводы.

 

Оборудование и реактивы:

-        2 пробирки — в одной кусочек куриного мяса (источник белка), в другой несколько капель раститель­ного масла (жир);

-        2 кусочка накрахмаленной ткани (крахмал — углевод);

-        раствор слюны;

-        ватные палочки;

-        чашка Петри;

-        раствор йода.

Ход работы:

 

Свойства ферментов слюны

Условия опыта

Результаты опыта

Выводы

Раствор слюны +белок (мясо)

 

 

Раствор слюны +жир (подсолнечное масло

 

 

Раствор слюны +углевод (крахмал)

 

 

 

  1. В пробирку (№1), в которой находится кусочек  мяса, добавьте несколько капель раство­ра слюны. Что наблюдаете?
  2. В пробирку (№ 2), содержа­щую растительное масло, также до­бавьте несколько капель раствора слюны. Что наблюдаете?
  3. На кусочке накрахма­ленной ткани с помощью ватной па­лочки, смоченной слюной, на­пишите первую букву вашего имени.
  4. Согрейте кусочек ткани между ладонями обеих рук.
  5. Поместите кусочек ткани в чашку Петри и обработайте его раствором йода. Что наблюдаете?

 

Выводы:

 

 


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Красновосходская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Красновосходская средняя общеобразовательная школа»

Задачи: Образовательные (предметные результаты): обеспечить усвоение знаний о механической и химической обработке пищи в ротовой полости; свойствах ферментов; рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости

Задачи: Образовательные (предметные результаты): обеспечить усвоение знаний о механической и химической обработке пищи в ротовой полости; свойствах ферментов; рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости

Мороженное; 2. Лимон; 3.Жирные кислоты; 4

Мороженное; 2. Лимон; 3.Жирные кислоты; 4

Вопрос : Что происходит с пищей во время пережевывания? (Ответ учеников: в ротовой полости пища смачивается слюной, измельчается …

Вопрос : Что происходит с пищей во время пережевывания? (Ответ учеников: в ротовой полости пища смачивается слюной, измельчается …

Муцины – сложные белки, придающие слюне вязкость и клейкость, способствуют смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчают его проглатывание

Муцины – сложные белки, придающие слюне вязкость и клейкость, способствуют смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчают его проглатывание

Вопрос: Крахмал относится, к какой группе органических веществ? (углеводам)

Вопрос: Крахмал относится, к какой группе органических веществ? (углеводам)

Действие слюны на пи­тательные вещества»

Действие слюны на пи­тательные вещества»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2024