Тема: «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое».
Цели урока:
Оборудование: компьютер, проектор, таблицы, схемы.
Ход урока
Организационный момент
I.
1. Работа у доски.
Задание.
Анализ предложения. Составить его схему.
(СЛАЙД 1).
Русский язык в умелых руках и в опытных устах* красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
(А.И.Куприн)
[ - =, =, =,=,=,=, и =].
Первый ученик выходит к доске и вслух читает предложение, объясняет орфографию, пунктуацию, значение слова, отмеченного звёздочкой.
Второй ученик даёт устную характеристику предложению и чертит его схему.
Вопросы:
- Чем выражено сказуемое в предложении? (кратким прилагательным)
- Чем чаще всего (или какой частью речи) выражается сказуемое в предложении? (глаголом)
Слово учителя.
- Правильно, глаголом чаще всего и бывает выражено сказуемое в предложении. И тема нашего урока сегодня: “Сказуемое. Простое глагольное сказуемое”. Эпиграфом нашего урока станет высказывание А.И.Куприна о русском языке.
II. Объяснение новой темы.
Запись темы урока (СЛАЙД 2).
( проецируется на экране, учащиеся записывают её в тетрадях).
- В 8-м классе мы будем углублять знания о главных и второстепенных членах предложения. На прошлом уроке мы рассмотрели подлежащее, а сегодня начнём изучать сказуемое. Сейчас давайте вспомним все сведения о главных членах предложения, с которыми вы познакомились в предыдущих классах.
III. Работа с таблицей электронного учебника.
- Ребята, а теперь давайте рассмотрим таблицу “Типы сказуемого” (проецируется на экране. Виды сказуемого).
(Электронный учебник).
Сказуемое - главный член предложения, обозначающий признак подлежащего (действие, состояние или свойство) и отвечающий на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ РЕЧИ? ЧТО С НИМ ДЕЛАЕТСЯ? КАКОВ ОН? КТО ТАКОЙ? ЧТО ОН ТАКОЕ?
Грамматическое значение сказуемого - это значение наклонения и времени. Из всех частей речи эти значения может передавать только глагол.
Сказуемое может быть простым или составным.
Сказуемые бывают трёх типов:
1. Простое глагольное:
выражено одним глаголом в форме какого-либо наклонения.
2. Составное глагольное сказуемое:
оно состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.
3. Составное именное сказуемое:
состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение и именной части (имени существительного, прилагательного и др.), выражающей его составное лексическое значение.
- Сегодня на уроке мы рассмотрим простое глагольное сказуемое. Тема нашего урока “Простое глагольное сказуемое”. А глагол – одна из самых богатых и значимых частей речи. Чтобы убедиться в этом на конкретном примере, давайте поработаем с текстом, найдём в нём простые глагольные сказуемые, определим их роль и значение. Давайте не будем забывать и об эпиграфе нашего урока. Насколько красив, певуч, выразителен и ловок русский язык в умелых руках, мы рассмотрим на примере стихотворения Валентина Митрофановича Сидорова.
IV. Работа по тексту (СЛАЙД 3).
При встречах вновь с особой силой
Мы всп..минаем каждый раз (,)
Что пеленала3 и р..стила,2
Земля родимая ты 2 нас.4
А годы мча..ся1, мча..ся,
мча..ся,
И наш стремителен разбе…
Но – Боже мой – какое счастье
С тобой быть связа(н, нн)ым (на)век!
(Текст проецируется на экран).
Проверь себя! (СЛАЙД 4).
При встречах вновь с особой силой
Мы вспоминаем каждый раз,
Что пеленала и растила,
Земля родимая ты нас.
А годы мчатся, мчатся, мчатся,
И наш стремителен разбег…
Но – Боже мой – какое счастье
С тобой быть связанным навек!
Задание по тексту.
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните свой выбор.
2. Найдите и подчеркните в тексте простые глагольные сказуемые. Назовите их.
3. Имеются ли в тексте ещё какие-либо сказуемые, кроме простых глагольных? Подчеркните и назовите их (стремителен, быть связанным.
4. Для чего нужен глагол в речи? Ответ ученика.
Учитель:
- Известный русский писатель А.Н.Толстой (не надо его путать со Л.Н.Толстым) писал: “Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе” (СЛАЙД 5)
. Общее грамматическое значение глагола – это действие. Глаголы называют различные действия, например: мчатся – действия, связанные с положением и перемещением в пространстве.
- Как вы думаете, ребята, почему в стихотворении глагол мчатся повторяется трижды? (Автор с помощью повтора изображает стремительный бег времени).
5. Определите тему, основную мысль текста.
Тема текста: земля родимая
Основная мысль: поэт убеждает нас в том, что быть связанным с родной землёй – это счастье.
6. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.
Стиль текста: художественный, потому что автор использует в тексте изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, звукопись и др. Назовите примеры и запишите их в тетрадь.
Эпитет – родимая земля, метафора – пеленала и растила земля
7. К какому типу речи относится данный текст (повествование, описание, рассуждение)? Докажите это.
Тип речи – повествование.
Доказательство: в тексте сообщается о последовательных действиях, т.е. даётся динамика событий: начало действия (поэт с кем-то встречается, и они начинают вспоминать); его развитие: пеленала и растила земля Воронежская, гудело гулко поднебесье, песни плыли над рекой, годы мчатся (одна картина сменяется другой).
Слово учителя.
- Да, в тексте действительно использован тип речи – повествование, даётся динамика событий при помощи глаголов, т.е. предметы показываются в движении. Обилие глаголов, или глагольность речи, обычно отличает повествование от описания, в котором главными выразительными средствами речи являются имена существительные, прилагательные.
V. Закрепление материала.
Упражнение (электронный учебник).
Задание. Определить типы сказуемых. Записать предложения с простым глагольным сказуемым.
(находят в предложениях сказуемое, работают с компьютером учащиеся).
VI. Работа с учебником «Русский язык» (Практика).
Выполнение упражнения по учебнику.
Упр. 110 (письменно)
Задание. Найти сказуемые, указать их тип , подчеркнуть как член предложения.
VII. Творческая работа(СЛАЙД 6)
Написать небольшой текст, употребляя простые глагольные сказуемые, на тему «Осень».
VIII. Задание на экране (СЛАЙД 7).
1. У меня есть заветная мечта.
2. Мы сегодня будем заливать каток.
3. Сегодня день был ясный.
4. Я расскажу вам интересную историю.
5. Туман начинает постепенно рассеиваться.
6. Нам понравился это праздник.
IX. Итог урока.
Вывод (на электронном учебнике)
Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели простое глагольное сказуемое, а на примере текста убедились, что А.И. Куприн был прав, утверждая: “Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.
X. Домашнее задание (СЛАЙД 8).
На выбор. Упр. 111 или упр. 113 (написать небольшой текст по заданному началу).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.