«Русский язык – мой мир, моя душа, моя вселенная».
Ведущая идея темы Первого урока – русский язык как основополагающий элемент культуры жителей Донецкой Народной Республики.
Цель урока – способствовать сохранению и повышению интереса в сознании учащихся к проблемам, связанным с вопросами функционирования и изучения русского языка, отношения к русскому языку как общенациональной ценности, сохранению реализации воспитательных возможностей предмета «Русский язык» для формирования духовных и нравственных качеств, мировоззрения учащегося, его гражданского, сознательного и бережного отношения к русскому языку как национально-культурной ценности, последовательного и глубокого приобщения к русской культуре.
Основные задачи:
· способствовать осмыслению статуса русского языка как государственного языка в Донецкой Народной Республике;
· акцентировать внимание на республиканском уровне важности заботы о сохранении русского языка;
· указать на то, какие меры принимаются Республикой для сохранения русского языка как духовно-нравственной ценности.
· объяснить причины внимания Донецкой Народной Республики и Главы Республики к вопросам функционирования и сохранения русского языка;
· показать разные уровни функционирования русского языка: как мирового языка, как языка народов, населяющих Донецкую Народную Республику, как государственного языка, как родного языка.
· вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского (родного) языка;
· мотивация интереса учащихся к изучению русского языка, русской литературы и культуры, формирование языковой личности учащегося с высоким уровнем лингвистической и коммуникативной компетенции.
Слоганы урока
5-6 классы
ü Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык! (А. Яшин)
ü Довольно наш язык в себе имеет слов. (Александр Сумароков)
Вектор урока
· 5 класс: Значение родного языка в жизни человека.
типы урока: общеметодологической направленности, творчества;
форма: урок - игра
ХОД УРОКА
1. Ребята, сегодня у нас необычный, занимательный и интересный урок русского языка. В нашей Донецкой Народной Республике 2019 год объявлен годом русского языка. Наш урок-игра будет посвящён началу учебного года.
Русский язык – это богатство и достоинство нашего народа. Вы все прекрасно знаете, что язык – важнейшее средство общения людей друг с другом. Это наше орудие мысли. Язык - это опора для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер. В языке можно увидеть особенности мышления и художественного творчества. Каждый из нас гордится своим родным языком.
- И сегодня мы проверим ваши знания по русскому языку.
II. Основная часть.
1 этап «Старт».
- Ребята, вы разделились на 3 команды. Сейчас ваш командир представит классу название и эмблему.
1. Представление команд. ( Название, эмблема. –связанные с русским языком)
2.Конкурс «Вселенная в алфавитном порядке»
Командам необходимо вспомнить названия планет и расположить их в алфавитном порядке (оценивается быстрота, правильность) 4.Меркурий, 1.Венера, 2.Земля, 3.Марс, 8.Юпитер, 6.Сатурн, 7.Уран, 5.Нептун
3. Первая игра: «Умники и умницы»
Учитель задаёт вопросы командам по очереди, если команда затрудняется ответить, вопрос переходит к следующей команде. Выигрывает команда, которая дала больше правильных ответов.
1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Назовите часть слова, которая стоит после корня и служит для
образования новых слов (Суффикс).
3. Какие главные члены предложения вы знаете? Назовите их (Подлежащее и
сказуемое).
4. Какой частью речи может быть выражено сказуемое? (глаголом).
5. Какие гласные звуки в нашем языке вы знаете? Назовите их [а], [о], [у], [э],
[и], [ы]. ( Их всего 6).
6. Какие знаки препинания вы знаете?
7. Какой знак обозначает звук на письме. (Буква)
8. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка)
9. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и
животное? (Зебра)
10. Какие буквы в русском языке не обозначают звуков?
11. Буквы мы пишем, а звуки … (произносим)
12. Сколько согласных в слове тень?
4. Вторая игра: «Мысли великих»
Русский язык – это язык русской нации, язык, на котором создавалась и создаётся её культура.
Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он говорит, думает. Думает! — Д.С. Лихачев
Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. — К. Д. Ушинский (1824–1871) — педагог
1. Выразительно прочитать высказывание.
2. Объяснить его значение.
Быть грамотным – значит быть творцом собственной жизни! — И. Белякова
- Помните, ребята, что важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком. Используя как можно больше красивых, правильных слов, учитесь точно выражать свои мысли. Не засоряйте свой язык нецензурной бранью, жаргонизмами и диалектизмами.
5. Третья игра: «Даймонд»
Творческая работа – составить даймонд. Это мини-сочинение, состоящее из семи строк, где первая и последняя строчки представляют собой существительные-антонимы; вторая – два прилагательных или причастия, относящиеся к первому существительному; третья – три глагола, которые также относятся к первому существительному; четвёртая – два противоположных по смыслу нераспространенных предложения, где в качестве подлежащих выступают существительные из первой и последней строк; пятая и шестая строчки зеркально повторяют вторую и третью, только относятся к последнему существительному.
Например,
Русский язык!
Великий, могучий!
Звучит, зовет, вдохновляет.
Язык – мысль. Литература – душа!
Наполняет, волнует, трогает
Классическая, родная
Литература!
6. Подведение итогов.
-Ребята, вы сегодня очень хорошо работали. Я очень вами довольна. Надеюсь, что наш урок-игра вам очень понравился.
Домашнее задание. Написание сочинение -миниатюру (метаморфозы, идентификации) на одну из грамматических тем: «Я запятая/точка, точка с запятой, тире, двоеточие, вопросительный, восклицательный знак», «Я причастие/деепричастие».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.