Разработка презентации урока 7 класса по теме: Применение формул сокращённого умножения
Выполнила студентка 3 курса психолого – педагогического факультета по направлению подготовки «Начальное образование и Математика», группы НОМб-15
Архипова Екатерина Дмитриевна
Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики и физики
Яковлева Татьяна Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга»
г. Петропавловск – Камчатский
2018 г.
Задачи урока:
Образовательные: учить осознанно различать формулы сокращённого умножения и умение применять их при алгебраических преобразованиях, решении уравнений.
Развивающие: развивать у учащихся умение работать в группе и индивидуально, развивать культуру вычисления, развивать память, логическое и пространственное мышление.
Воспитывающие: воспитывать аккуратность, дисциплинированность, желание и умение помогать товарищам.
Казалось бы алгебра сухая наука. Но как любая наука, она дает нам новые знания, умения, новые возможности. Древняя китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Для того, чтобы наш урок был плодотворным, давайте последуем совету китайских мудрецов и будем работать по принципу: я слышу – я вижу – я делаю!
− 3a 2 3a 3a 2 2 3a 2 ∙ 4a 3 4a 4a 3 3 4a 3 − a + 1 =
Правильный ответ
Решение: воспользуемся правилом умножения одночлена на многочлен:
- 3a 2 3a 3a 2 2 3a 2 ( 4a 3 4a 4a 3 3 4a 3 - a +1) = - 3a 2 3a 3a 2 2 3a 2 ∙ 4a 3 4a 4a 3 3 4a 3 − 3a 2 3a 3a 2 2 3a 2 ∙ (-a) - 3a 2 3a 3a 2 2 3a 2 ∙1 = − 12a 5 12a 12a 5 5 12a 5 + 3a 3 3a 3a 3 3 3a 3 - 3a 2 3a 3a 2 2 3a 2
− 12a 5 12a 12a 5 5 12a 5 + 3a 3 3a 3a 3 3 3a 3 - 3a 2 3a 3a 2 2 3a 2
Решим пример №1.
8 – 5х х −7 х −7 х −7 = 1 − 5х 2 5х 5х 2 2 5х 2
Правильный ответ
Имеем 8 − 5х х−7 х−7 х−7 = 1 − 5х 2 5х 5х 2 2 5х 2 ;
8 - 5х 2 5х 5х 2 2 5х 2 + 35х = 1 - 5х 2 5х 5х 2 2 5х 2 ;
- 5х 2 5х 5х 2 2 5х 2 + 35 + 5х 2 5х 5х 2 2 5х 2 = 1 – 8;
35х = -7;
х = - 0,2
Решим уравнение №2.
2х −1 9 2х −1 2х −1 9 9 2х −1 9 - х + 5 6 х + 5 х + 5 6 6 х + 5 6 = 2;
Решим уравнение №3.
Умножим обе части уравнения на наименьшее знаменателей дробей, т.е. на число 18:
( 2х −1 9 2х −1 2х −1 9 9 2х −1 9 - х + 5 6 х + 5 х + 5 6 6 х + 5 6 ) ∙ 18 = 2 ∙ 18;
2х − 1 9 2х − 1 2х − 1 9 9 2х − 1 9 ∙ 18 − х + 5 6 х + 5 х + 5 6 6 х + 5 6 ∙ 18 = 36;
2 (2х – 1) – 3 (х + 5) = 36;
4х – 2 – 3х – 15 = 36;
х = 53
Правильный ответ
Давайте с вами вспомним, умножение степеней с одинаковыми основаниями . Какую формулу используют?
𝑎 𝑛 𝑎𝑎 𝑎 𝑛 𝑛𝑛 𝑎 𝑛 ∙ 𝑎 𝑚 𝑎𝑎 𝑎 𝑚 𝑚𝑚 𝑎 𝑚 = 𝑎 𝑛+𝑚 𝑎𝑎 𝑎 𝑛+𝑚 𝑛𝑛+𝑚𝑚 𝑎 𝑛+𝑚
При умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели складываются, а основание остается без изменений.
2 + a -
( 2+a) 2 2+a) 2+a) 2 2 2+a) 2 -
( ab) 2 ab) ab) 2 2 ab) 2 -
2ab -
Как правильно прочитать математические выражения, которые вы видите на доске?
Сумма 2 и a
Квадрат суммы 2 и a
Квадрат произведения a на b
Удвоенное произведение a на b
= 2∙ 2 + 2a + 2a + 𝑎 2 𝑎𝑎 𝑎 2 2 𝑎 2 = 2 2 2 2 2 2 2 2 + 2 ∙ 2a + 𝑎 2 𝑎𝑎 𝑎 2 2 𝑎 2
Каким способом можно решить пример который видите на доске?
(2+𝑎) 2 (2+𝑎𝑎) (2+𝑎) 2 2 (2+𝑎) 2 = (2 + a) (2 + a) = 2 ∙ 2 + 2a + a ∙ 2 + a ∙ a =
Как по другому можно записать?
Как вы поняли, что бы все это не выполнять, придумали формулу сокращёного умножения!
Квадрат суммы и квадрат разности
Умножение многочлена можно выполнить короче, с помощью формул сокращённого умножения.
( a + b) 2 a + b) a + b) 2 2 a + b) 2 = a 2 a a 2 2 a 2 + 2ab + b 2 b b 2 2 b 2 - формула квадрата суммы.
Определение: квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения.
2. ( a − b) 2 a − b) a − b) 2 2 a − b) 2 = a 2 a a 2 2 a 2 − 2ab + b 2 b b 2 2 b 2 - формула квадрата разности
Определение: квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения.
Квадрат суммы и квадрат разности
Историческая справка
Формулы сокращенного умножения были известны еще вавилонянам около 4000 лет назад. Их не знали в символьном обозначении, но применяли при счете. Так, древние греки могли выполнять в уме следующие вычисления 412 – 312; 552 – 452 и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.