Разработка по русскому языку - 8 кл.
Оценка 4.7

Разработка по русскому языку - 8 кл.

Оценка 4.7
docx
16.11.2020
Разработка по русскому языку - 8 кл.
Простое глагольное сказумое - 8 класс.docx

Тема: «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое».

Цели урока:

  • обобщение сведений о сказуемом, знакомых учащимся по курсу V-VII классов;
  • ознакомление с разными типами сказуемых;
  • формирование умений: находить сказуемое, определять форму простого глагольного сказуемого;
  • развитие умения выполнять комплексный анализ текста;
  • воспитание любви к родному краю.

Оборудование: компьютер, проектор, таблицы, схемы.

Ход урока

Организационный момент

I.                   

1.     Работа у доски.

Задание.

 Анализ предложения. Составить его схему.

(СЛАЙД 1).

Русский язык в умелых руках и в опытных устах* красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

                                                     (А.И.Куприн)

[ - =, =, =,=,=,=, и =].

Первый ученик выходит к доске и вслух читает предложение, объясняет орфографию, пунктуацию, значение слова, отмеченного звёздочкой.

Второй ученик даёт устную характеристику предложению и чертит его схему.

Вопросы:

- Чем выражено сказуемое в предложении? (кратким прилагательным)

- Чем чаще всего (или какой частью речи) выражается сказуемое в предложении? (глаголом)

Слово учителя.

- Правильно, глаголом чаще всего и бывает выражено сказуемое в предложении. И тема нашего урока сегодня: “Сказуемое. Простое глагольное сказуемое”. Эпиграфом нашего урока станет высказывание А.И.Куприна о русском языке.

 

II.               Объяснение новой темы.

Запись темы урока (СЛАЙД 2).

( проецируется на экране,  учащиеся записывают её в тетрадях).

- В 8-м классе мы будем углублять знания о главных и второстепенных членах предложения. На прошлом уроке мы рассмотрели подлежащее, а сегодня начнём изучать сказуемое. Сейчас давайте вспомним все сведения о главных членах предложения, с которыми вы познакомились в предыдущих классах.

III. Работа с таблицей электронного учебника.

- Ребята, а теперь давайте рассмотрим таблицу “Типы сказуемого” (проецируется на экране. Виды сказуемого).

 (Электронный учебник).

Сказуемое - главный член предложения, обозначающий признак подлежащего (действие, состояние или свойство) и отвечающий на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ РЕЧИ? ЧТО С НИМ ДЕЛАЕТСЯ? КАКОВ ОН? КТО ТАКОЙ? ЧТО ОН ТАКОЕ?

Грамматическое значение сказуемого - это значение наклонения и времени. Из всех частей речи эти значения может передавать только  глагол.

 Сказуемое может быть простым или составным.

 

Сказуемые бывают трёх типов:

1.     Простое глагольное:

выражено одним глаголом в форме какого-либо наклонения.

2.     Составное глагольное сказуемое:

оно состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.

3.     Составное именное сказуемое:

состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение и именной части (имени существительного, прилагательного и др.), выражающей его составное лексическое значение.

- Сегодня на уроке мы рассмотрим простое глагольное сказуемое. Тема нашего урока “Простое глагольное сказуемое”. А глагол – одна из самых богатых и значимых частей речи. Чтобы убедиться в этом на конкретном примере, давайте поработаем с текстом, найдём в нём простые глагольные сказуемые, определим их роль и значение. Давайте не будем забывать и об эпиграфе нашего урока. Насколько красив, певуч, выразителен и ловок русский язык в умелых руках, мы рассмотрим на примере стихотворения Валентина Митрофановича Сидорова.

IV. Работа по тексту (СЛАЙД 3).

При встречах вновь с особой силой
Мы всп..минаем каждый раз (,)
Что пеленала3 и р..стила,2
Земля родимая ты 2 нас.4

А годы мча..ся1, мча..ся, мча..ся,
И наш стремителен разбе…
Но – Боже мой – какое счастье
С тобой быть связа(н, нн)ым (на)век!

(Текст проецируется на экран).

Проверь себя! (СЛАЙД 4).

При встречах вновь с особой силой
Мы вспоминаем каждый раз,
Что пеленала и растила,
Земля родимая ты  нас.

  А годы мчатся, мчатся, мчатся,
И наш стремителен разбег…
Но – Боже мой – какое счастье
С тобой быть связанным навек!

Задание по тексту.

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните свой выбор.

2.     Найдите и подчеркните в тексте простые глагольные сказуемые. Назовите их.

3.     Имеются ли в тексте ещё какие-либо сказуемые, кроме простых глагольных? Подчеркните и назовите их (стремителен, быть связанным.

4.      Для чего нужен глагол в речи? Ответ ученика.

 

Учитель:

 - Известный русский писатель А.Н.Толстой (не надо его путать со Л.Н.Толстым) писал: “Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе” (СЛАЙД 5)

. Общее грамматическое значение глагола – это действие. Глаголы называют различные действия, например:  мчатся – действия, связанные с положением и перемещением в пространстве.

-  Как вы думаете, ребята, почему в стихотворении глагол мчатся повторяется трижды? (Автор с помощью повтора изображает стремительный бег времени).

5.  Определите тему, основную мысль текста.

Тема текста: земля родимая

Основная мысль: поэт убеждает нас в том, что быть связанным с родной землёй – это счастье.

6. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.

Стиль текста: художественный, потому что автор использует в тексте изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, звукопись и др. Назовите примеры и запишите их в тетрадь.

Эпитет – родимая земля, метафора – пеленала и растила земля

7. К какому типу речи относится данный текст (повествование, описание, рассуждение)? Докажите это.

Тип речи – повествование.

Доказательство: в тексте сообщается о последовательных действиях, т.е. даётся динамика событий: начало действия (поэт с кем-то встречается, и они начинают вспоминать); его развитие: пеленала и растила земля Воронежская, гудело гулко поднебесье, песни плыли над рекой, годы мчатся (одна картина сменяется другой).

Слово учителя.

- Да, в тексте действительно использован тип речи – повествование, даётся динамика событий при помощи глаголов, т.е. предметы показываются в движении. Обилие глаголов, или глагольность речи, обычно отличает повествование от описания, в котором главными выразительными средствами речи являются имена существительные, прилагательные.

V.        Закрепление материала.

Упражнение (электронный учебник).

Задание. Определить типы сказуемых. Записать предложения с простым глагольным сказуемым.

(находят в предложениях сказуемое, работают с компьютером учащиеся).

 

 

VI.    Работа с учебником «Русский язык» (Практика).

 

Выполнение упражнения по учебнику.

Упр. 110 (письменно)

Задание. Найти сказуемые, указать их тип , подчеркнуть как член предложения.

 

VII.        Творческая работа(СЛАЙД 6)

Написать небольшой текст, употребляя простые глагольные сказуемые, на тему «Осень».



VIII.      Задание на экране (СЛАЙД 7).

 

1.     У меня есть заветная мечта.

2.     Мы сегодня будем заливать каток.

3.     Сегодня день был ясный.

4.     Я расскажу вам интересную историю.

5.     Туман начинает постепенно рассеиваться.

6.     Нам понравился это праздник.

 

IX.     Итог урока.

Вывод (на электронном учебнике)

Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели простое глагольное сказуемое, а на примере  текста убедились, что А.И. Куприн был прав, утверждая: “Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.

X.               Домашнее задание (СЛАЙД 8).

               На выбор. Упр. 111 или упр. 113 (написать небольшой текст по заданному началу).


 

Тема: «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое»

Тема: «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое»

Слово учителя. - Правильно, глаголом чаще всего и бывает выражено сказуемое в предложении

Слово учителя. - Правильно, глаголом чаще всего и бывает выражено сказуемое в предложении

Сказуемые бывают трёх типов: 1

Сказуемые бывают трёх типов: 1

А годы мча..ся 1 , мча..ся, мча

А годы мча..ся 1 , мча..ся, мча

Тема текста : земля родимая Основная мысль : поэт убеждает нас в том, что быть связанным с родной землёй – это счастье

Тема текста : земля родимая Основная мысль : поэт убеждает нас в том, что быть связанным с родной землёй – это счастье
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2020